К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА П.К. КАЗАНДЖАНА
Казанджан П.К. родился 25 декабря 1906 года в городе Баязет (Западная Армения) в семье рабочего. Свою трудовую деятельность начал с 1921 года токарем на заводе в г. Ереване.
В 1931 году окончил без отрыва от производства индустриальный рабфак и поступил учиться в МВТУ имени Н.Э. Баумана.
В 1932 году по специальному набору был мобилизован в Советскую Армию и направлен для учёбы в ВВИА имени проф. Н.Е.Жуковского, которую окончил в 1937 году. Под руководством профессора В.В.Уварова выполнил дипломный проект на тему «Турбовинтовой двигатель» и после защиты проекта по приказу Начальника ВВС был оставлен в названной Академии для работы над новой техникой.
В 1938 году был переведен на педагогическую работу в ВВИА имени проф. Н.Е. Жуковского. С этого же года по совместительству начал читать лекции в МВТУ имени Н.Э.Баумана.
В 1944 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1945 году ему было присвоено ученое звание доцента.
В 1947 - 1953 гг. по совместительству работал Главным конструктором на авиационном заводе № 41.
В 1952 году защитил докторскую диссертацию. В 1953 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре теории авиационных двигателей ВВИА имени проф. Н.Е. Жуковского.
В 1969 году был уволен из рядов Советской Армии в звании инженер-полковник и оставлен на должности профессора кафедры теории авиационных двигателей ВВИА имени проф. Н. Е. Жуковского.
В 1969 году был зачислен по совместительству на должность старшего научного сотрудника 14 отдела Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.
В 1971 году был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой теории и конструкции летательных аппаратов и авиадвигателей Московского института инженеров гражданской авиации.
В 1977 году был переведен на должность профессора названной кафедры, на которой проработал до 1993 г.
Свою научную деятельность Казанджан П.К. начал с 1938 года, когда принимал активное участие в проектировании и испытаниях отечественного турбовинтового двигателя на Коломенском заводе имени В.В. Куйбышева в группе под руководством профессора В.В. Уварова. Эта группа по заданию ВВС в 1938 - 1941гг. выполнила научно-исследовательскую работу с целью создания перспективного реактивного двигателя. В процессе выполнения этой НИР Ка-занджаном П.К. были впервые выведены формулы для определения оптимальных параметров рабочего процесса термодинамического цикла газотурбинного двигателя и разработана методика построения высотно-скоростных характеристик турбовинтовых двигателей.
Научные труды Казанджана П. К. по повышению экономичности газотурбинных двигателей в 1947 - 1948 гг. имели исключительно важное значение для развития отечественных авиационных ГТД, широко используются в настоящее время при формировании тактико-технических требований ВВС и гражданской авиации на новые силовые установки летательных аппаратов.
Казанджан П. К. был крупным специалистом по теории авиационных ГТД, он является основоположником теории газовых турбин. Им лично и в соавторстве с академиком Б. С. Стечки-ным и другими учеными (Ю.Н.Нечаев, Р.М. Федоров, Л.П. Алексеев, А.Н.Говоров и др.) написано более 120 учебников, учебных и методических пособий и научных трудов по теории лопаточных машин и реактивных двигателей. Его теоретические разработки имеют фундаменталь-
ный характер, широко используются специалистами при разработке, совершенствовании и прогнозировании рабочих процессов авиационных ГТД и их эксплуатационных характеристик. Многие фундаментальные учебники Казанджана П.К. переведены на иностранные языки, изданы в Китае, Индии, Японии, Чехословакии, Польше, Болгарии и в других странах мира. Его учебники и учебные пособия по теории газовых турбин и воздушно-реактивных двигателей имели и имеют очень большое значение для подготовки научных кадров для проектирования и эксплуатации реактивной техники.
Большое значение имели работы Казанджана П. К. по подбору и редактированию избранных трудов академика Б.С. Стечкина (1977 г., раздел «Реактивные двигатели»). В 1963 году Казанджан П.К. написал в соавторстве с другими учеными (Н.Д.Тихонов, А.К. Янко и др.) первую часть учебника по теории реактивных двигателей (его доля в этом учебнике составляет более 50 %). В настоящее время издана вторая часть этого учебника.
Написанная в соавторстве с А.В. Кузнецовым монография «Турбовинтовые двигатели» в 1961 г. имеет большое значение для летного и научно-технического состава ВВС и гражданской авиации. В этой книге впервые приводится программа работы воздушного винта при отказе турбокомпрессора, а также описываются особенности эксплуатации турбовинтовых двигателей в условиях больших положительных температур наружного воздуха.
Под руководством Казанджана П. К. на кафедре двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА был разработан уникальный прибор для измерения тяги реактивного двигателя как в условиях старта воздушного судна, так и в полете. Прибор был апробирован при сдаточных испытаниях двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30КУ, Д-30КП на АРЗ № 400 ГА, получил положительные отзывы на авиасалонах.
Казанджан П. К. являлся высококвалифицированным педагогом и воспитателем. В течение 55 лет читал курс лекций, руководил дипломным и курсовым проектированием, проводил практические и лабораторные занятия со слушателями инженерного факультета ВВИА имени проф. Н. Е. Жуковского и Академии ГА, со студентами МГТУ ГА. Его лекции отличались высоким научным содержанием, оригинальностью изложения, строгостью и большим методическим мастерством.
Под руководством Казанаджана П.К. была выполнена большая высококвалифицированная и творческая работа по организации и проведению лабораторных занятий со студентами МГТУ ГА на реальных самолетах (Як-40, Ан-26 и др.). Им был написан целый ряд учебнометодических пособий для подготовки инженеров по технической эксплуатации авиационной техники.
Под руководством Казанджана П. К. 17 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.
Казанджан П.К. выполнял большую общественную работу. В течение 10 лет являлся заместителем председателя экспертной комиссии ВАК по присуждению ученых степеней и званий. Постоянно являлся членом организационных комитетов по проведению межвузовских конференций по турбостроению (за что неоднократно имел благодарности от Министра Минвузов), а также Симпозиумов пионеров освоения космического пространства, проводимых при Академии наук СССР. Был членом секции № 2 НТС МГА, членом специализированных советов МГТУ ГА и ВВИА имени проф. Н.Е.Жуковского по защите диссертаций.
В МГТУ ГА с 1971 года был бессменным председателем первичной организации общества «Знание». Неоднократно поощрялся грамотами и ценными подарками Ленинградским районным отделением общества «Знание», имел ряд благодарностей и грамот Министра ГА и ректора МГТУ ГА.
В Советской Армии с 1932 года по 1969 год. В Великой Отечественной войне был на стажировке в качестве старшего инженера 327 авиаполка 18-ой гвардейской бомбардировочной авиации. Совершил испытательный полет на самолете Ер-2. Его работа в воинской части позволила
увеличить высотность и безопасность полетов, существенно сократить время запуска двигателей.
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, 11 медалями, в том числе - «За боевые заслуги», юбилейной Ленинской медалью, медалью «Ветеран вооруженных сил СССР» и «35 лет победы в Великой Отечественной войне». Награжден также нагрудным знаком Мин-вузов «За отличные успехи в работе».
Коллектив кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА в своей повседневной деятельности реализует научное и педагогическое наследие Заслуженного деятеля науки и техники, доктора технических наук, профессора П.К. Казанджана.
Редколлегия