Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Л.С. Мацеевич
К материалам
«Биографического Словаря» воспитанников С.-Петербургской духовной академии
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 3. С. 467-478.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Къ матеріаламъ для „Біографическаго Словаря“ воспитанниковъ С.-Петербургской духовной академи *).
курса C.-пѳтербургской духовной академіи (выпуска
курсъ Подольской духовной семина-
, былъ посланъ въ С.-Петербургскую дух. академію—для продолженія образованія 1). По окончаніи курса въ академіи, онъ былъ назначенъ учителемъ въ Астраханскую духовную семинарію. Въ этой семинаріи онъ послужилъ не долго—всего годъ—учебный. Вакаціями 1846 года онъ пріѣхалъ въ С.-Петербургъ, женился на дочери священника Ольгѣ Вещезеровой и назначенъ былъ на мѣсто діакона въ русской церкви—въ Парижѣ. По женѣ своей Вас. И. Судакевичъ сдѣлался родственникомъ заграничнаго русскаго протоіерея— Стефана Карповича Сабинина. Въ „Русскомъ Архивѣ“—за 1900 помѣщены записки одной изъ дочерей этого протоіерея—
*) Окончаніе. См. февраль.
’) Товарищъ его но семинаріи Николай Григор. Александровичъ былъ назначенъ въ Московскую дух. академію въ 1840 г., значитъ—не докончивши одного года въ богословскомъ классѣ Подольской семинаріи.—■ Онъ кончилъ курсъ Моск. академіи .магистромъ въ 1844 г. и, послѣ разныхъ службъ въ учебномъ вѣдомствѣ—духовномъ и свѣтскомъ— былъ наконецъ директоромъ 3-ей Кіевской гимназіи. Вышедши въ отставку, жилъ на покоѣ въ Одессѣ. Сконч. 25 февр. 1896 г.—Въ бесѣдахъ съ нами онъ вспоминалъ и о Судакевичѣ.
II.
Къ біографіи священника Василія Ильича Судакевича.
АС ИЛІИ Ильичъ Судакевичъ былъ воспитанникомъ XVI
урожденецъ Подольской епархіи и,
Мароы Степановны Сабининой—и вотъ что она говоритъ въ одномъ мѣстѣ о молодой четѣ Судакевичеи: „Въ декабрѣ 181(5 года къ намъ пріѣхали (въ Веймаръ) родственники наши, незадолго передъ тѣмъ обвѣнчавшіеся Судакевичи. Ихъ сватовство совершилось съ поразительной быстротой: молодому человѣку предложили мѣсто діакона въ Парижѣ—сгь тѣмъ, чтобы черезъ нѣсколько недѣлъ онъ былъ готовъ. Ольга Ве-щезерова въ то время была учительницей музыки въ одномъ институтѣ; она была красива и хорошо играла. Одинъ изъ Товарищей Вас. И. Судакевича *), видѣвшій ее всего одинъ разъ, рекомендовалъ ее ему; Судакевичъ пришелъ, увидѣлъ, сдѣлалъ предложеніе: родственники нашли зто выгоднымъ, и кончено дѣло. Въ то время подобныя дѣла совершались въ Россіи, какъ на-парахъ“ 2).—Діакономъ въ Парижѣ о. Вас. И. Судакевичъ служилъ до 1848 года, а затѣмъ назначенъ былъ на должность священника-настоятеля русской заграничной церкви въ деревнѣ Пріемѣ—въ Венгріи (близъ Будапешта), каковая церковь была построена въ 1803 г.—надъ гробомъ русской великой княжны Александры Павловны, вышедшей замужъ за венгерскаго палатина Іосифа и скончавшейся въ 1801 году. Не долго прослужилъ въ Иремѣ о. Вас. Судакевичъ: онъ скончался въ январѣ 1849 года отъ чахотки и погребенъ здѣсь же—въ Иремѣ—близъ церкви подлѣ своего предшественника по настоятельству—іеромонаха Амфи-лохія ;1).
Намъ удалось достать два обширныя письма Вас. Ив. Судакевича, писанныя имъ изъ Астрахани— въ бытность тамъ учителемъ въ духовной семинаріи. Письма зти важны и для біографіи ихч, автора, и въ то-же время представляютъ собою значительный общій историческій интересъ. Первое письмо—отъ 10 декабря 1845 года—писано къ о. Іоанну Піероцкому, который былъ землякомъ Судакевича, окончилъ’ курсъ С.-Петербургской д. академіи въ 1839 году и служилъ потомъ въ г. Харьковѣ. Сообщеніемъ этого письма мы обязаны Одному изъ родственниковъ о. Іоанна ПІероц- * 9
9 Кю именно былъ этотъ товарищъ—видно будетъ ниже.
9 „Русскій * Архивъ“, 1900 г., ,\г 4-й. стран. 040-я.
:<) „Церковныя Вѣдомости“, 1903 г. Л» 4-3—„Изъ Венгріи. Столѣтіе православнаго русскаго храма въ Иремѣ". Протоіерея Ѳеофила Карда-севича, настоятеля Иремскаго храма. Здѣсі. представленъ списокъ всѣхъ прежнихъ настоятелей этого храма—съ краткими біограф. свѣдѣніями.
К) 9
каго- священнику Подольской епархііг о. Ѳеодору Панте-лепмоновичу Базилевичу. — Въ письмѣ этомъ Вас. Суда-кевичъ описываетъ свое путешествіе въ г. Астрахань, по назначеніи туда на службу... Къ сожалѣнію, конецъ этого любопытнаго письма утерянъ.—Другое письмо—отъ 30 апрѣля 1S46—писано на латинскомъ языкѣ—къ товарищу въ С.-Петербургъ. Мы имѣемъ лишь черновку его, сохранившуюся въ числѣ прочихъ бумагъ Судакевича у роднаго брата его протоіерея въ г. Кишиневѣ (Бессарабской губ.) о. Стефана Ильича Судакевича. Черновку эту сообщилъ намъ въ Одессѣ въ 1S95 г. сынъ о. Стефана Сзгдакевича—подполковникъ Евгеній Степановичъ Судакевичъ. Письмо писано къ товарищу, но не обозначено, къ какому именно. Но кто былъ этотъ товарищъ—въ С.-Петербургѣ, легко разгадать. Судакевичъ называетъ его новоназначеннымъ пресвитеромъ старообрядческой церкви. Слѣдовательно—это былъ Аоанасій Лукичъ Базаряниновъ, который въ началѣ 1846 года рукоположенъ былъ во священника къ Николаевской единовѣрческой церкви—въ С.-Петербургѣ ‘). Собираясь писать письмо къ товарищу по-латыни, авторъ сначала пишетъ черновку письма, какъ бы не довѣряя вполнѣ своему знанію латинскаго языка... И въ самомъ письмѣ онъ извиняется за несовершенство своей латыни, скромно называя ее „полу-русскою латынью, или же наоборотъ латинскимъ руссизмомъ“. Но въ чернов-кѣ не видно помарокъ и исправленій, а есть только добавленія къ тексту. —Затѣмъ, въ письмѣ этомъ любопытно описаніе жизни автора въ Астрахани—со стороны бытовыхъ ея условій,—такъ что оно составляетъ прекрасное добавле-леніе къ предшествующему письму и вполнѣ замѣняетъ утерянный конецъ этого письма.
Печатая эти письма о. Вас. Ил. Судакевича, мы дѣлаемъ по мѣстамъ къ тексту ихъ свои посильныя подстрочныя примѣчанія, и кромѣ того латинскій текстъ второго письма представляемъ въ русскомъ переводѣ.—Подлинники же обоихъ писемъ мы очень рады передать навсегда на храненіе— въ библіотеку С.-Петербургской духовной академіи.
В. S. Упомянутый выше товарищъ Судакевича но Подольской дух. семинаріи Н. Г. Александровичъ вотъ что 6
6 См. Д. С. Родосскаго'. „Біографическій словарь студентовъ первыхъ
XXѴШ курсовъ С.-ІІетербургекой д. академіи“.—Сиб. 1907 г., стр. 32.
разсказывалъ намъ о немъ: „Судакевичъ поступилъ въ семинарію изъ Прпворотскаго духовнаго училища ’), откуда всегда выходили дѣльные воспитанники; заправа была у него бурсацкая, былъ живой, съ черными глазами, но угловатый; прекрасно зналъ Священное Писаніе, писалъ бойко и много. Не понимаю, почему онъ не кончилъ курсъ академіи магистромъ!—Изъ Парижа, гдѣ онъ былъ діакономъ, онъ писалъ мнѣ письма на латинскомъ языкѣ, а также и раньше—изъ Астрахани. Въ Парижѣ скучалъ за родную Подолію, готовъ даже былъ идти въ деревню, чтобы жить съ своими людьми. Писалъ ко мнѣ, что семейно ему живется не особенно счастливо. А женился онъ, кажется, у протоіерея Кочетова“ -).
Письмо къ священнику Іоанну Авксент. Шероцкому.
Астрахань. Декабря 10 дня 1845-го года.
Высокопочтеннѣйшій отецъ Іоаннъ!
Честь имѣю кланяться вамъ изъ Астрахани!.. Такъ кончились всѣ мои предположенія!.. Богу угодно было наказать меня заточеніемъ въ пустыню Астраханскую за то, что я слишкомъ много хлопоталъ самъ о себѣ, какъ бы забывая Его всеблагое о насъ промышленіе.
Когда меня назначали то въ Астрахань, то въ Пермь, то въ Орелъ, я отказывался отъ всѣхъ мѣстъ и просилъ мѣста на родинѣ. Преосвящ. Аоанасій 3) и обѣщалъ мнѣ просимое мѣсто на родинѣ; но въ то же время иное имѣя въ сердцѣ, а иное на языкѣ, онъ назначилъ меня въ Астрахань и такъ представилъ въ Сѵнодъ; Сѵнодъ утвердилъ и 11 октября я узналъ свою судьбу. Что было дѣлать? Отказаться отъ мѣста и ѣхать въ епархіальное вѣдомство—бѣдность не позволяла; ждать другого мѣста не доставало терпѣнія и было затруднительно, потому что мнѣ велѣно было бы вытти изъ академич. корпуса; въ Петербургѣ мѣста не было и всѣ мои
') Приворотское дух. училище было и теперь есть въ селѣ ГІриво-ротыъ, Ушицкаго уѣзда. Подольской губерніи. Оно существуетъ здѣсь съ 1814 гс^а. Въ началѣ XIX вѣка—изъ казенныхъ земель села ІІри-воротья была выдѣлена дача для Подольскаго архіерейскаго дома; вотъ при послѣднемъ и основано духовное училище.
2) Жена Судакевича Ольга Вещезерова была родственница протоіерея Іоакима Семеновича Кочетова. Послѣдній былъ женатъ на Маріи Тимоѳеевнѣ Вещезеровой. дочери настоятеля Спасо-Сѣнновской Успенской церкви въ С.-Петербургѣ.
3) Преосв. Аѳанасіи Дроздовъ—тогдашній ректоръ с.-петербургской дух. академіи.
надежды лопали одна за другою. Между тѣмъ въ душу мою вкралось любопытство—посмотрѣть Астрахань и—вотъ я беру билетъ въ почтовую карету (съ экстра почтою) и 24-е октября назначается срокомъ моего отъѣзда. Между тѣмъ ревельскій протоіерей Іоаннъ Скромновъ, получивъ хорошую обо мнѣ рекомендацію отъ своихъ знакомыхъ, пишетъ ко мнѣ письмо и объявляетъ, что согласенъ, по истеченіи срока совершенныхъ лѣтъ своей дочери (чрезъ 8 мѣсяц.), уступитъ мнѣ свое мѣсто, къ тому же открывается мѣсто и при церкви св. Сѵмеона Богопріимца и преосв. Наѳанаилъ подаетъ мнѣ надежды получить его *): что дѣлать? Рѣшаюсь бросить билетъ, потерять деньги 20 руб. сер. и прошу увольненія отъ мѣста въ Астрахани. Но поздно: мнѣ вручаютъ подорожную и почти насильно изгонятъ изъ Академіи. Съ плачемъ и рыданіемъ разстаюсь съ послѣдними надеждами и иду на вольныя страданія—далечайшаго путешествія... за 2096 верстъ!
При прощаніи со всѣми знакомыми былъ я и у о. Аввакума * 2), онъ съ радостію прощался со мною и еще рѣшился увѣрять меня, что по пріѣздѣ преосвяіц. Гедеона 3), дѣло ваше пойдетъ въ ходъ и будетъ окончено благополучно. Я поручилъ дальнѣйшее наблюденіе за ходомъ вашего дѣла земляку и родственнику моему Вас. Вас. Гречулевпчу, обязавъ его клятвенно, нелѣностно извѣщать васъ письмами о всемъ, что будетъ хорошаго или даже не хорошаго 4). И такъ прошу васъ—относитесь прямо къ Гречулевичу: онъ замѣнитъ для васъ меня въ С.-Петербургѣ.
Выѣздъ мой изъ С.-Петербурга былъ очень трогателенъ. Многіе провожали меня съ плачемъ и рыданіемъ, а старый другъ мой Александръ Николаевичъ Гаевскій, до того былъ тронутъ разлукою со мною, что рѣшился подарить мнѣ на память золотые часы, по его словамъ, въ 500 руб. асс.!!. Эти часы и теперь висятъ у меня на стѣнѣ 5). Чрезъ двои сутки по отъѣздѣ моёмъ изъ С.-Петербурга я былъ уже въ Москвѣ. Здѣсь прожилъ я 4 дня въ семинаріи и наслаждался
0 Преосв. Наѳанаилъ Савченко, епископъ ревельскій, тогдашній викарій с.-петербургскаго митрополита, знавшій Судакевича еще въ подольской семинаріи, будучи тамъ ректоромъ съ 1834 г. по 1839 г.
*) Архим. Аввакумъ Честной—тогдашній членъ с.-петербургскаго духовно-цензурнаго комитета.
3.) Преосв. Гедеонъ Вишневскій, архіец. Полтавскій, вызванъ былъ тогда въ Сиб. для присутствованія въ Св. Синодѣ. Онъ былъ ректоромъ Подольской дух. семинаріи, когда о. Іоаннъ Шероцкій учился въ ней, а потому зналъ Шероцкаго и могъ оказать ему протекцію въ его дѣлѣ. Въ чемъ состояло это дѣло, не знаемъ.
") В. В. Гречулевичъ (впосл. Виталій, еписк. могилевскій) былъ тогда на высшемъ курсѣ въ сиб. дух. академіи.
Кто такой былъ этотъ А. И. Гаевскій,—сказать не можемъ.
созерцаніемъ Москвы. Неукротимое любопытство заставило меня сходить къ митрополиту Филарету—и кого же я увидѣлъ? Тощаго и изможденнаго старичка, въ суконномъ полуряскѣ и въ суконной же скуфейкѣ на головѣ! Онъ принялъ меня очень ласково, говорилъ мнѣ вы. а не ты. какъ своимъ наставникамъ, ободрялчз, утѣшалъ и наконецъ краснорѣчиво изъявилъ мпѣ свои желанія! Этотъ визитъ на долго оставилъ во мнѣ самое пріятное впечатлѣніе. Изъ Москвы выѣхалъ я 81 окт. съ товарищемъ, ѣхавшимъ на должность въ Воронежскую семинарію. Я рѣшился сдѣлать небольшой крюкъ (прямой путь мнѣ—на Рязань, Тамбовъ и т. д.) и побывать въ Воронежѣ: съ попутчикомъ ото удобно. Таемъ. Въ Тулѣ гостили цѣлый день у товарищей, протопопскихъ сынковъ, такъ же и наставниковъ. Отсюда (2 ноября) потянулись на Воронежъ. Въ Задонскѣ отдыхали два дня и я грѣшный поклонился гробамъ великихъ подвижниковъ: епископа Тихона, Георгія Затворника, Митрофана и-Агапита схимонаховъ. Здѣсь же купилъ я себѣ на память (за 15 р. асс.) 3 части писемъ Георгія Затворника. Въ Воронежъ пріѣхали мы ночыо 8 ноября. Тутъ я прежде всѣхъ поразилъ своимъ появленіемъ свящ. Мих. Иван. Скрябина '). Онъ какъ закричалъ: „откуда? какпмн судьбами?1* такъ всѣ домашніе перепугались! М. И. Скр—нъ, имѣя обо мнѣ очень выгодное мнѣніе, передалъ его и всей семинаріи; поэтому я возымѣлъ уже въ ней свободный входъ во всѣ палаты, гдѣ можно было получше съѣсть и выпить. Прежде всего это случилось при отъѣздѣ btj Орелъ новаго ректора, архим. Митрофана * 2 3); затѣмъ уже добрый ректоръ о. архим. Сѵмеонъ всегда почти имѣлъ столъ накрытый для пришельца астраханскаго ®). ІІо его убѣжденію былъ я у знаменитаго архіепископа воронежскаго Антонія: славный архіерей: онъ благословилъ меня просфорою и образомъ св. Митрофана4). Славный также и викарій епископъ Елпидифоръ: у него я имѣлъ учрежденіе веліе! 5). Гдѣ хорошо кормятъ, поятъ, тамъ хо-
') М. II. Скрябинъ—воспитанникъ Кіевскоіі духовной академіи VII курса—т. о. выпуска 1835 года, назначенъ былъ сначала наставникомъ въ Подольскую духовную семинарію, гдѣ и былъ его ученикомъ Сѵда-кевичъ. Послѣ—Скрябинъ перемѣстился на свою родину-въ Воронежъ принялъ священство и былъ впослѣдствіи въ Воронежѣ каѳедральнымъ протоіереевъ.
2) Это былъ, по всей вѣроятности, митрофанъ Вицинскій, воспит. Кіевской акад.--вып. 1839 г., назначенный изъ нпепекторовъ Воронежской семинаріи ректоромъ -въ Орловскую.
3) Симсонъ Авдулопскій, воспитанникъ Московской дух. академіи— выпуска 1838 года.
4) Архіеп. Антоній Смирницкій, воснит. старой Кіевской академіи.
5) Преосв. Елцидифоръ Венедиктовъ—воспитанникъ с.-петербѵргской дух. академіи—выпуска 1335 год'а.
рошо жить: и я грѣшный, просидѣлъ безпечно въ Воронежѣ до 14 ноября! Само собою разумѣется, что въ это время и дугаа моя имѣла много сродной себѣ пищи: я дважды имѣлъ счастіе приложиться къ свят. мощамъ святит. Митрофана, и въ это время невольный трепетъ, казалось, вытрясалъ изъ меня всю грѣховность! Отъ Воронежа до самаго Царицына я уже Ѣхалъ мрачно и скучно и изнурительно; это длилось до 20 ноября. Въ Царицынѣ... что было, напишу на другомъ листочкѣ.
Вамъ, можетъ быть, извѣстно, что въ Царицынѣ живетъ знаменитый—по обращенію калмыковъ—иротоіерей кавалеръ Петръ Сндоровичч, Луі’аревъ? Одинъ сынъ его, Петръ, былъ мнѣ наставникомъ въ семинаріи и тамъ же умеръ '), а другой, Павелъ, учился въ медицинской академіи и обязалъ .меня посѣтить домъ'его родителей. Я такъ и сдѣлалъ и тутъ прогостилъ полдня и полночь. Добрый протоіерей показывалъ мнѣ письмо отъ о. Софоніи и рѣчь его надъ гробомъ покойнаго сына Петра; рѣчь очень хороша, а въ письмѣ видно, ... что хотѣлось оратору хапъ, хапъ, хешъ...2). При распрощаніи и протоіерей, и супруга его приступили ко мнѣ съ покорнѣйшими просьбами прогостить у нихчі дня съ три, но я нс рѣшился, потому что тамъ были барышни невѣсты и очень хорошенькія, а я человѣкъ себѣ дорожный, въ ныли, въ грязи, не умытый и запачканный... Обѣщалъ, впрочемъ, когда-нибудь но матушкѣ по Волгѣ заѣхать къ нпмчэ на каникулы... Послѣ Царицына взоръ мой только вздохнулъ на нѣмецкой колоніи Сарептѣ—чудо колонія, прелесть колонія, множество нашихъ уѣздныхъ городовъ предъ нею ничто! Тамь живутъ добрые гертутеры. Затѣмъ взоръ мой сталъ блуждать по необозримым’ь степямъ Астраханскимъ н отъ усталости не разъ закрывался и погружался въ дремоту; проѣхалъ я два города }’ѣздныхъ—"Черный Яръ и Енотаевскъ, но что этн города? Пожару на одинъ зубъ! Правда встрѣчалось много калмыцкихъ кибитокъ по степи, но что это за предметы? Это точь въ точь грибы въ увели-чптелыюмъ видѣ п съ отверстіемъ на маковкѣ, пропускающимъ дымъ. А что за калмычки-то сами—вотъ ужъ погань! отвратительно смотрѣть! Бывало въ стопи не разъ зубами звонишь отъ голода и завидуешь участи орловъ (беркутовъ), которые тутъ же лакомятся—иной оанцемч), а иной огромною рыбой изъ Волги: какъ они достаютъ послѣднюю добычу—это и до сихъ поръ остается у меня загадкой.
') Петръ Петров. Л угаренъ, восішт.чашікъ Московской академіи—выпуска 1834 г.—изъ Пензенской дух. семинаріи.
') Лрхим. Софоніи Сокольскій, воспитанникъ С.-петербургской дух. академіи —выпуска 18-7 года,—былъ ректоромъ Подольской дух. семинаріи послѣ Наѳанаила Савченка—съ 1839 г. по 1844-й годъ, Впослѣдствіи -архіепископъ Туркестанскій.
Ноября 24-го — ровно чрезъ мѣсяцъ — я подъѣхалъ къ Астрахани, - городъ тянется вдоль по теченію Волги и закрывается лѣсомъ мачтъ; въѣздъ въ него чрезъ Волгу. Страшно бушевала она тогда, разрывая на себѣ оковы льда; но смѣлые калмыки (это Нептуновы слуги) скоро перевезли меня на другую сторону и я скоро явился въ семинарію. Понятно вамъ все послѣдовавшее: сослуживцы мои (коихъ числомъ было четыре на всю семинарію) весьма радовались, что пріѣхалъ къ нимъ новый ссыльный на черную работу и потому не жалѣли ни хлѣба, ни вина; а къ тому же еще у одного изъ нихъ Ильи Самойл. Денисова (товарищъ Кушина и проситъ передать поклонъ) жена была именинница ‘). На другой день явился я къ исправляющему должность ректора (дѣйствительнаго ректора нѣтъ еще) архимандриту Вас-сіану * 2), съ нимъ поѣхалъ къ архіерею Евгенію 3), который сталъ меня нриласкивать и сякъ и такъ, предложилъ тутъ и разныхъ винъ и разныхъ рыбъ съ икрами, только бы очаровать меня Астраханью: а я думаю: „какъ волка ни корми, а онъ все-таки въ лѣсъ глядитъ“. Архіерей, жалуясь, что отъ него уходятъ наставники, заблаговременно предъявилъ мнѣ, что не станетъ пускать и на каникулы!!! Но куды ку-цому до зайца 4): я только полюбопытствую разглядѣть Астрахань, а тамъ—дай Богъ ноги! Мнѣ пора жениться, да усѣсться на постоянномъ мѣстѣ, а тутъ я зачѣмъ? Съ графомъ лучше можно поладить, чѣмъ съ Аѳанасіемъ, и я думаю, что если бы вы, послѣ всѣхъ неудачъ, ударились къ нему, то онъ не оставилъ бы вашего дѣла безъ вниманія. Я вполнѣ увѣренъ, что черезъ годъ, а наидальше черезъ два мои мощи опять очутятся или въ Петербургѣ (что гораздо удобнѣе и вѣроятнѣе), или на родинѣ (что сомнительнѣе, ибо нѣтъ попутчиковъ и разстояніе далѣе—на 2300 верстъ слишкомъ!). Ноября 20 дня я отдыхалъ и былъ до полночи на именинахъ у одного богатаго протоіерея-вдовца, Егора Никольскаго. Ноября 27 дня введенъ въ должность и прохожу ее на славу—сыплю метафорами, такъ что слѣпое воображеніе калмыковъ, такъ сказать, obstupescit и они только зѣваютъ, а послѣ кричатъ: „вотъ штуку-то намъ прислали заморскую! куды какъ ораторствуетъ“! Теперь же и имъ
‘) Илья Самойл. Денисовъ—воспитанникъ С.-пстербугской духовной академій-выпуска 1843 года. Его.товарищъ Куишнъ -Иванъ—шуринъ, значитъ, въ Харьковѣ. У А. 0. Родосскаго сказано (стр. 229), что Ку-шинъ былъ пазначепъ въ Новгородскую семинарію.
-) Архам. Вассіанъ Чудновскій—воспитанникъ Кіевской д. акад. выпуска 1831 года. Впослѣдствіи Епископъ Пермскій.
3) Архіепископъ Евгеній Богдановъ—восп. Московской славяно-греко-латинской академіи—выпуска 1811 года.
4) „Куды куцому до зайца“—малорусская пословица. Зчначитъ: „Ку да куцому—собакѣ зайца словить?! т. е. трудно чего-либо достигнуть...
бѣднымъ достается при повтореніи: чего самъ не любилъ, къ тому другихъ принуждаю: въ тетрадку —ни чечеркъ ')... Того и желаютъ, чтобъ самому читать, а самому-то достанетъ охоты готовиться, когда и библіотека — настоящая пустыня: „уже закидалъ семинарское правленіе рапортами, что того-де нужно, и того не достаетъ, слѣдовало бы выписать“. Чортъ съ правленіемъ и со всѣмъ, что въ семинаріи: жаль, что почванился съ начала, а нужно было лежмя лежать и ни горюшки: читать что попало и какъ попало, только бы сбывать классъ за классомъ. Мое поприще простирается на высшее и среднее отдѣленіе; въ первомъ 33, въ послѣднемъ 31 человѣкъ; долгъ мой толковать Священное Писаніе, читать отцовъ церкви, „сіявшихъ на горнизонѣ церковномъ“ и і'реко-латпнствовѣть; по первымъ двумъ предметамъ записки затерялъ въ дорогѣ, здѣсь не засталъ почти ни какихъ и бьюсь какъ рыба объ ледъ... въ недѣлю 8 классовъ— смерть скука!.. 2).
Письмо къ священнику Аѳанасію Лукичу Базарянинову.
Достопочтеннѣйшій Отецъ,
Дражайшій и возлюбленнѣйшій другъ!
Много разъ я говорилъ къ тебѣ устами другихъ, и одинъ разъ даже посредствомъ письма; но совершенно не знаю, услышанъ ли я былъ тобою: ибо ни разу ты не далъ мнѣ никакого отвѣта. Что же? Неужели я предамся молчанію? Да не будетъ! Напротивъ, я сдѣлаюсь еще говорливѣйшимъ! Пусть для тебя одного будетъ сладко молчаніе—на грудяхъ у жонушки, недавно поятой; для меня же, который,—скажу съ Псалмопѣвцемъ и Пророкомъ, — уподобихся неясыти пустыннѣй, быхъ яко нощный вранъ нсС пырищи, быхъ яко птица особящаяся на здѣ (Псал. 101, ст. 6, 7), для меня, повторяю, говорливость — на грудяхъ книгъ, на которыхъ я женюсь и въ дневное и ночное время, есть и впредь, хочу, да будетъ Самой сладкой и самой желанной.
Но устами другихъ я наконецъ не хочу бесѣдовать съ тобою; ибо ты остаешься глухъ къ устамъ другихъ; по этому попробую способъ письма: быть можетъ и обо мнѣ, въ отношеніи тебя, окажется достойнымъ сказать, опредѣлить то, что нѣкогда опредѣлено было Тертудіаномъ (Книга объ идолослужѳніи—гл. 23), о писаніяхъ пророка (Захаріи) по отношенію къ потомству: „говорится стилемъ (перомъ),
') Ни чечеркъ-Малорусское обращеніе—значитъ: отнюдь нѣтъ, никакъ!—
'■’) (Остальная часть письма—утеряна). Помѣтка вверху письма: „Получ. 22 дек.“.
а слышится на страницѣ бумаги: рука яснѣе всякаго звука, буква громче всякихъ устъ“!
Это—приступъ, далѣе будетъ слѣдовать изложеніе. Но о чемъ буду излагать, не знаю: о прошедшемъ ли, о настоящемъ, или о будущемъ? Если дѣло будетъ итти о прошедшемъ, это — суета; если о настоящемъ, это — прахъ; если о будущемъ, ото—ночь и сны: избирай, что лучше; для меня же одинаково полезно и спасительно разсуждать и о суетѣ, и о прахѣ, а также и о ночи іг снахъ...
И такъ, сначала, да будетъ рѣчь о прошедшей суетѣ. Въ прошедшее время былъ здоровъ конечно тѣломъ и ду-шею: однако съ величайшею скорбію вытерпѣлъ какъ тѣломъ, такъ и душою много золъ — и отъ климата, и отъ трудовъ, и отъ любви низшихъ, и отъ зависти равныхъ, и отъ притѣсненій высшихъ, и отъ тоски, и отъ уединенія, и отъ волненія плоти, и отъ самыхъ тяжелыхъ надругательствъ и насмѣшекъ со стороны объѣдалъ и опивалъ и отъ другихъ различныхъ весьма многочисленныхъ причинъ... Такъ Богъ всегда чашу жизненной сладости растворяетъ горечью, т. е. къ милости своей и благости но отношенію къ намъ, недостойнымъ рабамъ своимъ, всегда присоединяетъ правду ц гнѣвъ... Ты же какимъ образомъ поживалъ въ прошедшемъ? Суета прошлой жизни твоей была ли подобна моей? Прошла она іі не возвратится никогда! (развѣ только въ вѣчности).
Теперь же выступаетъ на сцену — прахъ. Что скажу о прахѣ? Прахъ — всегда нрах'ь, какъ въ словѣ, такъ и на дѣлѣ. Теперь прахомъ различнаго рода наполненъ весь нашъ городъ. Въ самомъ дѣлѣ, иной есть прахъ земляной, и этимъ послѣднимъ наполнены даже мои комнаты; иной прахъ—отъ произведеній природы,— и этимъ наполнены рѣки и площади города; иной прахъ жизни человѣческой, и имъ наполненъ всякій индивидуумъ рода человѣческаго; иной — прахъ словъ, которымъ переполнены наши школьные классы, а равно и настоящее мое письмо! Все это — о прахѣ вообще; частнѣе же скажу о прахѣ земляном'ь: онъ> въ нашей Астрахани, смѣшанный съ солью есть губительный смертоносный ядъ какъ для глазъ, такъ въ особенности—для дыханія, для груди ц лепЛіхъ. Вотъ боясь именно этой ныли, я всегда остаюсь дома, т. е. заключенный въ моихъ комнатахъ! И дѣйствительно, достойно страха и удивленія то явленіе, что пыль нашей земли (почвы), возбужденная и раздутая бурными вѣтрами, собирается въ кругъ на подобіе столба, или морскихъ волнъ, п отовсюду наполняетъ воздухъ—такъ, что вдругъ является .перемѣна для ногъ! Хотя бы ты и закрылъ окошко въ своихъ комнатахъ, особенно же обращенные къ площади, все-таки никоимъ образомъ не уйдешь отъ пыли; ибо, подобно водѣ, она—чрезъ тончайшія даже скважины и загражденія врывается и проникаетъ въ комнаты и здѣсь чрезъ дыханіе заваливаетъ тебѣ горло и возбуждаетъ же*
сточайіпій кашель! Вотъ жизнь въ нашей Астрахани, столь безпокойная! Весеннее и лѣтнее время, вездѣ самое радостное и желаннѣйшее, здѣсь едва выносимо—не только вслѣдствіе вѣтровъ и пыли, но также н по причинѣ необычайныхъ жаровъ, зловонныхъ испареній изъ воды и земли, а также—кровожадныхъ укушеній и уколовъ со стороны мухъ, комаровъ, а равно клоповъ и блохъ! А что мнѣ сказать о частыхъ налетахъ и нестерпимо въ шумѣ летучихъ мышей, и жуковъ? Что сказать о кваканьи лягушекъ, повторяющихъ свое извѣстное ßpsxsxs;, непріятнѣйшее для ушей? Все это и другое многочисленнѣйшее должно быть отнесено и обыкновенно относится къ величайшимъ неудобствамъ нашего весенняго и лѣтняго времени.
Но у меня есть намѣреніе поговорить частнѣе еще о пыли другого рода. Эта пыль суть всѣ богатства здѣшней природы. Обиліе ихъ неисчислимо въ этой плодороднѣйшей странѣ... Чего хочешь? Весь городъ переполненъ превосходнѣйшею пшеницей, многообразными плодами и овощами, мясомъ и молокомъ. Чего еще хочешь? Какой угодно самой лучшей изъ рыбъ? Вотъ тебѣ необходимый рядъ различныхъ л притомъ превосходнѣюшихъ рыбъ! Выбирай, что душѣ твоей угодно! Хочешь ли попробовать такъ называемой стерляди? Ничто не помѣшаетъ тебѣ, заплативши рыбаку десять копѣекъ серебра, имѣть десяти-фунто-вую стерлядь и притомъ полнѣйшую!! А что сказать мнѣ о бѣлугахъ, осетрахъ, карпахъ (пли, какъ тутъ • называютъ, сазанахъ), о сомахъ, окуняхъ, щукахъ и другихъ неисчислимыхъ рыбахъ? По истинѣ скажу тебѣ: собаки, вороны и другія всякія плотоядныя животныя гнушаются рыбой, и зта послѣдняя, сдѣлавшись мертвой, гніетъ въ водѣ и дѣлаетъ ее въ высшей степени зловонной, а также распространяетъ невыносимый и губительный запахъ по всему воздуху — до того, что этой воды никоимъ образомъ нельзя пить, развѣ только переваренную и очищенную отъ прилипшей къ ней срази! А что сказать о зловоніи испаряющемся какъ отч> ічііющеи рыбы, такъ и отъ другой трупной мертвечины? Вездѣ она разлита въ воздухѣ—такъ, что и дышать нельзя! Если бы не дули сильнѣйшіе вѣтры, то чума ио необходимости уже давно бы опустошила всю оту страну. И въ этомъ случаѣ кто не будетъ удивляться и преклоняться пред'ь высочайшею премудростію и благодатію Творца? Недостало бы у меня ни словъ, ни времени, ни бумаги, если бы я рѣшился подробно разсказывать тебѣ все, что есть замѣчательнаго обо всѣхъ здѣшнихъ жовотныхъ четвероногихъ, Птицахъ и проч., и проч. Поэтому скажу въ немногихъ словахъ: Неисчислимы суть богатства природы въ этой плодороднѣйшей странѣ, и провизія здѣсь дешевѣйшая, такъ, что ес.ти ты самъ захочешь и сможешь быть расходчиконъ провизіи на кухнѣ, то, по истинѣ говорю тебѣ, за семь рублей 31
31
ассигнаціями въ мѣсяцъ весьма легко будетъ имѣть себѣ столъ, и лрц томъ не скудный!! (Но я, поелику этого не могу, плачу 15 рублей въ мѣсяцъ кухаркѣ, вмѣстѣ съ двумя товарищами моимп!).
Но да будетъ уже кончено о пыли... Теперь говорливости моей должно перейти къ ночи и снамъ. И такъ—какова же ночь моей будущности? Каковы мои сны (мечты)? Ночь моего будущаго — самая темная!.. Съ печальнымъ духомъ вглядываюсь я то туда, то сюда — чрезъ темное окошечко будущности и мнѣ не рѣдко пріятно улыбается во тьмѣ будущаго надежда—утѣшительница. О если бы осуществились въ будущемъ всѣ мои чаянія! Свѣтъ надежды — утѣшительницы озаряетъ мнѣ путь къ сѣверу! Ибо и я сильно желаю, чтобъ въ ночи моего будущаго нттн уже не одному, а вмѣстѣ съ женою, подобно тебѣ... Поэтому сны моп таковы, чтобы съ наступленіемъ вакаціоннаго времени, оставить Астрахань и путешествовать въ Петербургъ; а по достиженіи этого думаю, вѣрю и надѣюсь, что для меня уже скоро откроется брачное ложе... Поэтому, будь милостивъ ко мнѣ. дражайшій другъ, и не допусти меня погибнуть въ твоей памяти: ибо я надѣюсь тебя увидѣть, сердечнѣйше обнять, а равно и вырвать тебѣ бороду, если только найду тебя виновнымъ въ забвеніи—по отношенію ко мнѣ!! Помни это!
Вотъ всею этою матеріею, которую я доселѣ изложилъ, оканчивается все мое письмо къ тебѣ. Дай Богъ, чтобы ты его получилъ п прочиталъ съ удовольствіемъ! Прости мнѣ, прошу тебя, эту мою полу-русскую латынь, пли же, наоборотъ латинскій русспзмъ. Такъ мнѣ захотѣлось писать къ тебѣ! Прибавлю къ этому, что письмо сіе думаю послать черезъ руки, а не по почтѣ.
Цѣлуя тебя самыми горячими поцѣлуями, — съ величайшимъ почтеніемъ и искреннѣйшею товарищескою п дружескою любовію есмь и имѣю быть твоего пастырскаго и пресвитерскаго высокаго достоинства нижайшій и покорнѣйшій слуга, преданнѣйшій другъ и академическій товарищъ Астраханской семинаріи учитель священнаго Писанія, священной патрологіи и другихъ наукъ Василій Судакевичъ.
Астрахань,
30 апрѣля, лѣта Божія 1846 г.
Прощай, любезнѣйшій другъ! Достопочтеннѣйшій отецъ, бородатый пресвитеръ старообрядческой церкви! Прощай! О, если бы мнѣ тебя увидѣть глазами моими и обнять поцѣлуями!
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки