Научная статья на тему 'Изучение вопросов социально-нравственного воспитания умственно отсталых детей в условиях взаимодействия школы и семьи'

Изучение вопросов социально-нравственного воспитания умственно отсталых детей в условиях взаимодействия школы и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / UPBRINGING / MORAL UPBRINGING / MORAL BEHAVIOR / SOCIO-MORAL UPBRINGING / FORMATION OF THE MORAL SPHERE OF A PERSONALITY / RETARDED CHILDREN PEDAGOGICS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созонтова Мария Викторовна

В данной статье описываются стили воспитания в семье и уровни социально-нравственного взросления умственно отсталых детей. Также раскрываются педагогические условия, способствующие взаимодействию школы и семьи в вопросах социально-нравственного воспитания ребенка с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Созонтова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Study of Socio-moral Upbringing of Children with Mental Disabilities in the Conditions of School and Family Cooperation

The author describes the styles of family upbringing and levels of social-moral maturity of children with mental disabilities. Pedagogical conditions are revealed which contribute to cooperation of school and family in the process of social-moral upbringing of children with mental disabilities.

Текст научной работы на тему «Изучение вопросов социально-нравственного воспитания умственно отсталых детей в условиях взаимодействия школы и семьи»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376.1-056.313

М. В. Созонтоба

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

В данной статье описываются стили воспитания в семье и уровни социально-нравственного взросления умственно отсталых детей. Также раскрываются педагогические условия, способствующие взаимодействию школы и семьи в вопросах социально-нравственного воспитания ребенка с умственной отсталостью.

The author describes the styles of family upbringing and levels of social-moral maturity of children with mental disabilities. Pedagogical conditions are revealed which contribute to cooperation of school and family in the process of social-moral upbringing of children with mental disabilities.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, нравственное поведение, социально-нравственное воспитание, формирование нравственной сферы личности, олигофренопедагогика, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: upbringing, moral upbringing, moral behavior, socio-moral upbringing, formation of the moral sphere of a personality, retarded children pedagogics, psychological and pedagogical support.

Традиционно семья рассматривается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Внимание учёных к данной проблеме объясняется наличием значительных трудностей в развитии данного социального института на современном этапе. В семье формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к окружающей действительности, закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности, формируется культура отношений, осваиваются социальные роли, обогащается нравственный опыт, именно в семье формируются первые представления о ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто имеют решающее значение в развитии ребёнка, особенно если это ребёнок с нарушениями интеллектуального развития.

© Созонтова М. В., 2010

Особое положение занимают семьи, воспитывающие умственно отсталых детей. Не имея знаний об особенностях развития данной категории детей, родители неадекватно оценивают возможности своего ребёнка, не понимают его трудности, не знают, как помочь. В литературных источниках достаточно широко представлены результаты изучения педагогического взаимодействия школы и семьи в условиях образовательных учреждений. Семья, воспитывающая умственно отсталого ребёнка, изучена в отечественной специальной педагогике недостаточно. В. В. Ткачёва рассматривает её, с одной стороны, как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка, с другой - как партнёра в коррекционно-развивающем воздействии [1].

В исследованиях последних лет констатируется неблагополучие детско-родительских отношений. В семьях детям не уделяется достаточного внимания, они лишены заботы, любви. Нравственное развитие ребенка еще более замедляется за счет наслоения педагогической запущенности. Одной из задач специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида является возможность показать, что сотрудничество школы и семьи в воспитании может быть организовано достаточно эффективно. Для этого необходимо создание условий, способствующих подготовке родителей к социально-нравственному воспитанию умственно отсталого ребёнка. Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий:

- между возрастающими требованиями общества к социально-нравственному воспитанию детей и снижению родительской грамотности, ответственности в сфере воспитания;

- между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности специальной (коррекционной) школы в сфере взаимодействия с семьей.

Наличие указанных противоречий влечет за собой необходимость выявления:

- соотношения стиля воспитания в семье и специфики социально-нравственного взросления умственно отсталого ребёнка на каждом уровне;

- педагогических условий, способствующих взаимодействию школы и семьи в вопросах социально-нравственного воспитания ребёнка с умственной отсталостью.

Для решения первого противоречия рассмотрим уровни социально-нравственного взросления ребёнка, выделенные И. С. Варюхиной [2]:

Мотивационно-побудителъный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть когда он сам хочет быть хорошим.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость -непосредственно связаны с эмоциями, они приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составляющими доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме того, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитание умственно отсталого ребёнка на все трёх уровнях имеет своё своеобразие и происходит специфично. На каждом уровне должны быть созданы определенные условия для оптимального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

Для решения второго противоречия рассмотрим условия, выделенные М. Н. Недвецкой [3], определяющие качество результатов взаимодействия школы и семьи, при которых осуществляется воспитание ребенка: образовательные достижения ребенка; профессиональная компетентность педагога; педагогическая культура родителей.

1. Уровень профессиональной подготовки педагога:

- гуманное отношение к детям;

- потребность, желание работать с семьей;

- позитивная мотивация;

- коммуникативные способности;

- организаторские способности;

- высокий уровень нравственной культуры.

2. Уровень педагогической культуры родителей:

- знание психолого-педагогических особенностей ребенка;

- понимание необходимости работы с образовательным учреждением.

Данные теоретические разыскания легли в основу экспериментального исследования зави-

симости уровня социально-нравственного взросления умственно отсталого ребёнка от стиля воспитания в семье и от условий взаимодействия школы и семьи.

Экспериментальное исследование имело целью изучить процесс взаимодействия школы и семьи в 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, определить специфику нравственного взросления умственно отсталого ребёнка на каждом уровне, стиль воспитания в семье и, исходя из этого, определить направления работы с родителями. Исследование проводилось как в массовой, так и в специальной коррекционной школе VIII вида с детьми этого же возраста.

С этой целью изучались условия жизни и воспитания детей в семье, составлялись социально-педагогические карты. Проводилось анкетирование родителей, направленное на изучение их осведомленности в вопросах нравственного воспитания, ценностных ориентаций, представления о нравственном облике своего ребенка, владение приемами воспитания. Был применен метод экспертных оценок поведенческого компонента социально-нравственной компетентности детей. Проводилось анкетирование для характеристики симптомов нарушений поведения и эмоций у детей. Осуществлялась количественно-качественная обработка данных. Также изучались запросы родителей и их пожелания относительно содержания и методов воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Аналогичные анкеты предлагались учителям.

Анализ ответов учителей и родителей по опроснику А. А. Романова [4] показал следующие результаты (см. таблицу). В ходе исследования опрошено 40 семей, воспитывающих умственно отсталых детей, 80 семей с детьми с нормальным развитием и 16 педагогов.

Как показывает таблица, существуют значительные расхождения в оценке поведения и эмоциональных состояний детей со стороны учителей и родителей. Это несоответствие говорит о разных взглядах родителей и учителей на поведение и эмоции ребенка, что влечет за собой неоднозначные подходы к его воспитанию, следовательно, можно сделать предположение об искажении социально-нравственного воспитания ребенка. Подобные различия во взглядах родителей и учителей были отмечены в классах детей с нормальным развитием.

Несущественные различия наблюдаются в оценках учителей и родителей по следующим показателям: «демонстративность», «нерешительность», «страхи», «эгоцентричность», что говорит об относительно объективном их оценивании.

Существенные различия отмечаются по следующим показателям: «негативизм», «обидчи-

Показатели нарушений, эмоций и поведения Родители детей с нормальным развитием Учителя детей с нормальным развитием Расхождения в оценке родителей и учителей Родители детей с умственной отсталостью Учителя детей с умственной отсталостью Расхождения в оценке родителей и учителей

Средний балл

Агрессивность 50.2 112.6 61.8 32.3 118.9 86.6

Вспыльчивость 18.75 48.4 29.65 12.75 89.1 76.35

Негативизм 32.5 68.6 36.1 22.8 75.4 52.6

Демонстративность 12.5 25.8 13.3 16.5 85.4 68.9

Обидчивость 75 156 81 56.2 94.2 38

Конфликтность 15 37.5 22.5 26.2 47.8 21.6

Эмоциональная отгороженность 75 86.2 37.5 48.9 68.9 20

Дурашливость 32.5 49,8 17.3 15.5 74.1 56.6

Нерешительность 75 76.1 1.1 19.6 46.9 26.5

Страхи 12.6 24.2 11.6 5 38.4 33.4

Тревожность 75.8 86.6 39.2 24.8 89.9 65.1

Скованность 112.6 86.9 25,7 69 45.9 19.1

Заторможенность 78.2 96.8 18.6 64.7 87.3 22.6

Эгоцентричность 124 112.9 11.1 75 128.8 51.8

Избегание умственных усилий 165.8 108.2 57.6 145 114.4 30.6

Дефицит внимания 118.8 147,9 29.1 109.6 154.8 44.8

Расторможенность (двигательная) 72.6 86 13.4 45.7 58.4 12.7

Расторможенность (речевая) 45.7 88 42.3 36.8 96.5 59.7

Непонимание словесных инструкций 65 146 81 56.9 89 32.1

Застреваемость 114 74 40 67.3 157.9 90.6

Работоспособность 35 49.5 14.5 25.5 56.6 31.1

вость», «тревожность», «избегание умственных усилий», «расторможенность (речевая)», «непонимание словесных инструкций», «застревае-мость», что свидетельствует о нарушении единства требований в вопросах социально-нравственного воспитания ребёнка в семье и школе. Подобное может привести к формированию у ребенка противоречивых нравственных представлений, затрудняющих его социализацию.

С целью выявления стиля воспитания в семье родителям предлагалась анкета, содержащая 28 вопросов. В результате анализа полученных данных было выявлено: чаще всего воспитанием в семье занимается мама (в 75% случаев); физические наказания применяют 3,6% опрошенных; плохо знают интересы, друзей и потребности детей 56% родителей. На вопросы об употреблении детьми наркотиков и алкоголя все родители испытуемых групп ответили отрицательно. 54% родителей отметили необходимость получения знаний по проблемам воспитания.

Изучаемые семьи по типу внутрисемейных отношений и стилю воспитания были отнесены к 4 группам (выделенным Л. И. Аксёновой [5]).

К первой группе отнесли 17% семей. Для них характерен стиль воспитания - гиперопека. Ро-

дители зачастую неадекватно оценивают реальные возможности ребёнка; у матери, как правило, повышенное чувство тревожности. Они стараются во всём подменить ребёнка, проявляя сверхзаботу о нём. Родители до мелочей регламентируют его жизнь, ограничивают социальные контакты. В таких случаях дефект ребенка воспринимается родителями как личный позор. Они устраняются от помощи специалистов, стараются справиться с проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания ребенка, самостоятельно. При таком стиле социально-нравственное взросление ребёнка затруднено уже на мотивационно-побудительном уровне.

Ко второй группе отнесли 31% семей. Для них характерны холодность общения - гипопротек-ция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители больше уделяют внимание лечению ребёнка, нежели воспитанию. В подобных семьях часто встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей. Как правило, у таких семей достаточно низкий социокультурный статус, материальный доход и т. д. Для родителей этой группы характерны неадекватные эмоциональные реакции: низкий уровень тревоги за будущее ребенка, равнодушное восприятие дей-

ствительности. Главное для них, чтобы окружающие не замечали особенностей ребенка. Родители пренебрегают рекомендациям специалистов, делегируя свои обязанности образовательному учреждению, бабушкам, дедушкам.

Данный стиль общения в семье затрудняет формирование чувственно-эмоционального уровня социально-нравственного взросления ребёнка. Дети в таких семьях отличаются эмоциональной холодностью, они не умеют сопереживать, сочувствовать, сострадать.

К третьей группе отнесли 23% семей. Для них характерен стиль сотрудничества. Родители принимают ребёнка таким, каков он есть. Они объективно, адекватно оценивают и воспринимают ребенка, не испытывают чувство вины по отношению к нему. Они обладают более высоким образовательным и культурным уровнем. Родители интересуются успехами ребёнка, поощряют его самостоятельность. В большинстве случаев активно сотрудничают с педагогами. Такой стиль семейного воспитания способствует формированию у ребёнка социально-нравственных качеств на всех уровнях.

К четвёртой группе отнесли 29% семей. Для них характерен репрессивный стиль общения, родители ориентированы на авторитарную лидирующую позицию. В таких семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая его индивидуальных и типологических особенностей. За отказ от выполнения прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания социально-нравственное взросление ребёнка с умственной отсталостью затруднено на всех описанных выше уровнях.

В соответствии с выявленными особенностями стиля семейного воспитания и особенностями социально-нравственного взросления умственно отсталого ребёнка на разных уровнях были определены условия, обеспечивающие взаимодействие школы и семьи в социально-нравственном воспитании умственно отсталого ребёнка.

Одним из важнейших условий выступает повышение грамотности педагогов по вопросам социально-нравственного воспитания в условиях взаимодействия школы и семьи. Для выполнения данного условия автором статьи был разработан и реализован курс в системе повышения квалификации на тему «Социально-нравственное воспитание умственно отсталых детей в условиях взаимодействия школы и семьи», освещающий следующие вопросы:

- «Психолого-педагогическое изучение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Педагогическая среда и ее роль в социально-нравственном взрослении учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»;

-«Особенности социально-нравственного взросления умственно отсталого ребенка в семье»;

-«Личностно-нравственные качества педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Следующее условие можно охарактеризовать как информирование родителей в вопросах социально-нравственного воспитания. Педагогами экспериментальных классов под руководством автора был проведён родительский всеобуч. Родителей обучили специфическим приёмам работы с умственно отсталым ребёнком, касающимся коррекции существующего стиля семейного воспитания. А также познакомили с требованиями к осуществлению социально-нравственного воспитания детей в школе с целью осуществления единства данных требований в семье и школе. Были использованы разные формы работы с семьёй: семинары, консультации, педагогические лектории, родительские собрания, круглые столы, клуб общения, тренинги для родителей, демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам воспитания.

Третье условие взаимодействия школы и семьи - это выстраивание партнёрских отношений педагогов и родителей по организации досуго-вой деятельности детей. (Например, «ЕЕ Величество семья», организация детского труда на разных возрастных этапах, клубная и кружковая работа, коллективные творческие дела и т. д). Школа должна стать центром досуга, привлекательным местом семейного отдыха.

Четвёртым условием становится наличие в учреждении специалистов, способных дать консультацию родителям по особенностям развития детей с умственной отсталостью (индивидуальные консультации психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога) с последующей организацией индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости учёта стиля воспитания в семье и особенностей социально-нравственного взросления умственно отсталого ребёнка на каждом уровне при организации взаимодействия школы и семьи в вопросах социально-нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников.

Примечания

1. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: УМК «Психология», 2004. С. 18.

2. Варюхина С. И. Истоки доброты: беседы о нравственном воспитании детей в семье. Минск: Полымя, 1987. С. 38.

3. Недвецкая М. Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: АПКиППРО, 2006. С. 56.

4. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. М.: Плэйт, 2003. С. 9.

5. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед.

учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 151; Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. С. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.