Психология
УДК:159.99
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна
Юго-Осетинский государственный университет имени А. А. Тибилова (г. Цхинвал);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Икоева Римма Руслановна
Юго-Осетинский государственный университет имени А. А. Тибилова (г. Цхинвал); старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Газзаева Мадина Зауровна
Юго-Осетинский государственный университет имени А. А. Тибилова (г. Цхинвал)
К ПРОБЛЕМЕ ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация. В статье рассматриваются основные психологические причины развития конфликтов в разнонациональных семьях. Характеризуются типы семей по вероятности развития в них конфликтных отношений. Отмечается необходимость оказания квалифицированной психологической помощи, направленной на снижение остроты психотравмирующих реакций и повышение уровня социально-психологической компетентности личности в данной сфере.
Ключевые слова: разнонациональные семьи, национальная специфика, семейный конфликт, взаимная адаптация супругов, предупреждение и нейтрализация конфликтов.
Annotation. The article deals with the main psychological causes of conflicts in different ethnic families. The types of families are characterized by the probability of development of conflict relations in them. The necessity of providing qualified psychological assistance aimed at reducing the severity of psychotraumatic reactions and increasing the level of socio-psychological competence of a person in this sphere is noted.
Keywords: different ethnic families, national specifics, family conflict, mutual adaptation of spouses, prevention and neutralization of conflict.
Введение. Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние людей друг на друга. Причиной конфликтов в межнациональных семьях является нарушение ролевых ожиданий супругов, разногласия по вопросам воспитания детей, отношений с родственниками и друзьями, а также рассогласования норм поведения, обусловленных национальными особенностями. Авторы ставят целью сделать сравнительный анализ ролевой структуры семьи и характера взаимодействия супругов в конфликтах в мононациональных и межнациональных семьях.
Изложение основного материала статьи. В каждой национальной общности вырабатываются, как известно, специфические представления о характере семейных отношений, который поддерживается в народном сознании, выражается в традициях и обычаях этноса, в поступках и отношениях носителей его культуры. Совершенно естественно, что каждая из этих характеристик обладает собственным национальным выражением. На Кавказе, например, оно одно, у народов Средней Азии - другое, в районах Сибири и Дальнего Востока - третье. При этом у всех практическая реализация данных отношений обычно проходит через следующие стадии. Сначала у индивида складываются общие представления о семье. Затем на их основе у него формируются взгляды на жизнь собственной семьи. После этого сложившиеся представления реализуются человеком в собственном браке, накапливается его опыт семейной жизни в условиях моноэтнической или полиэтнической среды. Следующим, наиболее значимым этапом данного сложного процесса является непосредственная динамика развития конкретных супружеских отношений.
Ко времени вступления в брак у каждого из супругов имеется уже сложившаяся система потребностей, вытекающая из национальной специфики их образа жизни [6; 8]. Она может существенно отличаться от системы потребностей партнера и даже вступать в противоречие с ней. Если отношения между супругами характеризуются взаимным уважением, взаимопониманием, доверием друг к другу, умением уступать партнеру, считаться с его интересами и потребностями, то такие противоречия нейтрализуются довольно легко, что способствует сохранению и укреплению брака. В условиях же отсутствия данных качеств они могут не только обостряться, но и перерастать в конфликты, создавая серьезные проблемы. Их косвенное отражение состоит в неуклонно растущем количестве разводов в молодых семьях, характеризующихся продолжительностью брачного союза от 1 до 5 лет. При этом в числе основных социально-психологических факторов дезорганизации супружеских отношений учеными отмечается именно негативный, конфликтный характер взаимодействия брачных партнеров [9].
Как утверждают психологи [1; 6; 7; 12], значительное место в развитии конфликтов между супругами занимает расхождение в их интересах, взглядах, представлениях, вкусах, привычках. Имеется и такая точка зрения, согласно которой причинами конфликтов становятся несовместимость характеров брачных партнеров, расхождения в их нравственных позициях, ролевых ожиданиях, личностных качествах, а также противоречия, связанные с общением, исполнением семейных обязанностей, защитой собственного достоинства [5; 9].
В целом типичную основу развития семейного конфликта ученые видят в следующем: а) неправильной мотивации вступления в брачный союз; б) нарушении ролевой структуры семьи, связанной с несогласованностью представлений супругов о ее укладе и ценностях; в) искаженной интерпретации чувства любви или его утрате; г) отсутствии или дефиците взаимопонимания, взаимной моральной поддержки, взаимопомощи в решении хозяйственных проблем; д) низком уровне материального благополучия; е) ревности или супружеской измене; ж) несогласованности в представлениях супругов о возможности проведения свободного времени, общения с друзьями и т.п. [5].
Особого внимания в данной связи заслуживает вопрос о том, насколько сложными могут быть подобные ситуации между супругами, принадлежащими к разным этническим общностям. Межнациональные браки в полиэтническом государстве являются довольно распространенным явлением, что ставит ученых-психологов и социальных работников перед необходимостью глубокого изучения и анализа психологических особенностей граждан - членов разноэтнических семей. Как показывают данные специальных исследований и результаты практических наблюдений, именно семья закладывает основы отношения индивида к представителям иных этнических общностей, и то, каким будет это отношение, определяет решение многих вопросов в жизни каждого человека. В условиях семейного, а в теснейшей взаимосвязи с ним и
общественного воспитания индивид уже с раннего возраста формируется как носитель традиций, обычаев, привычек, общественных и моральных ценностей той нации, к которой он принадлежит [3; 4].
По вероятности развития конфликтных отношений в психологической науке выделяются следующие типы разнонациональных семей [6; 11; 12]:
• благополучные, в которых супруги с детского возраста проживают в межэтнической среде и потому легко адаптируются к национальной специфике интересов, потребностей и традиций партнера;
• конфликтные, где постоянно присутствуют сферы, в которых различие в интересах, потребностях, национально-психологических особенностях членов семьи приводит к противоречиям, а через них - к сильным и длительным отрицательным эмоциональным состояниям. При этом возможно длительное сохранение брачного союза благодаря воздействию других скрепляющих факторов, включая взаимные уступки и компромиссные решения партнеров;
• кризисные, в которых национальное своеобразие интересов, потребностей, традиций супругов настолько разнятся, а их позиции настолько непримиримы, что взаимная адаптированность, уступки и компромиссы представляются невозможными. Подобные семьи или распадаются сразу, или могут какое-то время находиться на грани распада;
• невротические, характеризующиеся непрекращающимися ссорами, длительным противостоянием супругов, причина которых часто состоит в отрицательном отношении к браку со стороны родственников, принадлежащих к разным этническим общностям;
• проблемные, для которых характерно длительное переживание трудностей, способное привести к ослаблению стабильности брака и даже к его распаду. Причины таких трудностей могут состоять в отсутствии достаточной жилплощади, продолжительной болезни кого-то из членов семьи, нехватка средств на ее содержание, экономическая или психологическая зависимость от родителей или старших родственников и др. Это может приводить к обострению взаимоотношений между супругами, порой приводящих к психическим расстройствам [6; 11; 12].
Процесс взаимной адаптации брачных партнеров в разнонациональных семьях является, естественно, более трудным по сравнению с семьями однонациональными, не осложненными расхождением в культурах супругов. Следует также отметить, что развитие конфликтов в таких семьях наблюдается тем чаще, чем больше отдаленность культур, нередко приводящая к противоречиям, наиболее интенсивно проявляющимся в сфере взаимоотношений, связанных с семейно-бытовыми обычаями и традициями.
Согласно показателям социологического опроса, проблемы, приводящие к обострению противоречий, конфликтным ситуациям и даже деструктивным конфликтам, связаны в основном с психологической или экономической зависимостью молодых супругов от родителей, взаимоотношениями со старшими родственниками, обусловленным национальными особенностями традиционным образом жизни семьи, традиционными этническими связями, определяющими построение ролевой сферы супругов: регламентированность обязанностей каждого из них, семейное лидерство мужа, строгую недопустимость для мужчины выполнения домашних дел, закрепленных как бы за женщиной, и пр.
Главным условием успешной взаимной адаптации супругов в разнонациональных семьях является их подготовленность к браку, включающая способность к преодолению противоречий такого типа. Она состоит, например, в проявлении взаимного уважения к национальному языку и религии партнеров, в правильном понимании и выполнении каждым из них своей семейной роли, в готовности к принятию компромиссных решений, ответственности за семейное благополучие, высокой культуры общения [8; 10].
Возможность предупреждения и нейтрализации конфликтов между супругами определяется прежде всего наличием у них способности понять, простить, уступить, т.е. принять компромиссный вариант, а также владением культурой общения, состоящей в соблюдении в общении как друг с другом, так и с другими родственниками элементарных нравственных норм жизни - вежливости, тактичности, доброжелательности [2; 12].
Ведь любой конфликт представляет собой, как отмечают психологи [1; 6; 9; 11; 12], феномен столкновения разнящихся интересов, который может привести к выработке взаимоприемлемого решения каких-либо проблем. Определяющую роль в данной связи играет форма протекания конкретного конфликта. Если он приводит к выявлению скрытых мотивов кого-то из супругов, в результате которого они обнаруживают друг в друге нечто новое, недопустимое с их позиции, итог развития конфликта может быть неоднозначным. При конструктивном конфликте, общий фон протекания которого характеризуется позитивными взаимоотношениями и взаимной эмоциональной привязанностью партнеров, ими осознаются взаимные претензии и вырабатывается единая точка зрения на решение проблемы. Если же конфликт деструктивный, он не предполагает положительного решения супругами спорных вопросов, а сводится чаще всего к выяснению отношений между ними, дезорганизующему общение и препятствующему выработке единой позиции. Последствием подобных ситуаций часто становятся развитие негативных взаимоотношений и ослабление взаимной эмоциональной привлекательности супругов.
Выводы. Тем не менее, межличностное общение брачных партнеров в разнонациональных семьях нередко ставит их перед необходимостью конструктивного решения рассматриваемой проблемы. Существенную роль в этом должна сыграть квалифицированная помощь специалиста-психолога, направленная на снижение остроты психотравмирующих реакций и повышение уровня социально-психологической компетентности личности в данной сфере, ибо адекватное функционирование всех сторон жизни социума требует прежде всего здоровой семьи.
Литература:
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография - СПб.: Речь, 2005.
2. Бесаева А.Г., Гассиева Н.К., Джиоева А.А. К вопросу о формировании этнической идентификации // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 41-42.
3. Бесаева А.Г., Дзудцова Е.М. Об одном из аспектов воспитания личности в системе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 325-326.
4. Бесаева А.Г., Дзудцова Е.М., Келехсаева А.А. О Теоретических основах формирования нравственно-этической ориентации младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 216-217.
5. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г. О развитии ценностно-смысловой ориентации учащихся на уроках литературы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 301-302.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.
7. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. — М., 2008.
8. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
9. Культура и этнос. Учебное пособие / Сост. Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Суродина. — Волгоград: Перемена, 2005.
10. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 3: 126-137.
11. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консульти-рования: Учебно-методическое пособие. - Москва, 2005.
12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2004.
13. Султанова З.В., Бесаева А.Г. Особенности базовых жизненных ориентаций у южных и северных осетин // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 320-322.
14. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. - М., 1993.
Психология
УДК 796.332.015.12
кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков к объектам окружающего мира и самому себе как субъекту психического отражения существующей действительности. Авторами статьи раскрыты механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков в зависимости от возрастных особенностей психофизического развития и социализации личности в обществе, сущность и содержание основополагающих понятий, таких как - ценность, ценностные ориентации и ценностные отношения.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностные отношения, система ценностных ориентаций, подростки.
Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of features of development of a system of valuable orientations of teenagers to objects of the world around and itself as to the subject of mental reflection of the existing reality is conducted. Authors of article opened mechanisms of formation of valuable and semantic orientations of teenagers depending on age features of psychophysical development and socialization of the personality in society, essence and the maintenance of fundamental concepts, such as - value, valuable orientations and the valuable relations.
Keywords: value, valuable orientations, valuable relations, system of valuable orientations, teenagers.
Введение. На основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы рассматривается проблема изучения особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков к различным сферам жизнедеятельности человека и самому себе как субъекту социально-культурной деятельности [2, 8, 1l, 17, 18]. В результате теоретического исследования выявлено, что изменчивость субъективных ценностно-смысловых ориентаций подростков к окружающему миру взаимосвязана с особенностями восприятия подростком самого себя и своего места в социуме, при котором система развития ценностных ориентаций является отражением существующей действительности. Переоценка жизненных ценностей и смена ценностных ориентаций представляет собой закономерный процесс психического развития личности подростка и ее социализации в коллективе связана с возрастными особенностями. Приобретение новых жизненных и социальных ролей позволяет подростку переосмысливать прежние и создавать новые ценностно-смысловые ориентации, вновь трансформируя систему ценностного отношения к различным сторонам жизнедеятельности. Социализация подростка представляет собой, с одной стороны, процесс, с другой, результат активного освоения, усвоения, присвоения и воспроизводства личностью социального опыта, знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать и развиваться в качестве полноценного и полноправного члена общества. Подростковый возраст представляет собой этап интенсивного становления личности, формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе реализации различных видов деятельности и межличностного общения, преимущественно интимно-личностного характера [5, 6, 10, 14, 23].
Изложение основного материала статьи. Ценности как субъективные образы отражаемой человеком объективной реальности выступают в неразрывном единстве с действием. С одной стороны, ценности побуждают и направляют человека к активности, с другой стороны, только посредством действия человек открывает для себя истинную ценность объектов. Поэтому не случайно большинство исследователей обращают внимание на то, что ценности выполняют функцию ориентации активности человека. На их основе формируются и функционируют ценностные ориентации, обусловливающие направленность активности человека в форме деятельности и поведения [1, 7].