DOI: 10.23888/humJ20193446-458
К 80-ЛЕТИЮ А.И. КРУПНОВА - ОСНОВАТЕЛЯ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
TO THE 80TH ANNIVERSARY OF A.I. KROUPNOV - THE FOUNDER OF THE SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH TO STUDYING PERSONALITY PROPERTIES
Фомина Н.А., Лесин А.М.2
1 Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
2 Рязанский государственный медицинский университет имени академика
И.П. Павлова
Fomina N.A.1, Lesin A.M.2
1 Ryazan State University named after S.A. Yesenin
2 Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Аннотация:
Статья написана к 80-летию доктора психологических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Александра Ивановича Крупнова -создателя системно-функционального подхода к изучению свойств личности. В ней представлены данные о научном пути ученого, его научные интересы в области дифференциальной психофизиологии, общей психологии и психологии личности и раскрыт вклад в эти отрасли психологической науки. Представлены основные положения целостного подхода А.И. Крупнова к изучению личности; разработанные им модель целостного анализа психомоторных, интеллектуальных и коммуникативных действий человека; целостная, системная структура личности, включающая различные образования, свойства и черты, проявляющиеся в поступках, деятельности и общении; классификация основных свойств и черт характера, различающихся функциональным назначением. Указано на развитие системно-функциональ-
Abstract:
The article was written to the 80th anniversary of the Doctor of Psychology, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation Alexander Ivanovich Krupnov - the creator of the system-functional approach to the study of personality traits. It presents data on the scientific path of the scientist, his scientific interests in the field of differential psychophysiology, general psychology and personality psychology and reveals the contribution to these branches of psychological science.
The main guidelines of the holistic approach of A.I. Krupnov to the study of personality are presented; his developed model for a holistic analysis of psychomotor, intellectual and communicative actions of a person; holistic, systemic structure of personality, including various formations, characteristics and traits, manifested in actions, activities and communication; classification of the main characteristics and character traits that differ in functional purpose.
ного подхода к рассмотрению действий человека применительно к речи Н.А. Фоминой, которой предложена научная концепция системного изучения проявлений личности в речи и разработана методика поликомпонентного анализа текста как продукта речевой деятельности.
Большое внимание уделено рассмотрению разработанной им системно-функциональной модели анализа свойств личности. Раскрыта концепция системно-функциональной природы свойств и их диагностики, согласно которой внутренняя структура каждого свойства состоит из инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, обеспечивающих готовность и постоянство намерений субъекта к реализации различных отношений.
Обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость и продуктивность научного подхода А.И. Крупнова к исследованию свойств личности, открывающего широкие возможности для определения их сильных и слабых сторон и разработки научно обоснованных программ их развития и коррекции.
Указан список диссертаций, выполненных в русле научного подхода А.И. Крупнова под руководством Н.А. Фоминой.
Ключевые слова:
Александр Иванович Крупнов, дифференциальная психофизиология, общая психология, психология личности, структура действий человека, целостная структура личности, свойства личности, черты характера, системно-функциональный подход, мотивационно-смысловые и инструментально-динамические составляющие.
The development of a systemic-functional approach to the consideration of human actions is mentioned about the speech of N.A. Fomina, who proposed the scientific concept of the s ystemic s tudy o f p ers onality manifestations in speech and developed a technique for multicomponent text analysis as a product of speech activity. Much attention is paid to the consideration of the developed system-functional model of the analysis of personality traits. The concept of the system-functional nature of characteristics and their diagnostics is disclosed, according to which the internal structure of each characteristic consists of instrumental-dynamic and motivational-semantic components that ensure the readiness and constancy of the intentions of the subject to implement various relationships. The relevance, theoretical and practical significance and productivity of the scientific approach of A.I. Krupnov to the study of personality traits, which opens up broad opportunities for determining their strengths and weaknesses and developing scientifically based programs for their development and correction, have been substantiated. The list of theses written in accordance with the scientific approach of A.I. Krupnov under the guidance of N.A. Fomina has been provided.
Key words:
Alexander Krupnov, differential psychophysiology, general psychology, personality psychology, structure of human actions, integral structure of personality, personality traits, character traits, system-functional approach, motivational-semantic and instrumental-dynamic components.
26 апреля 2019 года отмечал 80-летний юбилей Александр Иванович Крупнов - доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик Международной академии наук высшей школы, академик Международной академии наук педагогического образования, основатель и руководитель научной школы по системно-
функциональному подходу к исследованию свойств личности.
В Российском университете дружбы народов состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная этому юбилею, а также 35-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН. На конференции в его адрес звучали поздравления от учеников и последователей из различных стран мира: России, Сербии, Вьетнама, США и пр. и обсуждались перспективы дальнейшего развития данного научного направления.
Александр Иванович является выпускником Свердловского государственного педагогического института. Он окончил аспирантуру Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.
В 1971 г. им была подготовлена и успешно защищена кандидатская диссертация «Динамические характеристики и их электроэнцефалографические корреляты», под началом одного из ведущих отечественных психологов В.Д. Небылицына, а в 1985 г. - докторская диссертация «Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека» в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР.
С 1972 по 1982 гг. Александр Иванович был заведующим кафедрой психологии Свердловского государственного педагогического института, продолжая разрабатывать проблемы активности и саморегуляции, с 1980 по 1985 гг. руководил Уральским отделением Общества психологов при АН СССР. При его непосредственном участии и под его редакцией вышли 9 сборников научных трудов «Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека».
С 1984 года и по настоящее время Александр Иванович успешно трудится в Российском университете дружбы народов, с 1990 года 20 лет руководил кафедрой педагогики и психологии, ныне - кафедрой социальной и дифференциальной психологии. Всего А.И. Крупновым подготовлено более 50 кандидатов и 6 докторов психологических наук. Он является автором 10 монографий и более 200 печатных работ. Выполненные под его руководством научные проекты неоднократно поддерживались Российским гуманитарным научным фондом (гранты 1995-2003 гг).
Научные интересы Александра Ивановича Крупнова лежат в области общей психологии, психологии личности и дифференциальной психологии и психофизиологии.
Его вкладом в дифференциальную психофизиологию можно считать обоснование природных (нейрофизиологических) предпосылок психомоторной, интеллектуальной, волевой, коммуникативной активности субъекта [1], а также новую, трехмерную структуру темперамента человека, включающую такие его основные свойства, как активность, эмоциональность и регуляцию психической активности, проявляющиеся в психомоторной,
интеллектуальной и коммуникативной сферах жизнедеятельности [2].
В общей психологии А.И. Крупнов предложил продуктивную модель целостного анализа психомоторных, интеллектуальных, коммуникативных действий человека, определяемых единством их мотивационных, эмоциональных, волевых, динамических и продуктивно-результативных характеристик. По его мнению, исходным в свойстве является стремление, которое характеризуется динамикой, то есть силой, интенсивностью и способами реализации. Любое свойство всегда имеет определенный смысл и содержание, которые в значительной мере обусловливаются намерениями и мотивами, выполняющими побудительную и направляющую функции поведения человека. Стремление в разной степени осознается и осмысливается человеком, отражая когнитивную сторону свойства. Кроме того, реализация стремления определенным образом переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и регуляторный компоненты свойства), а также имеет результат [3].
На базе этой модели одной из его первых учениц Н.А. Фоминой (Мирошкиной) была сформулирована научная концепция системного изучения проявлений личности в речи и разработана методика многоуровневого анализа текста как продукта индивидуальной речевой деятельности, открывающие новые возможности идентификации личности по ее речи. В рамках данной концепции проявления индивидуальных особенностей различных свойств личности рассматриваются в собственно лингвистических характеристиках текста (на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях) и в психологических компонентах речевых действий (мотивационно-целевом, эмоциональном, регуляторно-волевом, когнитивном, операционально-динамическом и продуктивно-результативном) [4,5]. Н.А. Фоминой и ее учениками исследованы проявления в речи первосигнально-непроизвольного и второсигнально-произвольного типов саморегуляции (Н.А. Фомина), особенностей общительности, инициативности, настойчивости, любознательности (А.Ю. Агапова, А.Н. Леева (Пошехонова), Н.А. Фомина, И.В. Чивилева), ответственности (Т.М. Беспалова, В.Б. Орлов, Н.А. Фомина), темперамента (Л.А. Власова, М.А. Мирчетич, Н.А. Фомина), своеобразия интеллекта (С.В. Елгина), соотношения сигнальных систем (М.А. Мирчетич, Н.А. Фомина), национально-культурных особенностей образа мира (Ю.А. Гришенина), ценностных ориентаций (Т.В Рогожкина, Н.А. Фомина) [6].
Значительный вклад внесен Александром Ивановичем в психологию личности. Им был развит и дополнен целостный подход к изучению личности с позиций «интегральных переменных личности и индивидуальности», теоретической основой которого является концепция «наиболее общих оснований индивидуальности человека» (В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, Н.С.
Лейтес, В.М. Русалов и др.). Согласно данной концепции, среди психофизиологических и психологических характеристик индивидуальности человека можно выделить наиболее обобщенные, интегральные переменные -континуумы активности, направленности и саморегуляции, которые вбирают в себя частные индивидуальные признаки на психофизиологическом и характерологическом уровнях, отражающие целостную сущность личности [7,8]. Под влиянием данной концепции формировались основные идеи системно-функционального подхода.
Представлена целостная, системная структура личности, которая включает в себя различные образования, свойства и черты личности, проявляющиеся в поступках, деятельности и общении. По мнению А.И. Крупнова, в структуре личности можно выделить 5 уровней или подсистем (рис. 1). К первичным личностным характеристикам относятся мотивационно-потребностные образования (потребности, мотивы, влечения, интересы, притязания, установки, самооценки), обеспечивающие постоянство, уровень, избирательность активности субъекта. Вторую подсистему составляют инструментальные черты - способности, склонности, призвания, эмоционально-волевые, когнитивные и коммуникативные черты характера, которые интегрируют различные мотивационные и потребностные характеристики нижнего уровня. В третью подсистему входят социально-нравственные отношения и свойства личности - позиционно-ролевые качества, отражающие отношения к власти, политике, а также нравственно-эстетические свойства, выражающие отношения к себе, к другим людям, к делу и т.д. Четвертая подсистема - это ценностно-смысловые образования личности (ценности, жизненные планы, цели, идеалы, убеждения, взгляды, мировоззрение и т.д.), которые определяют стратегические линии жизни личности, включаются в систему ее социально-нравственных качеств и определяют ее направленность. Пятый интерактивный уровень составляют роли, позиции, поступки, обеспечивающие личностный статус субъекта, проявляющийся в деятельности и общении. Единство и взаимосвязь всех вышеназванных характеристик дает возможность представить личность в целом, ее индивидуальное своеобразие, раскрывая механизмы функционирования целостной личности [9].
Рисунок 1.
Структурирование или классификация свойств (черт) личности
Интерес представляет предложенный им подход к структурированию или классификации свойств (черт) личности на основе учета их функционального назначения, который, по его мнению, может дать ориентировочную основу для выяснения их внутренней природы.
Все имеющиеся свойства он подразделяет на собственно личностные и черты характера.
В свою очередь собственно личностные свойства делятся на социально-психологические, то есть позиционно-ролевые качества, включающие в себя отношения к политическому строю, власти, войне и миру, другим этническим группам (интернационалист, нацист, гуманист, пацифист, демократ и др.), и нравственно-психологические, которые выражают отношения к другим людям (внимательность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость); к деятельности (усердность, трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность); к себе (самокритичность, скромность, самоуверенность, самодостаточность, самовлюбленность); к природе и животному миру (бережливость, заботливость, рачительность, практичность); к вещам и продуктам деятельности, а также эстетическое отношение к миру. Свойства и качества личности, интегрируя цели, мотивы, ценности, идеалы и раскрывая позиционно-ролевую и содержательную сторону поведения субъекта, выполняют стратегическую
функцию, составляют ядро направленности личности и формируются на поздних этапах онтогенеза.
Черты характера - это конкретные предметные отношения человека, например, к общению, к познанию, к трудностям, эмоциональные переживания и отношения, динамические характеристики и пр., которые, формируясь на ранних этапах онтогенеза и будучи связаны со свойствами темперамента, объединяют в себе различные психические процессы и состояния; реализуют содержательные признаки личностных свойств и качеств и определяют содержательно-стилевые характеристики поступков и действий. Соответственно можно выделить познавательные черты (наблюдательность, любознательность, изобретательность, сообразительность, рассудительность, предусмотрительность, вдумчивость); волевые черты (настойчивость, решительность, организованность, терпеливость, смелость, усидчивость и др.); эмоциональные черты (восторженность, тревожность, жизнерадостность, оптимистичность и др.); коммуникативные черты (контактность, общительность, открытость, доверительность, замкнутость, разговорчивость, застенчивость и др.); психомоторные и речедвигательные характеристики (быстрота, неуклюжесть, живость, медлительность и т.д.) [10].
На наш взгляд, большим вкладом Александра Ивановича Крупнова в психологию личности является создание и разработка концепции системно-функциональной природы свойств личности и их диагностики (2006-2013 гг.), которая основывается на важнейших теоретических положениях отечественной психологии о неразрывности динамических, содержательных и результативных сторон психической деятельности, о единстве личностных и индивидных характеристик субъекта, о системной природе отношений личности и широко используется исследователями.
Согласно данной концепции, каждое свойство или черта личности имеют внутреннюю структуру, которая состоит из инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, обуславливающих готовность и постоянство намерений человека к реализации различных отношений.
Изначально А.И. Крупновым была предложена модель целостно-функционального анализа активности человека, включающая мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный компоненты [1]. В дальнейшем, исходя из этого понимания структуры активности, им была разработана системно-функциональная модель анализа свойств личности как характеристик общеличностной активности в разных сферах. Первоначально структура свойств личности включала четыре главных компонента, затем шесть [7]. Позднее появилась восьмикомпонентная модель их анализа [11-14], согласно которой в структуре личностной черты выделяются два блока (подсистемы): мотивационно-смысловой (установочно-целевой,
мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты), и инструментально-динамический (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты). Каждый компонент содержит по две переменные, одна из которых (гармоническая) способствует развитию и реализации свойства, а другая (агармоническая) - препятствует этому процессу (табл. 1).
Таблица 1.
Системно-функциональная модель организации свойств личности
Блоки Компоненты Переменные
Мотивационно- Установочно- Общественно значимые цели
смысловой целевой Личностно значимые цели
Мотивационный Социоцентричность
Эго центрично сть
Когнитивный Осмысленность
Осведомленность
Продуктивный Объектное ть
Субъектность
Инструментально Динамический Энергичность
-динамический Аэнергичносгь
Эмоциональный Стеничность
Астенпчность
Регулятор Ht.iii Интернальность
Экстерна лыюсть
Рефлексивно- Операциональные трудности
оценочный Личностные трудности
Характеристики мотивационно-смыслового блока осуществляют выбор смыслов и целей (общественно или личностно значимых); побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность); отражает глубину и точность когнитивных значений (осмысленность - осведомленность), а также приоритетную зону приложения свойств личности в предметно-деятельностной (предметность) или субъектно-коммуникативной (субъектность) сферах.
Инструментально-динамическая подсистема обеспечивает процессуальную сторону реализации черт личности: силу и устойчивость стремления, интенсивность и вариативность способов их осуществления (энергичность -аэнергичность); модальность эмоциональных переживаний (стеничность -
астеничность); внешний или внутренний локус контроля (интернальность -экстернальность); оценку трудностей (операциональных и личностных) в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы.
Неразрывное единство этих подсистем определяет специфическое строение и природу различных свойств личности [10].
Модель системно-функционального строения черт личности легла в основу более 100 диссертационных исследований [10].
В рамках данной концепции под руководством профессора Н.А. Фоминой проведены исследования гендерных, возрастных, этнических, типологических, профессионально-деятельностных особенностей таких свойств личности, которые характеризуют ее активность, направленность и саморегуляцию, как общительность (А.Ю. Агапова, А.В. Алейкин, Т.А. Арутюнян, И.В. Бакова, И.С. Исаева, Н.М. Левина, Е.С. Матюкина, С.Д. Ненашев, А.Н. Пошехонова, Н.А. Фомина, И.В Чивилева); инициативность (А.М. Лесин, Н.А. Фомина, И.В Чивилева); любознательность (Н.А. Фомина, И.В Чивилева); настойчивость (Голубева В.А., А.В. Елисеев, Н.А. Фомина); ответственность (А.В. Алейкин, Т.М. Беспалова, М.Н. Зуева, В.Б. Орлов, М.В. Пастухова, О.В. Теняева); организованность (А.В. Алейкин, М.Ю. Храмов); трудолюбие (Голубева В.А.); уверенность (Н.Э. Ленюшкин); агрессивность (И.С. Исаева, И.В. Кулишевская); патриотизм (Пантелеева Т.В.), а кроме того - соотношений свойств личности между собой (А.В. Алейкин, И.С. Исаева, Н.А. Фомина, И.В Чивилева), с темпераментом (А.В. Елисеев, Н.Э. Ленюшкин, М.Ю. Храмов) и их проявлений в речи (об этих исследованиях было сказано выше).
Результаты исследований вышеназванных авторов представлены в следующих кандидатских и докторских диссертациях:
- Агапова А.Ю. Особенности общительности менеджеров и педагогов и их проявления в речи (2010).
- Алейкин А.Г. Психологические особенности общительности, ответственности и организованности студентов-будущих управленцев и специалистов (2012).
- Арутюнян Т.А. Общительность и тревожность подростков (2013).
- Бакова И.В. Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов (2009).
- Беспалова Т.М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и её проявления в речевой деятельности (2008).
- Власова Л.А. Темперамент и его проявления в лингвистических и психологических характеристиках речи (2007).
- Гришенина Ю.А. Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов (2009).
454
- Елгина С.В. Проявления интеллектуальных особенностей личности в речевой деятельности (2006).
- Исаева И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза (2008).
- Ленюшкин Н.Э. Соотношение уверенности и темперамента девиантных подростков (2014).
- Лесин А.М. Соотношение инициативности и ценностной сферы личности студентов гуманитарных специальностей (2018).
- Мирошкина Н.А. Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов (1992).
- Теняева О.В. Ответственность девиантных подростков (2011).
- Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи (2002).
- Храмов М.Ю. Взаимосвязи организованности и свойств темперамента военнослужащих-спортсменов (2018).
- Чивилева И.В. Проявления личностных характеристик активности в речевой деятельности (2005).
На основе системно-функциональной модели А.И. Крупновым созданы диагностические методики по исследованию общительности, инициативности, организованности, ответственности, настойчивости, уверенности, любознательности, изобретательности, трудолюбия [15, 13], а также программы по саморегуляции и коррекции их развития и осуществления [16].
Предложена и реализуется программа системного изучения свойств личности, включающая различные направления исследования: психологическая структура и строение свойства; особенности его формирования и развития; связи с генетическими, психофизиологическими и средовыми предпосылками; возрастные, половые, этнопсихологические, профессиональные, патопсихологические особенности; индивидуально-типические и типологические особенности; соотношение с другими свойствами и проявлениями личности, индивидуальности и деятельности; возможности коррекции и саморегуляции [17].
Неоспоримые актуальность, теоретическая и практическая значимость, перспективность системно-функционального подхода к исследованию свойств личности состоит в том, что он содействует решению фундаментальной теоретической проблемы разрыва между динамическими, смысловыми, результативными и другими характеристиками при изучении различных психических образований, которые являются целостными по своей природе. Кроме того, этот подход открывает возможности и пути познания сильных и слабых сторон личностных свойств и черт, их структуры и внутренних механизмов взаимодействия их различных компонентов, тем самым создавая
455
предпосылки и основу для разработки научно обоснованных технологий их развития и коррекции.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ; 1983.
2. Крупнов А.И. Психофизиологические проявления и структура темперамента. М.: Изд-во РУДН; 1992.
3. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во РУДН; 1990.
4. Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Москва; 2002.
5. Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: монография. Рязань: «Узорочье»; 2002.
6. Фомина Н.А. Проявления личности в речи: монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина; 2016.
7. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. В кн.: Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН; 1988. С. 28-39.
8. Крупнов А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности. В кн.: Практическая психология. Екатеринбург: УГПУ; 1998. С. 218-220.
9. Крупнов А.И. Системно-диспозиционная концепция целостной личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 78-82.
10. Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности. В кн.: Крупнов А.И., Кудинов С.И., Новикова И.А., редакторы. Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография. М.: РУДН; 2014. С. 9-16.
11. Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система. В кн.: Психология образования. Бийск: НИЦ БГПИ; 1999. С. 38-40.
12. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств //
REFERENCES:
1. Krupnov AI. Psihofiziologicheskij analiz individual'nyh razlichij aktivnosti lichnosti. Sverdlovsk: SGPI; 1983. (In Russ).
2. Krupnov AI. Psihofiziologicheskie proyavleniya i struktura temperamenta. Moscow: Publishing house of the RUDN; 1992. (In Russ).
3. Krupnov AI. Psihologicheskaya struktura dejstvij cheloveka. Moscow: Publishing house of RUDN; 1990. (In Russ).
4. Fomina NA. Individual'no-tipicheskie osobennosti svojstv lichnosti i ih proyavleniya v rechi [dissertation]. Moscow; 2002. (In Russ).
5. Fomina N A. Svojstva lichnosti i osobennosti rechevoj deyatel'nosti. Ryazan: Uzoroche;2002. (In Russ).
6. Fomina N A. Proyavleniya lichnosti v rechi. Ryazan: Ryazan State University named for S.A. Yesenin; 2016. (In Russ).
7. Krupnov AI. Psihologicheskie problemy celostnogo analiza lichnosti i ee bazovyh svojstv. In: Psihologo-pedagogicheskie problemy formirovaniya lichnosti v uchebnoj deyatel'nosti. Moscow: UDN; 1988. P. 2839. (In Russ).
8. Krupnov AI. O edinice celostnogo analiza lichnosti I individual'nosti. In: Prakticheskaya psihologiya. Ekaterinburg: UGPU; 1998. P. 218-220. (In Russ).
9. Krupnov AI. Sistemno-dispozicionnaya koncepciya celostnoj lichnosti. Vestnik RUDN. Seriya "Psihologiya i pedagogika". 2004; 2: 78-82. (In Russ).
10. Krupnov A I, Novikova IA. Istoriya I konceptual'nye osnovy sistemno-funkcional'nogo podhoda k issledovaniyu svojstv lichnosti. In: Krupnov AI., Kudinov SI., Novikova IA., editors.
Sistemnye issledovaniya svojstv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoj shkoly A.I. Krupnova v R UDN: kollektivnaya monografiya. Moscow: RUDN; 2014. P. 9-16. (In Russ).
11. Krupnov AI. Cherta haraktera kak funkcional'naya sistema. In: Psihologiya obrazovaniya. Biysk: SIC BGPI; 1999. P.38-40. (In Russ).
12. Krupnov AI. Sistemno-dispozicionnyj podhod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv. Vestnik RUDN. Seriya "Psihologiya ipedagogika". 2006; 1(3): 63-73. (In
Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1(3). С. 63-73.
13. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учебное пособие. М.: ИИЦ МГУДТ; 2008.
14. Крупнов А.И., ред. Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова. Сборник научных статей, посвященных 70-летию А.И. Крупнова. М.: РУДН; 2009.
15. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М.: Институт молодежи; 1993.
16. Крупнов А.И. Рекомендации и упражнения по самокоррекции и саморегуляции свойств личности. М.: Изд-во РУДН; 1995.
17. Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности. М.: Изд-во РУДН; 2007.
18. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7, № 1 (24). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365. Ссылка активна на 21 мая 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Фомина Наталья Александровна - доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, Действительный член Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии, профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина; 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46. email: [email protected].
Лесин Александр Михайлович - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: [email protected].
Russ).
13. Krupnov AI. Psihodiagnostika svojstv lichnosti i temperamenta. Moscow: IIC MGUDT; 2008. (In Russ).
14. Krupnov AI., editor. Kompleksnye issledovaniya svojstv lichnosti: nauchnaya shkola A.I. Krupnova: Sbornik nauchnyh statej, posvyashchennyh 70-letiyu A.I. Krupnova. Moscow: Publishing house of RUDN; 2009. (In Russ).
15. Krupnov AI. Diagnostika svojstv lichnosti I individual'nosti. Moscow: Institute of Youth; 1993. (In Russ).
16. Krupnov AI. Rekomendacii i uprazhneniya po samokorrekcii i samoregulyacii svojstv lichnosti. Moscow: Publishing house of RUDN; 1995. (In Russ).
17. Krupnov AI. Sistemnaya diagnostika i korrekciya obshchitel'nosti. Moscow: Publishing house of RUDN; 2007. (InRuss).
18. Lesin AM. The psychological structure of humanities students' initiative. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365. Accessed: 21 May 2019.
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Fomina Natalia Aleksandrovna - PhD (Psychology), Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education, Full Member of the International Academy of Sciences of Teacher Education and the Academy of Imageology, Professor of the Department of Personality Psychology, Special Psychology and Corrective Pedagogy of the Ryazan State University named after S.A. Yesenin; 390000, Ryazan, 46 Svoboda street. email: [email protected].
Lesin Aleksandr Mikhailovich - PhD (Psychology), lecturer at the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogy of the Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya street. email: [email protected].
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 11.06.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 18.06.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Фомина Н.А., Лесин А.М. К 80-летию А.И. Крупнова -основателя системно-функционального подхода к изучению свойств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=386. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20193446-458
PAPER RECEIVED: 11.06.2019 PAPER ACCEPTED: 18.06.2019 REFERENCE FOR CITING:
Fomina NA, Lesin AM. To the 80th anniversary of A.I. Kroupnov - the founder of the system-functional approach to studying personality properties. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=386. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193446-458