дения развития конфликтов до судебного этапа: имеются недостатки в оформлении и в содержании медицинской документации, не всегда используются возможности досудебной экспертизы на ГКК. Только в последний год появились новые возможности доказательств безупречности лечения, проведенного в соответствии с врачебными стандартами — утвержденными протоколами ведения больных «Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия)» и «Полное отсутствие зубов (полная вторичная адентия)». Эти возможности уже взяты на вооружение истцами, но пока крайне мало используются ответчиками (врачами).
Проведенный анализ позволил выделить характерные особенности «врачебных дел» в области ортопедической стоматологии:
— претензии к качеству оказанной медицинской услуги и отношение к ортопедической конструкции как к товару, что выражается, в частности, в требованиях взыскать неустойку в размере 3% за день просрочки выполнения договора на оказание стоматологических услуг;
— субъективизм в оценке качества (нежелание принимать во внимание наличие объективных сложностей, связанных с аномалиями развития зубочелюстной системы, с индивидуальными особенностями пациента и др.);
— наличие фактора материальной заинтересованности, выражающееся в завышенных требованиях по размерам оплаты повторного протезирования;
— наличие требований компенсации морального вреда.
Представляется, что ответчики могли бы успешнее решать конфликтные ситуации, если бы владели более полной информацией об особенностях судебных дел в области стоматологии, представляли бы себе варианты возможных претензий к ним и размеры финансовых исковых требований. Так, например, ответчики могли бы при чрезмерных финансовых претензиях в связи с предстоящим новым протезированием в свою очередь предлагать вниманию суда независимую оценку целесообразности планируемого протезирования и лечения и его цены и также возможные альтернативные методы лечения.
литература:
1. Жолудев С.Е. Основы организации ортопедической помощи в современных условиях: Правовые вопросы стоматологии // Стоматологический журнал. — 2000. — № 1. — С. 3 -13.
2. леонтьев О.Б., колкутин Б.Б., леонтьев Д.Б., гурова Е.Б. Врач и закон. — М., 1998.
3. Малый А.Ю., Жаров Б.Б. Защита врачей в конфликтных ситуациях// Топ-медицина. — 2000. — № 5. — С. 6-14.
4. Пашинян Г.А., Бондаренко H.H. Уровень правовой грамотности врачей — стоматологов в новых социально-экономических условиях // Стоматология на пороге третьего тысячелетия: Сборник тезисов. — М., 2001. — С. 90-92.
© С.Д. Арутюнов, П.О. Ромодановский, М.Р. Бозров, 2007 УДК: 616.31:37.01
С.Д. Арутюнов, П.О. Ромодановский, М.Р. Бозров К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТУРЕ
Кафедра стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПКС (зав. — проф. С.Д. Арутюнов), кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. — проф. П.О. Ромодановский) Московского государственного медико-стоматологического университета
В статье рассматриваются вопросы качества первичной профессиональной подготовки врачей стоматологов на этапе интернатуры. Раскрываются некоторые возможности использования блок-модульной системы обучения. Предлагаются методы и критерии оценки эффективности педагогического процесса.
Ключевые слова: качество подготовки специалистов, блок-модульная система обучения, мониторинг педагогического процесса.
TO THE PROBLEM OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF STOMATOLOGISTS AT THE GRADE LEVEL IN INTERSHIP S.D. Arutjunov, P.O. Romodanovsky, M.R. Bozrov
In article questions of quality of initial vocational training of stomatologists at a stage of intership are considered. Some opportunities of use of block-modular system of training are opened. Methods and criteria of an estimation of efficiency of pedagogical process are offered.
Key words: quality of preparation of experts, block-modular system of training, monitoring of pedagogical process.
Разработка алгоритма любого исследования обра- решать профессиональные задачи на основе внутренних и
зовательного процесса, тем более в свете приоритетных внешних ресурсов индивидуума.
национальных проектов «Образование» и «Здоровье», Общеизвестно, что на сегодняшний день в отечествен-
обуславливает необходимость определения методов ной науке и практике существуют разнообразные теоре-
оценки комплекса образовательных, социологических, тико-методологические подходы как к решению вопросов
нормативно-правовых и иных источников. С одной сторо- обучения в целом, так и к организации профессиональной
ны, это предопределяется существующими стандартами подготовки. Среди них, применительно к задачам нашего
профессионального образования в целом, с другой сто- исследования, могут быть выделены ключевые, которые
роны, — оценкой критериев качества профессиональной приведены на схеме 1 (см. рис. 1). Результаты исследований,
подготовки обучающихся учебным заведением высшего предпринятых в данной работе, будут анализироваться и
профессионального образования [2, 3]. С данных пози- приводиться в соответствии с названными подходами. ций, выбор принципов и показателей качества подготовки Согласно исследованиям А.И. Делендик [4], почти
будущих специалистов на этапе интернатуры должен 90% опрошенных пациентов желают, чтобы все виды сто-
строиться с учетом включения в программу обучения клю- матологической помощи им были оказаны одним специа-
чевых компонентов профессиональной компетентности, листом — стоматологом общей практики. С современных
т.е. специальных знаний, умений и навыков, позволяющих позиций, это определяет необходимость при подготовке
стоматолога общей практики выработки у него навыков профессионального мышления, в основе которого лежит единство содержательного и логического компонентов.
Рис. 1. Теоретико-методологические подходы в организации профессиональной подготовки интернов-стоматологов на этапе обучения в интернатуре.
Как указывалось рядом авторов [2,5], содержательный компонент может быть развит традиционными методами обучения, основанными на воспроизведении конкретных теоретических знаний. Но для формирования логического компонента этого, кончено, недостаточно. Поэтому поиск соответствующих методов, обеспечивающих развитие логической стороны мышления, должен стать предметом специального обучения. Очевидно, что основной целью такого обучения будет выработка у врачей-интернов стоматологов навыков сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, конкретизации и систематизации и иных видов мыслительной деятельности. Именно совокупность данных компонентов лежит в основе развития творческого потенциала мышления. Воплощение этой цели в жизнь возможно лишь при условии всестороннего использования в образовательном процессе учебно-исследовательской работы и проблемного обучения.
Такой подход, а также существующая в Московском государственном медико-стоматологическом университете схема взаимодействия подготовки врачей-интернов стоматологов по основной и смежным дисциплинам, в которых определены необходимые объемы теоретических знаний и практических навыков по пограничным специальностям, позволяет врачу-специалисту осуществить переход к профессиональной деятельности по принципу стоматологии общей практики.
Такая методика приобретения практических навыков может работать по принципу «обратной связи», что весьма удобно и позволяет получать хорошие результаты. С учетом этого, на основе данного подхода, были предложены и апробированы методические рекомендации по контрольной оценке квалификационного уровня интернов-стоматологов, которые предусматривают организационные мероприятия по обучению, методике учета и анализа деятельности. Такие методические рекомендации разработаны для каждого отдельного вида деятельности обучающихся на ступени перехода от практики врача-стоматолога — специалиста (терапевт, ортопед и т.д.) к общеврачебной стоматологической практике.
Рассматривая вопросы последипломного образования в медицинских вузах, следует отметить, что в Московском государственном медико-стоматологическом университете подготовка в интернатуре по специальности 040401 «Стоматология общей практики» осуществляется в несколько этапов.
Первый этап обучения — построен по классическому варианту преподавания и состоит из лекции, практического занятия и семинара.
Как правило, двухчасовая лекция предваряет практическое занятие. Для достижения эффективности обучения на данном этапе используется специально разработанное информационное обеспечение, которое включает в себя информационные материалы. Комплект информационных материалов содержит методические разработки по разделам терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии, стоматологии детского возраста. Наборы дидактического материала, выдаваемого каждому интерну на занятии, включают как учебные и контрольные задания, так и специальную литературу для общего пользования, списки рекомендуемой литературы.
Контроль усвоения знаний проводится преподавателем с помощью тестов 1-го и 11-го уровней и проверкой выполненного контрольного задания, построенного по типу ситуационной задачи.
Выполнение первого этапа отвечает одной из задач обучения — развитию содержательного компонента мышления.
На втором этапе обучения предполагается самостоятельное выполнение курсовой работы, выбранной по желанию из набора тем, предложенных преподавателем. Ключевым моментом является тот факт, что курсовая работа выполняется каждым стоматологом-интерном на определенном практическом материале (из первичной медицинской документации медучреждения и самостоятельно полученными методами анкетирования или опроса) в течение цикла. Защита работы производится в рамках кафедральной конференции (с участием всех обучающихся — обязательное условие) и, как правило, превращается в дискуссию. Оценивается работа на основе общего обсуждения преподавателями и обучающимися.
Не вызывает сомнения, что именно такой подход к обучению способствует развитию у интернов ряда положительных качеств, необходимых в дальнейшей практической деятельности стоматолога общей практики (рис. 2).
Рис. 2. Обязательные профессиональные качества, необходимые в практической деятельности врача-стоматолога общей практики.
В рамках третьего этапа врач-интерн стоматолог реализует полученные знания и практические навыки в профессиональной деятельности.
Эффективность разработанной этапной программы преподавания подтверждается результатом входного (исходного), промежуточного и итогового тестирования, подкрепленного оценкой практических навыков и решением ситуационных задач на экзамене. Для сравнения результатов входного и итогового тестирования можно и оценки их достоверности целесообразно применить простые статистические методы (критерий 1 — Стъюдента, коэффициент ранговой корреляции и др.).
В данном ключе, особый смысл для оценки эффективности обучения приобретает разработка критериев мониторинга так называемой отдаленной оценки [6]. К сожалению, до настоящего времени еще не предложена надежная методика, позволяющая проследить, как изменились показатели работы обучающегося после его прихода на рабочее место, а также показатель деятельности его рабочего места.
Огромную пользу в последипломном обучении врачей оказывает современная компьютерная техника. Одним из перспективных направлений работы компьютерного класса (центра, «клуба») может стать проведение аттестационного экзамена, причем не только для врачей-интернов, но и клинических ординаторов, например, в связи с получением сертификата на право самостоятельной работы.
Очевидно, что одним из наиболее важных задач образовательного процесса является отработка технологии измерения эффективности овладениями интернами проблемного материала, которую можно представить следующими этапами (рис. 3).
Рис. 3. Этапы мониторинга результативности процесса изучения проблемного материала.
Рассматривая данный вопрос, следует заметить, что профессиональные качества специалиста в рамках квалификационных характеристик специалиста достаточно трудно оценивать и сравнивать, тем более количественно отображать. Для этого в качестве инструмента измерения целесообразно использовать тесты [1].
В этом плане в Московском государственном медико-стоматологическом университете нашел широкое применение тестовый контроль, которые используется как «рубежный» (после каждого определенного срока обучения) и как итоговый (после изучения всего предмета). Кроме того, с началом использования в учебном процессе модульной формы обучения, тест (учебное модульное задания в тестовой форме) используется для самоконтроля.
Тестовый контроль может применяется в печатном или компьютерном (электронном) варианте. В ходе использования тестов было выяснено, что делать их более сложными, или преобразовывать в тесты ситуационные задачи, является нецелесообразным. По крайне мере, последние лучше применять как самостоятельный вариант контроля. Широко применяемый тестовый контроль знаний на занятиях и во время внеаудиторной подготовке помогает активизировать мыслительную деятельность обучающихся, повысить качество и эффективность преподавания, позволяет выявить полноту и уровень знаний.
В заключении следует отметить, что эффективность любого мониторинга, в т.ч. педагогического, обеспечивается интегральностью объективных показателей оценки качества обучения и выполнением воспитательной функции по отношению к личности будущего стоматолога. С этих позиций, анализ общих закономерностей мониторинга образовательного процесса требует более тщательного изучения предмета мониторинга как необходимого условия успешности обучения интернов в системе непрерывного высшего образования, тем более с позиций ключевых составляющих приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
литература:
1. Аванесов Б.С. Композиция тестовых заданий. — 3-е изд. — М., 2002.
2. Арутюнов С.д., цветкова л.А. Методика обучения в клинической интернатуре по специальности 040401 «Стоматология» // Кафедра. — 2002. — №3. — С. 40-42.
3. Бутова Б.Г., Зимина э.Б., Наваркин М.Б. Новая технология непрерывного образования // Врачебная газета. — 1999. — №1. — С.17-18.
4. Делендик А.И. Организация и совершенствование работы врача-стоматолога общей практики: Дис. ... канд. мед. наук. — Минск, 2000.
5. Психолого-педагогические аспекты в деятельности преподавателя высшей медицинской школы / Под ред. М.М. Пожарицкой. — М., 1995.
6. Сазонова Г.С. Педагогический мониторинг успешности обучения в системе непрерывного медицинского образования: Дис. ... канд. мед. наук. — Екатеринбург, 1999.
© Е.Н. Мартынова, Е.В. Беляева, 2007
УДК: 617.541-001-06:340.6
Е.Н. Мартынова, Е.В. Беляева НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАКРЫТОЙ ТРАВМЫ ГРУДИ
Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. — проф. П.О. Ромодановский) Московского государственного медико-стоматологического университета
Статья посвящена вопросам экспертной оценки закрытой травмы груди, сопровождавшейся ранними и поздними осложнениями. Проведен клинико-экспертный анализ двух групп наблюдений. В первую вошли 27 пациентов, у которых торакальные повреждения были выявлены как случайные находки при лечении в терапевтическом отделении городской многопрофильной больницы по поводу соматических заболеваний (ХНЗЛ, гипертоническая болезнь и др.). Вторую группу составили 15 пациентов с изначально диагностированной закрытой травмой груди. На основе анализа клинико-экспертных данных подтверждается актуальность проблемы и необходимость ее изучения в рамках специального исследования.
Ключевые слова: закрытая травма груди, ранние и поздние осложнения, экспертная оценка.
SOME QUESTIONS OF THE EXPERT ANALYSIS OF CONSEQUENCES OF THE CLOSED TRAUMA
OF BODIES OF THE THORACAL CELL
E.N. Martynova, E.V. Beljaeva
Article is devoted to questions of an expert estimation of the closed trauma of the breast accompanied with early and late complications. The expert analysis of two groups of supervision is lead. 27 patients at whom торакальные damages