Научная статья на тему 'К проблеме формирования полиэтнической культуры дошкольников'

К проблеме формирования полиэтнической культуры дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ан Г. И., Адрова Т. Н., Жумабаева А. Ж.

В статье прослеживается актуальность полиэтнокультурного образования в современном государстве, раскрываются цели и задачи полиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, стратегии реализации данных задач в дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of preschool children’s Multiethnic culture formation

The article reveals polycultural education in the modern state, the goals and objectives of the multicultural education of preschool age children, the strategies of these tasks implementing in a preschool organization.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования полиэтнической культуры дошкольников»

м®

ш

О

О с

о

U

ш

2

<

н

и <

сц. п о с:

Os И

зс <

Г.И. Ан,

воспитатель высшей категории ГККП, «Ясли-сад № 14 акимата города Коста-ная отдела образования акимата города Костаная»

Т.Н Адрова,

воспитатель высшей категории ГККП, «Ясли-сад № 14 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

А.Ж. Жумабаева,

методист ГККП, «Ясли-сад № 14 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

с и о 02

ш с;

из

0

рц

С ш

jQ

1 J3

<=: £

f-

<

Нег1зг1 создер: элем, келшм, полимэдени тулга, этносаралыц цатынастар

Ключевые слова: мир, согласие, поликультурная личность, межнагрюнальные отношения

Keywords: peace, consent, polycultural personality, inter-ethnic relations

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Макала Ka3ipri замангы мемлекет-Teri полимэдени бшм берудщ езек-тштн аньщтайды, мектепке дешнп жастагы балаларды кеп мэдениетп тэрбиелеудщ максаттары мен мшдет-терш, мектепке дешнп уйымда осы мшдеттерд1 жузеге асырудыц нысан-дары, эдютерш жэне куралдарын корсете дг

Аннотация

В статье прослеживается актуальность полиэтнокультурного образования в современном государстве, раскрываются цели и задачи полиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, стратегии реализации данных задач в дошкольной организации.

Annotation

The article reveals polycultural education in the modern state, the goals and objectives of the multicultural education of preschool age children, the strategies of these tasks implementing in a preschool organization.

Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать ее грядущим поколениям во всем ее многообразии и красоте.

Хью Х.Илтис

В современных условиях практически в любой части мира мы наблюдаем разнообразные по характеру, но единые, по сути, этносоциальные конфликты, являющиеся следствием

Ш

отсутствия понимания ценности мира и согласия. И здесь, пожалуй, Казахстан является образцом таких взаимоотношений в обществе, которые характеризуются наличием взаимопонимания различных этнических сообществ, исключающих проявления ненависти, розни и любых форм насилия.

Не случайно одной из главных идеологических опор глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев полагает укрепление межнационального мира и стабильности. И основой такого положения вещей является не только историческая преемственность толерантных межнациональных отношений в Казахстане, но и целенаправленная политика первого Президента страны, сумевшего в довольно сложных социально-экономических и политических условиях переходного периода, удержать эту достаточно «тонкую сферу» человеческих отношений в «твердых руках», не допустив даже мысли о проявлениях сепаратизма, национальной розни.

Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межэтнокультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева.

Все великие люди планеты, мудрецы и философы мечтали о мире между народами. Они учили каждого из нас, как сохранять мир и согласие, оставили поколениям свои советы и назидания. Среди них великий Абай Кунанбаев, философии которого придерживается наш Президент.

Абай Кунанбаев считал, что любовь

к людям - основа мира и согласия, он писал: «Не будь сыном своего народа, а будь сыном человечества» [1,с.68].

Люби, словно братьев, людей всех на свете

И чти справедливость всей сутью своей [1,с.77].

Глобализация проблем мира на планете Земля ставит перед мировой системой образования важную задачу формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения, в том числе дошкольников, которая является основой мира и согласия в обществе. Образовательная система Казахстана следует решению этой проблемы, реализуя концепцию этнокультурного образования, принятую в 1996 году.

Проблемам построения образования на принципах полиэтнического образования были посвящены работы И. Ал-тынсарина, Ю.В.Бромлея, Л.Гумилёва, К.Ж. Кожахметовой, Н.К. Рериха, H.H. Чебоксарова и других.

Особенно активизировались исследования по проблеме формирования полиэтнической культуры в современной педагогике в связи с актуальностью процессов этнической идентичности, возникли концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Г. Гасанова, «Воспитание культуры мира» З.К.Шникендорфа, «Школа диалога культур» Т.С.Жакуповой и др..

Актуальна и своевременна концепция этнокультурного образования PK, которая выдвигает на первый план создание условий для иденфикации личности со своей этнической культурой, которая способствует развитию интереса и усвоению других этнокультур; формированию индивида, обладающего полиэтнической культурой.

В конструировании системы деятельности по формирования полиэтнической

ш п О bS

О С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н

S

с и о m

ш t=i иа О о.

С

Щ

3 X

J2 -

£

н <

ж

ш ^

О

ЬгС

О

с

о

ш <

ни <

Оц.

О С

о? <

с и о

03

ш с;

из О с. С ш

■Л

|

ы.

<

культуры воспитанников детского сада исходим из трактования понятия полиэтнической культуры школьника, данного М.В. Слесарь, с учётом особенностей возраста детей дошкольного возраста.

Полиэтническая культура школьника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- это системно-личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [2, с.8].

Объясняя позицию относительно данного определения, автор уточняет, что освоение любого вида культуры, основанной на общечеловеческих нравственных ценностях, способствует развитию качеств личности, реализуемых в деятельности; полиэтническая культура

- это вид культуры, освоение которой позволяет организовать и совершенствовать жизнедеятельность людей. Кроме того, существенным аспектом реальности является полиэтничность глобального мира, следовательно, необходимо владение таким видом культуры, который обеспечит взаимодействие человека с представителями других этнических культур. Этот вид культуры и есть полиэтническая культура личности. При этом следует учесть, что в условиях этнического многообразия, в котором формируется подрастающее поколение, идёт процесс этнического возрождения, и история развития человеческого сообщества показала его неизбежность и актуальность [3,с.45]. Согласны с этой точкой зрения, учтём в практической деятельности по воспитанию полиэтнической культуры дошкольников.

Мы считаем очень важным, чтобы каждый человек сумел познать свой этнос, его культуру и в нём познать себя.

Лишь осознав себя его частицей, человек может признать за другим право гордиться своим этносом и открыто проявлять свою этничность. Только в зеркале иной культуры человек может осознать свою собственную, увидеть ее ярче, объемнее, многообразнее, ощутить себя частью целого, хранителем и продолжателем традиций.

Поэтому мы разработали определенную систему формирования полиэтнической культуры дошкольника:

• внедрение комплексного плана активного и сознательного участия детей во всей организационно учебной деятельности и во всех мероприятиях в детском саду;

• использование средств и методов этнопедагогики (сказки народов мира, пословицы, поговорки, народные подвижные игры, учебно - развивающие игры) в образовательном процессе;

• подготовка семьи к воспитанию дошкольника и совместные действия с семьёй (мероприятия, развлечения, утренники, консультации, мастер-классы, анкетирование, родительские собрания);

• этическое воспитание дошкольников;

• воспитание в духе мира и ненасилия.

Основанием разработанной нами системы является анализ создавшейся ситуации:

• нередко формальные и множество дошкольных мероприятий мало влияют на формирование полиэтнической культуры дошкольников;

• детская художественная литература не в полной мере учитывает необходимость усвоения знаний народной мудрости, способствующих формированию полиэтнической культуры дошкольников;

• современные компьютерные игры

ад:

для детей не отражают полиэтническую культуру;

• отсутствие необходимых знаний у родителей для целенаправленного формирования полиэтнической культуры у детей.

Одним из аспектов становления личности, обладающей полиэтнической культурой, является этическое воспитание. Необходимо, чтобы хорошие манеры стали внутренней потребностью каждого дошкольника, тогда в будущем исчезнут хамство, грубость, сквернословие.

По этому поводу в своём трактате «Наставление народам» выдающийся чешский педагог Я.А.Каменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым правилам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Коменский в «Великой дидактике» описал методы воспитания, приведём один из них, который важно использовать педагогам дошкольных организаций и родителям в воспитании этической культуры, о чём следует с ними говорить: «Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что - либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается; если же ты показываешь, как делают что - либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний» [4].

Этикетная культура отражает и национальные особенности, поскольку различные этнические сообщества вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют истори-

ческим условиям жизни разных народов и очень важно, чтобы воспитатель знал замечательные традиции этносов, дети которых представлены в группе.

Полиэтническая культура подрастающего поколения является важной составляющей духовности.

Проблема духовности вообще и светской в частности имеет давнюю традицию, как в философии, так и в педагогике. В настоящее время стремительно увеличивается количество мечетей, церквей и других религиозных приходов. Но всё больше встаёт вопрос: «Стало ли от этого процесса наше молодое поколение духовно богаче?», «Не утрачивают ли свою роль образовательные учреждения в воспитании светской духовности?». Вопросов много, а ответ один: необходимо повысить роль всех образовательных учреждений в воспитании светской духовности в связи с тем, что образование в нашем государстве светское.

Гуманизация отношений «воспитатель - ребёнок» особо важная составляющая системы воспитания полиэтнической культуры личности ребёнка дошкольника. Речь идёт не только о любви к замечательным, талантливым, послушным детям, а о любви ко всем детям, независимо от того, хорошие они или плохие (возможно, к «плохим», «недолюбленным» - особенно) уже только по тому, что они дети и потому, что только чья-то любовь, как говорит Э.Фромм, даёт каждому человеку возможность раскрыться и «быть» [5,с.29].

Время стремительного развития науки и техники, достижений в области искусства, остаётся быть временем трагическим, наполненным насилием во всех его формах - войнами, убийствами, обесцениванием человеческой жизни.

Народная мудрость гласит: «все люди -братья», «не убий», «люби ближнего, как

ш

е; о ьг О С

о

и ш

2 <

н

о £

ч о с в; х

г

<

н з с и о т

ш ^

из О о.

С

щ

3 X

л -

£

н <

самого себя», «любите врагов ваших» -так понимают ненасилие народы мира.

Под формированием личности дошкольника в духе мира и ненасилия мы понимаем целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, способствующих бесконфликтному, комфортному проживанию в полиэт-но-культурном обществе.

Пути решения проблемы воспитания в духе мира и ненасилия нашли отражение в трудах Демокрита, Руссо, Мон-теля, А.Кунанбаева, Ы. Алтынсарина. Этой проблеме посвящены многие современные исследования: К.Ж.Кожах-метовой, Ш. Амонашвили, Б.Т.Лихачёва.

Нами определён следующий комплекс педагогических условий эффективного функционирования нашей системы формирования полиэтнической культуры дошкольников:

СС 1 «

1.передача знании этнологии в про-^ цессе изучения всех образовательных о областей в соответствии с возрастными 2 особенностями детей;

2.внедрение полиязычия в образова-Е тельный процесс;

3.привитие навыков культуры обще-

г ния в полиэтнической среде, основан-

<

^ ных на знаниях народной мудрости.

4. использование гуманистической 5 педагогики.

^ Только системная работа по форми-Е рованию полиэтнической культуры чле-и нов нашего общества, в том числе дои школьников, обеспечивает в будущем ~ мир и согласие в обществе.

ш о

В каком мире жить нашим детям и ? внукам зависит от каждого из нас. Гостеприимный шанырак казахской юрты ^ согревает всех нас теплом своего оча-

? га, дает кров и пищу. Мы все в ответе

£

ь

за него. Только вместе, только сообща мы должны выстроить мирную жизнь нашей страны, сохраняя созданное, создавая намеченное, следуя программной статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания».

ЛИТЕРАТУРА

1.Казахская литература: учеб. хрестоматия для 9кл.рус.школ/Сост. - авт.: А.Ж. Жаксылыков, Н.О. Джуанышбе-ков, Ж.К. Каракузова, И.Р.Махракова и др. - Алматы: Жет1 жаргы, 2002.-560с.

2.Слесарь М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача процесса модернизации содержания образования /М.В. Слесарь. Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения - основы мира и согласия. С б. ст. междунар. науч.-практ. конф. -Костанай, - 2013,- С.3-11.

3.Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально - культурной деятельности. Дис. канд. пед. наук: 13.00.05/М.В. Слесарь. -Челябинск, 2014. - 192с.

4.КаменскийЯ.А.Великая дидактика [Электронный pecypc]http://jorigami. ru/PP с orner/Cl as si с s/Komen sky/ Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_ izbr. htm#_Toc237611318

5.Мишаткина T.B. Педагогическая этика:Учеб. Пособие /Т.В. Мишаткина. - Ростов н/Д.:Феникс; Мн.: Тетра Системе, 2004. - 304с.

6.Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] http://www. akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_ conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.