фундаментальный и до конца не понятый вклад в понимание закономерностей развития общества. В работе конференции принимали участие около 50 ученых и специалистов из Сыктывкара, Вологды, Санкт-Петербурга, Чайковского (Пермский край). Стендовые доклады прислали из США ученые университетов Калифорнии, Вирджинии и Западной Вирджинии.
Характеризуя огромный вклад П. Сорокина в развитие социологии и социальной философии, многие ученые оценивают степень его гениальности по следующим трем критериям.
Первый критерий: глубина и новизна проникновения в сущность и в развитие той отрасли знаний, в которой он преимущественно занимался. Действительно, Питиримом Сорокиным сделан ряд научных открытий, которые легли в основание ряда научных школ, связанных с макросоциологией, с динамикой социокультурного строя, с теорией цивилизации, гуманистической этикой и других направлений, которые действительно обладают большей научной новизной и закладывают основы для будущего развития соответствующих отраслей науки. Второй критерий - это многогранность творчества. Если посмотреть на интеллектуальное развитие Питирима Сорокина, то здесь мы наблюдаем синтез многих видов этого творчества. Это не только социология, но и философия, история, теория государства и права, этика, а также художественное творчество. Именно такое разнообразие характерно для гениев в истории человеческой мысли.
Третий критерий - это степень опережения преобладавших в его времени научных течений и учений. Именно сейчас, в начале XXI века, становится очевидным, что в своих теориях и прозрениях, в своих выводах о главных тенденциях динамики общества П. Сорокин по крайней мере на полстолетия опередил свое время и заложил основы той коренной трансформации знаний об обществе, которые в первой четверти XXI века стали развертываться во всем мире, меняя представление об обществе во всех сторонах и гранях.
Таким образом, обосновывая актуальность идей Питирима Сорокина в глобализирующемся мире, мы можем сказать о высшей степени ценности этого наследия в системе достижений духовного прогресса XX века. На основе проведенного анализа можно сделать общий вывод, что наследие П. Сорокина является краеугольным камнем, одной из глубочайших и прочнейших основ того мировоззрения, которое поможет обществу преодолеть противоречия и кризисы переходной эпохи и сформировать именно такое в своих основных чертах интегральное общество, которое он и предсказывал в своих произведениях. Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурные ценности, составляющие существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности обоих и поможет освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Липсет, С. М. Континентальный раздел на ценностях и институтах США и Канады / С. М. Липсет. - NY: Routledge, 1990.
2. Сорокин, П. А. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. - 1990. - № 2. -С. 134-138.
3. Скуднова, Т. Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т. Д. Скуднова. - Таганрог, 2001. - С. 156
4. Тириакьян, Э. А. Питирим Сорокин мой учитель и пророк современности // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - № 1. - Т. 2.
5. Хантингтон, С. П. Столкновение Цивилизации и реформирование Мирового Порядка / С. П. Хантингтон. -NY:Simon & Schuster, 1996.
6. Режим доступа: http://komionline.ru/news/13744.
7. Режим доступа: http://www.psorokin.newparadigm.ru.
УДК 172.1 ББК 60.0
Т. Д. Скуднова, О. А. Пузиков
ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье рассмотрены философско-теоретические аспекты социальной работы. Показано, что философия социальной работы строится на междисциплинарном характере исследований, на философии гуманизма.
Ключевые слова: интеграция, человек, культура, социальная работа, социализация, личность, жизненный мир.
T. D. Skudnova, O. A. Puzikov PHILOSOPHICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF SOCIAL WORK
Abstract. Philosophical and theoretical aspects of social work are considered in this article. We see that the philosophy of social work is under construction on interdisciplinary nature of research, on humanity philosophy.
Key words: integration, person, culture, social work, socialization, personality, vital world.
Становление и развитие социальной работы как актуальной области научного знания во многом зависит от степени ее теоретико-методологического обоснования и уровня сформированное™ понятийно-категориального аппарата. Системно-категориальный подход в социальной работе основан на основных положениях социальной философии и философской антропологии, принципы который заложены в основание профессиональной деятельности социальных работников.
В настоящее время одной из закономерностей развития социальных систем является интеграция. Интеграционными процессами охвачены культура, наука, образование, социальная сфера. Философия, психология и педагогика не составляют исключения. Практически во всех отраслях социально-гуманитарного знания ведутся междисциплинарные исследования, направленные на интеграцию теоретико-методологических концепций, подходов и технологий. Это актуализирует проблему поиска философских оснований социальной работы.
Можно выделить два подхода к интеграции. Первый - проблемный: научные дисциплины группируются вокруг проблемы и комплексно ее решают. Второй - предметный, когда исходным для научной работы является предмет научной дисциплины, и решаются внутренние проблемы самой науки. Оба подхода взаимодополняют друг друга как два аспекта интегрирования. Для конструирования накопленного в социальной работе знания используется интегративный подход, основанный на правилах интеграции. Суть этого подхода заключается в том, что социальная работа одновременно может выступать в разных качественных состояниях: социальная практика, социальная система, теория, философия духовной поддержки и т.д.
Известный философ и культуролог А. И. Арнольдов подчеркивает, что общество часто проявляет «интеллектуальный консерватизм» и настороженно встречает в науках все новое, разрушающее привычные стереотипы. По его мнению, «социальную работу и социальную педагогику можно определить как органическую составную часть общей педагогики и вместе с тем как самостоятельную область научного знания в рамках человекознания, современной гуманитарной науки, занимающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий» [1, 14].
Научные течения в социальной работе связаны с объектом междисциплинарных исследований, обусловленных дифференциацией и интеграцией научного знания и зависят от ориентации той или иной научной школы. Ученые утверждают, что в большинстве работ не обоснованы положения, по которым выделяются понятия. Основная проблема заключается в выяснении сущности этих понятий. Пока они прописаны очень нечетко и неточно, однако это является объективным моментом становления социальной работы как области научного знания.
Понятие интеграции сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных тенденций развития социальных процессов, культуры и образования. Активизация интеграционных тенденций предопределила негативные последствия глобальных экологических катастроф, экономического кризиса, нарастание напряженности, дезадаптации, агрессивности, социального нигилизма и т.д. Мир и человек утратили ощущение своей целостности, поэтому интеграционные процессы охватывают в первую очередь социальную сферу, образование и культуру.
После многих десятилетий забвения социальная работа фактически возрождена в образовательном пространстве России в 90-е гг. Как наука и сфера практики социальная педагогика и социальная работа находятся на этапе становления, который сопряжен с необходимостью уточнения категориального аппарата. Особенно актуальным является разработка понятийного пространства социально-педагогической деятельности с различными категориями клиентов, среди которых лица с ограниченным потенциалом жизнедеятельности и социализации, дезадаптированные и т.д. составляют значительную часть. Социальное включение лиц с ограниченными возможностями, активизация роли семьи в процессе воспитания детей требуют новых теоретических знаний и новых технологий на уровне интеграции социальной работы и специальной педагогики.
Всегда ли возможна интеграция в социальной педагогике и социальной работе? Ответ однозначен - интеграция возможна как на методологическом уровне, когда осуществляется синтез педагогического, философского, психологического, социологического, культурологического и других знаний, так и на теоретическом уровне, где интегрируются педагогические теории, концепции, подходы и системы.
Интеграционные тенденции охватывают как общетеоретический уровень (системные научные знания), так и уровень конкретно-научной методологии (внутрисистемные концепции и теории). Первый уровень - интеграция социально-педагогических знаний в системе «человек -социум - человек» - базируется на методологических положениях гуманистических наук о человеке как субъекте исторического процесса, его деятельной и творческой сущности, о диалектическом единстве социальных и биологических факторов его развития, на феноменологически ориентированном знании социального и коммуникативного действия. Второй представляет собой общетеоретические положения, позволяющие выйти на внутрисистемную интеграцию научных знаний на уровне конкретно-научной методологии.
Методологической основой социальной работы являются общие положения теории Л. С. Выготского о социализации как о процессе «врастания в человеческую культуру», о взаимосвязи социальных, биологических и экзистенциальных (духовных) факторов в становлении личности; теоретические положения концепции генезиса общения М. И. Лисиной; концепция персона-лизации индивида В. А. Петровского; личностная аксиологическая концепция отношения к людям с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая деятельность как способ оптимизации процесса социализации выполняет три основные функции: повышение уровня социальной адаптации индивида, социальное включение, социальная интеграция.
Анализ специальной литературы показывает, что в работах многих российских ученых (М. А. Галагузова, И. А. Липский, А. В. Мудрик, Т. Д. Скуднова и др.) ставится проблема интеграции и дифференциации понятийного аппарата социальной педагогики и социальной работы, указывается на неопределенность предмета [9]. Так, А. В. Мудрик считает, что объектом социальной работы является процесс развития человека в социуме на основе совокупности социальных взаимодействий, а предметом - факторы социализации, его адаптации в социуме и интеграции в общество [4]. Г. Н. Филонов в качестве объекта определяет «социальное развитие человека», а предмет рассматривает более масштабно: «По своему целеполаганию социальная педагогика направлена на экономическое и социокультурное преобразование, преодоление кризисных ситуаций в целях приближения социума к личности, т.е. для создания реальных условий для претворения в жизнь масштабных социальных программ гуманистической направленности» [10]. В. Г. Бочарова раскрывает значение и влияние на педагогический процесс конкретных социально-культурных условий среды. Автор полагает, что предмет социальной работы - это целенаправленная работа по самоорганизации разумной продуктивной и нравственной жизни личности [2].
Современный этап развития науки необходимо рассматривать как целостный процесс, характеризующийся интеграцией в системе социально-педагогического знания, интеграцией наук о человеке, разработкой многомерной системы универсальных характеристик, единого смыслового поля и понятийного аппарата. Особая роль в этом направлении принадлежит концепции М. Вебе-ра, получившей название «социальная феноменология» (структурно-функциональный анализ), основанная на теории целостности. В плане методологии она представляет собой неклассическую социальную концепцию, акцентирующую внимание на ценностных ориентациях людей, значении индивидуального бытия, его многообразия и многомерности. Идея субъектности, по мнению многих ученых (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др.), представляется главным условием обновления социальных форм взаимодействия.
Каждый этап культурно-исторического развития общества порождает исторически конкретный образ социально-гуманитарного знания, характеризуемый определенной методологической культурой. В ситуации стабильности и относительной устойчивости прошлого в обществе концептуально оформилась классическая теория. Феномены современной цивилизации, стремящейся из хаоса к порядку, к преодолению рисков нестабильного и неопределенного общества, аномии и маргинальности с необходимостью побуждают нас обратиться к истории социальной поддержки, а также к методологическому рассмотрению этих по сути своей социально-философских вопросов.
Перемены, произошедшие в российском социуме в 90-е годы, изменили и области применения классической методологии в науке. В конце XX века, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, возник вопрос об адекватности мировоззренческих ориентиров. Поиск путей развития цивилизации оказался детерминированным проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. Стремление рассмотреть человека в его связи с миром как органической целостности, выступает важным ориентиром нового миропонимания, а также новой рациональности как диалога человека с миром. Принципы открытости и саморегуляции сложных систем, сформулированные в синергетике, включены в современную картину мира. Как отмечает один из основоположников синергетической парадигмы И. Пригожин, «науки о природе в настоящее время обнаруживают необходимость диалога с открытым миром» [6, 27].
Следует подчеркнуть сходство современной картины мира с идеями философии русского космизма (В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский и др.). В отечественной философии XX-го века известны философская концепция Э. В. Ильенкова, методологическая программа Г. П. Щедровицкого, теория «диалога культур» В. С. Библера. Сегодня пробле-
мы философии образования, а следовательно и методологии социальной работы широко обсуждаются на страницах ведущих журналов и в докладах ученых как за рубежом, так и в нашей стране.
Многоплановость и неоднозначность определений социальной работы идут от многообразия методологических ориентиров, избираемых зарубежными и отечественными учеными и создают предпосылки для определения философских оснований социальной работы и возникновения множества неклассических методологий, характеризуемых различными методами социального познания с учетом социально-исторических и культурно-антропологических особенностей исследуемого объекта. Становление и развитие теории социальной работы стало закономерной потребностью общества в осмыслении процессов, происходящих в условиях рыночных отношений. Направленность на социальные коммуникации, на исследование диалога социальных и культурных форм обуславливает признание ценности культурного многообразия.
Это обусловило использование феноменологического метода познания, позволяющего более адекватно описать взаимодействие теоретической системы с окружающей средой, в процессе которого входящие сигналы характеризуют воздействие со стороны внешней среды, а выходящие - реакцию системы на эти воздействия [8, 148]. Особый интерес представляет метод феноменологии в представлении его основоположника Э. Гуссерля - ученика Хайдеггера. Феноменология Гуссерля основывается на понятии «жизненный мир», повседневный мир, в котором живут люди. Он обозначает интерсубъективно разделяемый (взаимосогласованный) опыт, охватывающий все возможные и реальные горизонты человеческой жизни. В настоящее время концепт «жизненный мир» стал системообразующим в социальной феноменологии и «понимающей социологии». Основные положения феноменологической социологии были унаследованы Ю. Хабермасом в теории коммуникативного действия, который ввел в научный оборот понятие «системный мир». По его мнению, жизненный мир - это сфера горизонтальных связей людей, их непосредственных коммуникаций, которые проявляются в социальных отношениях в семье, дружеской компании, на работе. В социокультурных концепциях понятие «жизненный мир» обозначает сферу жизни человека и его совместного существования с другими людьми в общем для них культурном пространстве [7].
Философия социальной работы носит интегративно-междисциплинарный характер, используя понятие «жизненный мир» в качестве исходной характеристики субъектов социального взаимодействия, клиентов как адресатов социальной работы. Теоретики социально-гуманитарного знания часто обращаются к социальной феноменологии как методологической основе интерпретации социального мира. Феноменология как методология интерпретации и диалога чрезвычайно востребована в сегодняшней России, так как она апеллирует к относительно устойчивому развитию и социальной стабильности. В трансформирующихся обществах социальные инновации вызревали в лоне человеческой повседневности в рамках социальных практик.
Социально-феноменологическая когнитивная практика представляет собой особый интерес в контексте становления философских основ и методологии социальной работы. Во-первых, социальная работа сама по себе и есть часть общественного бытия, во-вторых, познание социального мира связано с процессом самопознания. Таким образом, философия социальной работы есть процесс философской рефлексии над предельными основаниями бытия, процесс осмысления социальной помощи как философии социальной поддержки в условиях трансформирующегося общества, а социально-феноменологическая концепция понимания в когнитивной практике философии социальной работы занимает центральное место.
В связи с этим теоретики социально-гуманитарного знания все больше обращаются к социальной феноменологии, в которой первичной сферой социальных значений является сознание в естественной установке, а повседневное знание - исходным пунктом их профессиональной рефлексии. Социальная феноменология представляет собой такую методологию, которая позволяет транслировать понятия жизненного мира в соответствующие системы идеализированных объектов.
Наиболее существенными чертами феноменологической установки в социальном познании являются:
1. Социальной феноменологии присуща «мягкая рациональность», апеллирующая к логике повседневности.
2. Противопоставление научного социального знания здравому смыслу уступает место исследованию корней специализированного социального знания в жизненном мире человека.
3. Феноменологическая методология социального познания исходит из того, что любое понятие обладает открытым горизонтом значения и социальному методологу нужно исследовать этот горизонт.
4. Феноменология социального мира, основанная на онтологии Гуссерля, вносит свой вклад в прояснение «трансцедентальных» оснований социальных коммуникаций.
5. Феноменология социального мира не претендует на участие в социальных преобразованиях, она герменевтична, предполагает различные гипотезы интерпретаций.
Феноменологический подход в социальной работе как методология герменевтики и диалога весьма востребован в современной России. Однако, по мнению многих исследователей
(Н. М. Смирнова, В. Н. Ярская и др.), в процессе ее освоения возникают трудности, связанные с особенностями российского менталитета [10]. Социально-феноменологическая концепция понимания направлена к реалиям стабильной повседневности, наполнена стремлением к устойчивому развитию, модернизации и социальным инновациям. Современное российское общество не является стабильно самодостаточным, способным к саморазвитию. Наше общество переживает сложный период догоняющей модернизации, опирающейся на традиционалистские ценности. Наш социальный опыт не может быть охарактиризован стандартизованными образцами индивидуального поведения, к которым апеллирует социально-феноменологическая концепция понимания. Это актуализирует задачу развития современных форм социальных коммуникаций как в контексте теории социально работы, так и в плане оказания реальной социальной помощи в трансформирующемся обществе. Институт социальной работы оказывается тем долгожданным Институтом Человека, о котором мечтали представители различных наук как инструменте интеграции и синтеза знаний о человеке. Концептуальный аппарат философии социальной работы содержит важнейшие категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, смысл жизни, конфликт, экзистенция, субъект, объект, картина мира, душа и т.д. Общие принципы построения концепции социальной работы - это гуманизм, антропологизм, диалог человека и мира, экзистенциальный темпорализм и целостность.
Философия социальной работы есть гуманизм, глобализм, духовная поддержка, нравственное возвышение человека. Русская традиция философии человека, содержащая идеи соборности, примирения, открытости, всечеловечности, философию свободы и русскую национальную идею, создает определенный фундамент всей мировой философии человека XXI века. Философские вопросы социальной работы возникают, когда есть связь с проблемой человека, смыслом жизни в социуме, социальной среде, в мире, культурном хронотопе. Проблемы жизненной стратегии, субъективной темпоральности, экзистенциальной коммуникации, вины и ответственности, решений и выбора, отношений к жизни и свободе встают наиболее остро в современной ситуации социальных рисков, маргинального состояния, дезадаптации личности в условиях криминализации общества.
Другими словами, философская рефлексия необходима в тех случаях, когда, с одной стороны, есть индивидуальные смысложизненные вопросы, проблемы выживания, а с другой, - когда есть необходимость обращения к предельным универсальным основаниям культуры, глобальным проблемам экологии, стратегии спасения.
Таким образом, социальная работа - это не только качественно новый социальный институт, это и островок нового образа жизни, нового мышления, новое социальное движение, новый тип мировоззрения и отношения к человеку, зародыш нового социума и новой культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку актуальной науки / А. И. Арнольдов. -М., 1999.
2. Бочарова, В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности / В. Г. Бочарова. - М., 2003.
3. Липский, И. А. Социальная педагогика: методологический анализ / И. А. Липский. - М., 2004.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М., 2007.
5. Петровский, В. А. Психология воспитания / В. А. Петровский. - М., 2005.
6. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин. - М., 1986.
7. Резник, М. Ю. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / М. Ю. Резник, Е. А. Смирнов. - М., 2002.
8. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования / Г. И. Рузавин. - М., 1999.
9. Скуднова, Т. Д. Философские основы антропологизации педагогического образования: монография / Т. Д. Скуднова. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2006.
10. Смирнова, Е. Р. Когнитивные практики в цивилизационном измерении. Знание в связях социальности / Е. Р. Смирнова, В. Н. Ярская. - Екатеринбург, 2003.
11. Филонов, Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики / Г. Н. Филонов. - М., 1998.
УДК 101.1: 316 ББК 60.022.2
М. В. Чаленко, О. А. Музыка
«ПРОШЛОЕ-БУДУЩЕЕ» В КОНТЕКСТЕ ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ БУДУЩЕГО
Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с построением сценариев будущего. Активно используется понятие «возможных миров». Темпоральная референция соотносится с социально-историческими процессами.
Ключевые слова: сценарии будущего, возможные миры, социально-исторические процессы.