УДК 37(091)(4/9)
К ИСТОКАМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВО ФРАНЦИИ
© 2013
И.С. Руднева, соискатель кафедры истории педагогики и сравнительной педагогики
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды, Харьков (Украина)
Аннотация: В статье раскрыто историю организации самостоятельной работы студентов в гуманитарных университетах Франции. Охарактеризованы социально-экономические, политические и культурные причины ее возникновения в учебном процессе высшей школы. Проанализированы ее основные формы, а также раскрыта роль преподавателя в системе организации и контроля самостоятельной работы студентов французских университетов.
Ключевые слова: высшее гуманитарное образование, самостоятельная работа, студент, аудиторная работа, внеаудиторная работа, формы и методы, организация.
Актуальность исследования обусловлена политическими, экономическими и социальными требованиями поиска путей совершенствования отечественного высшего гуманитарного образования в новых общественно-социальных условиях, которое должно осуществляется с учетом и оптимальным использованием опыта развитых европейских стран, в том числе и Франции, в которой вследствие расширения сферы межнационального сотрудничества, особенно на европейском континенте, серьезной теоретической разработке подверглась проблема организации самостоятельной работы студенческой молодежи.
Стоит обратить внимание и на то, что изучения опыта ведущих мировых стран, к которым принадлежит Франция, раскрывает взаимовлияние национальных и мировых образовательных процессов, предлагает важный ориентир и обусловливает своевременность такого выбора.
Изучение и обобщение научных работ свидетельствует о том, что предметом анализа ученые избирали достаточно широкий круг теоретических и практических вопросов зарубежной педагогики.
Так, общими вопросами обучения и воспитания студенческой молодежи, определением целей, задач и содержания как отечественной, так и зарубежной педагогики, путей её реформирования занимались Н. Абашкина, Ж. Аванзини, Л. Ваховский, О. Глузман, Л. Зязюн, Л. Лиар, О. Пришляк, Л. Пуховская, А. Сбруева, О. Сухомлинская, К. Шарль и др.
Но, в то же время, проблема организации самостоятельной работы в высшей гуманитарной школе Франции еще не стала предметом специального научного поиска и, соответственно, не получила должного исследования.
Следовательно, целью работы есть анализ, систематизация и обобщение истоков организации самостоятельной работы студентов гуманитарных университетов во Франции.
Франция во всем мире воспринимается как своеобразный эталон европейской культуры, демократии и уважения к человеку. Такой имидж страны объясняется титаническими усилиями ее великих личностей и народа утвердить в себе и в мире идеалы свободы и равенства. Современные ученые всего мира стремятся осознать общий смысл масштабных процессов развития, глобализации, рассмотреть проблему в историческом ракурсе. В работах зарубежных ученых, посвященных вопросам высшего образования, рассматриваются разные пути решения этих проблем.
История высшего образования Франции очень богата. Открытие первых учебных заведения берет свое начало со времен римского периода, некоторые (школы Монпелье, Тулузы, Анже) существовали ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. В средневековье на территории современной Франции было открыто ряд известнейших в наше время университетов (Парижский (1190), Сорбонна (1200), Тулузский (1229), Орманский (1306), Гренебальский (1339), Пуатье (1431), в которых особое внимание уделялось гуманитарному образованию [1]. В то время, ученики, умеющие писать и читать
поступали учиться на, так называемые, факультеты искусств, организованные в тривиумы (грамматика, риторика, диалектика и логика) и квадривиумы (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). По окончании факультета искусств можно было поступить на один из высших факультетов: теологии, права или медицины.
Самостоятельная работа студентов-гуманитариев в это время заключалась в чтении книг по теологии и заучивании определенных текстов, либо их фрагментов. Кроме этого, студенты самостоятельно упражнялись в ораторском искусстве, умении преподнести публике догматические правила [2].
Установлено, что с начала XVI века университетское гуманитарное образование начало постепенно приходить в упадок, что объясняется его тесной связью с ортодоксальной религией, формализмом теологического обучения, схоластической педагогикой. Ввиду этого вся самостоятельная работа студентов была сконцентрирована на бездумном заучивании указанных преподавателем текстов [1]. Кроме того любая творческая деятельность фактически была запрещена, свободные рассуждения студентов на различные философские темы строго наказывались, научные дискуссии были под категорическим запретом.
Стоит заметить, что в XVII - XVIII вв. передача знаний от преподавателя к студенту происходила только в устной форме в виде монотонного прочтения лекций [3]. Базовая структура построения как аудиторных занятий, так и самостоятельной работы студентов на протяжении практически трех столетий оставалась неизменной.
На занятиях основным приемом проверки результатов самостоятельной работы студентов по гуманитарным специальностям был устный опрос. Студент должен был ответить на ряд вопросов и публично защитить одну или даже несколько диссертаций. Во время ее защиты именно владение техникой «вопрос-ответ» было решающим фактором оценивания самостоятельной работы.
Интерес для нашего исследования составляет тот факт, что в преддверии Великой французской революции 1789 г. высшее образование носило открыто теоретический характер, что негативно влияло на уровень профессиональной подготовки выпускников. В связи с этим прогрессивные преподаватели, вместо диктовки текстов, начали использовать учебники и пособия, что дало новые пути организации самостоятельной работы студентов, их творческого развития. В тоже время, активное использование учебников в образовательном процессе открыло возможность профессорам больше аудиторного времени уделять практическим занятиям.
Заметим, что в то время стало популярным приобщать наиболее способных студентов к процессу перевода трудов зарубежных профессоров на французский язык [4]. Такая работа способствовала не только усовершенствованию знаний в иностранных языках, а и давала возможность студентам самостоятельно разобраться в последних научных исследованиях, посмотреть на проблемные вопросы гуманитарного образования с разных позиций. Особенной популярностью среди французских студентов того времени пользовались различные фило-
софские произведения.
Интересным для нашего исследование является тот факт, что в XVII - XVIII вв. в университеты Франции пришла английская система так называемой тьюторской поддержки. Тьюторсво в то время проявлялось в виде своеобразной поддержки молодыми преподавателя студентов младших курсов, которые помогали последним в процессе самостоятельного освоения учебного материала [4]. Границу между студентом и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а, с другой, - продолжал оставаться студентом. Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился в положение школьника, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом.
Как показало исследование, в то время тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тьютор был важной фигурой в процессе самостоятельного образования, он заменял учащемуся родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт, готовил подопечного к академическим лекциям и руководил частными занятиями.
Стоит отметить, что в университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, как следствие неопытный студент должен был сам выбрать, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Студенты из одних университетов могли быть слушателями лекций профессоров из других, а каждый профессор читал и комментировал свою книгу [5]. Университет предъявлял свои требования к студентам только на экзаменах, и обучающийся должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.
Именно здесь была очень необходима поддержка и помощь старшего товарища, который мог посоветовать какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следить за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам [5]. В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со студентом по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
В процессе исследования установлено, что начало XIX века стало новым этапом в развитии университетского гуманитарного образования Франции. Так, в это время в Императорском Наполеоновском университете впервые был осуществлен раздел на профессиональные (юридический и медицинский) и академические (гуманитарный и естественно-математический) факультеты, что стало первым шагом к систематизации высшего образования Франции [6]. Целью такого разделения стала централизация «отдельных частей» образования, разбросанных по всей стране, а также их расширение и углубление. В результате осуществленных реформ высшее образование Франции приобрело четкую структуру, были регламентированы профессии и научные степени.
Такие кардинальные изменения внесли существенную корректировку в организацию самостоятельной 38
работы студентов гуманитарных специальностей. Так, для реализации идеи научных степеней были введены обязательные выпускные экзамены, разработано общий регламент и процедуру их проведения, что гарантировало высокий уровень знаний выпускников. Студенты четко понимали и осознавали требования к собственным знаниям, что заставляло их самостоятельно работать над усовершенствованием овладения учебным материалом. Стоит отметить, что специальной подготовки к экзаменам университеты не проводили, поэтому выпускники вынуждены были самостоятельно искать необходимый материал, заниматься его систематизацией и обобщением.
Время Июльской монархи (1830 - 1848 гг.) и Второй империи (1852 - 1870 гг.) характеризовалось политикой расширения сети факультетов. Но, в то время, частые смены власти существенно тормозили развитие гуманитарного образования, приводили к кадровым чисткам профессорско-преподавательского состава [6]. Как следствие, все университетское образование стало заложником политических противостояний правящих сил, особенно между государством и церковью, что не могло положительно отразиться на учебном процессе.
Только в конце XIX века власть пришла к единому мнению четкого реформирования системы высшего образования. Теория построения системы университетского образования базировалась на трёх основных положениях: децентрализация, эффективность и философская идея науки [1]. На первом месте среди них бала эффективность: высшее образование должно было обязательно предусматривать специализацию, глубокие теоретические и практические знания, что, в свою очередь, требовало создание больших учебных центров. Принцип философской организации университетской науки предусматривал развитие университетов не только как мощных учебных заведений, но и как основных научно-исследовательских центров.
В аспекте исследуемой проблемы организации самостоятельно работы подобные реформы имели ключевое значение. Политика расширения университетского образования базировалась на больших инвестициях для упрочнения материальной базы факультетов, которая в то время была очень скудной и морально устарелой. Её целью было:
1. Создание инфраструктуры, необходимой для интеллектуального развития студентов и увеличение доли их самостоятельной научно-исследовательской работы (открытие библиотек, научных коллекций, демонстративных залов).
2. Расширение преподавательского состава за счет выпускников университетов, что было необходимым условием организации научной работы студентов.
3. Удовлетворение требований в сфере материального поощрения (стипендии, разовые материальные вознаграждения).
Стоит заметить, что все перечисленные изменения имели большое влияние на организацию самостоятельной работы студентов, на трансформирование форм и методов её организации.
Установлено, что в конце XIX - начале XX веков традиционная самостоятельная работа студентов с книгой не только не потеряла своего значения, а вышла на новый уровень, особенно для студентов гуманитарных специальностей, так как в то время книга оставалась единственным источником дополнительной учебной информации. Одновременно стоит заметить, что объемы материала, отведенного на самостоятельное изучение, существенно возросли, по сравнению с предыдущими периодами [6]. В начале XX века студенты самостоятельно изучали целые разделы отдельных наук, которые преподаватель счел более простыми для успешного освоения.
Установлено, что в то время, кроме бездумного изучения теоретического материала, изложенного в книге, Карельский научный журнал. 2013. № 4
начали возникать существенно новые приемы работы с учебниками. Среди них следует отметить конспектирование, составление тезисов и цитирование. Целью подобной работы в исследуемый период был анализ и систематизация учебного материала, выделение его главных аспектов.
Отметим, что студентам в начале XX века давалось больше свободы в проведении самостоятельных научных исследованиях и разрешении проблемных вопросов тогдашней гуманитарной науки [6]. Как следствие, среди студенческой молодежи стали популярными научные дискуссии и диспуты, которые имели место не только на аудиторных занятиях, но и в свободное время. Подобный интерес к науке привлек внимание прогрессивных преподавателей, под руководством которых на гуманитарных факультетах французских университетов были организованы своеобразные конкурсы студенческих научных работ.
Преподаватели, не жалея своего времени, занимались индивидуальной работой с талантливыми студентами, приобщали их к самостоятельной исследовательской деятельности, прививали им вкус научного и творческого поиска.
Как вывод можно отметить, что система высшего гуманитарного образования Франции формировалась на протяжении нескольких веков, а вместе с ней формиро-
вались формы и методы эффективной самостоятельной работы студентов. Среди основных видов самостоятельной работы можно назвать работу с книгой, переводы иностранных издания на французский язык, участие в дискуссиях и диспутах, написание научных и творческих работ.
К перспективной тематике дальнейших исследований можно отнести вопросы содержания, форм и методов организации самостоятельной работы студентов гуманитарных университетов Франции в ХХ веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максименко А.П. Ушверситетська освгта Франци: становлення i розвиток у Х1Х-ХХ столитях: Монографiя. - К.: Вид. центр КНЛУ, 2007. - 200 с.
2. Бут Я.В. Становлення та розвиток вищо1 освгга Франци // Вгсник луганського нац. ун-ту гм. Т. Шевченка. Пед. науки. - 2012. - № 22 - Ч. 4. - С. 252 - 258.
3. Dottrens R. Le progrès a l'école: sélection des élèves оù changement des méthodes? - Paris, 1936. - 282 p.
4. Могу F. L'enseignement individuel et travail par équipes. - Paris, 1950. - 312 p.
5. Радул О.С. 1сторгя вищо1 школи £вропи (V - Х ст.): монографгя. - Кгровоград: 1мекс-ЛТД, 2011. - 535 с.
6. Prost A. L'enseignement en France, 1800-1967. -Paris: Armand Colin, 1970. - 226 p.
©2013
TO ORIGINS OF UNSUPERVISED WORK ORGANIZATION OF HUMANITARIAN SPECIALITY STUDENTS IN FRANCE
I.S. Rudneva, applicant for scientific degree at the Department of History of Pedagogics
and Comparative Pedagogics
G.S. SkovorodaKharkiv National Pedagogic University, Kharkiv (Ukraine)
Annotation: The article has disclosed the history of studentsunsupervised work organization at French humanitarian profile universities. Socio-economic, political and cultural grounds of its appearance in academic process of higher school were characterized. Its principal forms were analyzed, and also the role of tutor in organization and control system for students unsupervised work at Frenchuniversities.
Keywords: higher humanitarian education, unsupervised work, student, in-class work, out-class work, forms and methods, organization.
УДК 373.31: 37.033
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013
И.А. Сичко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования
Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского, Николаев (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников. Максимальное воздействие на формирование экологической культуры может осуществить активная практическая деятельность школьников и молодежи, а именно: участие в исследовательских проектах, участвуя в которых дети будут приобретать компетенции, охватывающие различные аспекты экологического образования. Метод проектов выделен как педагогическая технология, в которой поисковая творческая деятельность учащихся является наиболее эффективной в решении новых для них проблем.
Ключевые слова: экологическая культура, метод проектов, исследовательская деятельность, младшие школьники.
Современный этап развития системы образования в Украине характеризуется образовательными инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и одновременно - на модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейших достижений науки, культуры и социальной практики. Xарактерной особенностью этого периода развития педагогического образования является поиск нового содержания, новых форм, методов и средств обучения, воспитания и управления; развертывания широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования, которая существенно отличается от предыдущей.
Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века») акцентирует вни-
мание на решении задач школьного воспитания, направленных на формирование основ экологической культуры, обеспечение познавательной активности школьников. Изменение социально-экономической ситуации в стране усиливает необходимость поиска надежных, оригинальных и эффективных способов учебной деятельности, внедрения новейших образовательных технологий, обеспечивающих развитие у детей эстетического чувства мира природы, вещей; реализацию сотрудничества учащихся и взрослых, стимулирование детской самостоятельности. Это требует от педагогов - практиков переосмысления и воплощения целого ряда педагогических иннноваций. К инновационным методикам, применяемым в настоящее время в школах, следует отнести проектную деятельность. Она обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может спо-