Г.А. Дильдибекова,
старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала
АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Heehsi сездер: этнопе-дагогика, этика, этнотоле-ранттылыц, тэрбие, бала, мектепке деишг/ тэрбие мен оцыту.
Ключевые слова: этно-педагогика, этика, этното-лерантность, воспитание, ребенок, дошкольное воспитание и обучение.
Keywords: etnopedagogy, ethics, etnotolerantnost,
education, child, pre-school education and training.
Вестник «(3p.ney»-kst ^^
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МАЛЕНЬКИХ КАЗАХСТАНЦЕВ
Авдатпа
Аталган макал ада мектепке дейшп тэрбие мен окытуда этнопедагогикальщ багыт карастырылады. Мектепке дейшп жаста балаларда элемд1 тану ypflici калыптасады жэне ба-ланын осы кезде бойына С1щрген1 оньщ eмipлiк устанымы жэне когамдагы тэрт1б1н аньщтайды, осы уакытта элеуметтж карым-катынас алгашкы дагдылары алынады, ултаральщ кд-тынас этикасыньщ Heri3i cinipmefli, адамньщ езшщ жэне езш коршагандарга катынасы болып аныкталады.
Аннотация
В данной статье рассматривается этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания и обучения. В дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе, приобретаются первоначальные навыки социального общения, усваиваются основы этики межнационального общения, отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.
Annotaition
This article discusses Ethnopedagogical orientation of preschool education. At younger age ideological picture of the child is g formed and all that he absorbs, will determine its life position and ¡±1 behaviors in society in future, the initial social skills are acquired, § basis ethics of international communication, the relationship of §
man to himself and to their surroundings are assimilated. О
w
В
В новых социокультурных условиях, когда происходят 2
коренные изменения в казахстанском обществе, осуществля- ^
ется поиск новых жизненных смыслов, переоценка ценностей, ^
устоявших идеалов, общество неизбежно обращается к своему о
прошлому, в том числе и в сфере воспитания. Резкое возраста- t*
ние интереса к проблеме межнационального общения обуслов- щ
лено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напря- н
женности между народами, при этом замечу, что действенность Е
воспитания культуры межнационального общения зависит от о
его раннего начала. д
Этикой межнационального общения человек способен 2 овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной
ё
средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не щ
известно о существовании разных народов, а затем к человеку ^
иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы с-
ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ^
ценность гуманных отношений, в которых утверждается чув- ^ ство собственного достоинства [3].
1(7)/2015
Вестник «Орлеу»-!«!
х
ш
1
О С
0
и М
В
2
1
о с
X
3
и О т
из О
Ё ш -а X -а с;
£
н <
Этнокультура призвана стать двигателем социального развития, способом для снятия социального напряжения, интегратором нации, коммутатором для ее представителей [2].
Этнопедагогическая направленность дошкольного образования предполагает построение воспитательного процесса с учётом гуманистических основ народной педагогики, утверждением основных нравственных правил человеческого бытия; предусматривает последовательное включение ребёнка-дошкольника в систему этнических и общечеловеческих ценностей с использованием народных факторов воспитания с целью развития у него понимания и принятия этнокультурного многообразия, формирования этнокультурной компетентности.
Придание образованию этнопедагогиче-ской направленности - это процесс длительного исторического развития теории и практики воспитания, когда каждый последующий этап предполагает не только критическое осмысление опыта прошлого, но и конструктивное использование его прогрессивных идей. Возрастает необходимость обоснования сущности этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в современных условиях, определения возможности использования прогрессивных идей прошлого с позиций их преемственности и развития в настоящее время.
Поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Этнопедагогическая направленность непосредственно дошкольного воспитания в её региональном аспекте рассмотрена в исследовании М.Б. Кожановой, которая определила основные компоненты содержания регионально-этнической направленности воспитания детей. К ним исследователь отнесла воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; использование средств народного воспитания [1].
В дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе, приобретаются первоначальные навыки социального общения, усваиваются основы этики межнационального общения, отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению. Для ребенка этого возраста характерна эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание этики межнационального общения у детей невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу, которая строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Основная деятельность детей по развитию полиэтнической культуры строится на включении детей в специальные занятия по овладению знаниями о других народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей; использование занятий с применением игры как средства воспитания этнотолерантности; широкое применение методов эмоционального воздействия. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов через игру показывает способность детей к сочувствию, сопереживанию, наличие положительных эмоций при общении со сверстниками, независимо от их пола, расы, национальности; позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
Продуктивное использование прогрессивного опыта прошлого предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности личности, духовно-нравственного и личностного развития, воспитания патриотических чувств, культуры межнационального общения. Это определяется использованием факторов народной педагогики с учётом современных задач социализации
Вестник «Орлеу»-!^
Ш1
личности, применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий, разработка этнокультурных проектов и т.д.).
Этнопедагогическую направленность педагоги дошкольного образования Костанай-щины осуществляют не только на словах но и на деле. Старшим преподавателем кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» Ионовой С.П. разработан учебно-методический комплект «Этноград», который базируется на принципах кулыуросообразности, природосообразности, народности и ведущих идеях преемственности; представленности в воспитательном процессе общечеловеческих, этнических ценностей. Творческими педагогами ГККП «Ясли-сад №27» создан сборник праздников и развлечений для детей 4-7 лет, в котором реализован принцип народности, кулыуросообразности и этнопедашгической направленности дошкольного воспитания.
Творческой группой преподавателей кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» составлен учебно-методический комплект «Толерантный ребенок», в котором раскрыто педагогическое сопровождение ребёнка в условиях этнопедашгической направленности дошкольного воспитания. В учебно-методическом комплексе «Толерантные дети» творческие педагоги ГККП «Ясли-сад №27» г. Костаная делятся опытом работы по организации этнокультурной развивающей среды, использованию педагогического диагностического инструментария по определению уровня воспитанности толерантного отношения к окружающим людям.
В детском саду «Улыбка» г. Лисаков-ска работает творческий педагог Пернико-ва H.A. Она является автором-составителем учебно-методического комплекса «Ботакан», направленного на формирование у детей дошкольного возраста полилингвальной культуры и этнокультурной компетентности.
Данные формы работы позволяют педагогам дошкольного образования Костанай-
ского региона, с одной стороны, сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать разных людей, укреплять казахстанское общество. В глубинах народной мудрости заложены идеи мирного сосуществования разных народов, их сотрудничества и взаимодействия, поэтому народную педагогику можно рассматривать как основу гуманизации образования в современных социокультурных условиях.
В связи с этим, воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Данный процесс включен во все доступные для дошкольника в саду виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, познавательную, продуктивную и требует поэтапной организации деятельности. Каждому из этапов будут характерны определенные условия, средства, результаты деятельности [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарова, Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина Х1Х-начало XXI вв.) [Текст]: Автореф. Дис. на соискание ученой степени канд. пед.наук: 13.00.01\Л.М. Захарова.-Ульяновск, 2011. - 46 с.
2. Ибраева, К.Ж. Этнокультура как средство формирование личности. [Текст]\ Ибраева К.Ж. \\ Этнопедагогика в системе образования. -2010.-№3.-С.11.
3. Суслова, Э.К. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 1. - С. 3.
4. http://nauka-pedagogika.com
5. http://library.by
ш
I
О С о
I—
W
В
н
I
о с
о о
m
из О
Й -а X
Н
ьс <С