УДК 159.922.7(075)
К ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (ПДК-ТРИАДА)
Л. Ф. Чупров. Научныйжкрнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье описана история создания диагностической батареи: психодиагностического комплекса методик для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Публикация приурочена к 25 годовщине публикации учебно-методического пособия с описанием этой диагностической батареи методик.
Ключевые слова, психологическая диагностика, умственное развитие, дети дошкольного возраста, младшие школьники, диВ этом, 2015 году, исполнилось ровно 25 лет с того момента, как увидела свет и получила широкое распространение психодиагностическая батарея
«Психодиагностический комплекс методик» (ПД-триада) по Л. И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову и М.С. Певзнер [6; 7].
Исходное название
инструмента «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников» (ПДК) [6]. Позднее в справочнике Е.М. Мастюкова в своей статье
агностический алгоритм.
зафиксировала в названии «триада ПДК» [4]. Полное же свое имя комплекс (ПД-триада) получил после профессионального рецензирования [1].
Довольно трудно сегодня написать новую статью о комплексе, начиная с первой публикации в «Психологической газете»[14], но обстоятельства этого требуют. В основу данного описания положены фрагменты из статьи автора на портале «СоцОбраз» [15].
Если быть точным, то ПДК - это упрощенная батарея из трех психодиагностических методик и формализованного «Вопросника-характеристики» [5]. Исходно это были четыре методики - тетрада: методика «Угадайка! Для исследования особенностей прогностической деятельности, цветные матрицы Дж. Равена, «методика «Словес-ные субтесты» [12; 13; 16]. Четвертым диагностическим инструментом была методика совмещения признаков по В.М. Когану [8]. Само собой разумеется, что психологические данные должны подкрепляться педагогическими сведениями, как минимум. Это предполагалось, как минимум, получить из данных вопросника-характеристики.
Психодиагностический комплекс основан на принципе необходимости-достаточности диагностических инструментов, объединенных общей теоретической концепцией и способом «Интерпретации психодиагностического комплекса и написанием психологического заключения». После выхода ПДК один мой коллега (М. В. Воропаев)
поздравил меня с удачным названием и предсказал, что это будет бренд. И не ошибся. С самого первого дня после своего выхода, несмотря на отсутствии пособия в свободной продаже, ПДК стал объектом пиратского копирования и контрафактных переизданий. Подробнее это все описано в статье на портале
В силу объективных обстоятельств и необходимости хоть чем-то вооружить слушателей, получающих новую специальность «практический психолог», первоначальное издание было в виде серии из трех методичек
[2; 3; 9]. Лишь к осени 1990 г. появилась возможность издания целостного учебно-методического пособия [6].
Попробуем представить структуру ПДК и теоретический принцип конструирования триады (см.: рис.1).
Это и есть отличительные признаки ПДК по Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрову (1990)[6] от любого другого комплекса, направленного на исследование познавательной деятельности (дошкольников, младших школьников, подростков, взрослых). Отдельно взятая методика (или методики), изначально присутствуя в ПДК, может (могут) использоваться в составе других диагностических батарей, построенных на принципах отличных от ПДК, но к вариантам описания методик в редакции 1990 г. это не применимо.
Не будем терять время на рассматривание всех вариантов контрафактного переиздания ПДК.
Первыми с материалами этого учебно-методического пособия ознакомились слушатели курсов практических психологов и организаторов школьной психологической службы (1989-1990 учебный год) при Кировском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (Киров). Именно там впервые была произведена апробация содержания данного пособия в учебном процессе, а отзывы и пожелания слушателей по возможности были учтены при подготовке рукописи первого издания к
Рис 1
печати. И лишь позднее в Абаканском государственном педагогическом институте.
Тогда авторы не предполагали, что пройдет всего несколько лет, и оно станет своеобразным бестселлером, активно воспроизводимым разного рода справочниками, учебно-методическими комплексами, пособиями и т.п., будет оценено как издание из «Золотого фонда отечественной науки» в 2010 году.
Несколько позднее пособие пошло процедуру профессионального рецензирования [10; 11]. Через год после этого было принято к изданию в научный журнал «Психологическая диагностика». Сетевое издание пособия в настоящее время находится в свободном доступе на сайтах «Объединенной редакции научных журналов» [«Наука. Мысль» URL: http://wwenews.esrae.ru/17-147 ; «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» URL: http://bulletinpp.esrae.ru/208-965 ].
На этом, вероятно, надо поставить точку в истории ПДК-триады, Новая история - это будет уже история полного психодиагностического комплекса - ПДК-тетрады.
— • —
Литература:
1. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - Т.2. - 231 с.
2. Исследование особенностей прогностической деятельности (методические рекомендации и компьютерная программа) / Авт.-состав.: Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров.- Абакан: АГПИ, 1990.- 30 с.
3. Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях (методические рекомендации) / Сост.: Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, М.В. Воропаев, А.Ю. Тутрин. - Абакан: АГПИ, 1990. - 41 с.
4. Мастюкова Е. М. Олигофрения// Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Циркин С. Ю. (общая редакция). - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - с. 510.
5. Певзнер М.С., Чупров Л.Ф. Формализованный вопросник-
характеристика неуспевающего младшего школьника (Вступительные пояснения Л.Ф.Чупрова) //«СоцОбраз» [Электронный ресурс]. — режим доступа:
http://www.socobraz.m/mdex.php/Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника - 04.07.2009.
6. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие)/ Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров/. - Абакан, АГПИ, 1990. -. 68 с.
7. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: (практическое пособие) / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров; под ред. Л. Ф. Чупрова // Психологическая диагностика. - 2014. - № 2. - С. 3-66. - Библиогр.: с. 1-51 (75 назв.) . - ISSN 1991-3230.
8. Проба на совмещение признаков (В.М. Коган - по Л. Чупрову)// В кн.: Бизюк А.П. Компендиум методов нейро-психологического исследования. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. - С. 308-310.
9. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации и компьютерная программа) / Авт.-сост.: Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. -Абакан: АГПИ, 1990. - 28 с.
10. Рецензия Акимовой Маргариты Константиновны на Психодиагностическую триаду методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) Переслени Л.И., Мастю-ковой Е.М., Чупрова Л.Ф. и Певзнер М.С.
Выходные данные: Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -Т.2. - С. 184-187.
11. Рецензия Барлас Татьяны Владимировны на Психодиагностическую триаду методик для исследования структуры интеллектуального раз-
вития младших школьников (ПД-Триада) Переслени Л.И., Мастюковой Е.М., Чупрова Л.Ф. и Певзнер М.С.
Выходные данные: Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -Т.2. - С. 187-191.
12. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987.- № 6.- С. 17-22.
13. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий обучения и воспитания // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей (тезисы Всесоюзной сессии по дефектологии). — М.: АПН, 1990. — Ч. 2. — С. 310-311.
14. Чупров Л.Ф. Чудесная триада - ПДК // Психологическая газета (ИМАТОН). - 1999. - № 11. - ноябрь. - С. 24-25.
15. Чупров Л. Ф. ПДК: история разработки психодиагностической батареи. // «СоцОбраз» [Электронный ресурс]. -14 сентября 2009 . - Режим доступа: URL,
http://www.socobraz.ru/index.php^K: история разработки психодиагности ческой батареи
16. Чупров Л.Ф. Психологическая дифференциация состояний задержки психического развития у младших школьников // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — Москва, 14-18 февраля 2012 года. Научные материалы. — Том III. Психодиагностика - М., 2012. - С. 227-228. - Сайт РПО psyrus.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v tom 3.pdf . - 25.02.2012.
Chuprov L.F. К istorii razrabotki psihodiagnosticheskogo kompleksa ЩГ (PDK-triada)/ L. F. Chuprov II PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - №3-4
— • —
Abstract. The article describes history of creation of a diagnostic battery: a complex psychodiagnostic methods for the examination of children of preschool and younger school age. The publication is timed to the 25th anniversary of the publication of teaching AIDS with a description this diagnostic battery of techniques.
Keywords: psychological diagnosis, mental development, preschool
children, primary school children, a diagnostic algorithm.
— • —
Сведения об авторе
Леонид Федорович Чупров, главный редактор и учредитель научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и ЭНЖ «PEM:Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск, Россия).
© Л. Ф. Чупров, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.
Подписано в печать 08.11.2015.
— • —