Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке студентов вуза к семейной жизни'

К вопросу о подготовке студентов вуза к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1478
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОЛОДЁЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарчук Александр Иванович, Шинкарёва Людмила Владимировна, Иванова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования и укрепления семьи, подготовки молодёжи к самостоятельной семейной жизни, психологической совместимости супругов в браке, индивидуально-психологические особенности супругов, особенности межличностных отношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке студентов вуза к семейной жизни»

УДК 372

Бондарчук Александр Иванович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ Белгородского государственного университета, [email protected], Белгород

Шинкарева Людмила Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ Белгородского государственного университета, [email protected], Белгород

Иванова Татьяна Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ Белгородского государственного университета, іаіуапа. [email protected], Белгород

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Bondarchuk Alexander Ivanovich

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpreschool pedagogies and psychology scientifically research university of the Belgorod state university bondarchuk @live.ru, Belgorod

Shinkaryova Lyudmila Vladimirovna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpreschool pedagogies and psychology scientifically research university ofthe Belgorod state university, [email protected], Belgorod

Ivanova Tatyana Ivanovna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpreschool pedagogies and psychology scientifically research university of Belgorod state university, tatyana.ivanova 2011 @yandex.ru, Belgorod

TO THE QUESTION ON PREPARATION OF STUDENTS OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TO HOME LIFE

Семья, как и всякий социальный институт, находится в постоянном развитии. испытывая на себе влияние различных социальных, экономических и политических факторов. Поэтому одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является подготовка молодых людей к самостоятельной трудовой и семейной жизни. Современная педагогическая наука, в этом плане, не всегда учитывает требования, предъявляемые обществом к выпускникам школы. Если профориентационная работа ещё и осуществляется в средней школе, то вопросы подготовки молодёжи к семейной жизни заставляют желать лучшего. Современная идеология, пропагандирующая «западный образ жизни», наносит разрушающие удары по традициям русского народа, национальным ценностям, в том числе и по семейным ценностям. Ценность семьи и семейной жизни ставятся под

сомнение, пропагандируется свободная любовь, безответственность, случайные связи, секс без границ, однополые половые связи и браки. Всё это влияет на психику молодых людей, деформирует их представления о семье и семейной жизни, а это приводит к тому, что резко увеличивается количество разводов, становится больше детей, живущих без одного из родителей. Актуальность укрепления семьи и подготовки молодёжи к самостоятельной семейной жизни обусловлена, прежде всего, специфическими особенностями становления семьи на современном этапе развития общества. Проведённые в настоящее время специальные исследования показывают, что трудности, с которыми встречается молодая семья, являются в значительной мере следствием неподготовленности молодёжи к семейной жизни. Поэтому, целью данной статьи является оказание помощи студенческой молодёжи в познании тенденций развития современной семьи и супружеских отношений.

Современная семья ставит перед молодым человеком ряд сложных вопросов, например, о долговечности любви, супружеской совместимости, соотношении материальных и духовных ценностей и т. д. В поисках ответа на них обыденное сознание обращается к опыту старших поколений, однако, этот опыт при всей его ценности, не всегда соответствует новым условиям жизни. Вот почему необходимо научное понимание процесса развития семьи и его тенденций.

В чём же состоит уязвимость современной семьи? Причины, безусловно, множественны, но есть ряд наиболее существенных. Важно понимать, что всякое длительное объединение людей может быть прочным только на основе значимой для них деятельности, создающей устойчивую структуру группы. Это положение хорошо раскрыто в трудах отечественных психологов, рассматривающих разные аспекты отношения людей в связи с их ролью в совместной деятельности: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б. П. Парыгин, А. Г. Харчев, В. М. Родионов); эмоциональное отношение в семье (3. И. Файнбург); влияние родительской семьи на супругов (И. П. Шкопоров, А. Ю. Тавит, А. Г. Волков); вопросы психологической совместимости в браке (Н. Н. Обозов, А. Н. Волкова). В настоящее время проблемам супружества уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. Е. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.

В современной семье на первый план вышли не «производственные», а межличностные отношения, поскольку семья перестала быть производственной единицей, хотя в последнее время, производственные отношения возвращаются в семью, особенно в сельской местности, поселках городского типа, малых городах - но таких семей ещё мало. Это изменило

оценку супругами друг друга, перенеся акцент в их отношения с хозяйственных способностей на коммуникативные качества. Однако приходится констатировать, что такие отношения при всей их привлекательности довольно часто не могут создать достаточно прочной структуры семьи. Современная семья потеряла старую деятельностную основу и пока не получила взамен ничего равного по прочности. Наиболее бесспорной основой является, конечно, воспитание детей, что мы и видим в многодетных семьях. Однако таких семей сравнительно немного. В семьях же с одним ребёнком факторы супружеской дисгармонии нередко перевешивают объединяющие силы, создаваемые воспитательной деятельностью супругов.

Естественно, здесь может возникнуть вопрос: «А как же любовь?», разве это не наиболее прочный семейный фундамент? Ведь эволюция семьи должна как будто бы к этому вести. Конечно, любовь - это прекрасное и возвышенное чувство, способное создавать основу для всесторонней близости супругов. Но в семейной жизни, любовь зиждется на плодотворном сотрудничестве супругов в преодолении множества трудностей. Недобросовестность или неумелость, проявляемая кем-либо из супругов в этом сотрудничестве, неизбежно ослабляет чувство, казавшееся незыблемым. А ведь быть безупречным мало кому по силам. Поэтому ослабление первичного чувства - довольно типичная картина, а любовь, для безраздельной власти которой, казалось бы, полностью освободилось место в семейных отношениях, сплошь и рядом оказывается недостаточной связующей силой. Статистика показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадаются через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. И это является серьезной социальной проблемой.

Современной науке известно, что одна из наиболее частых причин семейных конфликтов та, что супруги редко уступают друг другу, не хотят идти навстречу пожеланиям и интересам другого супруга и, не слушая никаких доводов, упрямо стоят на своём. Как говорится из принципа. Проведённое нами исследование показало, что более 65% студентов первого года обучения почти никогда не будут уступать будущим супруге или супругу. У студентов четвёртого года обучения этот показатель снижается до 15-20% (в зависимости от числа студентов в группе). Откуда же пришло такое неумение и нежелание идти навстречу друг другу? Прежде всего, из-за неправильного толкования молодыми людьми понятия «гордость» как неуступчивость, стремление всегда настоять на своём. С такой установкой любые отношения, тем более семейную жизнь, строить нелегко. А ведь истинно гордый человек, уважающий себя и другого, первым сделает шаг для установки добрых, хороших отношений. И не будет проявлять неуступчивость, не будет препираться по мелочам. Важно и то, чтобы молодые люди ещё задолго до того, как они будут строить планы создания семьи, научились проявлять друг к другу хорошее, ласковое, нежное отношение. Научились воздерживаться от грубости, резкости, нетактичности. Это конечно относится в равной мере и к юношам и деву шкам, но, очевидно, несколько по-разному.

Юноши подчас живут в плену у старых стереотипов о мужественности, которые предписывают им быть в отношении с девушками суровыми, скрывать свои эмоции. Довольно многие из них считают, что сантименты - это удел девушек, а не настоящих мужчин. А потом из таких юношей получаются столь же неласковые, сухие мужья, от которых жёны ни тепла, ни нежности не видят. Получается, что муж любит жену, детей, но внешне это ни в чём не проявляется. Важно донести до молодых людей, что только того можно и нужно считать истинно мужественным в семье, с кем родная ему женщина чувствует себя счастливой. А какое же счастье без ласки, нежных слов, постоянного внимания со стороны мужа?! Сухость - это вовсе не признак мужественности.

Логично предположить, что на молодых людей, создавших семью, воздействуют какие-то отрицательные факторы? В результате опросов студентов на практических занятиях, анализа их ответов на вопросы анкет выяснилось: что наиболее убедительным объяснением существующего положения, возникающего в результате стремительного изменения уклада жизни, является противоречие между старой, авторитарной ролью мужа, ещё не изжитой в сознании многих мужчин, и новым пониманием социальной роли жены, на которую ориентируется подавляющее большинство женщин. Нельзя сказать, что в отношении современных мужчин к разделению труда в семье не произошло никаких изменений. Безусловно, мужчин, правильно понимающих свою роль семьянина, становится всё больше. И всё же разделение труда остаётся больным местом современной семьи, авторитарные мужские стереотипы отнюдь ещё не стали историей. Причём нередко даже довольно высокий уровень общей культуры мужчины не устраняет в нём этих пережитков патриархальных нравов семьи. Результаты опросов студенток показали, что дело не столько в самой домашней работе, а в том, что в их понимании помощь мужа является проявлением внимания и заботы. Поэтому необходима подготовка юношей к полноценному участию в домашнем труде. Нужно воспитывать не только правильное отношение к нему, но и формировать навыки приготовления пищи, ухода за квартирой и т. д. Мужчина, умеющий готовить пищу, конечно, скорее будет заниматься этим в семье, чем тот, кто этого не умеет. Это абсолютно не значит, что следует переключать юношеские интересы из сферы гуманитарных и технических знаний в сферу традиционного женского домоводства. Просто современный мужчина должен уметь делать всё. Кроме того, целесообразно осуществлять целенаправленный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола.

Внимание девушек желательно обратить вот на что. Очень многие из них считают, чуть ли не своим долгом постоянно делать юношам различного рода замечания, пытаясь перевоспитывать их. А это, в свою очередь,

приводит к тому, что такое поведение входит в привычку, и тогда в семье будет то же самое: не так ест, не так говорит - всё не так. И всё это делается из лучших побуждений. Понятно, что человек, если его всё время стараются сделать «ещё лучше», никак не может чувствовать себя уверенным и счастливым. А отсюда постоянная напряжённость в отношениях, нервозность, семейные конфликты. Помощь в данном случае должна заключаться в том, что необходимо прививать им мысль, что у каждого человека есть свои особенности, интересы и привычки. Ведь все вышли из разных семей, получили неодинаковое воспитание. А значит мы имеем здесь ярко выраженные проявления индивидуальности личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это, прежде всего конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порождёнными его участием в жизни общества, воспитанием и обучением. Отсюда, то, что одному кажется в другом недостатком, является просто характерной особенностью его личности. Хотя, может быть, и непонятной и в чём-то даже неприятной. И если другой что-то делает «не так», это ещё не значит, что он делает плохо, просто он делает это иначе.

Существующая реальность все больше принуждает женщин самим бороться за то, чтобы обеспечить себя и своих детей. Сокращение государственного сектора экономики, высокий уровень инфляции, закрытие основных социальных служб приводят женщин к состоянию, в котором они не могут рассчитывать на рабочие места и зарплату. Это принуждает женщин на поиск новых форм и видов трудовой деятельности, чаще всего путем нарушения закона. Напомним, что главное предназначение женщины -стать матерью и воспитателем своих детей. Но объединение напряженной профессиональной деятельности женщины с выполнением семейных материнских обязанностей приводит к нежелательным последствиям. Некоторые женщины, особенно молодые, перестают дорожить семьей и работой и начинают вести антиобщественный способ жизни, добывая деньги для существования незаконным способом. Другие женщины вообще не считают собственную семью ценностью, особенно если иметь в виду не просто совместное, пусть и материальное обеспечение существующего брака, но и какую-либо духовную связь между ними. Отсутствие такой связи и такое отношение к своей семье очень ярко проявляется в разных видах девиантного поведения. Такое поведение является небезопасным, антиобщественным явлением. Как правило, истоки такого поведения находятся в детстве, разворачиваются в подростковом и юношеском возрасте и укрепляются в период взросления. На такую негативную динамику решающее влияние оказывают ведущие институты социализации, которые целенаправленно

или стихийно прививают еще не сформировавшейся личности деструктивные формы поведения. Социально-экономические, политические и другие неблагополучия на уровне общества только способствуют этому процессу.

Будущему педагогу, который в своей профессиональной деятельности будет заниматься вопросами социализации, в том числе и подготовке детей и молодёжи к семейной жизни, необходимо уметь изучать личность с психологической и педагогической точек зрения. Психологическое изучение личности включает решение двух важных научных задач. Первая из них - выявление индивидуальной для каждого структуры личности, которая отличает его от других людей. Решение этой конкретно-психологической задачи позволяет предвидеть поведение человека, предсказывать его с учётом особенностей данной структуры личности. Постановка указанной задачи диктуется практическими требованиями - нуждами воспитания и обучения, организаторской работы и т. д. Однако успешное её решение оказывается связанной с другой, чисто теоретической задачей - нахождением «типа личности», или наиболее общих её структур. Последняя задача требует выделить некоторое число подструктур, в совокупности своей образующих структуру человеческой личности. Различные психологи предлагают разные принципы классификации подструктур личности. Уже на рубеже XX столетия заметное место в психологии занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные воздействием двух факторов - биологического и социального. Однако вопрос состоит не в том, следует ли учитывать в структуре личности биологический и социальный факторы - принимать их во внимание, безусловно, необходимо, а в том, как понять их взаимоотношения. Теория двух факторов не бесспорна, прежде всего, потому, что механистически противопоставляет социальное и биологическое, среду и биологическую организацию. Такое внешнее противопоставление бесплодно и ничего не даёт для понимания структуры личности.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. При этом социокультурная среда представляет собой источник питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления человеческой деятельности, она несёт те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинным основанием и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение её к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В процессе общения на занятиях также выяснилось, что многим юношам и девушкам мешает проявлять хорошие отношения друг к другу боязнь

того, что, если будешь хвалить другого, то он станет хуже, «загордится». И в результате - ни слова признания, благодарности, похвалы. А ведь когда человека хвалят, то его настроение поднимается, и он старается всё делать лучше, быть достойным похвалы. Девушкам надо знать, что особенно важно это по отношению к молодым мужьям. Молодые мужчины обычно труднее приспосабливаются к роли мужа, чем девушки - к роли жены. И к домашним делам юноши, чаще всего приучены несравненно меньше, чем девушки. И побудить молодого мужа стать настоящим хозяином дома можно только постоянными похвалами за всё, что он сделал. А крик, понукания, угрозы, приказы и ультиматумы не помогают Наоборот, они обычно отбивают у молодых мужей желание вообще что-либо дома делать. На наш взгляд необходимо развивать критическое мышление юношей и девушек через обучение рефлексивной деятельности, формировать направленность на самовоспитание. А также включение в образовательный процесс деятельности, которая способствует разрушению патриархальной гендерной схемы, чтобы юноши могли проявлять большую эмпатийность, заботливость, а девушки были бы заинтересованы в достижениях не меньше юношей.

Современная семья, особенно молодая, нуждается в деятельностном фундаменте, менее зависящем от эмоциональных колебаний супругов, однако соответствующем возросшей роли коммуникативных потребностей партнёров. Сказанное отшодь не означает уменьшения роли супружеской любви и призыва ослабить усилия по воспитанию у молодёжи способности к глубокому чувству. Педагоги не должны следовать в воспитании упрощённому фактору стабильности семьи и ограничиваться распространённой формулой «есть любовь - значит, будет хорошая семья». Важно отметить, что различия в оценке любви в семье часто исходит из нечёткого понимания и разграничения представлений о чувствах до брака и в процессе семейной жизни. Современная психология отмечает, что содержание брака не исчерпывается любовью, счастьем, то есть тем, ради чего люди женятся и выходят замуж. В браке супруги сразу лее встречаются с трудностями приспособления друг к другу и к новым условиям существования, а затем и с коллизиями, порождаемыми угасанием того чувства, которое И. М. Сеченов называет «любовью-страстью» или просто «страстью», и становлением нового типа супружеской связи «любви-дружбы», привязанности, привычки.

В настоящее время, всё более перспективной основой устойчивости брака становится духовная близость, то есть общность интересов, совместное культурное обогащение супругов, опирающееся на глубокое чувство. Вместе с тем утверждение духовной близости супругов в качестве деятельностной основы семьи может создавать видимость противоречия с преимущественной занятостью семьи организацией быта и ухода за детьми. В ходе проводимых семинарских и практических занятий ответы студентов показали, что в их представлениях влияние на супружеские отношения определяется не временем, уделяемым той или иной деятельности, а её значением, объединяющей силой. Как выше отмечалось, большинство размолвок касается

вопросов быта, но характер их решения зависит от общего тона взаимоотношений, в котором духовному единству принадлежит всё более значимая роль. Поэтому подготовка молодёжи к семейной жизни должна быть комплексной. То есть включать формирование правильного отношения к различным семейным проблемам, необходимости формирования общей положительной установки молодых людей на семейную жизнь.

Статистические данные показывают, что за последние десятилетия значительно увеличилось количество холостяков обоего пола, то есть людей, никогда не вступавших в брак. Наблюдается взаимосвязанный процесс: с одной стороны, нестабильность брака вызывает у многих холостяков настороженное к нему отношение; с другой стороны само это отношение снижает количество браков. Проявляется и то противоречие современного образа жизни, при котором облегчение быта одиноких людей вызывает такое негативное последствие, как рост числа одиночек, поэтому наряду с формированием у молодых людей установки на эгалитарную семью и правильное понимание современных супружеских ролей важно вырабатывать у них положительное отношение к семейной жизни в целом. Такие достоинства семейного образа жизни, как возможность постоянно быть с любимым человеком или семейный уют, не нуждаются в пропаганде. Но этому противостоит представление о высокой вероятности конфликтов, кроме того, супружеские отношения часто ассоциируются у молодых людей с будничностью и привычностью. Необходимо поэтизировать роли хороших супругов, сделать их столь же привлекательными, как и образы влюблённых. Ведь конечной целью подготовки молодых людей к семейной жизни является не только формирование правильного понимания сути нравственных норм и установок в сфере взаимодействия полов, но и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Это не очень лёгкое, но совершенно необходимое направление работы.

Одной из важнейших особенностей межличностных отношений в семье является психологическая совместимость супругов. Термин «психологическая совместимость» обозначает характеристику длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнёров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей.

Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость, личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Задача определения психологической совместимости имеет огромное прикладное значение. Человек - существо социальное и жить отдельно от себе подобных в принципе не может. Поэтому психологическая совместимость важнейшее условие успешной жизнедеятельности. От этого зависит всё: и материальное положение, и морапьное состояние, и карьера, и личное счастье, и здоровье, а в экстремальных ситуациях и жизнь. Поэтому умение определять психологическую совместимость - жизненная необходимость, как говорится, предупреждён, значит вооружён. В счастливой семье муж и жена представляют как бы одно целое, взаимо/действия вызывают положительные эмоции, и трения минимальны. В этих случаях можно говорить о высокой степени психологической совместимости супругов. Чтобы современный брак был удачен, необходимо современному человеку не только влечение к партнеру, но и полнота чувств, разума, интересов, то есть всего того, что составляет полноту основных устремлений человека.

Таким образом, психологическая совместимость супругов в браке состоит из множества совместимостей: совместимости чувств (влечения, приязни, симпатии, любви), совместимости поведения (поступков, привычек, интересов, идеалов), совместимости характера (темперамента, мировоззрения). Большинство психологов и особенно писателей именно в такой многочисленной совместимости и видят основу удачного благополучного брака. Можно найти целый трактат высказываний на эту тему. Например, философ XV в. Ибн Хазм в любовном трактате «Ожерелье голубки» писал: «Сходное обычно призывает сходное, и подобное доверяется подобному». А английская пословица гласит: «Не женись на девушке, если она не смеется над смешным тебе».

Но существует и другая точка зрения на психологическую совместимость супругов. Народная мудрость гласит: «Милые бранятся - только тешатся». Именно в контрасте, в противоречии, в противоположности нередко заложено благополучие брака. В первую очередь здесь приводят в качестве доказательства биологическую противоположность полов, некоторую разность биологических задач (например, вынашивание, вскармливание ребёнка). Но следует правильно понимать, что различаются темпераменты, частично характер, а не цели, задачи, мировоззрения. И всё-таки сходство, а в некоторых моментах расхождение. Общее притягивает, объединяет, но ведь люди остаются разными. Так что в супружеской совместимости всегда присутствует в первую очередь сходное, похожее и полярное. Опираясь на выше сказанное можно сделать предварительный вывод, что, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов: эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

146

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается, или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходит оптимальной адаптации, или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается. Непротиворечивое сочетание представлений о целях брака, основных ценностных ориентаций и черт характера - условие исходной психологической совместимости супругов. Это необходимый минимум, однако, его недостаточно. Исходная психологическая совместимость - лишь фундамент, на котором предстоит воздвигнуть здание супружеской гармонии. Строительство же его есть постоянное преодоление различных трудностей взаимодействия внутри семьи. На начальном периоде брака очень важна психологическая совместимость супругов, которая, прежде всего, зависит от сочетания представлений супругов о целях брака и их ценностных ориентаций. Ещё более важным, чем исходная совместимость, оказывается умение создавать её в процессе семейной жизни, приспособиться друг к другу, выработать единое отношение к различным сторонам семейной жизни. Непременным условием успешного брака является сочетание духовной близости партнёров и достаточной степени свободы их поведения (автономии). В целом можно сказать, что постоянные усилия по созданию супружеской совместимости оказывают решающее значение на семейный климат.

В завершении статьи хотелось бы отметить, что анализ результатов анкетирования и опросов студентов, свидетельствует о неоднозначности, сложности и многоаспектности рассматриваемой проблемы и, в то же время, о необходимости осуществления целенаправленной и систематической образовательной и воспитательной работы по подготовке молодых людей к семейной жизни в процессе обучения в вузе. Так как приобретённые знания будут необходимы им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю. Е. Алешина. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - № 2.

2. Волкова, А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений [Текст]/ А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. // Вопросы психологии. - 1985. - № 5.

3. Дружинин, В. Н. Психология семьи.[Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: КСП, 1996.

4. Ковалев, С. В. Психология современной семьи.[Текст] / С. В. Ковалев — М.:Просвещение, 1988.

5. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения.[Текст] / Н. Н. Обозов. -Л., 1979. — 238 с.

6. Обозов, Н. Н. Диагностика супружеских затруднений [Текст] / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова// Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.

7. Обозов, Н. Н. Три подходах исследованию психологической совместимости [Текст] / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. — С. 98-101.

8. Обозов, Н. Н. Семейно-брачные и родственные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.

9. Парыгин, Б. Д. Социальная психология и наука.[Текст]/ Б. Д. Парыгин, — Л, 1967.

Ю.Тавит, А. Ценностные ориентации лиц, вступающих в брак[Текст] / А. Тавит. //Проблемы семьи. Т. 2. - Тарту, 1975.

П.Файнбург, 3. И. К вопросу об этической мотивации брака.[Текст] / 3. И. Файнбург. -М., Наука, 1970. - С. 66-75.

12.Харчев, А. Г. О путях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. [Текст]/ А. Г. Харчев. - М., 1965. - Вып. 1.

13.Харчев, А. Г., Голод С. И. Молодежь и брак / Человек и общество. [Текст] / А. Г. Харчев. - Л ГУ, 1969. - Вып. 6.

14. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи.[Текст] / Э. Г. Эйде-миллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

15. Социологическое исследование: методология, программа, методы. [Текст]. — М.: Наука, 1987.-248 с.

УДК 371

Тырина Марина Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры педагогики Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Tyrina Marina Petrovna

Post-graduate student Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul

THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF TEACHERS’ DIDACTIC CULTURE

Профессионально-педагогическая культура является сложноструктурированным, разноуровневым, полифункциональным, многоаспектным социокультурным феноменом. Одним из видов профессионально-педагогичес-кой культуры выступает дидактическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.