УДК 159.9.07
ДИНАМИКА КОГНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Москаленко С. В., Жеребненко О.А., БелГУ Мухаметзянова Ф.Г., НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»
Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, при этом образ «Я» профессионала рассматривается как показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Изменения в структуре эталонной модели профессионала могут быть зафиксированы в пределах отдельного этапа профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональное самосознание; «Я-концепция»; профессионал; начинающий специалист; профессионализация.
Проблема формирования профессионального самосознания неразрывно связана с проблемой профессионализации личности, становления профессионала. Е.А. Климов подчеркивает, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица» [1]. Развитие профессионального самосознания в процессе профессионализации личности, ее профессионального становления исследуются как в рамках психологии труда, так и педагогической психологии (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, В.Ю. Щегурова и др.), психологии личности (А.Г. Асмо-лов, В.С. Мерлин, Л.М Митина, К.К.Платонов, Сонин В.А. и др.), возрастной и педагогической психологии (Е.Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Н.А. Поды-мов, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др.), акмеологии (С. Агапов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).
Разрабатывается проблема профессиональной «Я - концепции» как совокупности представлений субъекта о своей жизненной позиции, перспективах и ценностях в контексте осуществления избранной профессиональной деятельности [2]. Студент вуза развивается в рамках учебно -профессиональной субъектности. При этом, участвуя сначала в учебно -
112
профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, студент вуза не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их [3]. Студент вуза, формируясь как субъект учебно-профессиональной и далее как субъект профессиональной деятельности, у него формируется отношение к себе как к деятелю, и он развивается как личность профессионала [ 4].
Процесс профессионализации рассматривается не только как процесс позитивно направленный, состоящий в личностном и профессиональном росте, накоплении новых знаний, умений и трансформации старых (прежних), но и как противоречивый, разнонаправленный процесс. В исследовании Т.К. Поддубной показано, что интеграция профессиональных знаний у студентов не всегда приводит к качественно новому уровню развития профессионального самосознания и, более того, может порождать критические периоды в его развитии, проявляющиеся в снижении личностного компонента в его структуре [ 5].
Образ «Я» как субъекта собственно профессиональной деятельности начинает формироваться в процессе профессионального обучения. Интенсивность его формирования в значительной мере определяется степенью ориентации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении на воспроизведение учебных ситуаций, имитирующих реальную профессиональную деятельность. В основе динамики формирования образа «Я» как субъекта собственно профессиональной деятельности лежит противоречие между субъективной оценкой сформированности операционной стороны профессионального самоопределения и объективным положением студента как субъекта деятельности к окончанию обучения в вузе. В дальнейшем, на стадии профессиональной адаптации и полной или частичной реализации личности в профессиональном труде, ее представления о себе как о субъекте своей профессиональной деятельности дополняются и относительно стабилизируются [ 6].
Помимо качественных изменений в содержательной стороне представлений личности о себе в процессе учебно -профессиональной и профессиональной деятельности, происходит развитие и критериев этих представлений. Именно с целью выявления содержательных особенностей представлений студентов о себе как субъекте деятельности с учетом основных критериев этих представлений нами используются методы экспериментальной психосемантики, позволяющие изучить как категориальную структуру сознания, так и семантические пространства категорий сознания. При этом, основными категориями, определяющими пространство системы представлений о себе как субъекте деятельности, являются категории «Я», «Личность», «Профессионал».
113
Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, при этом образ «Я» профессионала рассматривается как показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу (будущему и настоящему) на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Изменения в структуре эталонной модели профессионала могут быть зафиксированы в пределах отдельного этапа профессионального становления (в нашем случае - этапа обучения). Наблюдающиеся в процессе профессионального обучения изменения индивидуальных эталонных моделей профессионала выступают показателем отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. В своем исследовании мы исходим из того, что основными структурными компонентами профессионального самосознания являются система представлений о субъекте профессиональной деятельности и система представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности [7].
При исследовании системы представлений о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности, на наш взгляд, наиболее важными и близкими категориями для описания данных систем являются образы «Я», «Личность» и «Профессионал». При этом мы предполагаем, что по мере становления субъекта профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (при овладении учебно -профессиональной деятельностью) в структуре его знаний о себе как субъекте деятельности (образы «Я - Профессионал»; «Я - Начинающий специалист») и о человеке как субъекте деятельности (образы «Профессионал» и «Начинающий специалист») имеют место две тенденции: во -первых, происходит усложнение содержания этих образов и, во-вторых, происходит интеграция содержания этих образов. Вышеизложенная позиция определила дальнейшие пути организации и поиска методов экспериментального исследования.
В исследовании приняли участие студенты факультета Романо-германской филологии с 1 по 5 курс обучения. Студенты факультета Рома-но-германской филологии были выбраны нами в качестве экспериментальной группы, так как на факультете Романо -германской филологии реализуются условия практикоориентированного учебно - педагогического взаимодействия: внеаудиторные формы профессионально - личностного развития, обмен с зарубежными вузами студентами с целью совершенствования языковых навыков и профессионального становления, психолого -педагогическое сопровождение одаренных студентов, научные студенче-
114
ские общества, психологическое просвещение преподавателей факультета, учебная практика по психологии.
Изучение развития образа «Я - профессионал» в структуре профессионального самосознания предполагает не только описание изучаемого явления, но и исследование особенностей проявления основных механизмов его формирования. Речь идет о проявлении процессов дифференциации - интеграции в его развитии. Теория Келли «буквально пронизана духом идеи развития», и именно этим объясняются возможности метода Техники Личностных Конструктов в исследовании дифференциации - интеграции категориальной структуры сознания [8].
Анализ содержательных и структурных параметров образа «Я - профессионал» проводился нами по критериям: интегрированность - диффе-ренцированность образа; принятие - непринятие таких структурных компонентов образа «Я - профессионал», как «Я сейчас», «Я - Начинающий специалист», «Я - Профессионал». При анализе полученных результатов мы исходим из единства личностного и профессионального компонентов в структуре профессионального самосознания студентов и рассматриваем профессиональный компонент как единство системы представлений о субъекте профессиональной деятельности (образ «Профессионал - Начинающий специалист») и системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (соответственно, образы «Я - Профессионал» и «Я - Начинающий специалист»). Параметрами анализа полученных результатов являются включенность образов «Я», «Профессионал», «Начинающий специалист» в один или разные факторы и модальность этих образов. Понятие модальности может быть отнесено ко многим психическим процессам при описании качественных характеристик когнитивных образов любого уровня и сложности. В нашем исследовании мы основываемся на понимании модальности как функционально-семантической категории, отражающей разные виды отношения к действительности [ 1].
Анализ полученных результатов с учетом выделенных параметров позволил нам выделить основные типы соотнесенности образов «Я», «Профессионал» и «Начинающий специалист».
1. Дифференцированные одномодальные (Д - О/М);
2. Дифференцированные разномодальные (Д - Р/М);
3. Недифференцированные одномодальные (Н/Д - О/М);
4. Недифференцированные разномодальные (Н/Д - Р/М).
Выделенные основные типы позволили нам рассмотреть особенности динамики образа «Я - профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе на примере анализа процессов интеграции - дифференциации.
115
По мнению Л.М. Митиной, образ «Я» профессионала включает эмоциональные и когнитивные компоненты и как когнитивное эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя [ 7]. Если рассматривать в качестве содержания когнитивного компонента образа «Я -профессионал» представления студентов об образах «Я сейчас», «Профессионал» и «Начинающий специалист», то в качестве эмоционального компонента может выступать отношение студентов к данным образам, то есть модальность образов. Исходя из этого, на наш взгляд, можно выделить особенности дифференциации образов по когнитивному компоненту и по эмоциональному компоненту. Дифференциация по когнитивному компоненту наиболее выражена на первом курсе. Снижение дифференциации по когнитивному компоненту и увеличение интеграции обусловлено, на наш взгляд, схождением образов «Профессионал» и «Начинающий специалист» на втором и третьем курсах. Происходит погружение в профессию, увеличение объема знаний о специальности, использование их на практике, и образы наполняются новым смыслом, в результате чего происходит увеличение интеграции образов. При этом необходимо заметить, что образы «Профессионал» и «Начинающий специалист» включены в систему представлений человека о субъекте профессиональной деятельности, поэтому отражают связь между представлениями о профессионале и начинающем специалисте.
Затем, на четвертом и пятом курсе, происходит нарастание дифференциации образов по когнитивному компоненту и снижение их интегри-рованности. Это свидетельствует о расхождении образов «Профессионал» и «Начинающий специалист». То есть в процессе учебно -профессиональной деятельности, в процессе освоения профессии и осознания себя как субъекта профессиональной деятельности, содержание и представление образов «Профессионал» и «Начинающий специалист» расходится. Система представлений о субъекте профессиональной деятельности наполняется новыми смыслами и значениями, и в сознании студентов эти два образа расходятся.
С целью выявления значимости различий в системе представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (образы «Я - Профессионал» и «Я - Начинающий специалист») и о субъекте профессиональной деятельности (образы «Профессионал» и «Начинающий специалист») в зависимости от этапа и особенностей, условий обучения нами был проведен статистический анализ с помощью Т-критерия Стьюдента. Система представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности анализировалась нами по идентичности представлений «Я - Профессионал» и «Я - Начинающий специалист». Значимые различия выявлены в диаде «Я
116
- Профессионал». Так, у студентов экспериментальной группы значимые изменения выявлены к третьему и четвертому курсам обучения по типу «недифференцированные, разномодальные» и к пятому курсу - по типу «недифференцированные, одномодальные», что свидетельствует о высокой доминантности образа «Профессионал» (он включен в один фактор с образом «Я») и тенденции - от противопоставления образов к их «единению»^].
Таким образом, изменение содержания системы представлений студентов о субъекте профессиональной деятельности, выраженного в диаде «Профессионал - Начинающий специалист», происходит в сторону большей дифференцированности как по когнитивному, так и по эмоциональному компонентам. На наш взгляд, это свидетельствует об осознанности образов, большей их значимости для студентов, содержательности представлений. Резкое снижение дифференциации по когнитивному компоненту на втором курсе может свидетельствовать о кризисных явлениях в сознании студентов, когда происходит «вживание» в свою профессию, использование полученных знаний на практике. В динамике дифференциации по эмоциональному компоненту переломным является четвертый курс, отношение к образам «Профессионал» и «Начинающий специалист» становится наименее дифференцированным: таким образом, на четвертом курсе студенты наиболее одинаково относятся к образам «Профессионал» и «Начинающий специалист», чем на всех других этапах (курсах) обучения.
Источники
1. Москаленко С.В. Особенности развития образа «Я - профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе: дис... канд. псих. наук: 19.00.07. С.В. Москаленко. Курск, 2007. 191 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 126-130.
5. Поддубная Т.К. Когнитивный компонент самосознания в процессе профессионализации: учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 129 с.
6. Кудрявцев, Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. № 2. 1983. С. 51 -60.
7. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Л. М. Митина и др.]; под ред. Л.М. Митиной. М: МПСИ: Флинта, 1998. 179 с.
8. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики: учеб. пос.обие. 2-е изд., доп. СПб: Питер, 2005. 480 с.
117
DYNAMICS OF COGNITIVE STRUCTURE OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL AS STAKEHOLDERS
Moskalenko S.V., Zherebnenko O.A., Muhametzyanova F.G. Meaningful characteristic of professional self-determination of personality is the process of shaping its relations as a subject of professional activity, the image of the «I» professional co n-sidered as an indicator of the dynamics of professional consciousness of the person. Changes in its structure, describe the changes relation to oneself as a professional at all levels: cognitive, emotional and behavioral. Changes in the structure of the reference model of the professional can be fixed within a separate stage ofprofessional formation.
Keywords: professional self-consciousness; «self-concept»; professional; beginner expert; pro-fessionalization.
Дата поступления 09.12.2015.
118