Научная статья на тему 'К итогам IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума (университет Квандонг, Республика Корея)'

К итогам IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума (университет Квандонг, Республика Корея) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / SOUTH KOREA / КИТАЙ / CHINA / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC CONFERENCE / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / POLITICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Олейников Илья Васильевич

Отражены основные результаты IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума, состоявшегося в г. Каннын (Республика Корея) в декабре 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Олейников Илья Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the IXth East-Asian Economic and Cultural Forum (Kwandong University, Republic of Korea)

The article considers the main results of the IXth Economic and Cultural Forum held in December 2013 in Gangneung (Republic of Korea). The author provides a brief review of participants reports

Текст научной работы на тему «К итогам IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума (университет Квандонг, Республика Корея)»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

2014. Т. 8. С. 182-186

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 33(063)

К итогам IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума (Университет Квандонг, Республика Корея)

И. В. Олейников

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Отражены основные результаты IX Восточно-Азиатского экономического и культурного форума, состоявшегося в г. Каннын (Республика Корея) в декабре 2013 г.

Ключевые слова: Южная Корея, Китай, Российская Федерация, научная конференция, экономика, культура, политическая наука.

С 3 по 4 декабря 2013 г. в городе-побратиме г. Иркутска Канныне, расположенном на побережье Японского моря, прошел IX Восточно-Азиатский экономический и культурный форум, подготовленный Университетом Квандонг (Республика Корея). В работе форума приняли участие исследователи из Республики Корея, Китайской Народной Республики и Российской Федерации. В рамках работы форума прошло пленарное заседание и две сессии. Ниже будет представлен краткий обзор наиболее актуальных докладов, обсуждавшихся на форуме.

В рамках пленарного заседания выступил представитель администрации Свободной экономической зоны Восточного (Японского) моря (ЕКФЕЗ) Су Ким Дон (Республика Корея). В своем выступлении «План развития и инвестиционная стратегия экономической зоны Восточного (Японского) моря)» он сделал акцент на важности развития данного проекта, необходимого для интенсификации экономических процессов в регионах Республики Корея, прилегающих к Японскому морю. Создание Свободной экономической зоны вызвано экономическими потребностями Северо-Восточной Азии. Проект Свободной экономической зоны предполагает реализацию специальной государственной политики Республики Корея, проведение экономических и административных мер, направленных на развитие туристической, образовательной и исследовательской сфер. Свободная экономическая зона станет основой для привлечения иностранных инвестиций; благодаря ее созданию существенно улучшатся производственные, коммерческие и логистические возможности региона. Администрация ЕКФЕЗ планирует создать на восточном побережье Республики Корея новый экономический узел СевероВосточной Азии, причем особый акцент предполагается сделать на развитии экологичного производства и охране окружающей среды.

Весьма значителен и потенциал для развития городской среды, по мнению докладчика. В перспективе полуторамиллионная зона станет экономиче-

К ИТОГАМ IX ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ФОРУМА 183

ским центром Северо-Восточной Азии. Планируется расширение морского порта Донхэ и международного аэропорта Яньянь на восточном побережье Кореи. Инвестиции в морской порт Донхэ перспективны для Республики Корея вследствие открытия для судоходства Северного морского пути, представляющего собой выгодный путь для доставки корейских товаров в страны Европы. Предполагается поэтапное развитие районов восточных провинций Кореи - создание центров производства композитных материалов и производства цветных металлов, международных образовательных центров, развитие логистических центров, создание маршрутов и инфраструктуры для морского туризма, тематических экопарков, торговых центров, медицинских центров. Меры по привлечению инвестиций включают в себя сокращение налогового бремени, государственно-частное партнерство.

Профессор Университета Квандонг, бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Республике Беларусь Кан Вон Сик в своем развернутом сообщении сделал акцент на анализе евразийской инициативы, предложенной в октябре 2013 г. президентом Республики Корея Пак Кын Хе для расширения евразийского регионального сотрудничества. Недавняя инициатива Президента Республики Корея заключается в трансформации Евразии в единый континент созидания мира и благополучия. Планируется, что Республика Корея станет играть ведущую роль в движении к миру и сопро-цветанию в регионе. Вместе с тем Евразийское региональное сотрудничество, по мнению корейской стороны, находится еще на начальном уровне, существует ряд проблем, решение которых может расширить кооперацию.

В качестве первой проблемы докладчик сосредоточился на определении стран - объектов регионального сотрудничества. К ним, безусловно, относятся Япония, Республика Корея, КНДР, Россия, Китай, Монголия, страны СНГ и Беларусь. Во-вторых, успех интеграции зависит от формирования пояса взаимовыгодного сотрудничества в регионе. Стратегии развития регионов стран-участниц взаимодействия должны взаимно дополнять друг друга, а межрегиональная торговля также должна быть взаимовыгодной. Сотрудничество на уровне региональных правительств может быть более эффективным с точки зрения различий в потенциале взаимодействующих государств, но также важна и публичная дипломатия. В-третьих, следует расширить внутренние транспортные пути. Внутренняя транспортная инфраструктура составляет относительно малую долю в региональной логистике в сравнении с региональным авиационным и морским транспортом. Если транспортные пути будут открыты, то значительно увеличится товарооборот. Эффективность Транссибирской железной дороги и Нового Шелкового пути должна быть улучшена, необходимо также создать транспортное сообщение с Южной Кореей. В-четвертых, необходимо начать консультации по созданию региональной зоны свободной торговли. Свободный поток людских ресурсов, товаров и денежных средств должен стать конечной целью регионального сотрудничества. Уже действует Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, прорабатывается вопрос о создании зоны свободной торговли между Южной Кореей и Китаем. Соответственно, Южной Корее и России необходимо также начать переговоры по заключению соглашения о свободной торговле. Рес-

публике Корея следует позиционировать себя в качестве основного узла в рамках региональной зоны свободной торговли. В-пятых, для Республики Корея важно выработать гармоничный подход к двум осям коммуникации в регионе - Транссибирской железной дороге и Новому Шелковому пути, но в то же время не следует исключать и конфликта интересов между данными осями. В-шестых, Республика Корея должна работать над развитием инфраструктуры, необходимо расширять порты на Восточном побережье для интенсификации экономических связей с Российской Федерацией и КНР. Таким образом, по мнению ученого, евразийская инфраструктурная сеть должна быть включена в уже существующую тихоокеанскую транспортную сеть.

Экономист Тайцю Тан (Школа бизнеса Колледжа Цзясин, КНР) сосредоточил свое внимание на анализе влияния соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, активно продвигаемом Соединенными Штатами с 2009 г. Докладчик отметил, что проект Транстихоокеанского партнерства предполагает создание зоны свободной торговли с выходом на нулевые таможенные пошлины для государств-участников, защиту окружающей среды, защиту трудовых прав и охрану интеллектуальной собственности. Благодаря участию США проект Транстихоокеанского партнерства станет новым механизмом регионального сотрудничества в АТР, предваряя создание зоны свободной торговли в АТР, также инициируемой США. По мнению Т. Тана, Китайская Народная Республика уделяет пристальное внимание развитию проекта Транстихоокеанского партнерства, расширяя внутренний спрос, сегменты производственной специализации в Северо-Восточной Азии, и готова к позитивному ответу на вызовы, формируемые экономическим проектом, возглавляемым США. Китайские предприятия участвуют в усилении инвестиционного сотрудничества с государствами, входящими в интеграционную группировку АСЕАН, экспортируя произведенные товары в США и продолжая зависеть от технологий и рынка развитых стран. В заключение Т. Тан заявил, что для успешного реагирования на вызовы, формируемые Транстихоокеанским партнерством, необходимо усиленное взаимодействие Китая с Японией и Республикой Корея.

В сообщении проф. Панмен Чиена (Университет Цзясин, КНР) и проф. Ли Кю Тхэ (Университет Квандонг, Республика Корея) было предпринято сравнительное исследование процессов урбанизации в дельте реки Янцзы (КНР) и в Республике Корея. Докладчики констатировали, что урбанизация в данных регионах во многом носит сходный характер - оба региона страдают от значительного притока трудовой силы из сельских районов. В Южной Корее интенсивное развитие городов обеспечено созданием экономических центров роста в относительно короткое время, что способствует чрезмерной концентрации производства и появлению дисбалансов регионального развития. Республика Корея пытается развивать города-спутники для того, чтобы облегчить нагрузку от мегаполисов на различные территории. Исследователи пришли к выводу, что китайская агломерация в дельте реки Янцзы должна пойти по пути «устойчивого развития» - создания новых городов, улучшения условий проживания в малых городах и повышения способности поглощать прибывающее дополнительное население.

К ИТОГАМ IX ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ФОРУМА 185

Экономисты Ж. Оуян и Ю. Ян (Университет Цзясин) представили вниманию слушателей исследование об экономических аспектах выделения земель сельскохозяйственного назначения в КНР для активизации урбанизации.

Проф. факультета административного управления Университета Кван-донг Чан Хун Ян сделал сообщение о региональных инновационных проектах корейских регионов, акцентировав внимание на стремительных изменениях в науке и технологиях, влияющих на регионы, промышленность и образовательные процессы. Район Сеула - столичная область - в настоящее время подавляет рост регионального развития в Южной Корее. Таким образом, корейское правительство во главе с Президентом Пак Кын Хе пытается создать новую «творческую» экономику путем развития промышленности в регионах с опорой на последние достижения науки и технологий и параллельное сотрудничество центрального правительства и местных автономий.

Автор данного сообщения представил доклад на тему «Динамика сотрудничества Иркутской области со странами АТР в начале XXI века», подчеркнув, что международное взаимодействие играет важную роль в развитии Иркутской области, обладающей рядом предпосылок для формирования динамичных внешних связей. Через территорию субъекта Федерации проходят транспортные магистрали, соединяющие Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а низкая стоимость электроэнергии по сравнению с другими субъектами РФ создает благоприятную среду для реализации на внешних рынках продукции, произведенной предприятиями региона. Кроме того, в Иркутске действуют консульства Монголии, КНР, Республики Корея. Представительство МИДа России в Иркутске обеспечивает общую координацию международного сотрудничества региона. Было отмечено, что соглашение об отмене виз между РФ и Республикой Корея, безусловно, будет способствовать интенсификации обменов между регионами двух стран. Так, представители бизнес-структур смогут чаще совершать деловые поездки для обмена идеями и проектами, что благотворно скажется на развитии среднего бизнеса и в итоге поможет создать новые рабочие места, более быстрыми темпами будет развиваться сотрудничество в сфере туризма.

Директор исследовательского центра Северо-Восточной Азии исследовательского института провинции Канвон-до Ки Ким Тин проанализировал влияние Северного морского пути на развитие регионального экономического сотрудничества. Действительно, южнокорейские интеллектуалы в последнее время пристально следят за возможностями транзита грузов через пространства Арктики. Экономический рост Республики Корея тесно связан с торговлей, а следовательно, и с инфраструктурой - дорогами, железными дорогами и портами, которые сосредоточены в основном в южной части полуострова и ориентированы на торговлю, использующую морские пути Юга -Суэцкий канал, и импорт топлива из стран Ближнего Востока. Однако если в будущем товары будут поставляться в Республику Корея через северо-восточное побережье, то появится необходимость подсчета затрат на инфраструктурные инвестиции для кратчайшего доступа к Северному морскому пути.

Помимо необходимости строительства портовых сооружений корейский исследователь заявил о необходимости развития арктического туризма, который, по его мнению, вскоре будет крайне популярен на Аляске и в регионах российского Дальнего Востока.

Проф. Ким Нам И (Университет Ханчжон) представил теоретическое исследование изменения процессов регионального сотрудничества в Восточной Азии под влиянием внешнеполитического курса Китайской Народной Республики. По мнению корейского исследователя, Восточная Азия - это регион, в котором в XX в. конкуренция между западными державами была обусловлена геополитическим положением и конфликтом интересов. В XXI столетии Восточная Азия все еще остается местом, где недоверие и конфронтация между нациями становятся причиной силового балансирования и возврата к реалиям дилеммы безопасности. Вместе с тем в данной сложной структуре существуют и элементы сотрудничества. Докладчик проанализировал международные процессы в Восточной Азии с теоретических позиций современного неореализма и конструктивизма, а также сделал вывод, что поведение Китая на международной арене и китайская дипломатия основываются на признании международного права и условий многостороннего сотрудничества.

За выступлениями последовали содержательные дискуссии, в которых ученые из Южной Кореи, Китая и России попытались определить пути активизации взаимовыгодного научного взаимодействия.

Следующий, X Восточно-Азиатский экономический и культурный форум состоится осенью 2014 г. в Китайской Народной Республике, на территории Университете Цзясин.

Results of the IXth East-Asian Economic and Cultural Forum (Kwandong University, Republic of Korea)

I. V. Oleynikov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article considers the main results of the IXth Economic and Cultural Forum held in December 2013 in Gangneung (Republic of Korea). The author provides a brief review of participants' reports.

Keywords: South Korea, China, Russian Federation, scientific conference, economics, culture, political science.

Олейников Илья Васильевич

кандидат исторических наук, доцент, кафедра политологии, истории и регио-новедения, исторический факультет Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса 1-410 б тел.: 8(3952)334372 e-mail: ilyavasilich@yandex.ru

Oleynikov Ilya Vasilievich

Candidate of Sciences (History), Associate

Professor, Department of Political Science,

History and Regional Studies

Irkutsk State University

664003, Irkutsk, K. Marx st., 1-410 b

tel.: 8(3952)334372

e-mail: ilyavasilich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.