Научная статья на тему 'К осмыслению концептуальных основ философии социальной работы'

К осмыслению концептуальных основ философии социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
715
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лыгина Марина Аркадьевна

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования нового направления философских исследований философии социальной работы. Осуществляется дифференциация понятий «философские основания социальной работы» и «философия социальной работы». Обосновывается подход к пониманию философии социальной работы как пограничной области философских исследований. Выделяются следующие важнейшие структурные компоненты философии социальной работы: онтология, методология, гносеология, аксиология, антропология и диалектика социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К осмыслению концептуальных основ философии социальной работы»

УДК 504.75. ББК С0 60.0

М.А. Лыгина

к осмыслению концептуальных основ философии социальной работы

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования нового направления философских исследований - философии социальной работы. Осуществляется дифференциация понятий «философские основания социальной работы» и «философия социальной работы». Обосновывается подход к пониманию философии социальной работы как пограничной области философских исследований. Выделяются следующие важнейшие структурные компоненты философии социальной работы: онтология, методология, гносеология, аксиология, антропология и диалектика социальной работы.

Ключевые слова:

социальная деятельность, социальная защита, социальная помощь, социальная работа, социальное обеспечение, философские основания социальной работы.

Теоретический интерес к социальной работе появился в российской науке в первой половине 90-х гг. ХХ в. В это время в стране, в условиях глубочайшего кризиса, активизируется система социальной политики, одним из важнейших направлений которой становится повышение эффективности социальной работы, а сама социальная работа оформляется в профессию. В научных коллективах начинается обобщение практического опыта социальной работы, формирование ее теоретико-методологических основ.

Параллельно со становлением теории социальной работы появляются попытки осмысления ее философских основ [3, с. 2-185; 9, с. 9-247; 10, с. 3-352]. Однако говорить об успешном завершении таких попыток, безусловно, рано [1, с. 15]. Это подтверждает тот факт, что внимание исследователей до сих пор ограничивается, главным образом, рассмотрением лишь «духовно-нравственных и ценностных императивов социальной работы», а само понятие «философия социальной работы» еще не получило своего признания в рамках научного сообщества [7, с. 603-623].

Более того, в публикациях, посвященных мировоззренческим и методологическим аспектам теории социальной работы, иногда смешивают два понятия: «философские основания социальной работы» и «философия социальной работы». Так, В.Н. Ярская в работе «Философские основания социальной работы» употребляет оба понятия как синонимы [10, с. 147]. Во многих же трудах, посвященных теории социальной работы выделяются социологические, психологические, политологические, государственно-правовые основы социальной работы, но собственно философские основания последней не рассматриваются [2, с. 24].

На наш взгляд, упомянутые два термина смешивать некорректно, поскольку они характеризуют различную роль философии в обосновании теории социальной работы. В качестве философских оснований различных наук могут выступать одни и те же разделы философского знания. Так, философская антропология может рассматриваться в качестве философского основания целого ряда гуманитарных наук: психологии, педагогики, социальной антропологии и т.д. В философской антропологии представители этих наук черпают исходные мировоззренческие и методологические принципы, определяющие их фундаментальную исследовательскую программу. Отметим, что при этом соответствующий раздел философии может быть и не обращен непосредственно к конкретной науке, основанием которой он выступает.

Следует согласиться с Г. П. Отюцким, что философские основания социальной работы могут быть осмыслены в процессе анализа методологического значения той или иной философской проблемы для практики социальной работы и для становления профессиональной культуры социального работника.

Отечественная практика социальной работы в сравнении с зарубежным опытом требует специфических философских подходов, поэтому главное внимание в нашей статье будет уделяться теориям отечественных авторов.

В нашем понимании сущность социальной работы состоит в проведении специфической формы государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной

и материальной жизни людей и создания достаточных оснований для реализации их социальной активности. Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение, позволяющие эффективно реализовать социально-политическую, социализирующую, защитительно-посредническую и воспитательную функции данного вида социальной деятельности, направленные на воплощение принципа социальной справедливости.

Значение социальной работы в современном мире постоянно возрастает. Это связано с тем, что она становится всё более весомым фактором социализации (или ресоциализации) личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Поэтому выводы философии социальной работы оказываются значимыми для философского осмысления проблем диалектической триады «человек - общество - государство» и соотношения «человек - окружающий мир» в целом. Но именно проблема «мир -человек» выступает системообразующей для философского знания на всем протяжении его истории. Таким образом, объективно назрела потребность в формировании философии социальной работы как самостоятельного направления научных исследований.

Следует согласиться с мнением философов Российского государственного социального университета о том, что «философия социальной работы есть духовно-интеллектуальный уровень освоения содержания и смысла социальных, персонифицированных отношений людей в пространстве их жизненного, социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности интересы и ценностные ориентации» [6, с. 7]. Однако подобный подход, справедливо указывая на значимые философские основания социальной работы, не в должной мере отражает ее собственную специфику.

Другой подход к содержанию философии социальной работы понимает последнюю как «идеологию профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии. Философия социальной работы - это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующиеся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями» [8, с. 72].

Основной недостаток такого подхода видится в сужении предметного поля самой философии, которое нельзя свести только к идеологии, к мировоззрению либо к методологии. Философия охватывает все эти предметные области и только в их единстве составляет то, что обладает высоким статусом данного направления познания. Кроме того, философию нельзя отождествить с идеологией, поскольку философский дискурс представляет собой не всю идеологию, а лишь её высшие теоретические обобщения, интегрируемые в общенаучные представления о социуме, и методологическую основу, на которой, собственно, и строится данная идеология.

Если первый теоретический подход к пониманию сущности философии социальной работы не учитывает специфику последней, то второй - не раскрывает специфики самого философского знания.

Возможность разрешения противоречия между указанными теоретическими подходами видится ряду авторов в их методологическом синтезе [3, с. 15]. Подобный подход представляется достаточно привлекательным, поскольку исследование специфики социальной работы должно осуществляться на фоне выявления закономерностей общественного развития, и в этом смысле философия социальной работы выступает как составная часть социальной философии.

Кроме того, эвристически плодотворным представляется всестороннее применение антропологического, культурологического и цивилизационного подходов к изучению социальной работы. При этом сама социальная работа может быть осмыслена, прежде всего, как специфический культурологический и цивилизационный феномен, а в распоряжении исследователя оказывается надежный критерий для исторической и типологической классификации и компаративного анализа социальной работы [3, с. 18].

Первый подход хорошо представлен в публикациях Е.И. Холостовой, А.А. Козлова, И.А. Зимней, П.Д. Павленка, М.В. Фир-сова и др. [8, с. 5-44; 5, с. 14-46, 178-211]. Он базируется на принципе теоретической саморефлексии социальной работы, на основе которого происходит обобщение опыта социальной работы, осмысление её проблем и трудностей, попытка восхождения на философский уровень восприятия данного социального явления. Этот подход наиболее привлекателен для практиков социальной работы, осознавших необходимость подвести под данный вид деятельности надежную теоретическую основу.

Второй подход, получивший своё достаточное теоретическое оформление в работах В.А. Никитина [1] и В.И. Митрохина [6], основан на дедукции в философском осмыслении социальной работы.

Подобные подходы не только могут, но и должны дополнять друг друга. Определенную проблему в этой связи составляет лишь то, что, собственно, следует понимать в данном случае под философией. В уже упоминавшейся работе В.Н. Ярской справедливо указывается, что «именно философия пытается прояснить основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, а также человеческого бытия как тотальности, универсальности континуума культуры» [10, с. 94].

Однако далее автор заявляет, что «функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке выполняет именно философия социальной работы. Характер проблем социальной работы обусловил необходимость ее философской рефлексии, разработки методологии, концептуального аппарата философии социальной работы, выбора культурно-философской традиции» [10, с. 94], но с этим утверждением нельзя согласиться, поскольку «функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке» выполняет не философия социальной работы, а философская антропология.

В этой связи возникает принципиальная методологическая проблема - какие разделы и направления философии наиболее значимы в плане своих обоснова-тельных возможностей для применения к сфере теоретического осмысления социальной работы? Мнения исследователей по данному поводу разделились. Многообразные точки зрения, представленные в научной литературе по данному поводу, можно сгруппировать в две основные позиции.

Суть первой из них состоит в том, что философия социальной работы опирается в своём методологическом обосновании на все важнейшие разделы и направления философии. М.В. Фирсов назвал эту позицию методологическим эклектицизмом: «Эклектицизм - основа знания социальной работы» [8, с. 121], т.е. теоретик социальной работы не должен ограничиваться методологической парадигмой только одного или немногих философских направлений, ему необходимо использовать весь арсенал философской методологии для решения многообразных задач познания изучаемого социального явления.

Вторая позиция сводится к необходимости выделения нескольких философских направлений, наиболее значимых

для исследования социальной работы, и использования в познавательном процессе методологического потенциала только этих тенденций. Такая позиция четко выражена у В.Н. Ярской: «Философские и методологические предпосылки оформления теории социальной работы во многом формируются в русле феноменологии и философии экзистенциализма» [10, с. 94].

Думается, что разрешение противостояния этих принципиальных позиций следует искать в самой философии, относительно сущности, которой также отсутствует единство мнений исследователей.

Философия социальной работы - это часть философии, пограничная область философских исследований, смысл которой состоит в применении философской методологии для изучения конкретного общественного феномена - социальной работы, которая, в свою очередь, представляет собой весьма сложное образование, включающее в себя организационные, правовые, экономические, политические, психологические, воспитательные, охранительные, посреднические, медицинские и т.д. аспекты деятельности. Очевидно, что сложность исследовательских задач требует в данном случае привлечения всего спектра методологического инструментария, каким располагает современная философия.

Предложенный методологический подход позволяет внести некоторую определенность и в понимание общей структуры философии социальной работы. При таком подходе структура философии социальной работы в целом оказывается аналогичной общей структуре философской науки. Однако о полном соответствии говорить вряд ли возможно. С одной стороны, неполнота соответствия определяется спецификой содержания этого научного направления. С другой стороны, философия социальной работы находится в процессе становления, и еще не приобрела законченного вида, поэтому не утвердилась и ее структура.

Думается, что в философии социальной работы должны быть представлены следующие важнейшие структурные компоненты:

1. Онтология социальной работы - это сущность различных сторон бытия такого вида социальной деятельности, его предпосылок и структуры. К важным задачам исследования онтологии социальной работы следует отнести изучение наиболее общих законов ее функционирования и развития, влияния социальной работы на специфику общественного бытия в целом и бытия человека, в частности.

2. Методология социальной работы -применение философских принципов, методов, способов и процедур познания к пониманию общественных явлений, составляющих предмет изучения теории социальной работы и сферы приложения её практической деятельности.

3. Гносеология социальной работы -исследование вопросов познания самого процесса социальной работы. Речь идет, в частности, о тех методологических подходах, с позиций которых возможно философское осмысление социальной работы. Выводы гносеологических исследований на этом направлении имеют непосредственную практическую значимость, прежде всего, для становления понятийного и методологического аппарата теории социальной работы.

4. Диалектика социальной работы - раскрытие важнейших системообразующих принципов и закономерностей системы социальной работы, а также определяющих детерминант и тенденций её развития.

5. Аксиология социальной работы - осмысление системы ценностей и оценок внутри социальной работы, а также рассмотрение самой социальной работы в качестве цивилизационной и культурологической ценности.

6. Антропология социальной работы - исследует вопросы, связанные со спецификой человека как субъекта и объекта социальной работы; с формированием новых возможностей социализации (ресоци-ализации) личности; с гуманистическим характером самой социальной работы как специфического вида социальной деятельности.

Таким образом, философия социальной работы представляет собой специальное направление философских исследований, направленное на раскрытие наиболее общих онтологических, гносеологических, методологических и социальных законо-

мерностей теории и практики социальной работы.

В соответствии с этим, философские основания социальной работы могут быть осмыслены в процессе анализа методологического значения той или иной философской теории для практики данного вида социальной деятельности. Философскими основаниями социальной работы могут выступать метафизическая, диалектическая, позитивистская, антропологическая, феноменологическая, экзистенциальная и т.п. философские парадигмы и методологические установки.

В отличие от философии социальной работы, основанной на применении методологического аппарата философского знания для постижения специфического социального феномена - социальной работы, теория социальной работы представляет собой основополагающую науку о социальной работе, в которой вырабатываются ключевые понятия и принципы данного вида социальной деятельности, лежащие в основе её практики. Философия выступает в качестве методологии теории социальной работы, а по отношению к её практике методологическое участие философии осуществляется опосредованно, через теорию социальной работы.

Таким образом, на современном этапе развития теории социальной работы происходит формирование нового направления философского познания - философии социальной работы, смысл которой состоит в применении философской методологии для изучения конкретного феномена - социальной работы в единстве составляющих её организационных, правовых, экономических, политических, психологических, воспитательных, охранительных, посреднических, медицинских и прочих компонент. Философскими основаниями социальной работы выступают философские парадигмы и фундаментальные положения методологии.

Описок литературы:

1. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2002. - 163 с.

2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 177 с.

3. Отюцкий Г.П. Философия социальной работы: проблемы конструирования / Г.П. Отюцкий. - М.: РГСУ, 2007. - 186 с.

4. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1999. - 334 с.

5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004. - 494 с.

6. Философия социальной работы: Монография / Под ред. В.И. Митрохина. - М., 1998. - 287 с.

7. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М., 2002. - 794 с.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

9. Ярская В.Н. Философия социальной работы. - Саратов, 1994. - 247 с. §

10.Ярская В.Н. Философские основания социальной работы // Теория социальной работы / Под ред. Е.И. о Холостовой. - М., 2001. - 354 с. Ц

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.