118 М.Н. Дробышева
К 25-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИЯ СМЕКАЛОВА
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В 2024 году исполняется 25 лет с того момента, как Юрий Смекалов начал свою творческую деятельность. В 1998-2009 гг. он был солистом Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана, где исполнял ведущие партии в балетах «Дон Ки-
хот, или Фантазии безумца», «Чайковский», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО», «Чайка», «Анна Каренина», «Иерусалим», «Реквием».
С 2008 года Ю. Смекалов является солистом Мариинки, и в его творческой биографии почти 30 ролей в спектаклях театра. За время работы в Мариинском театре Смекалов создал десятки разнообразных партий, участвовал в постановках известных хореографов, в том числе и Анжелина Прельжокажа. Талант Смекалова, безграничная фантазия, воля к победе в поставленных задачах вели танцовщика к новым граням в профессии -стать хореографом, начать сочинять свои балеты. Одной из знаковых ролей Юрия Сме-калова стал Спартак в одноименном балете.
Возобновленный балет «Спартак» идет на сцене Мариинского театра с 2010 года. Героизм, стойкость и мужество Спартака восхищали не одно поколение людей. Композитор Арам Хачатурян на либретто Николая Волкова пишет партитуру четырехактного балета «Спартак». Балет ставился на разных
Спартак, сцены из римской жизни. Солисты Юрий Смекалов и Виктория Терешкина
площадках и каждый хореограф находил собственное звучание и акценты. Хореографом Леонидом Якобсоном «Спартак» был задуман как грандиозная историческая фреска с участием солистов, кордебалета, миманса, статистов, где были представлены именно «Сцены из римской жизни», а в версии балетмейстера Григоровича в центре была фигура Спартака. Якобсон стремился воссоздать в балете римскую эпоху с боями гладиаторов, с патрицианскими пирами. Хореограф полагал, что античность, поставленная на пуанты, будет выглядеть искусственно, поэтому отказался от этого. Премьера балета «Спартак» состоялась 27 декабря 1956 года на сцене Мариинского театра (Кировский театр), а премьера «Спартака» в постановке Юрия Григоровича прошла 9 апреля 1968 года в Большом театре СССР. Либретто было написано по мотивам одноименного романа Рафаэля Джованьоли с использованием сценария Николая Волкова. В Мариинском театре зритель был погружен в атмосферу мощной героической эпопеи, где наряду с несгибаемой, мужественной фигурой Спартака, было задействовано тридцать персонажей. В Большом театре Юрий Григорович выстраивает действие, чередуя монологи главных героев с выступлениями кордебалета, состоящего из мимов, пастухов, пастушек, куртизанок.
К 25-летию творческой деятельности Юрия Смекалова в Мариинском театре также был показан «Спартак». В главной роли -юбиляр, а его партнершей стала блистательная Виктория Терешкина. Солисту хорошо знаком этот брутальный, харизматичный образ, так как Юрий Смекалов танцевал его в постановках трех театров: Михайловского, театра имени Леонида Якобсона, Ма-риинского. Артист прекрасно вживается в этот характер: он красив, смел, отважен, его движения точны, наполнены страстью, подчеркнуты эффектной пластикой. Юрий Смекалов представляет собой редкий для сегодняшней сцены тип «мужественного
танцовщика». Он востребован как в классических, так и в современных постановках.
Юрий Смекалов занимается не только постановкой спектаклей, но и организацией концертов. 27 апреля 2024 года в Концертном зале Мариинского театра состоялся музыкальный вечер «Душа Латинской Америки». В первом отделении звучали народные аргентинские песни в исполнении Карлоса Д'Онофрио и Екатерины Сергеевой, а также сочинения аргентинских композиторов: Карлоса Гуаставино, Альберта Хинастера, Астора Пьяццоллы. Особое внимание заслужили искрометные танцы на музыку Карлоса Гарделя «Por una cabeza» и «Танго» Леонида Десятникова, хореографию к ним сочинил Александр Сергеев. Он же вместе с артистами балета Мариинского театра Надеждой Батоевой, Марией Ширинкиной, Константином Зверевым представил возможность ощутить зажигательные ритмы латиноамериканской души. Талантливо блеснул фантазией хореографа Юрий Смекалов, показав на музыку Джона Пауэлла композицию «Расставание», исполненную Марией Ширинки-ной и Александром Сергеевым. Во втором отделении композитор Ариэль Рамирес был представлен «Креольской мессой» (креолами называли в Аргентине потомков первых испанских поселенцев) в переводе на испанский Освальдо Катены в сопровождении фортепиано (клавесина), гитары, ударных и этнического аргентинского барабана-бомбо. В основу каждой части легли танцевальные жанры. В кантате «Рождество» хоровые партии на слова Феликса Луны были украшены звучанием челесты, аккордеона и чаранго (аргентинского инструмента в виде небольшой гитары с пятью сдвоенными струнами).
С 2015 года под его руководством (как хореографа, режиссера и продюсера) работает Независимое МЭД (Мастерство. Эксперимент. Движение), которое выпускает спектакли на стыке танца, музыки и изобразительного искусства в уникальных коллабо-рациях постановщиков и артистов.