Научная статья на тему 'К проблеме диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания'

К проблеме диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIOGRAM / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / СОТРУДНИК СЛУЖБЫ ДОЗНАНИЯ / OFFICER OF INQUIRY SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шашкова И. А.

Статья посвящена некоторым аспектам совершенствования диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания. Автор рассматривает наиболее существенные особенности профессиональной деятельности дознавателей и анализирует существующие сегодня профессиограммы данной профессии. В статье также приводятся данные эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы сотрудников службы дознания. Автором выдвинуто предположение о том, что существуют особенности в структуре и содержании мотивационно-смысловой сферы различных категорий сотрудников службы дознания. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод, что требуется учитывать специфику профессионально важных качеств сотрудников службы дознания при дальнейшей разработке профессиограмм и программ психологического сопровождения сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шашкова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIAGNOSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF THE SERVICE INQUIRY

The article studies some aspects of improvement of diagnostics of professionally important qualities of employees of the service inquiry. The author considers the most significant features of professional activity of investigators and analyzes existing job description of this profession. The article also presents the data of empirical research of features of motivational-value sphere of the employees of the service inquiry. The author suggests that there are features in the structure and contents of the motivational-semantic sphere of various categories of employees of the service inquiry. The obtained results allow concluding that it is necessary to take into account the specifics of professionally important qualities of employees of the service inquiry in the further development of professiogram and programs of psychological support of employees.

Текст научной работы на тему «К проблеме диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания»

Показатель общей интернальности выше у учащихся ГР2 на 17,3%. Между тем представители обеих групп по интегральному показателю интернальности являются преимущественно экстерналами. Это согласуется с результатами, полученными посредством применения методики социально-психологической адаптации, описанной нами ранее.

Наибольшие межгрупповые различия по каждой из шкал интернальности зафиксированы в области межличностных отношений и в области переживания неудач - 35,7% и 25% соответственно. В области переживания неудач испытуемые обеих групп являются экстерналами. В межличностных отношениях одарённые дети - экстерналы, а их сверстники - интерналы.

Отмечаются различия между групповыми показателями в пользу ГР.2 по шкале интернальности в области семейных отношений (18,2%), в отношении здоровья и болезни (11,5%).

Испытуемые обеих групп являются интерналами в области достижений и в учебных отношениях. По данным шкалам наблюдается наименьший разрыв между группами с преимуществом ГР.1 в 3,2% и 5,2% соответственно.

Таким образом, одарённые дети чаще, чем их сверстники, приписывают свои неудачи внешним обстоятельствам, невезению, действиям других лиц и, в основном, считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Они чаще считают себя не в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Но в то же время они верят, что сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем, считают свои действия важным фактором организации собственной учебной деятельности. Их сверстники в большинстве своем не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. Возможно, этим и объясняются высокие показатели по шкале «эскапизм» и «ведомость» и низкие - по шкале «стремление к доминированию», полученные по методике СПА.

Библиографический список

Респонденты ГР.2 по всем показателям самоконтроля (методика диагностики уровня волевого самоконтроля) превосходят респондентов ГР.1: по общему индексу волевого самоконтроля -на 27,5%, настойчивости - на 24,2%, самообладания - 23,5%.

Следовательно, одарённые дети в меньшей степени, чем их сверстники, могут по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении, менее готовы приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, менее выдержаны и спокойны в критические моменты, в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, и менее продуктивно осуществляют деятельность в подобных ситуациях.

Проведенное исследование позволило выявить сниженный уровень социальной адаптации интеллектуально одарённых детей по сравнению с их сверстниками. Интеллектуально одарённые испытуемые уступают сверстникам в ощущении эмоциональной комфортности, гибкости и контактности в общении, социальной компетентности, волевого самоконтроля, настойчивости и самообладания, но превосходят в выраженности эскапизма и экстернальности.

Таким образом, у одарённых детей наблюдается интеллектуально-социальная дисинхрония, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и недостаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыками.

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости оказания психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны взрослых в решении проблем социально-психологической адаптации одарённого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей для обеспечения целостного развития личности, для сохранения и реализации его одарённости. Такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности по отношению к окружающим людям. Реализованная одарённость - это успешное общение с самим собой и окружающими, что является решающим условием для счастливой жизненной судьбы, для прогрессивного развития общества.

1. Гали Г. Ф. Психологические проблемы адаптации одарённых детей. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.). Чебоксары, 2016: 461-463.

2. Михайлов В.А. Социализация одарённых учащихся в процессе социально-психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания (в условиях довузовской подготовки) Научный аспект. 2013; 3: 71 - 76. Available at: http://na-journal. ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/330-socializacija-odarennyh-uchashhihsja-v-processe-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-k-innova-cionnym-uslovijam-obuchenija-i-vospitanija-v-uslovijah-dovuzovskoj-podgotovki

3. Персонификация образования интеллектуально одарённых учащихся: монография. Под редакцией В.М. Головко. Москва; Ставрополь, 2008.

References

1. Gali G. F. Psihologicheskie problemy adaptacii odarennyh detej. Psihologiya ipedagogika XXI veka: teoriya, praktika iperspektivy : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 22 yanv. 2016 g.). Cheboksary, 2016: 461-463.

2. Mihajlov V.A. Socializaciya odarennyh uchaschihsya v processe social'no-psihologicheskoj adaptacii k innovacionnym usloviyam obucheniya i vospitaniya (v usloviyah dovuzovskoj podgotovki) Nauchnyj aspekt. 2013; 3: 71 - 76. Available at: http://na-journal.ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/330-socializacija-odarennyh-uchashhihsja-v-processe-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-k-innovacionnym-uslovijam-obuchenija-i-vospitanija-v-uslovijah-dovuzovskoj-podgotovki

3. Personifikaciya obrazovaniya intellektual'no odarennyh uchaschihsya: monografiya. Pod redakciej V.M. Golovko. Moskva; Stavropol', 2008.

Статья поступила в редакцию 24.05.17

УДК 159

Shashkova I.A., adjunct, Moscow University of the Interior Ministry n. a. V. Ya. Kikot (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF DIAGNOSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF THE SERVICE INQUIRY. The article studies some aspects of improvement of diagnostics of professionally important qualities of employees of the service inquiry. The author considers the most significant features of professional activity of investigators and analyzes existing job description of this profession. The article also presents the data of empirical research of features of motivational-value sphere of the employees of the service inquiry. The author suggests that there are features in the structure and contents of the motivational-semantic sphere of various categories of employees of the service inquiry. The obtained results allow concluding that it is necessary to take into account the specifics of professionally important qualities of employees of the service inquiry in the further development of professiogram and programs of psychological support of employees.

Key words: professional activity, professionally important qualities, professional selection, professiogram, psychological support, officer of inquiry service.

И.А. Шашкова, адъюнкт Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, г. Москва,

E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ДОЗНАНИЯ

Статья посвящена некоторым аспектам совершенствования диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания. Автор рассматривает наиболее существенные особенности профессиональной деятельности дознавателей и анализирует существующие сегодня профессиограммы данной профессии. В статье также приводятся данные эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы сотрудников службы дознания. Автором выдвинуто предположение о том, что существуют особенности в структуре и содержании мотивационно-смысловой сферы различных категорий сотрудников службы дознания. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод, что требуется учитывать специфику профессионально важных качеств сотрудников службы дознания при дальнейшей разработке профес-сиограмм и программ психологического сопровождения сотрудников.

Ключевые слова: сотрудник службы дознания, профессионально важные качества, профессиональный отбор, профессиограмма, психологическое сопровождение.

Профессиональная деятельность следователя (дознавателя) представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда следователя (дознавателя), но может быть и полезно для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией следователя (дознавателя), приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.

Психологический анализ деятельности следователя (дознавателя) и выявление профессионально важных качеств работников службы дознания позволяет наметить пути повышения эффективности профессионального отбора лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать следователем (дознавателем).

Органы дознания (ст. 40 УПК РФ) - объёмное понятие, включающее в себя органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные управления, отделы, отделения, пункты полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские районные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К органам дознания также относятся органы федеральной службы судебных приставов, начальники органов военной полиции Вооружённых сил РФ, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы [1].

Дознаватель (ст. 41 УПК РФ) является должностным лицом, управомоченным самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев когда, в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и, или судебное решение [1].

Основными особенностями профессиональной деятельности следователя (дознавателя) являются:

1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения принимаемых решений следователя (дознавателя)

2. Властный обязательный характер профессиональных полномочий

3. Экстремальный характер деятельности следователей (дознавателей)

4. Нестандартный творческий характер труда следователя (дознавателя)

5. Процессуальная самостоятельность (касается только следователя), персональная (для многих - повышенная) ответственность следователя, дознавателя [2].

Правоприменительная деятельность следователя (дознавателя) довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение следователем, дознавателем должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление дознавателя строго придерживаться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально-значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности сотрудников следствия и дознания, их ответственности перед обществом, нормативности (конвенци-альности) поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности следователя (дознавателя) [3].

В современной психологической литературе описана про-фессиограмма следователя (дознавателя) и выделены профессионально важные качества (ПВК) личности дознавателя. Так, в структуру профессиограммы следователя ряд авторов (В.В. Романов, В.М. Кроз, 2004; Е.С. Романова, 2003 и др.) включают такие параметры, как ПВК, проявляющиеся в области служебной деятельности, коллективизма, социализации, эмоциональной напряженности, субординации, компетентности [4; 5]. Несомненную научно-практическую ценность представляет также разработанная психограмма дознавателя, включающая такие параметры, как мотивационно-ценностные особенности дознавателя, познавательные качества, коммуникативные качества, личностные особенности, особенности интеллектуального развития и психических форм отражения и самоконтроля, особенности эмоциональной сферы: преобладание чувства ответственности, долга, удовлетворения результатами своей работы, сочувствия; эмоциональная устойчивость; хорошее позитивной настроение, уравновешенность, черты характера и направленность личности.

Таким образом, можно констатировать, что в современной психологической литературе накоплен значительный объем теоретических представлений о специфике профессиональной деятельности следователя (дознавателя) и заложен научно-практический фундамент для организации эффективного профессионального отбора и психологического сопровождения сотрудников.

Тем не менее, существующие сегодня профессиограммы профессии «следователь» являются «универсальными», про-фессиограммы отдельных категорий сотрудников службы дознания до сегодняшнего момента не разработаны. В то же время, профессия «сотрудник службы дознания» объединяет в своих рядах различные категории специалистов - рядовые следователи (дознаватели), старшие дознаватели, начальники отделов дознания. Как показывает практика, деятельность специалистов каждой из этих категорий имеет свои особенности, связана с разной степенью ответственности и предъявляет к субъектам этой деятельности определенные требования. Необходимы данные для осуществления более дифференцированной диагностики ПВК и профессионального отбора лиц, желающих стать следователем (дознавателем). Эффективность профессионального отбора, на наш взгляд, может значительно повыситься за счет выявления личностных предикторов развития у сотрудников таких рисков, как профессиональное выгорание, профессиональные деформации и пр.

Учитывая всё сказанное выше, отметим, что особый интерес представляет выявление ПВК личности и, в частности, особенностей мотивационно-смысловой сферы различных категорий сотрудников службы дознания.

Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей развития мотивационно-смысловой сферы дознавателей, в котором приняли участие 150 сотрудников службы дознания,из них 50 человек - начальники службы дознания, 50 - старшие доз наварели и 50 - дозниваоели. Ми ч нн сред и сопытаемыхИыло 72 человека, женщин - 78 человек, средний возраст - 43, 5 лет, сиееаойетнж - И6,7лет.

В исследовании выявлялась степень выраженности про-фессиональныхи личсосиных мотивв5,втикжицчнносчоых ОрИ-ентаций в трех группах респондентов. Использовались модифицированные методики «Диагностика структуры мотивов трудовой диятилыносоы»Т.Л. Бадоевои «Теон ^нностыыко^еныаций» М.Рокича; проводилась статистическая обработка данных при помчщоЛ-крютеная Стьюдентс.

Было выдвинуто предположение о том, что существуют осо-бонностив и ллл^аь^н^н^ны^с^мьюловой

сферы различных категорий сотрудников службы дознания, что требоеиуситиэчнх осооинноитеы при дольннлшей назраЫытые профессиограмм и программ психологического сопровождения сотрудников. Степень выраженности профессиональных мотивов испытуымых предсиивыона на^с^ко1

Видно, что наибольшие различия в степени выраженности пчофессионылькых трчх обследованных групп выявлены по таким видам мотивов, как «^(^зо^^лытьоринн^|^ив полооу общлсоыу», «иувонво дилга и ответственности», «удовлетворение от результатов труда» и «^(^б^с^жычсть собеншенсисовсто срои зеанич. умеаия, иавыпкн». Так, данные мотивы наиболее выражены в группе дознавателей и вынажьны в г»ыппс ннчаеыысовмтеелндознанин.

Возможно, данные результаты можно объяснить стремлением рядовых дознавателей к карьерному росту и к профессиональным достижениям, в то время как для начальников отдела дознания одной из характерных тенденций является феномен профессиональной стагнации. В группе старших дознавателей мотив «удовлетворение от результатов труда» выражен менее. По остальным видам профессиональных мотивов различий практически не оказалось. Результаты диагностики основных личностныхмотивов представленынарисунке2.

Оказалось, что по целому ряду личностных мотивов между испытуемыми из трех обследованных нами групп обнаружены существенные различия. Так, у дознавателей достоверно выше выраженность таких мотивов, как «возможность самореализации», «продвижение по карьерной лестнице», «наличие стабильного места работы», «добиться признания и уважения», а у начальников отделений дознавателей - мотив «возможность быть примером для других».

Достаточно интересными оказались и данные о степени выраженности ценностных ориентаций, которые нашли свое отражение на рис 3. Результаты показывают, что наибольшие различия между разными категориями сотрудников службы дознания обнаружены по таким ценностным ориентациям, как «семья», «дети», «интересная и социально значимая работа». Таким образом, проведенное исследование позволило получить интересные и не до конца еще осмысленные данные об некоторых особенностях профессионально важных качеств лнвнвсто сотууднскснстуобы дызнниия, котаеыемогут найти применение в процессе проф. отбора и психологического со-пуовсждгнио.

I Начальник отдела дознания

"Ъ Старший дознаватель ■ Дознаватель

Рис.1.Выраженностьосновныхпрофессиональныхмотивов(в%)

^ к® Л?

<Ч<5 ^ о*

I Начальник отделения дознания

I Старший дознаватель

Дознаватель

Рис. 2.Выраженность основных личностных мотивов(в%)

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальныйкодекс РоссийскойФедерации от 18.12.2001N 174-ФЗ.

2. Романов В.В., Кроз В.М. Юридическая психология. Москва, 2004.

3. Зуева Л.Ю. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности дознавателя. Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2009; 1.

4. Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние иперспоктивь.). Вооеосыесииологои. 19в4;П.

5. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Санкт-Петербург, 2003.

Reference-

0. UodOovno-arodessual'nyjkoeeksRopsaCskeeFe9er6e-iot 18.12.в00СЫ 17Ы-92.

2. Romanov V.V., Kroz V.M. Yuridicheskaya psihologiya. Moskva, 2004.

3. Zueva L.Yu. Lichnostnye i professional'no vazhnye kachestva kak osnova professional'noj kompetentnosti doznavatelya. Psihopedagogika vpraeooheanitel'ayOo raanoh.Om sO.COO 9. 1.

4. Romanov V.V., Kroz M.V. Psihologicheskaya ocenka pri professionalem otbore kadrov dlya prokuratury (sovremennoe sostoyanie i pers-рок-лу). Woprooyes^ohgümeOA'n.

5. Romanova E.S. 99 populyarnyh professij. Psihologicheskij analiz i professiogrammy. Sankt-Peterburg, 2003.

Статья поступила в редакцию 10.05.17

ОДКГ59

Bachar S., teacher, Israel; PhD student of the ULIM University of Chishnau, (Chishnau, Moldova),

E-mail: [email protected]

PARENTS' ROLE IN NURTURING THE SELF IMAGE IN CHILDREN. As far as the child thinks good things about himself, as far as he believes in himself, as far as he believes in his abilities - the experience of self image is subjective, and also dependent on experiences of success and failure, but particularly from feedback that they receive from people, who are important to them. Therefore positivereinforcementsthatthe children receive from theirparents (andalsofrom teachers) areimportant.Youdon't need to fake and always say to them how wonderful and amazing they are, because they won't believe you. It is recommended to always say to them how much you love them, but also to give them feedback that is to the point and supportive about their behavior, positive and negative.

Key words: self image, parents, children, feedback, self criticism.

Ш. Бачар, преподаватель в средней школе, Израиль; аспирант, государственный университет УЛИМ, г. Кишинёв,

Mondaeen,E-mail:[email protected]

РОЛЬРОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИСАМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ

Мстадье говорится о дом, что форморовдЕие самсоценки ддееейво многомздвисютот обшлтнедавяди, кдтосую они получают от людей, которые наиболее важны для них. Прежде всего, это родители, учителя. В этой связи положительное подкрепЕение.юкороадеои полюдилиоасеоедеоюитслдй(ирсиселмс) очмсьважно. АвтоеприхРЕит KBbiBevmsho при взаимоотношении с детьми не нужно одобрять абсолютно всё, что они делают. Дети, привыкнув к постоянному одобрению, пересиа ют верить взрослым, и ценность одобрения для них теряется. Гораздо важнее постоянно давать детям обратную связь как положительную, так и отрицательную. Но при этом главное говорить детям о любви к ним, что бы они понимали, птдашжноошибатьия и не все постсекс avflye 0Е0брены, ее ^к^^ррд ртдителehhceaveтshнchзaedной. Это ядяется галогом формирования положительной самооценки у ребёнка.

Ключевые слова: самооценка, родители, дети, обратная связь, самокритика.

12 10

2 -0

I Начальник отделения дознания

I Старший дознаватель

* е, ч> * А ИДознаватель

✓ </ JP J? ^ с/ </ о/ ^ ^ * / J * с/

V к*4 ^

Рис. З.Выраженностьценностныхориентаций(в%)

8

6

4

An important aspect of self image is realistic self criticism. It is important that children (and adults) be honest with themselves, and identifies their strengths and weaknesses. Recognising strengths is important, because a belief in strengths allows one to invest effort and reach achievements. Therefore positive reinforcements given to the child about his strengths are so very important. A short sentence like:

"You draw so beautifully", "You know how to manage excellently with friends", "and you're very good at basket ball". These are sentences of feedback that strengthen the child's awareness of his strengths [1].

In the same way, it is important to meet with and know which the weaknesses are. Not to insult, to attack or accuse, but instead to know the weaker aspects, that cause difficulty, and search for ways

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.