Педагогика
УДК: 372.8
старший преподаватель кафедры высшей математики, аспирант кафедры педагогического образования и документоведения Вахрушева Инна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматривается феномен математической направленности студентов технического вуза, процесс ее формирования у студентов технического вуза в ходе профессиональной подготовки. Представлена характеристика понятия «математическая направленность студента технического вуза», ее содержательный аспект, структура и функции.
Ключевые слова: математическое образование, профессиональная подготовка, математическая подготовка, математическая направленность студентов технического вуза, формирование математической направленности студентов.
An^tatton. The article considers the phenomenon of mathematical orientation of students of a technical college, the process of its formation among students of a technical college during vocational training. The characteristic of the concept "mathematical orientation of a student of a technical college", its meaningful aspect, structure and functions is presented.
Keywords: mathematical education, vocational training, mathematical preparation, mathematical orientation of students of a technical college, the formation of a mathematical orientation of students.
Введение. Подготовка выпускников технического вуза, в основе которой лежит, в частности, математическое образование, является одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса. В настоящее время Российское общество остро нуждается в выпускниках технических вузов новой формации, инноваторах, обладающих креативным мышлением и способностью к изобретательству. Современный выпускник технического вуза - это не только хороший производственник, но и специалист, который должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений производственных проблем. В любой области выпускник технического вуза должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески, поскольку одной из главных компетенций его подготовки является способность адаптироваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Таким образом, проблема математического образования студентов в техническом вузе представляется актуальной и является предметом изучения многих современных исследователей [9, 13].
Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка студентов технического вуза, и, в частности, математическая подготовка, как один из ее аспектов, является главным фактором формирования математической направленности обучающихся. Студент технического вуза должен получить фундаментальную математическую подготовку для решения профессиональных задач математическими методами.
Ученые считают, что в математической подготовке студентов технического вуза наиболее сложной задачей является формирование умений, связанных с решением инженерных задач и отмечают, что плодотворной может быть только глубокая совместная работа математических, общетехнических и специальных кафедр. Математическая подготовка выпускника технического вуза должна учитывать потребности специальности и использовать современные математические идеи и подходы (моделирование, оптимизация, вероятностные и статистические методы, ориентация на компьютерные технологии) [13]. Это позволяет заключить, что для становления успешного высокопрофессионального специалиста технического профиля необходимо формирование его математической направленности в процессе профессиональной подготовки [5].
Направленность является ведущей характеристикой личности, ее базовым, интегративным элементом. Математическая направленность студента технического вуза выступает одним из видов направленности личности и отражает отношение обучающегося к математической подготовке и профессиональной деятельности, она также связана с познавательной направленностью, которая определяет предпосылки приобретения ими глубоких математических знаний и умений, лежащих в основе формирования профессионального сознания, необходимого выпускнику технического вуза [5].
В разных концепциях направленность раскрывается по-разному. С.Л. Рубинштейн определяет направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность [12], Б.Г. Ананьев - как основную жизненную направленность [1], А.Н. Леонтьев - как смыслообразующий мотив [4], А.С. Прангишвили - как динамическую организацию сущностных сил человека [11]. Б.Ф. Ломов находит, что именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности [7]. К.К. Платонов считает, что направленность личности - это совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрений, убеждений [10]. По мнению Л.И. Божович, Р.С. Немова - это совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций, воплощающихся в мотивах, ориентирующих, направляющих деятельность личности [2, 8]. В нашем исследовании мы будем придерживаться мнения О.В.Лешер, М.Е.Дуранова, В.И.Жернова, которые определяют направленность личности как сложный феномен, выполняющий целеполагающую и интегративную функции в развитии личности. Направленность, по их мнению, это целеустремленность человека, где ведущее место принадлежит доминирующим отношениям, которые определяют поведение, деятельность личности. Под направленностью личности ученые понимают интегративную подструктуру личности, обеспечивающую целеустремленность, целостность и устойчивость конкретного содержания ее деятельности, выражающуюся в ее принципах, взглядах, убеждениях, идеалах, установках, потребностях, мотивах, интересах [3].
Несмотря на то, что проблеме формирования направленности личности посвящено достаточно много исследований ученых, в определении содержания понятия «направленность личности», нет единого мнения.
Анализ научной литературы показал, что в различных трактовках направленность личности раскрывается по-разному, но все исследователи считают направленность ведущей характеристикой личности и связывают ее с потребностно-мотивационной сферой личности, включающей в себя потребности, мотивы, ценностные ориентации, а также волевые, эмоциональные, интеллектуальные особенности, которые определяют интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения и установки личности, способствующие выбору целей, средств, способов и путей достижения жизненных целей.
Исследований, посвященных проблеме формирования математической направленности обучаемых значительно меньше, при этом рассматриваются отдельные аспекты данного понятия, поэтому проблема формирования математической направленности студентов технических вузов остается мало изученной. Ее отдельные аспекты, в частности, ценностное отношение к математическому образованию изложены в исследовании О.В. Лешер, З.С. Акмановой, Е.М. Гугиной, при этом под ценностным отношением обучающихся к математическому образованию авторы понимают внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоционально-волевой сферой личности и ее активностью в учебно-познавательной деятельности [6].
Анализ психолого-педагогических исследований и собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам сформулировать следующее определение. Под математической направленностью студента технического вуза мы понимаем интегративное качество его личности, обеспечивающее нацеленность на мотивированную познавательную математическую деятельность, формирование интересов и потребностей в приобретении математических знаний, позитивное отношение к математической деятельности, осознание ценности математических знаний в профессиональной подготовке, способствующих дальнейшему саморазвитию студента.
В структуре математической направленности нами выделены следующие компоненты:
1) Мотивационно-потребностный компонент, включающий в себя потребности и мотивы, а также цели, интересы, убеждения, идеалы, установки, раскрывает содержательную сторону понятия математической направленности студента, является основополагающим среди остальных компонентов.
2) Ценностный компонент (ценности и ценностные ориентации, мировоззрение) определяеющий предпочтительный выбор целей, путей и средств познавательной деятельности, установку на развитие и саморазвитие математической направленности, формирование у студентов социально значимых ценностных ориентаций.
3) Когнитивный компонент, включающий в себя знания, умения, представления, сущность математической направленности, ее функции и роль в процессе математической подготовки профессионального становления и развития личности студента. Кроме того, к когнитивному компоненту можно отнести знания и умения, связанные с анализом собственной математической направленности, определение целей собственного развития, осуществление самоуправления собственным развитием математической направленности.
4) Рефлексивный компонент, включающий в себя анализ и оценку собственной математической деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной активности в процессе математической подготовки, оценивание перспектив саморазвития, отношение к математической деятельности.
Выявление функциональной значимости отдельных компонентов математической направленности студентов технического вуза позволяет сделать педагогический процесс более эффективным и составляет основу формирования их математической направленности, что, в свою очередь, необходимо для качественной профессиональной подготовки будущих выпускников технического вуза.
Все структурные компоненты математической направленности студента технического вуза находятся в определенных отношениях, связях. Интересы, потребности, мотивация связаны целеполаганием, ценностными ориентациями. Их взаимосвязь реализуется на уровне выполняемых функций:
1. Целеполагающая и ценностно-ориентировочная функции, которые играют важную роль в развитии всех компонентов математической направленности личности.
2. Прогностическая и интегративная функции, придающих процессу развития математической направленности целостность.
3. Методологическая и воспитательная функции.
Мировоззрение, убеждения, идеал, установка выполняют также методологическую, интегративную, побуждающую и воспитательную функции. Цель и потребности выполняют функцию движущих сил и прогнозируют результаты познавательного взаимодействия преподавателя и студентов. Ценностные ориентации студентов технического вуза обеспечивают формирование их математической направленности, способствуют логическому построению учебно-воспитательного процесса. Установка на познавательную математическую деятельность имеет, кроме вышеперечисленных, гностическую функцию, которая обеспечивает качественную математическую подготовку студентов технического вуза. К функциям мировоззрения можно отнести наличие установки на математическую деятельность, формирование личностно-ценностных мотивов, систематический самоанализ отношения к математической деятельности и на основе самоанализа проведение самокоррекции своих действий [5].
Выводы. Таким образом, можно заключить, что профессиональная подготовка студентов технического вуза, и, в частности, их математическая подготовка, как один из ее аспектов, является главным фактором формирования математической направленности обучающихся. Для становления успешного высокопрофессионального специалиста технического профиля необходимо формирование его математической направленности в процессе профессиональной подготовки.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития // Психология личности. - Самара, 2000. - Т.2 - с. 47.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с. - ISBN 5-89395-285-5.
3. Дуранов,И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И.М. Дуранов, М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 356 с. - ISBN 5-86781-005-4.
4. Леонтьев, А. Н. Формирование личности / А. Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб.: Питер, 2002. - 332 с.
5. Лешер О. В. Педагогические условия развития математической направленности студентов технического вуза / О.В. Лешер, И.А. Вахрушева// Мир образования - образование в мире. - 2016. - №1(61). -с.145-149.
6. Лешер О. В. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки / О.В. Лешер, З.С. Акманова, Е.М. Гугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12. - с. 77-85.
7. Ломов, Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 287 с.
8. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч./ Р. С. Немов. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.2. - 352с.- ISBN: 5-305-00062-9.
9. Павленко С.А. Современное состояние и перспективы развития математического инженерного образования в России / С.А. Павленко // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - с. 76-78.
10. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
- ISBN 0801021.
11. Прангишвили, А.С. Исследования по психологии установки [Текст] / А. С. Прангишвили. -Тбилиси: ТГУ, 1971. - 180 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.: ил.
- (Серия «Мастера психологии»). - ISBN 978-5-314-00016-8
13. Сагателова Л.С. Проблемы математического образования студентов в техническом вузе / Л.С. Сагателова, Т.В. Пылинская // Primo Aspectu. - 2013. - Т.13. - № 9 (112). - с. 131-134.
Педагогика
УДК: 796.011:378.4:004.77
преподаватель кафедры физической культуры Веснина Вера Анатольевна
Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
преподаватель кафедры физической культуры Стародубцева Наталья Викторовна
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
УВЕЛИЧЕНИЕ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Специалисты указывают на необходимость более широкого использования современных информационных мобильных технологий связи в образовательном процессе. Анализ литературы показывает, что данные технологии в процессе физического воспитания студентов используются лишь в качестве вспомогательных технических средств и не оказывают должного влияния на качество процесса обучения. Авторы провели исследование, связанное с повышением уровня двигательной активности студентов за счет применения современных мобильных технологий связи и общения, популярных среди молодежи.
В ходе исследования студентам было предложено выполнять фото и видео отчеты о своих фитнес-тренировках и размещать данные в популярных социальных онлайн-сетях и мессенджерах: Viber и WhatsApp. Размещение данных способствовало сохранению высокого уровня мотивации к регулярным занятиям ДА, за счет количества просмотров и комментариев пользователей интернет-ресурсов. Результаты исследования показывают, что использование мобильных информационных технологий и интернет-ресурсов в процессе фитнес-тренировок позволяет поддерживать уровень еженедельной ДА молодых людей на приемлемом, для поддержания физических кондиций студентов, уровне (330-360 мин.).
Ключевые слова: студенты; здоровье; двигательная активность (ДА); информационные сети; интернет-ресурсы.
Annоtation. Experts point to the need for greater use of modern information mobile communication technologies in the educational process. Analysis of the literature shows that these technologies in the process of physical education of students are used only as auxiliary technical means and do not have a proper impact on the quality of the learning process. The authors conducted a study related to increasing the level of physical activity of students through the use of modern mobile communication technologies, popular among youth.
During the study, students were asked to perform photo and video reports on their fitness training and post data in popular social online networks and messengers: Viber and WhatsApp. Placement of data contributed to maintaining a high level of motivation for regular PA, due to the number of views and comments of users of Internet resources. The results of the study show that the use of mobile information technologies and Internet resources in the process of fitness training allows you to maintain the level of weekly PA young people at an acceptable level to maintain the physical condition of students (330-360 min.).
Keywords: Students; health; physical activity (PA); information networks; Internet resources.
Введение. Для специалистов становится все более очевидно, что одним из самых перспективных способов совершенствования любого процесса человеческой деятельности, в том числе и образовательного процесса, является его информатизация. Глубокое проникновение различных информационных и коммуникационных мобильных технологий в различные виды образовательной деятельности становится отличительным признаком современной системы образования [7]. По мнению А.М. Доронина, необходимость тесной интеграции педагогических и информационных технологий в систему