Научная статья на тему 'Особенности структуры общительности китайских студентов, проживающих в Китае'

Особенности структуры общительности китайских студентов, проживающих в Китае Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / SOCIABILITY / ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / КИТАЙ / CHINA / РАЗЛИЧИЯ / DIFFERENCES / FACTOR STRUCTURE OF SOCIABILITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рушина Марина Александровна

В статье приведены результаты исследования, позволившего определить структуру общительности китайских студентов, которые проживают и учатся в Китае. Общительность рассматривается как одно из важных личностных свойств, которое необходимо для успешной жизнедеятельности. Изучение общительности личности представлено в рамках системно-функционального подхода, разработанного профессором А. И. Крупновым. Эта концепция изучения личностных свойств послужила методологической, теоретической и практической основой данного исследования. Системный подход позволяет выявлять особенности общительности и других личностных свойств с различных сторон. Эмпирические результаты были получены при исследовании студенческой выборки, а именно китайских студентов, которые обучаются в Китае. Полученные результаты позволили определить факторную структуру общительности, которая характеризует китайских студентов как людей, нацеленных на достижение общественного признания в группе, на успешность в учебной деятельности, на стремление быть уважаемыми людьми, на получение знаний и другого опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF SOCIABILITY STRUCTURE OF CHINESE STUDENTS LIVING IN CHINA

The article presents the results of the study allowing us to determine sociability structure of Chinese students who live and study in China. The author theoretically and empirically presents sociability as one of the important personality traits required to succeed in life. The study of sociability of a personality is presented within the framework of systemic-functional approach developed by Professor A. I. Krupnov. The concept of the personality research is a methodological, theoretical and practical basis for this study. The system approach allows revealing peculiarities of sociability, as well as other personality traits from different points of view. Empirical results were obtained in the course of the study of student sample group, i. e. Chinese students studying in China. The obtained results allowed determining of the factor structure of sociability, which characterizes Chinese students as people who are focused on achieving public recognition within the group, success in learning activity, desire to be respected, acquiring of knowledge and more experience.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры общительности китайских студентов, проживающих в Китае»

УДК 159.922; 159.923:316.6

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КИТАЕ

Рушина Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования, позволившего определить структуру общительности китайских студентов, которые проживают и учатся в Китае. Общительность рассматривается как одно из важных личностных свойств, которое необходимо для успешной жизнедеятельности. Изучение общительности личности представлено в рамках системно-функционального подхода, разработанного профессором А.И. Крупновым. Эта концепция изучения личностных свойств послужила методологической, теоретической и практической основой данного исследования. Системный подход позволяет выявлять особенности общительности и других личностных свойств с различных сторон. Эмпирические результаты были получены при исследовании студенческой выборки, а именно китайских студентов, которые обучаются в Китае. Полученные результаты позволили определить факторную структуру общительности, которая характеризует китайских студентов как людей, нацеленных на достижение общественного признания в группе, на успешность в учебной деятельности, на стремление быть уважаемыми людьми, на получение знаний и другого опыта. Ключевые слова: общительность, личностное свойство, иностранные студенты, Китай, различия, факторная структура общительности.

Общительность как свойство личности — один из самых необходимых личностных компонентов. Чтобы достичь намеченных целей, иметь успех в жизни, нужно приложить максимум усилий и при этом быть общительным человеком. Когда человек добивается значительных успехов, он чувствует себя уверенно, в противном же случае каждая неудача постепенно подрывает его уверенность в себе, он замыкается в своих проблемах и тяжело идёт на контакт.

Общительность — неотъемлемая часть жизни любого успешного и процветающего человека. Не имеет значения, какой он национальности. Навыки в общении помогают добиваться поставленных целей и достигать запланированных результатов в любой сфере.

Актуальность исследования связана с существованием достаточно ярких различий между людьми. Эти различия усиливаются этнокультурными традициями, в которых развивается личность. В данной работе мы изучаем психологические особенности общительности китайских студентов, проживающих в Китае. Общительность как свойство личности определяет характер межличностных отношений и деятельности, которую выполняют люди.

Несмотря на то, что имеется немало работ, посвя-щённых изучению общительности личности, многие вопросы остаются нерешёнными. Это связано с тем, что общительность слабо изучена как система, как целостность, тем более на примере иностранных студентов, которые учатся в китайских вузах.

В данной работе мы пытаемся определить структуру общительности китайских студентов в рамках системно-функционального подхода, разработанного профессором А.И. Крупновым [10]. Многомерно-функциональная концепция по изучению личностных свойств является методологической и теоретической основой исследования.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов. Отечественные учёные представляют системные и целостные подходы изучения личности и её индивидуальности. К числу таких исследований относятся труды: К. А. Абульха-новой-Славской [1], Б.Г. Ананьева [2], В.А. Барабан-щикова [4], В. Д. Небылицына [11], Н.И. Рейнвальд [13] и др.

Для нас важны исследования, в которых общительность рассматривалась как комплексная характеристика личности, включающая подсистемы моти-вационно-смысловых и регуляторно-динамических компонентов [7; 8; 9; 19].

Для диагностики общительности нами применялась методика «Бланковый тест — Общительность», разработанная А. И. Крупновым. Данный опросник является адаптированным, он был переведён на китайский и английский языки и уже не раз использовался в переведённом виде. Предложенные вопросы не вызвали затруднения у китайских студентов. Исследование проводилось при участии студента Ван Чэнхао

Таблица

Анализ факторной структуры общительности китайских студентов

Группы иностранных студентов Китайцы

Ф1 Ф2 Ф3

Общественно значимые цели 0,793 0,112 0,190

Личностно значимые цели 0,897 0,113 0,051

Социоцентричность 0,821 -0,089 0,056

Эгоцентричность 0,556 -0,101 -0,490

и н и Осмысленность 0,851 -0,044 0,185

о = л Осведомлённость 0,121 -0,079 0,714

н Предметность 0,230 0,222 0,812

и 3 б Субъектность 0,575 -0,033 -0,167

о о Энергичность 0,144 0,484 -0,075

ы = н Аэнергичность -0,182 0,703 0,258

е S е Стеничность 0,014 -0,404 0,121

р о и Астеничность -0,079 0,730 -0,101

Интернально сть -0,220 0,567 0,188

Экстернально сть -0,359 0,329 -0,257

Операциональные трудности 0,100 0,304 -0,630

Личностные трудности 0,301 0,646 -0,054

Факторные нагрузки переменных, входящих в факторы, выделены серым фоном (при уровне значимости р>0,6).

(Китай), который обучается в Российском университете дружбы народов.

Всего в исследовании приняли участие 31 китайский студент: 18 мужчин и 13 женщин. Средний возраст выборки — 23 года.

Обрабатывались полученные результаты с помощью статистических методов с использованием статистического пакета «Statistica for Windows 10.0».

Для выяснения структуры общительности китайских студентов, проживающих на территории Китая, был проведён факторный анализ, в результате которого путём вращения выделилось три фактора (см. табл.).

Первый фактор общительности китайских студентов мы можем назвать мотивационно-целевым, так как в него входят установочно-целевые характеристики (общественно значимые и личностно значимые цели) и мотивы (социоцентричность и эгоцентричность). Также в данном факторе присутствуют осмысленность и субъектность общительности.

Переменные данного фактора показывают нам, что общительность китайских студентов нацелена в первую очередь на достижение общественного признания в группе; успешность в учебной деятельности; стремление быть уважаемыми людьми; получение знаний и другого опыта (общественно значимые ценности). Но так и должно быть, ведь они пока ещё студенты.

Вместе с тем китайские студенты никогда не забывают о себе, о своих интересах, и об этом свидетельствует то, что их общительность нацелена на обретение самостоятельности и независимости; связана с совершенствованием себя и своих способностей; стремлением быть нужными и любимыми людьми;

поддержанием своего здоровья и т. д. (личностно значимые цели). Они серьёзно подходят к проблеме здорового образа жизни, многие их них занимаются народной медициной, спортом, и выглядят они подтянутыми, спортивными.

Мотивационная часть общительности китайских студентов позволяет нам понять, что их общительность, как правило, побуждается стремлением наладить дружеские отношения; необходимостью участия в делах группы и коллектива; желанием оказать внимание и сочувствие другим людям; желанием оказать поддержку и помощь другим людям и т. д. (социоцентричность). Но их общительность побуждается также желанием развлечься и повеселиться; намерением избежать одиночества; утвердиться в коллективе и завоевать авторитет; стремлением раскрыть свои возможности и способности (эгоцентричность). Они осмысленно подходят к пониманию проблемы общительности личности. Иными словами, студенты Китая понимают, что их общительность — средство познания себя и других людей; способ выражения их разных отношений к окружающим; средство взаимовлияния людей друг на друга и т. д.

Второй фактор назовём фактором динамичных эмоций, так как сюда входят переменные аэнергично-сти и астеничности. Данный фактор даёт негативное представление об общительности личности. В связи с этим можно представить, что студенты довольствуются узким кругом друзей и знакомых; поддерживают дружеские отношения с малым числом своих близких знакомых; устают от частого общения с другими людьми и т. д. (аэнергичность динамического компонента). По мнению китайского профессора из

Шанхая, китайские студенты сталкиваются со множеством трудностей в социальном взаимодействии, для расширения уровня общительности с ними приходится усиленно работать. Наши выводы подтверждают слова китайского психолога. Как правило, китайские студенты, обучающиеся в Китае, обычно переживают состояние неудовлетворённости собой и своим общением; чувство тревоги и страха быть отвергнутыми в общении; чувство опасения и настороженности при знакомстве с новыми людьми и т. д. (астеничность эмоционального компонента).

Третий фактор мы охарактеризуем как «осведомлённость о трудностях», но понимаемую специфически. В связи с этим мы можем говорить, что студенты Китая свою общительность понимают как врождённое свойство человека; черту личности, которая не поддаётся развитию; свойство, которое передаётся по наследству, и т. д. (осведомлённость). Между тем нам известно обратное — если личность обладает недостаточным уровнем общительности, то его можно развивать и корректировать, то есть это не врождённое свойство личности, а приобретённое. Так же обстоят дела и с операциональными трудностями, они представлены с отрицательным знаком. Это свидетельствует о том, что китайские студенты, как они считают, владеют достаточными навыками общения; иногда могут говорить комплименты; умеют оказывать воздействие на других людей.

Таким образом, факторная структура общительности у китайских студентов состоит из «мотиваци-онно-целевого блока», из «блока динамичных эмоций» и «осведомлённости о трудностях».

Представленная факторная структура общительности имеет свои особенности. К примеру, не было выявлено достоверных различий в уровне общительности китайских молодых людей и девушек, они одинаково подходят к проблеме общительности личности.

Результаты, полученные в исследовании, могут применяться на практике педагогами Китая, России, психологами, а также родителями для того, чтобы уметь налаживать взаимоотношения с детьми. Результаты могут быть использованы при чтении курсов по этнопсихологии, по социальной, дифференциальной и возрастной психологии, психологии общения.

ССЫЛКИ

[1]. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 216 с.

[2]. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2-х т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 546 с.

[3]. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: Изд-во РАН, 1998. 248 с.

[4]. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 550 с.

[5]. Беловол Е.В., РушинаМ.А. Психологические особенности одарённости личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 26-34.

[6]. БодалёвA.A. Об общении и учёте его характеристик в работе с людьми. Л., 1972.

[7]. ВолкМ. И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РУДН, 1996.

[8]. Крупное А.И. Психологическая структура общительности, её половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодёжи, 1996. 70 с.

[9]. Крупное А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: монография. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007. 131 с.

[10]. Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1 (3). С. 63-73.

[11]. НебылицынВ.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990. 403 с.

[12]. Новикова И. А., Замалдинова Г.Н. Уверенность как фактор профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 131.

[13]. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1992. 88 с.

[14]. РушинаМ.А. Факторная структура уверенности профессиональных и непрофессиональных спортсменов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 91-96.

[15]. РушинаМ.А., Каменева Г.Н. Особенности факторной структуры уверенности студентов-медиков и студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1-2, С. 198-199.

[16]. Рушина М.А. Специфика мотивационно-смыс-ловых переменных уверенности у подростков // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2015. Ч. II. С. 575-582.

[17]. Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.: РУДН, 2007. 19 с.

[18]. Селиверстова М.А. Системный подход к изучению уверенности личности // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2008. № 4. С. 52-57.

[19]. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004.

DISTINCTIVE FEATURES OF SOCIABILITY STRUCTURE OF CHINESE STUDENTS LIVING IN CHINA

Marina A. Rushina, Ph.D. (Ps.), Associate Professor, Russia, Moscow, Chair of Social and Differential Psychology; Peoples' Friendship University of Russia, 10/2, Miklukho-Maklaya Str., Moscow, 117198, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article presents the results of the study allowing us to determine sociability structure of Chinese students who live and study in China. The author theoretically and empirically presents sociability as one of the important personality traits required to succeed in life. The study of sociability of a personality is pre-

sented within the framework of systemic-functional approach developed by Professor A. I. Krupnov. The concept of the personality research is a methodological, theoretical and practical basis for this study. The system approach allows revealing peculiarities of sociability, as well as other personality traits from different points of view. Empirical results were obtained in the course of the study of student sample group, i.e. Chinese students studying in China. The obtained results allowed determining of the factor structure of sociability, which characterizes Chinese students as people who are focused on achieving public recognition within the group, success in learning activity, desire to be respected, acquiring of knowledge and more experience.

Key words: sociability, personality, foreign students, China, differences, factor structure of sociability

REFERENCES

[1]. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Psihologija i soznanie lichnosti: Problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology and consciousness of personality: problems of methodology, theory and research real-life personality: Selected psychological works]. Moscow, MPSI, Voronezh, MODJeK, 1999. 216 p.

[2]. Anan'ev B. G. Izbrannye trudy po psihologii [Selected works on psychology]. V 2 t. Saint-Petersburg, Izd-vo SPbGU, 2007. 546 p.

[3]. Bazylevich T.F. Vvedenie v psihologiju celostnoj in-dividual'nosti [Introduction to the psychology of integral individuality]. Moscow, Izd-vo RAN, 1998. 248 p.

[4]. Barabanshhikov V.A. Sistemogenez chuvstvennogo vosprijatija: izbrannye psihologicheskie trudy [Sistemogeneza sensory perception: selected psychological works]. Moscow, MPSI; Voronezh: MODJeK, 2011. 550 p.

[5]. Belovol E. V., RushinaM.A. Psihologicheskie oso-bennosti odarennosti lichnosti [Psychological characteristics of gifted personality] Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i peda-gogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2014. no 3. pp. 26-34.

[6]. BodalevA.A. Ob obshhenii i uchete ego harakteristik v rabote s ljud'mi [About communication and taking into account its characteristics in working with people]. Leningrad, 1972.

[7]. VolkM.I. Psihologicheskie osobennosti obshhitel'nosti starshih shkol'nikov i studentov: avtoref. dis. ... kand psihol. nauk. [Psychological peculiarities of senior schoolchildren and sociability of students. Author Dr. psyhol. sci. diss.]. Moscow, RUDN, 1996.

[8]. Krupnov A.I. Psihologicheskaja struktura obshhi-tel'nosti, ee polovozrastnye i nacional'no-jetnicheskie osoben-nosti [Psychological structure of sociability, sex and age and ethnic features]. Moscow, Institut Molodezhi, 1996. 70 p.

[9]. Krupnov A.I. Sistemnaja diagnostika i korrekcija obshhitel'nosti: Monografija [System diagnostics and correction

of sociability: a Monograph]. Moscow, Rossijskij un-t druzhby narodov, 2007. 131 p.

[10]. Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnyj podhod k izucheniju lichnosti i ejo svojstv [The system-dispositional approach to studying the personality and its properties]. Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i pedagogika. [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2006. № 1(3). pp. 63-73.

[11]. Nebylicyn V.D. Izbrannye psihologicheskie trudy / Pod red. B.F. Lomova [Selected psychological works / ed. by B.F. Lomov]. Moscow, Pedagogika, 1990. 403 p.

[12]. Novikova I. A., Zamaldinova G.N. Uverennost' kak faktor professional'noj jeffektivnosti sotrudnikov kom-mercheskih organizacij [Confidence as a factor of professional efficiency of employees of commercial organizations]. Akme-ologija. [Acmeology], no 3(55), 2015. P. 131.

[13]. Rejnval'dN.I. Lichnost' i harakter: uchebnoe posobie [Personality and character: a training manual]. Moscow, Izd-vo RUDN, 1992. 88 p.

[14]. RushinaM.A. Faktornaja struktura uverennosti pro-fessional'nyh i neprofessional'nyh sportsmenov [The factor structure of confident professional and Amateur athletes]. Vestnik RUDN. Serija Psihologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2012. No 4, pp. 91-96.

[15]. RushinaM.A., KamenevaG.N. Osobennosti faktor-noj struktury uverennosti studentov-medikov i studentov-psi-hologov [Features of the factor structure of the confidence of medical students and psychology students]. Akmeologija. [Ac-meology], 2014, no 1-2, pp. 198-199.

[16]. RushinaM.A. Specifika motivacionno-smyslovyh peremennyh uverennosti u podrostkov [The specificity of the motivational-semantic variables confidence in adolescents]. Vy-sshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy VIII Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauch.red. V.I. Kazarenkov [High school: experience, problems, prospects: materials of the VIII International scientific-practical conference. Scientific.ed. V.I. Kazarenkov]. Moscow, RUDN, 2015. Ch. II, pp. 575-582.

[17]. SeliverstovaM.A. Sravnitel'naja harakteristika uverennosti starshih shkol'nikov i studentov: Avtoref. dis. ... k. psihol. n.: 19.00.01 [Comparing confidence of senior pupils and students: author. Dr. psyhol. sci. diss..: 19.00.01]. Moscow, RUDN, 2007. 19 p.

[18]. SeliverstovaM.A. Sistemnyj podhod k izucheniju uverennosti lichnosti [A systematic approach to the study of confidence personality]. Vestnik RUDN. Serija Psihologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2008, no 4, pp.52-57.

[19]. Jan Bin'. Jetnopsihologicheskie osobennosti tem-peramenta i obshhitel'nosti u kitajskih i rossijskih studentov. Avtoref. dis. ... k. psihol. n. [Ethnopsychological peculiarities of temperament and sociability, the Chinese and Russian students. Author. Dr. psyhol. sci. diss.]. Moscow, RUDN, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.