УДК 008 (091), 008(1-6)
Н. Н. Летина, И. В. Логинова
Idol как феномен современной корейской культуры
В статье с культурологических позиций сформулированы и систематизированы основные составляющие остро актуального в молодежной среде феномена - Idol («айдол»), идола и иконы современной корейской популярной культуры. Определено, что природа и сущность «айдола», коррелятивная феномену «звезды», затрудняет индивидуальную самореализацию творческой личности, подчиняя не только деятельность, но и жизнь и судьбу молодого артиста требованиям профессии.
Ключевые слова: современная массовая культура, корейская поп-культура, корейская музыкальная поп-культура, Idol, «айдол», творческая личность, профессия, продукт.
N. N. Liotina, I. V. Loginov
Idol as a Phenomenon of Modern Korean Culture
In the article from the culturological point of view here are formulated and systematized the main components of the sharply relevant phenomenon among young people - Idol («айдол»), an idol and an icon of the modern Korean popular culture. It is defined that the nature and entity of «айдол», correlative to the phenomenon «star», complicates personal self-realization of a creative person, subordinating not only activity, but also the life and fate of a young actor to profession requirements.
Keywords: modern popular culture, Korean pop culture, Korean musical pop culture, Idol, «айдол», creative person, profession, product.
О растущем интересе современной молодежи, в том числе российской, к азиатской популярной культуре, свидетельствует серьезное расширение контента Интернет за счет размещения как собственно музыкальных, анимационных, кинематографических продуктов, так и создания сайтов и групп фан-сообществ, а также рынка сопутствующих товаров. Корейский K-pop - генетически музыкальный жанр, развившийся на данный момент в масштабную субкультуру, интегрирующую поставленную арт- и медиа-корпорациями на поток поп-культуру с миллионной аудиторией поклонников из всего мира. Наблюдая в течение последних десяти лет за тем, какую популярность набирает это направление и как стремительно развивается его индустрия, мы определили, что центром притяжения становятся персоны - исполнители, артисты.
Подчеркнем, в Южной Корее в контенте поп-культуры редко используется понятие «артист», его заменяют заимствованным английским словом «Idol». На основе систематизации информации об idols и современной корейской культуре специали-
зированных ресурсов (https://www.daum.net/, https://www.naver.com/, http://www.nate.com/,
https://www.soompi.com,
http://world.kbs.co.kr/korean//), выявим и охарактеризуем основные качества этого яркого феномена Южной Кореи.
Традиционно Idol начинает путь по вхождению в поп-культуру в детстве, и этот путь в маркетинговом плане хорошо организован. Маркетинг отчасти сходен с западной системой поиска и выращивания «звезд». В Корее развита система бу-кинг-агентств, в функционал которых входит поиск визуально привлекательных и талантливых детей. Другим фактором привлечения детей и подростков является участие в специальных кас-тингах или телепрограммах, шоу талантов, подобных «Superstar K» (ультрамодный телевизионный проект Южной Кореи). При удачном стечении обстоятельств талантливого ребенка заметят представители крупных компаний поп-индустрии (наиболее репрезентабельны YG Entertainment, JYP Entertainment, SM Entertainment) и предложат заключить контракт. Важные критерии отбора -
© Летина Н. Н., Логинова И. В., 2017
Idol как феномен современной корейской культуры
85
внешность и стрессоустойчивость соискателя, одаренность и умения рассматриваются, но не имеют решающего значения. Именно так пришли в поп-культуру Сехун (EXO), Кристалл (f(x)), Тиффани (Girls Generation).
Далее следует многолетняя программа обучения юного «trainee» (ученика, стажера). Концепция и программа «выращивания звезд» в Азии была разработана японским продюсером Дж. Ки-тагава в 1980-е гг. Дж. Китагава предпочитал продвигать тех артистов, которыми, по его словам, «легче управлять» («easier to handle») [3]. В Корее эта практика была взята на вооружение и усовершенствована. В период стажировки формируются и оттачиваются всевозможные навыки: игра на различных музыкальных инструментах, знание иностранных языков, хореография. Начинающие артисты отчаянно ждут дебюта.
Так, индустрия искусственного формирования будущего Idol строится на многократно апробированной и эффективной программе, дисциплине и строгом выполнении обязательств. Компания или агентство финансирует не только образовательный процесс «trainee» (уроки по вокалу, хореографии, этикету и пр.), но и другие профессионально значимые потребности (услуги стилистов и визажистов), а также собственно проживание, питание, поездки. Процедурное сходство с системой выращивания звезд на Западе очевидно, но лишь формально. В отличие от гибкого графика и условно сберегающего здоровье потенциальных «звезд» процесса на Западе, условия контрактов «trainee» задают напряженную изнурительную многочасовую работу. Нередко в контрактах прописывается, сколько именно (в часах в сутки) ученик или стажер обязан работать. Минимальная граница - 14 часов в день; в этот хронометраж включаются занятия в тренажерном зале, уроки вокала и танцев, уроки актерского мастерства, уроки этикета. Все ученики и стажеры (затем и Idols) долгие годы обязаны держать жесткие диеты, поскольку на Idol накладывается обязательство быть стройным, очень стройным. Внешность «trainee» по требованию продюсера может трансформироваться посредством пластических операций (Пак Бом, участница группы 2NE1; Квнхи из ZE:A; Кай, участник ЕХО). Живут trainees и уже дебютировавшие Idols в общежитиях, в комнатах по 2-4 человека (до периода выплаты долга по контракту агентству). В контрактах обязательно содержится пункт, где прописана сумма долга 86
trainee или Idol'a перед компанией (компенсация затрат на стажировку).
После дебюта уже состоявшийся Idol продолжает свою профессиональную деятельность и жизнь в системе тотального контроля и регламента, оговаривающего даже медицинские вопросы. Idol не должен болеть, в случае серьезного заболевания компания имеет право его сократить или заменить. Поэтому при возникновении проблем со здоровьем артисты предпочитают их скрывать или продолжать работать и выступать, не оправившись от болезни. Замены происходят и при других обстоятельствах, связанных с невозможностью исполнять условия контракта. Впервые сформированная в 2008 году мужская группа U-kiss в изначальном составе имела 6 участников, к 2017 она пять раз меняла состав, замещая, по разным причинам, одного исполнителя - другим, сейчас коллектив выступает в количестве 5 человек. Широкий резонанс получил инцидент ухода из группы и попытки расторгнуть контракт с SM Ent. одного из участников весьма популярной группы ЕХО. Тао (сценическое имя артиста), получив серьезные травмы позвоночника во время тренировок, не мог в полной мере, как того требовала компания, принимать участие в деятельности группы и решил покинуть коллектив. Однако, состоялось судебное разбирательство, по итогам которого Тао, который уже не проживает на территории Кореи, юридически остается подопечным SM Entertainment, обязан выплатить неустойку. В ряде компаний период времени, потраченный на службу в армии или болезнь, не изымается из прописанного в контракте периода стажировки, соответственно, Idol будет обязан компенсировать период, когда его не было на сцене или съемочной площадке.
Почему талантливая молодежь идет в эту индустрию, зная о жесткости контрактов и приемах компаний? Вероятно, мотивами являются стремление к славе; желание реализовать свой творческий потенциал; стремление разбогатеть, мечта о лучшей жизни, возможно, кармические надежды не пропустить переломный момент. Для многих Idols положительные стороны поп-индустрии перевешивают минусы контрактной зависимости.
Отметим то обстоятельство, что большинство Idols подписывают контракты, являясь несовершеннолетними. Их эмоциональные интенции превалируют над возможностями рационализации, многие годы жили мечтой о прорыве в популяр-Н. Н. Летина, И. В. Логинова
ную культуру в статусе ее идола. Показательный момент, SM Ent. создали проект SM Rookies, представляющий собой конкурентную среду для желающих дебютировать в компании. Посредством проекта уже сформированы в 2014 году женская (Red Velvet) и в 2016 году мужская (NCT) группы. NCT имеет sub-unit (подразделение) -NCT Dream, в составе которого 7 исполнителей, где старший участник 1999 года рождения.
Согласно данным специализированных в области корейской культуры сайтов (http://www.nate.com/, https://www.soompi.com/, http://world.kbs.co.kr/korean/ и др.), нагрузка Idols велика. Работа интегрируется в жизнь и вытесняет все иные, внепрофессиональные виды деятельности. Idols живут (то есть работают) по строгому расписанию в сопровождении менеджера. В распорядок дня входят ранний подъем, физическая подготовка, визаж, работа со стилистами, съемки или аудиозапись (шоу, интервью, ведение теле- и радиопрограмм, записи, съемки в теле- и веб-дорамах), встречи с фанатами, долгие репетиции, отрабатывающие вокал и хореографию до автоматизма.
Во время шоу, телепередач и прочих проектов Idols очаровывают публику своей «индивидуальностью», своим персональным талантом, который обычно связан с доведением во время стажерства до технического совершенства навыком. Участник группы EXO - Кай удивляет своими балетными па, Чжухон из Monsta X - «эгье» (милое детское поведение, позитивно воспринимаемое в Южной Корее), Чонгук (BTS) - атлетичностью и духом агональности (характерно для спортивно-развлекательных шоу). На каждый из видов развлекательных шоу может быть делегирован тот участник группы, который обладает актуальными для данного шоу качествами и будет поднимать рейтинг группы в целом. В публичной деятельности Idols большая часть времени отводится не концертам или съемкам дорам, а развлекательным телевизионным шоу. Безусловно, в шоу продвигаются их песни (Idols изначально связаны именно с музыкой), артисты поют отрывки и танцуют под фрагменты музыкального трека. Но само успешное участие в шоу имеет и для конкретного Idol, и для группы, и для компании гораздо более важное значение по самопозицонированию и самопродвижению.
Внешность Idols - важнейший инструмент в их арсенале и результат серьезной работы команды Idol как феномен современной корейской культуры
профессионалов. Одному из участников группы, обычно самому внешне привлекательному, традиционно отводится роль visual - лица группы (Химчан - B. A. P, Джехе - Block B, Хенвон -Monsta X, Айрин - Red Velvet). Его / ее внешний вид имеет исключительно имиджевый характер и не связан не только с личными предпочтениями, но и с психофизиологическими или, скажем, ген-дерными особенностями. Подведенные глаза, накрашенные губы, сияющие розовые штаны в обтяжку, перья самых ярких цветов, серьги в ушах идентифицируют не девушку или самовыражающегося юношу - а Idol.
Юноши, наравне с девушками, принимают участие в рекламе косметических средств, программах, посвященным красоте и уходу за собой. В Корее официальным лицом линейки гигиенических помад фирмы «Nivea» является участник группы IKON Юнхен. С 2016 года в эфир выходит телешоу «Lipstick Prince», показывающее, что макияж придуман не только для женщин, но и для мужчин. В студии собираются представители творческих профессий, а также топовые стилисты и визажисты, которые делятся секретами красоты и ведут разговоры о тенденциях в моде. Около десятка Idols-мужчин (Пио и Юквон - Block B, Шону - Monsta X, Ынкван - BTOB, и др.) уже посетили программу.
Традиция вызывающей декоративности в создании внешности Idols отчасти связана и с тем обстоятельством, что изначально айдолами в корейской поп-культуре были только девушки (BABY V. O. X, S. E. S, Fin.K. L ), а юноши присоединились позже, отчасти - с увлеченностью вижуал-культурой в целом, но также и со специфическими представлениями о том, что в «идоле» имеет эстетическую ценность. Подчеркнем: красота Idols принадлежит поклонникам. Большинство знаменитых Idols шоу-бизнеса Кореи обладают совершенной, идеальной красотой (Ким Джеж-дун, Ви (Ким Тэхен) - BTS, Нана - After School, Сольхен - AOA). В стандарт-минимум внешней красоты для Idol входит маленькое лицо, белая чистая кожа, большие глаза, прямой нос, изящная фигура. Красота имеет в современной корейской культуре социальную ценность: согласно многократно размещенному в Internet и потерявшему авторство высказыванию «Любимая фраза нынешнего поколения: «Ты так красив, наверное, ты очень популярен!» [1]. Достижение безупречной
внешней красоты происходит в Южной Корее посредством пластический хирургии, увлечение которой носит массовый характер. Рекламные объявления эффектно устанавливают преемственность между пластической операцией, красотой, уверенностью и возможностью достижения счастья: «Уверенность в своей внешности привнесет в вашу жизнь позитивную энергию, которая может стать основой счастья!» [2].
Так, Idol, как райская птица или экзотический цветок, должен быть феерически восхитительным буквальным идолом - предметом поклонения, предметом культа.
Менталитету корейцев свойствен обостренный дух агональности, состязательности. Общественное мнение в корейской культуре является значимым фактором, корейцу важно, что о нем скажут или подумают другие. Агональность стимулирует и Idols на достижение высоких результатов. Однако отметим, что здесь агентства выполняют функцию социально-психологической страховки, именно они несут ответственность за то, что происходит с их подопечными, преимущественно оказывая им поддержку.
В деятельностном плане Idol фактически лишен возможности проявления свободы, без которой творческому началу проблематично выразиться. В большинстве случаев, корейский Idol - исполнитель, он механически исполняет заданный алгоритм действий, отыгрывает свою роль. За Idol закрепляют амплуа, от которого он не может отступиться и в повседневной жизни. В музыкальных группах, как в женских, так и мужских, есть зафиксированные за участниками модели поведения, например, «милой глупышки» - Сана (Twice), Тэмин (SHINee), «серьезного парня» - Лео (VIXX), ДиО (EXO), «человека-петарды» - Эн (VIXX), Бобби (IKON), Джей-хоуп (BTS), «инопланетянина» (иначе называется 4D личность), отличающегося нестандартностью мышления и действий - Ким Джеджун (JYJ), Ви (BTS), Сонми (Wonder girls), а также «мамочки группы» - Джин (BTS), Сухо (EXO), Сохен (Girls Generation). И каждый, зная свою позицию в группе, обязан соответствовать созданному образу всегда, даже если исполнитель уже зрелый человек.
Как показывает практика, не все Idols готовы смириться с этим, среди них есть те, кто изначально ставил себе цель творческой самореализации. Несколько свободней ощущают себя айдолы, способные к сочинению музыки и текстов (обыч-88
но это участники группы, отвечающие за рэп составляющую), многие компании готовы позволить проявить себя такому артисту. Так, среди композиторов и авторов текстов для группы IKON всегда задействован ее участник B. I (Ким Ханбин), к созданию хитов Block B неизменно причастен их ведущий рэпер Zico, а для Monsta X пишет Чжу-хон. Их троих объединяет также участие в шоу, где рэперы могут в соревновательной форме продемонстрировать свои умения - Show Me The Money (B. I и Чжухон в качестве конкурсантов, Zico - член экспертного жюри). Сложнее вокалистам и танцорам. Компании тратят огромные деньги на разработку концептов к дебюту и последующей деятельности групп, этим занимаются особые отделы, при этом группа или отдельные ее участники не задействованы в процессе их создания. Они получают готовый сценарий, и их задача - точно исполнить свою партию. Мы считаем, что торжество исполнительского начала приводит к шаблонности, клишированности групп и отдельных ее участников, к фрустрации Idols и их быстрому «сгоранию».
Таким образом, производство и функционирование Idols в современной корейской культуре подчинены жесткому регламентированию технологичной индустрии. Характерная для современной массовой культуры стандартизация и штампованная тиражируемость достигли максимальной степени дегуманизации, поставив на поток производство Idols как высоколиквидных товаров.
Idol в сознании массовой молодежной аудитории воплощает собой возможность достижения мечты, он - предмет культового поклонения, подлинный идол массовой культуры. Idol работает объектом влюбленности и задает модные тренды. Idol - это роль, профессия, продукт, программа в гораздо большей степени, нежели личность. С сожалением приходится констатировать, что свободный характер подлинного творческого процесса совершенно не характерен для современного южнокорейского шоу-бизнеса с участием Idols.
Библиографический список
1. Одержимость корейцев пластической хирургией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ironledy/post252292527.
2. Эванс, С. Южная Корея: испорченные красотой [Электронный ресурс] / С. Эванс. - Режим доступа:
Н. Н. Летина, И. В. Логинова
http://www.bbc.com/russian/society/2014/12/141217 _south_korea_plastic_surgery_victims.
3. Tormsen, D. 10 Horrifying Realities From The World Of Asian Pop Music [Электронный ресурс] / D. Tormsen. - Режим доступа:
http://listverse.com/2015/05/19/10-horrifying-realities-from-the-world-of-asian-pop-music/.
Bibliograficheskij spisok
1. Oderzhimost' korejcev plasticheskoj hirurgiej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.liveinternet.ru/users/ironledy/post252292527.
2. Jevans, S. Juzhnaja Koreja: isporchennye kra-sotoj [Jelektronnyj resurs] / S. Jevans. - Rezhim dostupa:
http://www.bbc.com/russian/society/2014/12/141217 _south_korea_plastic_surgery_victims.
3. Tormsen, D. 10 Horrifying Realities From The World Of Asian Pop Music [Jelektronnyj resurs] / D. Tormsen. - Rezhim dostupa:
http://listverse .com/2015/05/19/10-horrifying-realities-from-the-world-of-asian-pop-music/.
Дата поступления статьи в редакцию: 10.06.2017 Дата принятия статьи к печати: 23.06.2017
Idol как феномен современной корейской культуры
89