УДК 28:316. 74
М.Т. Якупов, доктор философских наук, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин, филиал ФГБОУ ВОУ Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Нефтекамске e-mail: yakupov-marat@mail.ru
Д.Х. Акбашева, кандидат философских наук, доцент кафедры истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии, Институт истории и государственного управления Башкирского государственного университета
e-mail: akbasheva.dilara@mail.ru
К ИСТОКАМ ГЕНЕЗИСА АРАБО-ИСЛАМСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АР-РАЗИ)
Одной из особенностей современной социокультурной реальности является динамизм, в процессе которого происходят уникальные трансформации. Например, особенности природы одной из монотеистических религии неролов мира - ислама, глубинные истоки его генезиса интересовали лишь ученых-ориенталистов. Сейчас же исламская тематика стала объектом интереса простого обывателя, воспринявшего мысль о том, что «все мусульмане-террористы». Поэтому анализ истоков генезиса и развития теоретической основы духовной культуры мусульман в философии является актуальным. Использование диалектического метода позволило получить обоснованный вывод о том, что исламская философия представляет собой интеграцию двух, внешне противоположных явлений: учения Пророка Мухаммада как основы ислама и древнегреческой философии. Диалектическая природа самого мусульманства не только позволила арабо-исламским мыслителям воспринять высшие достижения Платона и Аристотеля, но и творчески развить их идей. На примере научного творчества доказана конструктивно-прогрессивная сущность философской мысли мусульман.
Ключевые слова: философия, ислам, диалектика, Платон, Аристотель, творческое развитие, этика, воспитание.
Диалектическая философия выражает закономерность борьбы противоположностей во всех сферах бытия, и нам необходимо лишь принять ее как основополагающую реальность мироздания. Это непростой вопрос, ибо одну из противоборствующих сторон представляет зло, которое выражается в болезни, страданиях души и тела, несчастиях, потерях, проблемах, лишениях и мучительной смерти. Естественно, что никому из адекватно воспринимающих мир людей они не принесут комфорт. Однако философский подход к бытию, который, необходимо отметить, присущ не только ученым мужам, основывается на понимании закономерности зла. Поэтому сотням миллионов мусульман необходимо воспринимать без озлобления, с великим терпением такие оскорбительные для души ярлыки, которые, к сожалению, стали аксиомой СМИ.
Такие понятия, как «исламский экстремизм», «исламский терроризм», «джихадист», «мировой халифат», стали олицетворением зла, исходящего от мусульман. У миллионов простых обывателей нет никаких сомнений относительно того, что во всех этих терактах повинны мусульмане, ибо эти трагические явления СМИ ассоциируют с исламом и мусульманами. Поэтому для людей, не специализирующихся на ориенталистике, закономерным выступает вопрос: «Почему ислам создает терроризм?». Однако «реальность» детерминистской взаимосвязи между экстремизмом и учением Пророка Мухаммада «доказывается» также в трудах и ста-
тьях ученых. Например, В.И. Сажин утверждает то, что «ислам был рожден политикой, гены которой в течение четырнадцативековой его истории позволяют сохранять высокий уровень политизации этого учения, оказывая все возрастающее влияние на развитие социально-политических процессов во всем мире» [7, с. 48].
Отсюда следует, что превращение мусульманства в антигуманную и деструктивную социокультурную силу было заложено с генезиса учения Пророка Мухаммада. Однако в своей научной деятельности мы доказываем, что трансформация ислама, где нравственный компонент был основополагающим, в орудие политико-властных отношений есть принципиальная ревизия и искажение истинной природы мусульманства [9].
Ряд ученых, в том числе В. Ленин, Махатма Ганди, Л. Толстой и другие в свое время отметили, что существенным содержанием ислама выступает нравственность. Именно воспитательная функция мусульманства изначально играла приоритетную роль [8]. Один из величайших мыслителей России В.С. Соловьев в своей статье, посвященной религии Пророка Мухаммада, отметил, что, несмотря на определенные политические аспекты, его учение, несомненно, имеет нравственный смысл [6, с. 18].
Вмещается в рамки диалектического устройства всех сфер бытия то, что один из авторитетных философов России конца девятнадцатого века -Н.Ф. Иванов, в исламе не смог увидеть иное кроме
«джихада», «газавата» и интимных отношений. Мы же на основе анализа Писаний мусульман -Корана и Сунны Пророка Мухаммада - «нашли» доказательства бытия целого пласта духовной деятельности, имя которому - арабо-исламская философия [8].
Перед нами раскинулось широчайшее поле деятельности средневековых деятелей интеллекта, выводы которых изумляют разум современного исследователя. Уникальность арабо-исламской философской мысли в том, что Ибн Рушд, аль-Кинди, ар-Рази и другие мыслители смогли творчески сочетать каноны исламской религии с научной методикой античности. Раскрытие проблем философии мусульман актуально потому, что поможет дать научно-обоснованный ответ на вопрос об истоках современных деструктивных идеологий и организаций, прикрывающих свою преступную сущность атрибутикой и риторикой ислама. Не может иметь точки соприкосновения величайшая философия средневековья, творчески осмыслившая наследие древнегреческих мыслителей с идеологией уничтожения всего светлого и гуманистического в лице Аль-Каиды и ИГ (ДАИШ).
Из всех философских школ античности исламскими философами предпочтение было отдано аристотелизму, как имеющему наиболее универсальный характер и имеющего метафизический характер [4, с. 157]. Признание вечных причин Аристотелем и абсолютный характер Аллаха сформировали общий аспект философствования древнегреческих и арабо-исламских философов. Также бережное отношение к творчеству Аристотеля и Платона объясняется тем, что мусульманские ученые восприняли их также за энциклопедический охват, внимание к естественным наукам и строгость доказательств. Таким образом, главными представителями исламской фалсафы (философии) стали перипатетики - в переводе от греческого - прогуливающиеся, или машша'ун по-арабски. Данное название соответствует традиционному пониманию, распространенному в Греции. Известным всему цивилизованному миру представителем перипатетиков был «Ибн Сина, чья «Книга исцеления» («Каноны медицины») была настольной книгой европейских врачей в течение тысячелетия. В странах Запада, то есть Испании и Северной Африки, перипатетическую традицию развивали Ибн Баджа, Ибн Туфейль и Ибн Рушд. Те или иные аспекты учения Аристотеля и его последователей восприняли также такие арабо-исламские мыслители, как аль-Кинди, Абу Бакр ар-Рази и Мискавайх» [2, с. 48].
Представители исламской перипатетики разрабатывали философские знания как целостную систему, то есть «науку наук». Известные им научные знания древности они делили на «теоретические», которые отражали вещи, существование которых не зависит от человеческой деятельности, и направлен-
ные на постижение истины. «Практические» науки включали те, которые исследовали процесс этой деятельности и направлены на достижение блага. При этом «к первой группе относятся физика, математика и метафизика. В этой же последовательности, обусловленной степенью связи данных дисциплин с чувственно воспринимаемыми предметами и их движением, восточные перипатетики обычно располагали теоретические науки при изложении материала и в программах обучения философии. Вслед за Аристотелем они определяли логику как орудие познания, служащее пропедевтикой ко всем наукам, но вслед за стоиками характеризовали ее и как самостоятельную науку - часть философии. «Практические» же науки включали в себя этику, домострой (экономику) и политику (аль-Фараби причисляет к ним и такие мусульманские дисциплины, как калам-теология и фикх - юриспруденция)» [4].
Одним из известных в средние века мыслителем, в чьей деятельности проявились черты философской теории Аристотеля, является Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази. Философ родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В молодости смог получить соответствующее его времени разностороннее образование. Известно, что он изучал основы философии, метафизики, поэзии и алхимии. Обладая научно-исследовательской натурой, будущий ученый ислама ещё в молодости начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира», то есть «философского камня». «Получив хорошее образование, Ар-Рази отправился в Багдад, где начал изучение медицины. Как отмечают исследователи, вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии -всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в Х-ХШ вв» [2].
Арабский мыслитель, как и другие представители философии средних веков, проявлял универсальные способности. Такая сторона научной деятельности проявилась в том, что Ар-Рази оставил теоретические разработки практически во всех сферах тогдашней научной мысли. Заслугой мыслителя необходимо признать способность создать новые знания в сферах материального и идеального бытия. Такая сторона научной деятельности проявилась в том, что Ар-Рази, как и ибн Сина, сумел оставить конкретные разработки в области философии, астрономии, филологии и других наук.
Уникальной стороной арабо-исламской философии средних веков и современности выступает удивительная гармония материального и идеального. Диалектическая сущность исламского вероучения помогла сочетать невозможные в западной
философии противоположности. Например, в основе философского учения Ар-Рази лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве», что представляет единство материальных и идеальных противоположностей. Исламский мыслитель сумел изложить процесс самосовершенствования человеческой личности, когда посланный «Творцом» «разум» внушает «душе» личности, пленённой «материей», стремление к освобождению. Единственным досточтимым путем освобождения от пут материального мира является изучение философских знаний в сочетании с канонами мусульманства.
Преданный учению Пророка Мухаммада, истинно верующий во Всевышнего, Ар-Рази, как сторонник диалектического подхода к явлениям мира, воспринял атомистические идеи древнегреческого ученого Демокрита. Следующим аспектом научной деятельности Ар-Рази была вера в существование абсолютного пространства и абсолютного времени. Опережая Д. Бруно, исламский философ в своих научных работах признавал бытие множества миров. «Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырёх начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух - вверх.
В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии: истина - едина, религий - множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей Х-Х1 веков, в частности Аль-Фараби» [2].
Основанная на диалектике концепция Ар-Рази выражает сочетание бытия Всевышнего наравне с материей, пространством, временем и душой. Таким образом, Бог для Ар-Рази представляет собой одну из пяти древних и вечных субстанций мироздания. Отсюда следует, что в теологии философа проявляется отход от исламских канонов, согласно которым Всевышний есть Абсолютная Сила, которая ни в чем не нуждается. Однако Ар-Рази выступил с отрицанием существования абсолютного Бога, творящего все без исключения, Сам по Себе, без чьей-либо помощи. По мнению мусульманского философа, Аллах вовсе не хотел создавать мир, однако согласно определенной причине в Нем появилось желание, и Он сотворил его. Источником,
вызвавшим желание у Бога, по мнению Ар-Рази, является существование ещё одной вечной субстанции. Таковой он признавал душу, вызвавшей стремление Всевышнего заняться космогонией.
По нашему мнению, признание идеального дуализма в виде Бога и вечной души есть восприятие исламским философом идей Платона. Мыслитель античности основой мироздания, Творцом и Руководителем всего в своих сочинениях считал идею, которая представляет собой одну из диалектических сторон нашего бытия. По мнению Платона, идея есть вечное, совершенное и абсолютное бытие, в противоположность вещи, то есть всем проявлениям материального мира. По сути, идея есть абсолютная душа, так как она оживотворяет живую материю, дает смысл и определяет процессы развития. Согласно философии Ар-Рази душа также выполняет все те же функции, выражая собой духовную основу бытия.
Особенно конкретно роль души проявляется при анализе человека как главного существа всей Вселенной. «По мнению мыслителя, душа является вечной и живой субстанцией. Душа человека пришла из другого мира, однако от того, что она смешалась с материей, она полюбила ее, и очаровалась ею, и забыла про свой мир. Источник всех превосходств мира Абубакр Ар-Рази видел в непримиримой борьбе разума и души. Он старается их анализировать в процессе изучения общих проблем бытия. В своих работах мыслитель описывает три формы души: а) животную; б) растительную; в) говорящую (человеческую, высшую)» [2].
В соответствии с диалектикой закономерным выступает учение Ар-Рази, признающее кроме человеческой души существование души растительной, сотворенной Богом. Она помещается в человеческом теле для обеспечения питания и выполнения функции служения говорящей душе людей.
Троичность человеческой души, по нашему мнению, взята из философии Платона, как представителя перипатетизма Древней Греции. Дело в том, что древнегреческий философ в своей философии утверждал, что единая человеческая душа состоит из противоположностей: «лошади белой» и «лошади черной». «Белая лошадь» олицетворяет высшие душевные ценности, приближающие личность к Всевышнему посредством любви, добра, милосердия, сострадания и др. В «лошади черной» воплощены наши животные инстинкты, возвращающие нас в свое первобытно-дикарское состояние. В традициях ислама они воплощают собой «нафс», то есть эго личности, выражающее животную и растительную части души.
В соответствии с философией Платона, проявления человеческой подлости, низости, неблагодарности Ар-Рази видел в стремлении страстной души, то есть «лошади черной» к преобладанию посредством самоуничтожения самой души. До-
стоинство, благородство и превосходство исламский мыслитель относил к компетенциям разума. Такая логика объясняется тем, что согласно Платону, разум есть возница, управляющая лошадьми. Отсюда следует, что и душа управляется разумом, в итоге формируется достойное поведение личности, одерживающее окончательную победу над «лошадью черной».
Творческая деятельность Ар-Рази выражается в формировании человеколюбия, сострадания, заботливости по отношению к бедным слоям общины. Например, «в диалоге с Абухатамом Рази Абубакр выражается следующим образом: «Было бы лучше, если бы Бог целитель и милосердный, своим совершенным разумом дал всем своим рабам возможность узнать свои выгоды сегодня и в будущем, и некоторым бы людям не дал преимущества над другими. Это ближе человеческой душе и разуму, чем некоторых сделать предводителями над другими. В результате чего каждый клан утверждает своего предводителя и отвергает предводителя другого клана, за ними идёт народ с мечами друг на друга, и охватывает всех горе и бедствие. И в конечном итоге начнутся между ними войны, и в результате они погибнут, уже было много случаев, когда на этом пути погибло много людей» [2].
Проявлением смелой новизны следует признать его взгляды на социальные вопросы уммы. В средние века среди арабских племен было традиционно закономерным то, что авторитет и положение человека определялись в общине его происхождением и родословием, занимаемой должностью и богатством, новизна же Ар-Рази заключается в том, что по его мнению, основными критериями оценки человека должны быть черты гуманизма: мудрость и умение, разум и рассудок, доброта и милосердие, благодеяние и человеколюбие.
Как истинный мусульманин и последователь социально-политических учений Аристотеля и Платона, Ар-Рази признавал людей социальными существами. Поэтому философ не мог представить их вне обществ и взаимных связей коллективизма. Исследуя вопросы формирования полноценной личности, исламский ученый основу воспитания и обучения будущего члена общества видел в воспитании детей в основах гуманизма. Человечность же в умме, согласно мнению Ар-Рази, заключается в заботе о бедных, вдовах и сиротах, несчастном народе, в защите низших слоев от различных социально-экономических бед.
Знаменательным явлением развития социальной этики средневековья Востока выступают работы Ар-Рази «Духовная медицина» и «Философский образ жизни». Посвящены они анализу болезней «человеческой души», приемам ее лечения и создания нравственно здоровой личности. Диалектическое единство древнегреческой науки
и нравственности ислама блестяще доказывается следующим вопросом философа. «Что касается их высказываний о том, что любовь требует чистоты, изысканности красоты облика и тела, то как быть с красивым телом, наделенной мерзкой душой?» [1, с. 45].
В проблеме лечения или исправления человеческой души по Ар-Рази разум играет первостепенное значение. Мыслитель был убежден в том, что разум, как «возница по теории Платона», играет всестороннюю и особую роль в жизни человека. По мнению Ар-Рази, человек может положить конец противоборству разума и страстей души только тогда, когда при помощи своего разума он достигнет полного совершенства, когда он поймет свою внутреннюю сущность. Как указывает философ, «животная и растительная души находятся в состоянии противостояния с разумной душой, и когда они побеждают, они приводят человека к непослушанию, эгоизму, высокомерию и заносчивости, карьеризму, алчности и другим подлостям. В итоге человек сходит с истинного пути, приобретает животный, звериный характер, вследствие чего начинает творить злодеяния и, в конце концов, превращается в животное» [2].
Концепция этой статьи основывается на тезисе о том, что сущностью, стержневым компонентом ислама является принцип нравственного самосовершенствования личности. Поэтому вполне логично, что гуманистический аспект философии Ар-Рази не может не включать те или иные аспекты педагогической деятельности. Например, одной из главных задач в воспитании личности он видел исправление непокорной души. Это означает единство воспитания и обучения; совершенствование разумной души и подчинение ей растительной и животной души человека посредством удержания страстей непокорной души. В данном аспекте философии Ар-Рази мы снова указываем на ассоциацию теории исламского мыслителя об обуздании «лошади черной», то есть животной части души разумом с учением Платона о роли возницы в управлении человеком. Учитывая современное состояние нравственности, вызывающее тревогу все больших людей, необходимо признать непреходящую ценность диалектической методики воспитания Ар-Рази. Признание абсолютной свободы от норм и правил, сдерживающих получение телесных наслаждений, всеобщей толерантности к недостаткам людей рано или поздно вызовет коллапс нраственности западного человека. Учение же Ар-Рази предполагает диалектическую борьбу природной и божественной частей души. Если иметь в виду, что без борьбы противоположностей прогресс невозможен, то необходимо признать: педагогика средневековой арабо-исламской культуры по-прежнему имеет теоретическую и практическую значимость.
Литература
1. Абу Бакр Ар-Рази. Духовная медицина: монография / Абу Бакр Ар-Рази. - Душанбе: «Ирфон», 1990. -88 с.
2. Абу Бакр Мухаммад Ар-Рази [Электронный ресурс] / Абу Бакр Ар-Рази. - Режим доступа: http:// gruzdoíf.ru/wiki/Абу_Бакр_Мухаммад_ар-Рази - (дата обращения: 17.03.2015).
3. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази [Электронный ресурс] / Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази. - Режим доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/1731449#.D0.A4.D0.B8.D0.BB - (дата обращения: 21.11.2016).
4. Аристотель. Метафизика: монография / Аристотель. - Москва: ЭКСМО, 2006. - 608 с.
5. Перипатетизм арабоязычный [Электронный ресурс] / Философская энциклопедия. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8868/ - (дата обращения: 10.05. 2015).
6. Сажин, В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах / В.И. Сажин // Новый мировой порядок -будущие войны и пути их предотвращения. - 1999. - С. 45-49.
7. Соловьев, В.С. Магомет. Его жизнь и учение: монография / В.С. Соловьев. - Санкт-Петербург: Типография Высочайшего утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896. - 79 с.
8. Хазиев, В.С. Средневековый мусульманский рационализм об истине: монография / В.С. Хазиев. -Уфа: Издательство БГПУ 2014. - 211 с.
9. Якупов, М.Т. Трансформация ислама в аспекте современной глобализации / Б.М. Галимов, Д.А. Нуриев // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - С. 362.
10. Якупов, М.Т., Концепции социальной философии ислама: от средних веков до современности / Д.А. Нуриев, Ф.С. Файзуллин // РИК УГАТУ, 2016. - С. 199.