Научная статья на тему 'К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ДЕКРЕТ О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ / ГОССАНИНСПЕКЦИЯ / САНЭПИДСТАНЦИЯ / ГОССАНЭПИДНАДЗОР / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН РСФСР "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" / ЦЕНТР ГОССАНЭПИДНАДЗОРА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / РОССИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА / SANITARY EPIDEMIOLOGIC SERVICE / DECREE ON SANITARY INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC / STATE SANITARY INSPECTORATE / SANITARY EPIDEMIOLOGIC STATION / STATE SANITARY EPIDEMIOLIGIC SUPERVISION / SANITARY EPIDEMIOLOGIC LEGISLATION / CENTER OF STATE SANITARY EPIDEMIOLIGIC SUPERVISION / ADMINISTRATIVE REFORM IN RUSSIA / FEDERAL SERVICE ON SUPERVISION IN CONSUMERS RIGHTS AND HUMAN WELLBEING PROTECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляев Евгений Николаевич, Подунова Людмила Григорьевна

Датой создания санитарно-эпидемиологической службы России принято считать 15 сентября 1922 г., когда был подписан Декрет о санитарных органах Республики. В последующие годы осуществлялось совершенствование органов и учреждений санэпидслужбы: создание госсанинспекции (1933—1951 гг.), утверждение нового положения о службе и усиление госсанэпиднадзора (1951— 1991 гг.), создание Госкомсанэпиднадзора, централизация управления и финансирования службы, формирование санэпидзаконодательства (1991—2004 гг.), дальнейшая реструктуризация учреждений санэпиднадзора в связи с административной реформой в стране ( 2004 — по настоящее время).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беляев Евгений Николаевич, Подунова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE 90TH ANNIVERSARY OF STATE SANITARY EPIDEMIOLOGIC SERVICE FORMATION IN RUSSIAN FEDERATION

State Educational Institution of Higher Professional Training of the Ministry of Health Care and Social Development Foundation of Russian Sanitary Epidemiologic Service dates back to September, 15, 1922, when a Decree on Sanitary Institutions of the Republic was signed. Afterwards the institutions of Sanitary Epidemiologic Service were improved: foundation of State Sanitary Inspectorate (1933-1951), approval of new concept of the Service and intensification of State Sanitary Inspectorate (1951-1991), foundation of State Sanitary Epidemiologic Service, centralization of management and financing of the Service, formation of Sanitary Epidemiologic Legislation (1991-2004), further restructurization of Sanitary Epidemiologic Service in accordance with administrative changes in Russia (2004 until now).

Текст научной работы на тему «К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 9

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2012

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 351.77:614.4

Е.Н. Беляев, Л.Г. Подунова

К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва

Датой создания санитарно-эпидемиологической службы России принято считать 15 сентября 1922 г., когда был подписан Декрет о санитарных органах Республики. В последующие годы осуществлялось совершенствование органов и учреждений санэпидслужбы: создание госсанинспекции (1933—1951 гг.), утверждение нового положения о службе и усиление госсанэпиднадзора (1951— 1991 гг.), создание Госкомсанэпиднадзора, централизация управления и финансирования службы, формирование санэпидзаконодательства (1991—2004 гг.), дальнейшая реструктуризация учреждений санэпиднадзора в связи с административной реформой в стране ( 2004 — по настоящее время).

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая служба, Декрет о санитарных органах Республики, госсанинспекция, санэпидстанция, госсанэпиднадзор, санитарно-эпидемиологическое законодательство, Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», центр госсанэпиднадзора, административная реформа, Россия, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

E.N. Beliaev, L.G. Podounova. To the 90th anniversary of State Sanitary Epidemiologic Service formation in Russian Federation

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (MSMU)

State Educational Institution of Higher Professional Training of the Ministry of Health Care and Social Development Foundation of Russian Sanitary Epidemiologic Service dates back to September, 15, 1922, when a Decree on Sanitary Institutions of the Republic was signed. Afterwards the institutions of Sanitary Epidemiologic Service were improved: foundation of State Sanitary Inspectorate (1933-1951), approval of new concept of the Service and intensification of State Sanitary Inspectorate (1951-1991), foundation of State Sanitary Epidemiologic Service, centralization of management and financing of the Service, formation of Sanitary Epidemiologic Legislation (1991-2004), further restructurization of Sanitary Epidemiologic Service in accordance with administrative changes in Russia (2004 until now).

Key words: Sanitary Epidemiologic Service, Decree on Sanitary Institutions of the Republic, State Sanitary Inspectorate, Sanitary Epidemiologic Station, State Sanitary Epidemioligic Supervision, Sanitary Epidemiologic Legislation, Law of Russian Federative Soviet Socialist Republic "On sanitary epidemiologic wellbeing of population", Center of State Sanitary Epidemioligic Supervision, administrative reform in Russia, Federal Service on Supervision in Consumers rights and Human wellbeing protection.

В первые десятилетия XX в. важнейшими задачами Российского государства стали борьба с эпидемиями, тяжелыми санитарными по-

следствиями первой мировой войны, борьба за улучшение санитарных условий жизни трудящихся. Этим задачам была подчинена вся ра-

М о скв а

© Медицина труда и промышленная экология, 2012

бота органов власти и здравоохранения, которая нашла свое отражение в ряде декретов Совета Народных Комиссаров РСФСР: «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» (11 июля 1918 г.), «О мероприятиях по сыпному тифу» (28 января 1919 г.), «О мерах борьбы с эпидемиями» (10 апреля 1919 г.), «Об обязательном оспопрививании» (10 апреля 1919 г.), «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 г.), «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике» (1921), «О мероприятиях против холерной эпидемии» (1921).

Основополагающим для дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы страны стал Декрет СНК РСФСР от 15 сентября 1922 г. «О санитарных органах Республики», который подтвердил государственный характер санитарно-эпидемиологической службы, определил ее задачи, структуру и нормы, права и обязанности.

Именно эта дата, 15 сентября 1922 г., и стала днем рождения санитарно-эпидемиологической службы РФ. Постановлением СНК РСФСР от 19 февраля 1927 г. «О санитарных органах Республики» были утверждены Нормы санитарных органов для обслуживания населения РСФСР; 8 октября 1927 г. Постановлением СНК РСФСР утвердили «Положение о санитарных органах Республики», которыми была увеличена численность санитарных должностей и значительно расширены функции санитарной службы (Декрет 1922 г. утратил силу). Были созданы научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля: 1920 г. — Государственный институт народного здравоохранения (первое комплексное научно-исследовательское медицинское учреждение Республики, в состав которого вошли 8 научно-исследовательских институтов); 1923 г. — Московский институт гигиены труда и профзаболеваний; 1924 г. — Ленинградский НИИ гигиены труда и профзаболеваний и другие.

Для подготовки кадров была проведена реформа медицинского образования: медицинские факультеты университетов преобразованы в самостоятельные медицинские институты с профильными факультетами, в том числе и са-нитарно-профилактическими (1930).

В разработке основ планирования и перспективного развития санитарного дела большую роль сыграла I Всесоюзная конференция по планированию здравоохранения и рабочего отдыха, созванная в 1932 г. Госпланом СССР, на которой было принято решение о повсеместной орга-

низации санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) — самостоятельных постоянно действующих учреждений санэпидслужбы, состоящих на государственном бюджете.

В соответствии с задачами развития народного хозяйства в последующем работа санитарных органов была перестроена в направлении значительного повышения роли предупредительного санитарного надзора. Эта перестройка происходила в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 декабря 1933 г. «Об организации Государственной санитарной инспекции». Постановлением СНК РСФСР от 20 марта 1934 г. было утверждено «Положение о Госсанинспекции РСФСР». Постановление ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1935 г. «О создании Всесоюзной государственной санитарной инспекции» способствовало установлению единых основ организации санитарно-эпидемиологической службы в стране. После образования Нар-комздрава СССР (20 июля 1936 г.) началось формирование Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы. Наркомздрав СССР 14 мая 1939 г. утвердил «Положение о районных и городских санитарно-эпидемиологических станциях».

В исключительно сложный и ответственный период довоенного строительства санитарно-эпидемиологической службы ее возглавляли в России А.Н. Сысин (1918—1932), М.Я. Никитин (1932—1934), В.А. Кангелари (1934—1937), Л.Г. Вебер (1937 — 1938), А.П. Прокофьев (1938—1939), в Советском Союзе — Г.Н. Каминский (1934—1937), И.И. Елкин (1937— 1939), Т.Я. Ткачев (1939-1940).

В годы Великой Отечественной войны специалисты санитарно-эпидемиологической службы внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны. Главными санитарными инспекторами РФ в эти годы были А.А. Лавров (1939 — 1942), А.Е. Асауляк (1942—1944), Г.Н. Белецкий (1944—1946), в Советском Союзе — А.А. Кузнецов (1940—1946).

После победы нашей страны в Великой Отечественной войне санитарные органы активно участвовали в проведении мероприятий по восстановлению населенных мест, улучшению благоустройства, снижению заболеваемости.

Начало очередного важного этапа развития санитарно-эпидемиологической службы было положено постановлениями Совмина СССР от 10 августа 1948 г. № 3056 «Об утверждении номенклатуры санитарно-эпидемиологических учреждений и организации их» и от 27 ноября

1949 г. № 716 «Об улучшении работы санитарно-эпидемиологических учреждений». Постановлением Совмина СССР (январь 1951 г.) было утверждено «Положение о санитарно-про-тивоэпидемической службе СССР», в котором определялась новая структура санитарно-проти-воэпидемической службы. Приказом Минздрава СССР от 1 февраля 1951 г. № 98 введено в действие Положение о санитарно-эпидемиологической службе. Новая структура предусматривала создание главных санитарно-противоэ-пидемических управлений в Минздраве СССР и РСФСР, санитарно-противоэпидемических управлений в других союзных республиках. Вводились должности главных санитарных врачей в автономных республиках, краях, областях (округах), городах, районах, бассейнах, портах, а также должности линейных главных санитарных врачей (на водном транспорте). Обязанности вышеупомянутых главных санитарных врачей возлагались на главных врачей соответствующих санитарно-эпидемиологических станций. Это постановление предусматривало поэтапную ликвидацию Государственной санитарной инспекции в стране.

Реорганизация управления здравоохранением сельских районов была проведена в 1956 г., сельские санэпидстанции были введены в состав центральных районных больниц (СЭО). Однако 29 октября 1963 г. было принято Постановление Совмина СССР № 1107 «О Государственном санитарном надзоре в СССР», утвердившее новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР», которым были восстановлены структура и функции госсанэпидслужбы (в том числе ликвидация СЭО и восстановление сельских районных санэпидстанций).

Важную роль в вопросах охраны здоровья населения сыграли принятые Верховным Советом СССР Основы законодательства Союза СССР и союзных республик «О здраво-охранении»(1969), а затем Верховным Советом РСФСР (1971) «Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о здравоохранении». Раздел III данного Закона был назван «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и состоял из двадцати одной статьи (22—42).

В 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР № 361 от 31 мая «О Государственном санитарном надзоре в СССР» было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР», в котором были определены основы проведения государственного санитарного надзора, функции и права органов

и учреждений санитарно-эпидемиологической службы различного уровня управления, а также права различных должностных лиц. Руководители госсанэпидслужбы в республиках, краях, областях и районах стали именоваться главными государственными санитарными врачами, а на главных врачей республиканских санэпидстанций союзных республик были возложены функции заместителей главных государственных санитарных врачей республик.

Руководство санитарно-эпидемиологической службой СССР в послевоенные годы осуществляли Ф.Г. Кротков (1946 —1947), Т.Е. Болдырев (1947 — 1955), В.М. Жданов (1955—1960), М.Я. Никитин (1960—1961), Т.А. Николаева (1961 —1964), П.Н. Бургасов (1965—1986), Г.Н. Хлябич (1986—1987),

A.И. Кондрусев (1987 —1991). Санитарную службу России возглавляли: В.А. Рязанов (1946—1952), В.И. Вашков (1952—1954),

B.Н. Фалин (1954 — 1955), Т.А. Николаева (1955—1959), А.Ф. Серенко (1959—1962), Н.Ф. Измеров (1962 — 1964), К.И. Акулов (1965—1990), Е.Н. Беляев (1990—1996), с 1996 г. — Г.Г. Онищенко.

Политические, экономические, социальные преобразования, произошедшие в стране в конце 80-х — начале 90-х гг., активизировали усилия руководителей и специалистов госсан-эпидслужбы по совершенствованию ее организационного построения, определению и законодательному закреплению места службы в общей системе здравоохранения. Особое место занял принятый в апреле 1991 г. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этим Законом служба была выведена из ведомственного подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления во главе с Госкомсанэпиднадзора России и финансирования из федерального бюджета. Санэпидстанции были переименованы в центры госсанэпиднадзора. Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. № 375 утверждено "Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР" и «Положение о порядке разработки, утверждения, издания и введения в действия санитарных правил». Существенно изменилась законодательная база РФ: принята Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), «Основы законодатель-

ства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), законы «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1996), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997), «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»(1998), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» (2000) и др.

В 1996 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1217 госсанэпидслужба вновь вошла в состав системы Минздрава России, был создан Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России с сохранением управления и финансирования санэпидучреждений на федеральном уровне.

30 марта 1999 г. был принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № ФЗ-52 — после длительной переработки одноименного закона 1991 г. и согласования в Государственной Думе в связи с изменившейся политической, экономической и социальной обстановкой в стране. Подзаконными актами в развитие данного Закона явились постановления Правительства РФ от 5 января 2000 г. № 11 «О введении форменной одежды для должностных лиц органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор»; от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»; от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации». Эти документы имели для госсанэпидслужбы большое значение, так как предусматривали основные задачи, которые предстояло решать госсанэпидслужбе и гигиенической науке в третьем тысячелетии, а именно: усиление государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; совершенствование законотворческой деятельности, развитие санитарно-эпидемиологического нормирования; дальнейшая разработка федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализация Национального плана действий по гигиене окружающей

среды; совершенствование научно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения; завершение разработки экономического механизма управления деятельностью санэпид-службы; осуществление организационных и практических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, улучшение информированности населения, связи с общественными организациями по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.

В связи с проведением административной реформы в России произошли существенные изменения в построении государственной сан-эпидслужбы. На основании указа Президента РФ (№ 314, март 2004 г.) была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ; в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли РФ; в сфере защиты прав потребителей — упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В развитие данного указа постановлением Правительства от 30.07.2004 г. № 322 было утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в котором были определены полномочия службы.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (ст. 116) были внесены изменения в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ), которым органы и учреждения, осуществляющие госсанэпиднадзор, представляют собой единую федеральную централизованную систему. Организацию госсанэпиднадзора осуществляет руководитель — Главный государственный санитарный врач России, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти. В Роспотреб-надзоре были образованы управления в субъектах РФ, в районах и городах — территориальные отделы по осуществлению госсанэпиднадзора и контроля в сфере защиты прав потребителей (Постановление Правительства РФ — декабрь 2004). Для обеспечения деятельности органов, осуществляющих Госсанэпиднадзор, распоряжениями Правительства России (январь 2005 г.)

были образованы центры гигиены и эпидемиологии путем реорганизации центров госсанэпиднадзора с филиалами в районах и городах, а также переданы в ведение Роспотребнадзора НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумные и дезинфекционные станции, унитарные предприятия дезинфекционного профиля. Таким образом, был проведен очередной этап реорганизации государственной санэпидслужбы.

Новым направлением в законодательстве явилось принятие закона «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г. №184-ФЗ, с изменениями от 01 мая 2007 г. № 65-ФЗ). Постановлением Правительства (2004 г.) была утверждена Программа разработки технических регламентов, в том числе по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности. В результате за эти годы вышло 24 технических регламента: на молоко и молочную продукцию, масложировую продукцию, на соковую продукцию из фруктов и овощей, о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков и другие.

В рамках образованного в 2007 г. Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия) создано единое экономическое пространство, которое предусматривает введение единых нормативов по безопасности продукции, утверждаемых решением Комиссии Таможенного союза. Подписано Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам (11.12.2009 г.), которое вступило в силу с 1 июля 2010 г. Комиссией Таможенного союза в 2011 г. утверждены 24 технических регламента.

В 2008 г. вышел закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294-ФЗ), который установил новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор). Законом предусмотрено составление ежегодных планов проверок (до 01 ноября) с последующим направлением их в органы прокуратуры для координации деятельности надзорных органов. В развитие данного закона издано постановление Правительства РФ «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»

(20.08.2009 г. № 689).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (08.05.2010 г. № 83-ФЗ) установил следующие типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Приказом Роспотребнадзора (01.02.2011 г. № 27) центры гигиены и эпидемиологии, НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля отнесены к бюджетным учреждениям, противочумные станции и противочумные институты — к казенным учреждениям. Изменилась и форма финансирования учреждений.

Кроме того, в последние годы в РФ принят ряд концептуальных документов, являющихся основой деятельности Роспотребнадзора. Приоритетное значение из них имеют:

«Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года» (9 октября 2007 г. № 1351), которая направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращения уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране;

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (12 мая 2009 г. № 537), где в статьях 74 и 75 определено, что государственная политика России в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально опасных заболеваний;

«Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (30 января 2010 года № 120), где сформулировано необходимое условие реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В развитие данной доктрины распоряжением Правительства России утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года»

(25.10.2010 г. № 1873-р);

Федеральный закон России «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ), в котором определен приоритет профилактических мероприятий в сфере здоровья граждан и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении

функциональных возможностей организма и профилактике, в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, в настоящее время заложены правовые основы охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Е.Н., Подунова Л.Г. // Здоровье населения и среда обитания. 2002. № 8. С. 1—4.

2. Главные государственные санитарные инспекторы. Главные государственные санитарные врачи. / Под ред. акад. РАМН Г.Г. Онищенко, докт. мед. наук проф. Е.Н. Беляева, докт. мед. наук, проф. Л.Г. Подуновой.

М., 2002.

3. Онищенко Г.Г., Иванов С.И., Беляев Е.Н., Кус-това Е.А. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. Т. 1. М., 2001. С. 37—45.

Поступила 23.04.12

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Беляев Евгений Николаевич,

зав. кафедрой социальной гигиены и организации санэпидслужбы ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», член-кор., докт. мед. наук, профессор. Тел.: 8 (495) 954-02-09. Подунова Людмила Григорьевна,

профессор кафедры социальной гигиены и организации санэпидслужбы , докт. мед. наук. E-mail: [email protected]

УДК 613.62:669:622

Л.В. Прокопенко, Н.П. Головкова, А.Г. Чеботарёв

ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва

Дана оценка современных условий труда работников горно-добывающих предприятий, заводов чёрной металлургии, производства алюминия. Определены классы условий труда по степени вредности и опасности у работников разных профессий этих предприятий. Обобщены отчётные материалы горно-металлургического профсоюза России о состоянии профессиональной заболеваемости за период с 2002 по 2010 г. Установлены показатели профессиональной заболеваемости, отмечен их рост, определена структура профессиональной патологии. Сформулированы предложения по улучшению условий труда, профилактике профессиональных заболеваний на горно-добывающих предприятиях, заводах чёрной металлургии, производства алюминия.

Ключевые слова: условия труда, факторы рабочей среды и трудового процесса, профессиональная заболеваемость, её показатели и структура.

L.V. Prokopenko, N.P. Golovkova, A.G. Tchebotaryov. Problems of more healthy work conditions, occupational diseases prevention on enterprises of major economic branches

FSBI «RIOH RAMS», Moscow

The article deals with evaluation of contemporary work conditions in mining enterprises, iron industry, aluminium production plants. Work conditions are classified according to hazard level and jeopardy in various occupations within the enterprises. Reports presented by Russian Mining Metallurgy Trade-union on occupational morbidity over 2002-2010 were summarized. Occupational morbidity parameters were defined, their increase was identified, structure of occupational pathology was determined. The authors formulated suggestions in improving the work conditions, in occupational diseases prevention in mining enterprises, iron industry and aluminium production plants.

Keywords: work conditions, work environment and occupational process factors, occupational morbidity, its parameters and structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.