INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
International journal of theoretical and practical research
Scientific Journal
Year: 2022 Issue: 6-8 Volume: 2 Published: 31.08.2022
http://alferganus.uz
ISSN 2181-2357
T. 2 №6-8. 2022
ISJIF 2022:5.962 QR-Article
Citation:
Kurpayanidi, K.I. (2022). Activation of regional innovation activities. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (6-8), 32-42.
Kurpayanidi, K.I. (2022). Activation of regional innovation activities. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (68), 32-42.
Konstantin Ivanovich Kurpayanidi
Ph.D., docent, professor of the Russian Academy of Natural Sciences
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7188440
DOI 10.5281/zenocfo.718S440
UDC 338.2 (330.3)
ACTIVATION OF REGIONAL INNOVATION ACTIVITIES
Abstract. A systematic analysis of various approaches to the definition of innovation is carried out in the work. Innovations are considered in the context of the socio-economic development of the Ferghana region, a description is given of the main directions of intensification of innovative activity in the regions of Uzbekistan. The author substantiate the need to develop a regional component in the national innovation policy of the state.
Key words: socio-economic development of the region, regional studies, innovative strategy, innovation, innovative climate, innovative activity.
АКТИВИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Константин Иванович Курпаяниди
к.э.н., доцент, профессор Российской академии естествознания
Ферганский политехнический институт E-mail: w7777@mail.ru
Аннотация. В работе проведен системный анализ различных подходов к определению инноваций. Инновации рассмотрены в контексте с социально-экономического развитием Ферганской области, дана
@ ®
32
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
характеристика основным направлениям активизации инновационной деятельности в регионах Узбекистана. Автором обоснована необходимость разработки регионального компонента в национальной инновационной политики государства.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, регионалистика, инновационная стратегия, инновации, инновационный климат, инновационная активность.
Annotatsiya. Ishda innovatsiyalarni aniqlashga turli yondashuvlar tizimli tahlil qilingan. Innovatsiyalar Farg'ona viloyatining ijtimoiy-iqtisodiy rivojlanishi nuqtai nazaridan ko'rib chiqilgan, O'zbekiston hududlarida innovatsion faoliyatni jadallashtirishning asosiy yo'nalishlari tavsiflangan. Muallif davlatning milliy innovatsion siyosatida mintaqaviy tarkibiy qismni ishlab chiqish zarurligini asoslagan.
Kalit so'zlar: mintaqaning ijtimoiy-iqtisodiy rivojlanishi, mintaqaviy tadqiqotlar, innovatsion strategiya, innovatsiya, innovatsion iqlim, innovatsion faoliyat.
Особенность перехода к инновационно-ориентированному типу развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы:
- важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний;
-роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
-глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций [1]. Обзор литературы
В современной экономической системе одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Влияние инноваций на динамику экономического развития давно стало предметом пристального внимания ученых. Этим проблемам посвящены
MINTAQAVIY INNOVATSIYALARNI FAOLLASHTIRISH
Konstantin Ivanovich Kurpayanidi
Iqtisod fanlari nomzodi, dotsent,
Rossiya Tabiiy fanlar akademiyasining professori
Введение
© ®
ISSN 2181-2357
Т. 2 №6-8. 2022
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH_,
ISJIF 2022:5.962
труды Кондратьева Н.Д., Вернадского В.И., Шумпетера Й., Менша Г. и других ученых.
Так, Кондратьев Н.Д. показал, что в период нестабильности, кризиса и зарождения нового цикла создаются предпосылки для освоения научных открытий и крупных технических изобретений, позволяющих преодолевать кризисные явления и выходить на новые рубежи технологического и экономического развития [2].
Вернадский В.И. раскрыл взаимосвязь процессов развития природы и общества, сущность ноосферы, он утверждал, что разум такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия [3].
Шумпетер Й. под инновацией подразумевал результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей. Он отмечал, что радикальные инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как инкрементальные (улучшающие, модификационные) инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно [4].
Менш Г. подтвердил статистически учение Кондратьева Н.Д. и Й. Шумпетера о длинных волнах технологической динамики и ведущей роли в них инноваций. Он выделял не только базисные и улучшающие нововведения, но и псевдоинновации (рационализирующие инновации) - деятельность, результатом которой является частичное улучшение характеристик (иногда второстепенных) существующих, в том числе и в значительной степени устаревших видов продукции, поколений техники и технологий. Они выступают в качестве паллиатива реальным инновациям, позволяя удержаться на рынках морально устаревшей продукции, сохранить неэффективные технологические процессы [5].
Исследование вопросов развития инновационной сферы и перехода национальной экономики Узбекистана на инновационный путь развития отражены в работах узбекских ученых Р.А. Алимова, Т.М. Ахмедова, Б.А. Бегалова, С.А. Воронина, Б.А. Исламова, Л. Максаковой, А.Ф. Расулева, Д.В. Тростянского. Тенденции и перспективы глобальной инновационно-технологической динамики раскрыты в трудах А.Ф. Расулева, Д. В. Тростянского, Т.М. Ахмедова. Эти ученые развили идеи своих предшественников и разработали методологию интегрального макропрогнозирования, а также применили ее для разработки долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития Республики Узбекистан [6]. Другие ученые также подчеркивают влияние инноваций на динамику развития экономики, отмечая, что выход из экономического кризиса, в том числе и нынешнего, сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада, именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию.
Анализ и результаты
Сегодня, когда говорят об инновациях, то в первую очередь подразумевают нововведение (novatio - букв. «обновление», «изменение»), причем это нововведение, связанное с некими значительными, принципиальными переменами, поэтому novator - «обновитель», т.е. человек, претворяющий в жизнь новые,
@ ®
34
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
прогрессивные идеи, внедряющий новые приемы и методы в той или иной области деятельности. Аналогично to innovate означает «осуществлять нововведения», «производить перемены», «внедрять новшества». Вообще, термином innovatе в английском языке обозначается фирма, применяющая новую технологию, создающая новую продукцию. Из вышеизложенного следует, что учеными неоднократно показано, что инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Это в полной мере применимо и к региону, экономическое развитие которого напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности на его территории. В связи с этим актуализируется вопрос о путях активизации инновационной деятельности в регионе. Начальным пунктом инновационной деятельности являются фундаментальные научные исследования и разработки, конечным - внедрение и использование инновационных продуктов. Следовательно, основным ресурсом являются научные знания, а движущей силой - рыночный спрос. Это предполагает поддержку науки, коммерциализацию результатов инновационной деятельности и стимулирование спроса на инновационные продукты.
Таким образом, необходима продуманная инновационная политика в регионе, нацеленная на развитие научных исследований и разработок, рост объемов производства и реализации наукоемкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий. Для практического воплощения этих целей необходимо создать в регионе систему поддержки и продвижения инноваций, активизации инновационной деятельности. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволит учесть особенности его инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечит инновационное развитие региона в соответствии с общенациональным вектором. Одной из важнейших задач при формировании региональной инновационной системы является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
В настоящее время в инфраструктуре инновационной деятельности выделяют производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие [7]. Технологическая составляющая, направленная на создание условий для доступа предприятий (особенно субъектов малого и частного предпринимательства) к производственным ресурсам, включает технопарки, бизнес инкубаторы, инновационно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т.п. Роль консалтинговых организаций (центров трансфера технологий) заключается в том, что они обеспечивают доступ к профессиональным консультациям даже небольшим инновационным предприятиям, мало знакомым с особенностями инновационной деятельности в регионе [8].
Финансовая составляющая тесно связана с инвестициями, поэтому необходимо также развивать инфраструктуру регионального инвестиционного рынка. К основным институтам инфраструктуры инвестиционной деятельности региона относятся: государственные, муниципальные и коммерческие банки,
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и фондовые магазины, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, финансово-промышленные группы и компании, ипотечные банки, риэлтерские фирмы и другие структуры, аккумулирующие средства юридических и физических лиц и обеспечивающие их выгодное размещение. Особое внимание при этом следует обратить на организацию территориальных отделений (филиалов, представительств) институтов инвестиционного рынка в муниципальных образованиях региона. Кадровая составляющая должна предусматривать не только подготовку высококвалифицированных кадров в регионе, но и их удержание путем создания благоприятных условий жизни. Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора данных, необходимых для принятия обоснованных решений в инновационной сфере региона. Региональные власти как один из главных участников инновационного процесса обладают самым большим количеством источников информации.
Помимо общедоступных источников, используемых остальными участниками инновационных процессов в регионе, они имеют свои специальные службы, которые занимаются сбором информации. Коммерческие организации не обладают такими возможностями для сбора информации, какие имеют государственные органы. Коммерческие подборки информации, как самостоятельные информационные продукты, являются вторичной переработкой (часто - некачественной, в силу ограниченности доступа к первоисточнику) информации, собираемой различными государственными структурами. Государственное участие в информационной поддержке инновационной деятельности является необходимым элементом региональной инновационной системы, особенно в тех случаях, когда в регионе происходит изменение экономических или правовых условий инновационной и инвестиционной деятельности. В этом случае особое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат на получение данных в нужном формате. Сбытовая составляющая в инфраструктуре инновационной деятельности связана с коммерческой привлекательностью инноваций, поэтому необходимо повысить качество инновационных продуктов, обеспечить их продвижение и сопровождение. Необходимо формирование института поддержки малого инновационного предпринимательства, в частности речь идет о создании Национального инновационного фонда, который может быть финансирован за счет госбюджета и отчислений части прибыли, полученной от внедрения инновационных товаров, разработанных отечественными учеными.
Повышение эффективности формируемых институтов трансфера инновационных продуктов и технологий от разработчиков к производителям. В этом направлении было актуально формирование Центра по трансферу инноваций и технологий при Академии наук Узбекистана, а также создание инновационных инжиниринговых центров на базе отраслевых НИИ. В целях стимулирования спроса на инновации необходимо заинтересовать в их внедрении потенциальных потребителей и обеспечить сопровождение инновационных проектов. В этом
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
направлении необходимо, прежде всего, широкое распространение информации о созданных инновационных продуктах, их достоинствах и возможностях. Подобная информация конкретизирует цели внедрения инноваций, показывает, что с их помощью будет достигнуто и какие недостатки будут устранены. Особо следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Для активизации инновационной деятельности в регионе необходима также благоприятная нормативно правовая база. Кроме того, необходимо провести анализ подготовленности и восприимчивости региона к нововведениям, выявить, обладает ли он достаточными для этого финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, определить основные барьеры на пути инноваций. Необходимо раскрыть и оценить инновационный потенциал региона [9-22].
По нашему мнению, инновационный потенциал региона представляет собой совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности. Он предстает в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.
Современная инновационная система Ферганской области Узбекистана представляет собой совокупность организационных, законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности. Хотя национальная инновационная система Узбекистана находится в стадии своего формирования, она имеет все необходимые базовые элементы для осуществления инновационной деятельности. Так, Ферганская область обладает высоким образовательным и научным потенциалом. В регионе располагаются 10 высших образовательных учреждения, в том числе 4 филиалов центральных ВУЗов страны, 3 иностранных университета. Возможности образовательной системы позволяют обеспечить развитие экономики региона в инновационном формате. Одной из ключевых задач региональных властей является формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Наиболее эффективные элементы данной инфраструктуры — программа предоставления жилья квалифицированным специалистам, создание комфортной среды обитания.
Проведенные нами исследования показали, что в регионе имеются предпосылки для активизации инновационной деятельности. Преимущества развития региона по инновационному сценарию подтверждают результаты SWOT-анализа, представленные в таблице 1. Инновационный сценарий социально-экономического развития Ферганской области следует рассматривать как приоритетный (целевой), так как его реализация позволит повысить эффективность экономики, удерживать требуемые темпы развития и более эффективно
© ®
ISSN 2181-2357
Т. 2 №6-8. 2022
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH_,
ISJIF 2022:5.962
использовать имеющийся человеческий потенциал. Для Ферганской области, инвестиционный потенциал которой достаточно высок, на первое место выходит вопрос осуществимости инноваций.
Для нормального инновационного процесса необходима благоприятная институциональная среда, в которой инновации востребованы и осуществимы.
Таблица 1. SWOT-анализ инновационного сценария развития Ферганской области
S (сильные стороны):
1. Наличие развитой системы профессионального образования;
2. Значительный научно-исследовательский потенциал.
3. Ёмкий внутренний и внешний рынок.
4. Приток прямых иностранных инвестиций.
5. Высокая конкурентоспособность инновационных продуктов на мировых рынках.
6. Создание и развитие собственных брендов, снижение зависимости от импорта иностранных технологий.
7. Гибкость экономики за счёт формирования сегмента малого и частного предпринимательства.
8. Рост производительности труда.
9. Государственная поддержка ключевых отраслей экономики._
O (возможности):
W (слабые стороны):
1. Отсутствие подготовленных промышленных площадок в инвестиционно привлекательных территориях республики.
2. Отставание от регионов-конкурентов таких как Ташкентская, Навоийская и Самаркандские области в создании инновационной инфраструктуры.
3. Отсутствие крупных корпораций, способных сыграть роль стратегического инвестора.
4.Дефицит реальных конкурентоспособных производственных проектов.
T (угрозы):
© ®
38
1. Поддержание роли региона как исторически
сформировавшегося передового промышленного центра Ферганской долины.
2. Формирование конкурентоспособных кластеров.
3. Технологический рост
1. Сокращение сектора традиционной индустрии.
2. Высвобождение значительного количества работников вследствие технологической модернизации.
3. Последствия мирового экономического кризиса.
4. Возможный рост экологической нагрузки.
производств.
4. Освоение новых рынков.
5. Создание новых рабочих мест, требующих современных ключевых компетенций.
6. Приток в регион.
7. Диверсификация экономики региона, повышение её конкурентоспособности.
8. Повышение производительности экономики и рост благосостояния
населения Ферганской области.__
Заключение
В Узбекистане сформирована законодательная база инвестиционной деятельности и система государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов, включающая:
•подготовку свободных производственных площадок с подведением всех необходимых инженерных коммуникаций до границ участка;
•установление фиксированного срока рассмотрения заявок на выделение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
•нормативно-правовую базу, обеспечивающую льготы по налогу на имущество организаций и пониженную ставку налога на прибыль организаций, льготные ставки арендной платы инвесторам, проекты которых получили статус приоритетных;
•систему эффективного сопровождения проекта на всех стадиях его реализации;
•сформированный залоговый фонд из числа объектов, находящихся в региональной собственности, для предоставления инвесторам залоговой базы в целях обеспечения банковских кредитов.
Вместе с тем, необходим системный подход, включающий определение стратегических приоритетов региона в сфере инноваций и механизма их реализации. Это актуально не только для Ферганской области, но и для большинства регионов Узбекистана. Актуальность и необходимость
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
стратегического планирования инновационной деятельности в регионе обусловлена следующими обстоятельствами:
■стратегическое планирование — наиболее адекватный способ консолидации усилий администрации и общества в решении различных социальных и экономических проблем в регионе;
■разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа региона, создает единый вектор усилий всех активных сил в регионе;
■стратегический план является обязательным и признанным в мировой практике элементом в системе документов, обеспечивающих регулирование развития территорий;
■наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
По нашему мнению, именно стратегический подход, подкрепленный проработанной научно-методической базой и практическими инструментами реализации стратегии, позволит активизировать инновационную деятельность в регионе, нацеливая ее в долгосрочной перспективе на решение актуальных задач социально-экономического развития региона.
1. Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане //Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2014. - №. 6 (480).
2. Кондратьев Н. Д., Яковец Ю. В., Абалкин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения //М.: экономика. - 2012. - Т. 767.
3. Вернадский В. И. Ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография/Под науч. ред. А.И Субетто и В.А Шамахова. В 3-х томах //СПб.: Астерион. - 2013.
4. Scherer F. M. et al. Innovation and growth: Schumpeterian perspectives //MIT Press Books. - 1986. - Т. 1.
5. Mensh G. Stalemate in technology: innovation overcome the depression // Cambridge, Mass. 1979.
6. Институциональные императивы инновационного развития национальной экономики. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Ташкент: Молия, 2012.
7. Абдуллаева М. Н. Основные факторы формирования национальной инновационной системы в условиях модернизации национальной экономики //Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - 2019. - №. 2-1.
8. Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане //Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №. 14 (413).
9. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., & Kurpayanidi, K. I. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641
Список использованной литературы:
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
ISSN 2181-2357
T. 2 №6-8. 2022
RESEARCH!_,
ISJIF 2022:5.962
10. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., Kurpayanidi, K. I., & Misdiyono, M. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641
11. Margianti, E.S., Ikramov, M.A., Abdullaev, A.M., Kurpayanidi, K. (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation Jakarta, Gunadarma Publisher, Indonesia, 2022. ISBN: 978-602-0764-474, 205 p. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6658834
12. Курпаяниди, К. И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика. 3-1(85). - С. 186188. - Doi: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-3-1-186-188 .
13. Курпаяниди, К. И. Основы экономических знаний: Учебное пособие для неэкономических направлений бакалавриата высших образовательных учреждений / К. И. Курпаяниди, Э. А. Муминова; study guide. - Фергана: ALFERGANUS, 2022. - 280 с. - ISBN 978-9943-7707-9-9. - Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6880920
14. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (3), 7-23. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6503328
15. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы совершенствования организационно -экономического механизма развития частного предпринимательства. Хоразм Маъмун Академияси Ахборотномаси - Вестник Хорезмской Академии Маъмуна, 1(85), 89-93. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.5940010
16. Курпаяниди, К.И. (2021). Создание малых предприятий: саморазвитие или интеграционное развитие - какой путь выбирают страны мира. Проблемы современной экономики, 3 (79).
17. Курпаяниди, К.И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика, 3 (85). Doi: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-3-1-186-188
18. Курпаяниди, К.И. (2022). Факторы и направления развития институтов в сфере малого предпринимательства. Проблемы современной экономики, 3 (83).
19. Курпаяниди, К.И. (2022). Цифровая трансформация как перспективное направление развития промышленности Узбекистана. Экономика и бизнес: теория и практика-Economy and Business: Theory and Practice, vol. 9 (91). С.120-124, ISSN 2411-0450. Doi: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-9-120-123 http://economyandbusiness.ru/wp-content/uploads/2022/10/Ekonomika-i-biznes-9.pdf
20. Курпаяниди, К.И., Михайлов, А.Б. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar. Uzbekistan, Kokand. С. 65-70. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327
21. Мамуров, Д. (2021). Инновационная система предприятия как основа модернизации современной промышленной корпорации. Общество и инновации, 2(4/S), 322-328. Doi: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp322-328
@ ®
41
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
22. Нишонов, Ф. М. (2019). Конкуренция отношений. Научный журнал. 7(41). - С. 74-76.
ISSN 2181-2357
Т. 2 №6-8. 2022
ISJIF 2022:5.962
ключевая категория рыночных
© ®
42