I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
ISSN 2181-2357
T. 2 №9. 2022
Pedagogika fanlari/Pedagogical sciences/Педагогические науки
International journal of theoretical and practical research
Year: 2022 Issue: 9 Published: http://alferganus.uz
Scientific Journal Volume: 2 30.09.2022
Citation:
Jalilov, I. I. (2022). To the current problems of the formation of the pedagogical skill of the teacher. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (9), 81-89.
Jalilov, I. I. (2022). O'qituvchining pedagogik mahoratini shakllantirishning dolzarb muammolari. Nazariy va amaliy
tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (9), 81-89.
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7187622
QR-Article
Jalilov, Inomjon Ilkhomjon ugli
Assistant
Department of Higher Mathematics Fergana Polytechnic Institute
UDC 378.004
TO THE CURRENT PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER
Abstract. This article discusses the issues of the formation of pedagogical skills in the course of the educational process. The author in his study points out the relevance of the problems associated with the development of the teacher's pedagogical skills. As part of the study, the experience of various methods of improving pedagogical competence was studied, taking into account the experience of outstanding teachers, theorists and practitioners. The essence of the research topic comes from its significance in the educational process. In the course of the study, an analysis was carried out and recommendations were given on the effective use of appropriate methods for the formation and improvement of the pedagogical skills of teachers. Keywords: pedagogy, pedagogical process, pedagogical interaction, pedagogical skills, pedagogical competence
К АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Жалилов, Иномжон Илхомжон угли
Ассистент, кафедра "Высшая математика "
81
Ферганский политехнический институт Email: kiero. uz@mail. ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы становления педагогического мастерства в ходе образовательного процесса. Автор в своём исследовании указывает на актуальность проблем, связанных со становлением педагогического мастерства преподавателя. В рамках исследования изучен опыт разнообразных методик повышения педагогической компетентности с учётом опыта выдающихся педагогов теоретиков и практиков. Сущность темы исследования исходит из её значимости в образовательном процессе. В ходе исследования проведён анализ и даны рекомендации по результативному использованию соответствующих методик становления и совершенствования педагогического мастерства преподавателей.
Ключевые слова: педагогика, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическое мастерство, педагогическая компетентность.
O'QITUVCHINING PEDAGOGIK MAHORATINI SHAKLLANTIRISHNING
DOLZARB MUAMMOLARI
Annotatsiya. Ushbu maqolada o'quv jarayoni davomida pedagogik mahoratni shakllantirish masalalari muhokama qilingan. Muallif o'z tadqiqotida o'qituvchining pedagogik mahoratini rivojlantirish bilan bog'liq muammolarning dolzarbligini ko'rsatadi. Tadqiqot doirasida taniqli o'qituvchilar, nazariyotchilar va amaliyotchilar tajribasini hisobga olgan holda pedagogik kompetentsiyani takomillashtirishning turli usullari tajribasi o'rganildi. Tadqiqot mavzusining mohiyati uning ta'lim jarayonidagi ahamiyatidan kelib chiqadi. O'rganish jarayonida o'qituvchilarning pedagogik mahoratini shakllantirish va oshirishda tegishli usullardan samarali foydalanish bo'yicha tahlillar o'tkazilib, tavsiyalar berildi.
Kalit so'zlar: pedagogika, pedagogik jarayon, pedagogik o'zaro ta'sir, pedagogik mahorat, pedagogik kompetensiya
Всем нам известно, что основной составляющей педагогической деятельности является педагогическое мастерство преподавателя высшего учебного заведения. От степени профессионального мастерства преподавателей зависит внедрение задач учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении, степень эффективности подготовки будущих специалистов, совершенствование их широкого мировоззрения, высоких моральных,
Jalilov, Inomjon Ilxomjon ug'li
Assistent
"Oliy matematika " kafedrasi Farg'ona politexnika instituti
Введение
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
психологических и деловых качеств. Но вопрос становления профессионального мастерства преподавателя достаточно трудоёмкий.
Этот процесс не заканчивается доведением до обучаемых знаний, умений и навыков, которые имеются у того или иного преподавателя. Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя является не только профессиональная компетентность, но в том числе и педагогическая. Возникает вопрос можно ли вообще научить педагогическому мастерству? Можно ли в этом контексте устанавливать, какие-либо временные рамки? Проблемных вопросов достаточно много.
Мы в своём исследовании хотели бы выразить нашу точку зрения относительно проблем становления профессионального мастерства преподавателя. Начнём с того, что основы профессионального мастерства могут быть заложены, не только в высшем учебном заведении, но и школе, которой отводится достаточно значимая роль.
Анализ использованной литературы
С теоретической точки зрения базой исследования явились работы выдающихся педагогов-исследователей Симон Львовича Соловейчика, Антона Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, Константина Ушинского, Ян Амос Коменского, Абдуллы Авлони и др. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения обучающихся, предлагал использовать творческий подход.
Антон Макаренко считал, что хороший учитель - педагог должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и оперативно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика выдающегося педагога до настоящего времени остаётся востребованной и актуальной.
Анализ и результаты
Мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Поскольку «педагогическое мастерство» представляет собой систему, то важно не просто охарактеризовать набор компонентов, но проследить их взаимосвязи. Всякая система имеет системообразующий фактор, тот стержень, каркас, который пронизывает всю систему. Таким системообразующим фактором педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога. В основе гуманистической направленности лежит механизм сотрудничества, который характеризуется общими интересами, равными силами, отношениями доверия и уважения. С точки зрения гуманной педагогики, дело педагога не навязывать, а понять интересы студента, помочь ему правильно, неискаженно осознать их и выразить себя. Педагогическая направленность личности каждого преподавателя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации, следующие:
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
1) на себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога;
2) на инструменты педагогического воздействия;
3) на студентов, студенческий коллектив;
4) на цели преподавательской деятельности.
Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманистическая направленность) при гармонично скорректированных других видах направленности. Центральным компонентом педагогического мастерства, считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющиеся важнейшей основой предвидения, без которого невозможно педагогическое искусство. Главным в педагогическом мастерстве признается творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.
Будущий педагог в определённом сознательном возрасте выбирает свою профессию. И если выбрана профессия учителя, то в этом направлении ведётся целенаправленная работа по становлению педагогического мастерства. Молодой человек, будучи студентом имеет свой идеал преподавателя и стремится к достижению того уровня, которого достиг его наставник. На становление педагогического и профессионального мастерства в конечном итоге влияет воспитание человека, его кругозор, моральные, духовные ценности и многое другое. Образовательный процесс неотделим от воспитательного. Каждый педагог в ходе своей профессиональной деятельности не только преподаёт определённые предметы будь то в школе или в высшем учебном заведении, но одновременно и доводит до обучаемого. Определённые нравственные и этические ценности.
Сейчас большинство педагогов сталкивается с массой проблем, которые возникают в образовательной сфере. Это прежде всего трудности нахождения точки соприкосновения с обучаемыми, особенно это касается ситуаций, складывающихся у учителей школ в их взаимоотношениях с учениками. И здесь недостаточно наличия профессиональной компетентности, но необходима и педагогическая компетентность.
В современное время, по нашему мнению, для молодёжи очень много искушений, это интернет, достижения науки и техники в виде гаджетов, смартфонов и так далее. И в этом пространстве педагогу необходимо найти точку соприкосновения с обучаемыми, заинтересовать их, привлечь к изучению определённой дисциплины и это достаточно сложный процесс.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
В отечественной системе образования, образовательный процесс идёт в ногу с воспитательным. То есть педагог должен дать обучаемому не только знания, но вместе с тем привить ему определённые моральные и духовные ценности, оказать на него благотворное воспитательное воздействие.
В качестве эталона педагогического и профессионального мастерства мы бы хотели привести героя повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» Виктора Николаевича Сорокина. Это произведение оставило неизгладимый след в нашем сознании и повлияло на выбор профессии педагога. В вышеуказанном художественном произведении рассматривается период начала двадцатого века, после Великой октябрьской революции 1917 года, когда улицы городов и сёл были наводнены беспризорными детьми. В данной повести освещён именно этот период, а авторы Г.Белых и Л.Пантелеев выпускники этой школы имени Достоевского. В произведении описывается педагогическое мастерство директора школы Виктора Николаевича Сорокина и учителей, которые там работали в столь тяжёлое и смутное время. Мы бы могли многое у них позаимствовать для своей профессиональной деятельности. Педагог в условиях как высшей, так и средней школы имеет свой стиль преподавания и воспитания, и здесь необходимо найти такую методику, которая совмещала бы в себе как демократический стиль, так и авторитарный. Есть убеждение ведущих специалистов этой области, которые утверждают, что у педагога в одной руке должен быть «кнут», а в другой «пряник». Это конечно образное выражение.
Преподаватель с высоким уровнем педагогического и профессионального мастерства может организовать обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них, как следствие возрастает их заинтересованность к обучению, решаются проблемы с мотивацией, эффективнее достигаются образовательные цели. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.
По нашему глубокому убеждению проблемы формирования педагогического мастерства чаще возникают у начинающих преподавателей. В этом случае им следует перенимать опыт работы авторитетных педагогов, который поражает большим разнообразием в понимании ими смысла своей профессиональной деятельности, в формах и методах ее осуществления.
Хотя на наш взгляд педагогическое и профессиональное мастерство - это сложное, многомерное понятие, формируемое и развивающееся в течение всей профессиональной деятельности педагога. Многие исследователи изучают вопрос о возможности формирования педагогического мастерства в студенческие годы и
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
дают на него положительный ответ. В условиях педагогического высшего учебного заведения у студентов необходимо формировать, прежде всего, готовность к будущей педагогической деятельности. Например, студент 4 курса какого-либо направления педагогического ВУЗа проходит практику в школьных заведениях. Этот процесс достаточно сложный так как человек совмещает в себе качества студента и педагога, в этом случае он может посмотреть на себя со стороны, глазами студента в процессе решения какой-либо педагогической ситуации. Здесь важную роль может сыграть наставник начинающего преподавателя, у которого за плечами большой опыт педагогической деятельности. С нашей точки зрения значительный вклад в мастерство преподавателя вносит исследовательский подход к проблеме, поставленной на учебном занятии, и включение обучающихся в процесс активного размышления. Необходимо отметить, что высокий профессиональный уровень современного преподавателя включает знание психологии, владение психологическими методиками и диагностическими средствами. Предположим, преподаватель вошёл в аудиторию и видит одного из студентов в подавленном состоянии, в этой ситуации преподавателю по отношению к этому студенту необходимо применить демократический подход. А после окончания занятия остаться наедине со студентом и попробовать вызвать его на разговор.
Помимо этого, педагог на интуитивном уровне может предвосхищать какие-либо события. Если педагог на интуитивном уровне чувствует назревающий конфликт, то он может его вовремя предотвратить. В заключении хотелось бы привести доводы исследователей в этой области, которые сводятся к тому, что Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Следует отметить, что в этом контексте необходимо обратить внимание на элементы мотивации.
Заключения и предложения
Примеры понимания сущности педагогического мастерства великих ученых позволяют заключить, что по этому вопросу нет единого мнения в науке. Одни считают, что это свойство личности педагога, другие - знания, умения и навыки, третьи объединяют то и другое вместе, четвертые в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других - уровень осуществления профессиональной деятельности.
Итак, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога - способность успешно управлять деятельностью обучающихся и заниматься самообразованием.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование преподавателя. Самообразование каждого преподавателя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей, интеллектуальной деятельности. Самообразование зависит от умения преподавателя организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности целенаправленного саморазвития - развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост личностный и профессиональный.
Содействие развитию профессионализма преподавателей считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели в учебных центрах организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических работников в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, мастер-классы и другое.
Подводя итог хотелось бы обратить внимание на то, что педагогическое мастерство преподавателя совершенствуется при развитии следующих функций -развивающей, воспитывающей, коммуникативной, гностической, конструктивно-планирующей, организаторской.
В итоге можно отметить, что педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в высшем учебном заведении. Следующей ступенью профессионального роста является педагогическое мастерство.
1. Jalilov, I. (2019). To The Problems Of Innovation Into The Educational Process. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(3), 344-347.
2. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., & Kurpayanidi, K. I. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641
3. Margianti, E.S., Ikramov, M.A., Abdullaev, A.M., Kurpayanidi, K. (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation Jakarta, Gunadarma Publisher, Indonesia, 2022. ISBN: 978-602-0764-474, 205 p. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6658834
4. Nishonov, F. M. (2021). Digital economy as a vector of improving the quality of education. Актуальные научные исследования в современном мире, (7-1), 52-58.
5. Nishonov, F. M. (2021). Digital economy in the education system. Мировая наука, (7), 134-141.
6. Nishonov, F. M., Shaev, A. K., (2021). Some questions of the organization of individual works of students in mathematics in the conditions of credit training. ISJ
Theoretical & Applied Science, 4(96), 1.
7. Азарова, Л. Е., Аликулова, Н. А., Арутюнова, Г. И., Баляева, С. А., Баташев, С. А., Белов, В. В., ... & Гуляев, Г. Ю. (2019). Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования.
8. Выготский, Л. С. (1997). Лекции по психологии.
9. Выготский, Л. С. (2001). Лекции по педологии.
Список использованной литературы:
© ®
ISSN 2181-2357
Т. 2 №9. 2022
I INTERNATIONAL ;OURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH_,
ISJIF 2022:5.962
10. Илёсов, А. А., Курпаяниди, К. И. (2017). Кадрлар малакасини ошириш ва уларни кайта тайёрлаш жараёнида вужудга келаётган айрим муаммоларига. Oliy ta'lim taraqqiyoti istiqbollari, 95.
11. Корнетов, Г. Б. (2015). Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой. Психолого-педагогический поиск, (3), 35.
12. Корнетов, Г. Б. (2017). Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки. Историко-педагогический журнал, (1), 13-21.
13. Курпаяниди, К. И. (2013). Вопросы совершенствования методики преподавания бизнес-дисциплин. Психология. Социология. Педагогика, (10), 03-07.
14. Курпаяниди, К. И. (2013). Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес-дисциплин в высшем образовательном учреждении. Гуманитарные научные исследования, (11), 15-15.
15. Курпаяниди, К. И. (2016). Дорожная карта совершенствования организации учебного процесса в системе высшего образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11-5), 955-958.
16. Курпаяниди, К. И. (2016). Проблемы совершенствования организации учебного процесса в системе высшей школы. Бюллетень науки и практики, (12 (13)), 342-346.
17. Курпаяниди, К. И. (2016). Проблемы совершенствования организации учебного процесса в системе высшей школы. Бюллетень науки и практики, (12 (13)), 342-346.
18. Курпаяниди, К. И., & Нишонов, Ф. М. (2018). Конструирование систем задач по математике. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (101), 82-85.
19. Макаренко, А. (2022). Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании. Litres.
20. Михайлов, А. Б. К вопросам инвестирования в человеческий капитал / А. Б. Михайлов, Д. Э. Муниров // Экономика и социум. - 2021. - № 12-2(91). - С. 239249.
21. Михайлов, А.Б. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar. Uzbekistan, Kokand. С. 65-70. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327
22. Муминова, Э. А., & Умаралиев, З. Б. (2018). Новая веха в отношениях центрально азиатских государств. In Научно-технический прогресс: социальные, технические и общественные факторы (pp. 203-206).
23. Мухдммадиев, Л. F., & Кошанова, Н. М. (2022). Абдулла Авлоний асарларида тарбиянинг долзарб масалалари. Academic research in educational sciences, 3(6), 713-718.
24. Нишонов, Ф. М., Эхсонова, Н. Т., & Толибов, И. Ш. У. (2019). Некоторые вопросы профессионального роста преподавателя математики в условиях цифровой экономики. Проблемы современной науки и образования, (4 (137)), 6-11.
88
ш
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
ISSN 2181-2357
T. 2 №9. 2022
Ш___
SJIF 2022:5.962
25. Соловейчик, С. (2022). Педагогика для всех. Litres.
26. Сухомлинский, В. А. (1981). Сто советов учителю. Удмуртия.
27. Усманова, З. М. (2022). К вопросам влияния литературы на общество. Integration of Pragma linguistics, Functional Translation Studies and Language Teaching Processes, 169-171.
28. Усманова, З., & Тишабаева, Л. (2020). Кукон жадид матбуоти тарихининг айрим сахдфалари. Взгляд в прошлое, (SI-1№ 4).
29. Ушинский, К. Д. (1948). О нравственном элементе в воспитании. Собр. соч, 2, 433.
89