УДК 376.42
Е.А. Евтушенко
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
E.A. Yevtushenko
THE ROLE OF THEATRICAL ACTIVITY IN THE MORAL EDUCATION OF THE MENTALLY RETARDED CHILDREN AT PRIMARY SCHOOL AGE
В статье показана возможность компенсации нарушенного развития и нравственного воспитания умственно отсталых школьников средствами театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность, нравственное воспитание, умственная отсталость.
The paper shows a possibility of compensation of retarded development and moral education of mentally retarded children using theatrical activity.
Theatrical activity, the moral education, mental retardation.
В начале третьего тысячелетия российское общество характеризуется неопределенностью социального строя; переломом в духовной сфере, который связан с утратой традиционных нравственных ценностей, нарушением моральных норм и правил. В этой связи важность представляет работа по нравственному воспитанию подрастающего поколения в образовательных учреждениях, особенно для лиц с умственной отсталостью, испытывающих наибольшие трудности в социализации. Существенная роль в нравственном воспитании принадлежит начальному этапу обучения, поскольку в этот период расширяется круг общения ребенка, требуются проявления личностной позиции. Искусство театра всегда занимало ведущее место в воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Театрализованная деятельность рассматривается нами как один из наиболее распространенных и доступных детям видов творческой активности, отражения жизненных впечатлений. Театрализованная деятельность использует различные символические конструкции, синтезирует единство игры, речи, выразительного движения, музыки, зрительного образа.
Целью нашей работы стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания умственно отсталых
младших школьников в театрализованной деятельности.
Реализация поставленной цели исследования осуществлялась в ходе личного опыта работы и практической деятельности педагогов экспериментальных групп. Обучающий эксперимент был организован в период с 1994 г. по настоящее время в детском доме № 9, школе № 991 г. Москвы; исследованием были охвачены умственно отсталые учащиеся в возрасте 7 - 12 лет. Контрольную группу составили воспитанники того же возраста школы-интерната № 105, центра образования № 1867 г. Москвы. Для получения объективных данных в ходе обучающего эксперимента мы использовали аудиторский анализ, метод независимых экспертных оценок. В качестве экспертов выступали члены школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, члены жюри окружных и городских отборочных туров Московского фестиваля детского творчества «Надежда». Нас интересовала качественная оценка изменений, произошедших с детьми в ходе обучающего эксперимента.
Посредством театрализованной деятельности и сценических успехов дети получали возможность творческого самовыражения, что способствовало повышению социального статуса в значимых для ребенка группах (класс, творческое объединение).
Участвовавшие в театрализованной деятельности воспитанники в дружеских компаниях, а также при знакомстве с новыми коллективами (поездка в детский оздоровительный лагерь, лагерь труда и отдыха), демонстрировали фотографии, записи спектаклей, участвовали со своими монологами, танцами из спектакля в творческих конкурсах. Все это приводило к накоплению личного социального опыта, поскольку специфика театральной работы в условиях разновозрастного коллектива предполагала освоение различных социальных ролей (ученика и наставника, исполнителя и зрителя, актера и оформителя).
Театрализованная деятельность, участие в репетициях позволяли ребенку лучше узнать себя. В ходе проигрывания в сценках, этюдах разнообразных межличностных отношений героев у воспитанников вырабатывалась собственная позиция, относительно событий, происходящих на сцене, повышалась их критичность, самооценка. Формировалось сознательное отношение к другим людям, к окружающему миру, потребность найти свое место не только среди одноклассников, но и нормально развивающихся сверстников. Постепенно возрастал интерес детей к работе других театральных коллективов, участию в фестивалях, конкурсах, смотрах, шефской помощи (выступления перед ветеранами, в домах престарелых и пр.), имеющих общественное значение.
Перед опытно-экспериментальной работой мы ставили следующие задачи:
- формировать социально -культурные и психологические качества личности ребенка, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и адекватно оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;
- способствовать формированию у каждого воспитанника творческих способностей в процессе театральной деятельности (понимание прекрасного, умение им любоваться и оценивать, активно участвовать в создании прекрасного);
- знакомить с историей театрального искусства; развивать познавательные интересы школьников через расширение их представлений о видах театрального искусства, театральных профессиях
и др.;
- помочь ребенку в освоении основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
- формировать умение ориентироваться и действовать в реальных ситуациях в соответствии с духовно-нравственными установками; принимать
самостоятельные решения, что способствует развитию уверенности в себе.
Выбор пьес, интересных для детей, позволял задействовать значительное количество воспитанников, предоставив каждому роль, пусть даже небольшую, но доступную для исполнения. Дети, разбирая индивидуальные особенности и поведение героев, оценивали различные характеры персонажей и анализировали их поступки.
Спектакль как конечный результат напряженной и длительной работы коллектива по реализации начального замысла являлся фундаментальной идеей проекта. Подготовка к нему всесторонне обсуждалась, раскрывалась ее многогранность, исходя из этого, поэтапно планировалась и осуществлялась работа творческих объединений. Даже если она не была закончена - воспитанники показывали небольшие фрагменты зрителям на групповых концертах, воспитательных мероприятиях, на уроках. В подготовку спектаклей входило: тематический подбор и анализ литературы, рекомендаций по изготовлению костюмов, декораций, технологии создания грима, причесок и пр., видео- и аудиоматериала, а также непосредственное изготовление реквизита, костюмов, фонограмм. Параллельно проводилась работа с текстом, анализ линии каждого героя в спектакле, адаптация содержания сценария в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Обсуждалась целесообразность включения в спектакль (место, доступность для исполнения, продолжительность и пр.) хореографических, музыкальных фрагментов.
В определении воспитательных задач мы опирались на комплексный подход, предполагавший единство различных направлений воспитания, с приоритетом нравственного воспитания. Соответственно главной задачей воспитательной работы с умственно отсталыми младшими школьниками являлось развитие у детей потребности и способности заботиться о себе, друг о друге, об окружающих, бережного отношения к живой и неживой природе. Мы понимали, что вне решения этой кардинальной задачи не может быть успешным ни нравственное воспитание младших школьников, ни какое-либо другое направление воспитания.
В экспериментальных классах проводились разнообразные формы театрализованной деятельности. Наиболее эффективными в нравственном воспитании младших школьников оказались такие формы, как: занятия студий дополнительного образования, воспитательные занятия, массовые ме-
роприятия (праздники, утренники, викторины, экскурсии, концерты и др.).
Педагоги, участвующие в экспериментальной работе, ориентировались на следующие требования применения форм театрализованной деятельности: последовательное усложнение используемого содержания занятий в соответствии с возрастом учащихся; повышение уровня самостоятельности и активности учащихся; сочетание индивидуальных, групповых, массовых форм деятельности; используемое содержание должно воздействовать на все компоненты нравственной воспитанности умственно отсталого ребенка; постоянное применение одних и тех же форм, методов и содержания театрализованной деятельности постепенно снижает интерес детей и эффективность воспитания, чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.
На заключительном этапе экспериментальной работы мы провели контрольный срез уровней сформированности нравственной воспитанности младших школьников. По его результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности нравственной воспитанности умственно отсталых детей. Материалы диагностирования показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности нравственной воспитанности младших школьников (табл.).
Таблица
Уровни сформированности нравственной воспитанности младших школьников на заключительном этапе экспериментальной работы
Результаты диагностирования младших школьников показали: количество учащихся в экспериментальных классах, обладающих относительно высоким и выше среднего уровнями сформиро-ванности нравственной воспитанности, выросло с 16,65 до 58,33 %, показатели среднего уровня изменились с 33,35 до 35,42 %, уменьшилась доля младших школьников с низким и ниже среднего уровнями с 50 до 6,25 %.
Количество учащихся контрольных классов, обладающих относительно высоким и выше среднего уровнями сформированности нравственной воспитанности, выросло с 18,74 до 26,56 %, со средним уровнем - с 35,94 до 37,5 %, уменьшилась доля школьников с низким и ниже среднего уровнями с 45,32 до 35,94 %. Как показал анализ материалов исследования, уровень сформирован-ности нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу опытно-экспериментальной работы вырос. Но темп формирования нравственной воспитанности в контрольных классах был ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший положительный сдвиг в развитии уровней сформированности нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности нравственного воспитания младших школьников в театрализованной деятельности.
За время, прошедшее с начала исследования, было выявлено благотворное влияние театрализованной деятельности на социокультурное развитие детей. С помощью анкет для учителей и других специалистов, членов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов регистрировалась динамика проявлений эмоционально-поведенческих расстройств. В результате театрализованной деятельности было выявлено резкое снижение таких отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, как, например, общая возбужденность, негативизм и упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность, грубое нарушение самооценки; сократилось преобладание в общем фоне настроения детей дисфорий и подавленности. У них было отмечено наличие саморегуляции поведения, выделены самоконтроль и сдержанность. Отмечено развитие уверенности в своих
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
численность учащихся % численность учащихся %
Относительно высокий 10 20,83 7 10,94
Выше среднего 18 37,5 10 15,62
Средний 17 35,42 24 37,5
Ниже среднего 3 6,25 15 23,44
Низкий - - 8 12,50
Всего: 48 100 64 100
возможностях, целенаправленности при достижении результата.
К положительным результатам коррекционного воздействия театрализованной деятельности можно отнести развитие коммуникативных умений детей, совершенствование навыков общения со зрителями. У воспитанников развивались уверенность в своих возможностях, целенаправленность при достижении результата. Улучшалась адаптация к школьным условиям, изменялись взаимоотношения со сверстниками. Сокращалась потреб-
ность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы, личностных расстройств. Уменьшалась потребность в помещении в лечебные учреждения по психиатрическим показаниям.
Таким образом, можно заключить, что участие воспитанников в различных видах театрализованной деятельности способствует динамике психических процессов, формированию положительных личностных качеств, нравственных установок и социально значимого поведения.
Евтушенко Елена Александровна - соискатель кафедры олигофренопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Тел.: 8(495) 397-08-32; 8-903-511-03-90; e-mail: [email protected]
Yevtushenko Helen - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholohov.
Tel.: 8(495) 397-08-32; 8-903-511-03-90; e-mail: [email protected]
УДК 373.2.016
Н.В. Иванова, Д.Д. Разумовская
РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
N.V. Ivanova, D.D. Razumovskaja
REALIZATION OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF TUTORS' PROFESSIONAL COMPETENCE OF IN FORMING SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S IDEAS ABOUT HEALTHY LIFESTYLE
В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, определена сущность, структура данного понятия, обоснована причинно-следственная связь между эффективностью развития профессиональной компетентности воспитателя в данной области педагогической деятельности и реализацией гуманитарной технологии.
Профессиональная компетентность, формирование, здоровый образ жизни, гуманитарная технология.
The paper considers the notion of teacher's professional competence in forming senior preschoolers' idea about healthy lifestyle, describes the essence of this notion and its structure, substantiates cause-effect relation between the effectiveness of teacher's professional competence development in this area of pedagogical activity and realization of humanitarian technologies
Рrofessional competence, development, healthy lifestyle, humanitarian technology.