УДК 5.8.2 ББК 74.266.32
Социальная и экономическая история DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-367-376
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ «ПРОМЫСЛОВАЯ КООПЕРАЦИЯ В СССР (1920-е - 1960-е годы)» В КУРСЕ ИСТОРИИ
А.П. Аплеснин, С.Р. Мусифуллин
Аннотация. В статье рассматриваются методические рекомендации к исследованию проблемы изучения истории промысловой кооперации в СССР (1920-1960-х гг.) в курсе истории. Обосновано значение изучения указанных вопросов для формирования основ предпринимательства. В рамках данного исследования был сделан акцент на ключевых личностных и предметных результатах, которые обучающиеся получат в процессе изучения вопросов становления и развития промысловой кооперации. Помимо всего прочего, данная тема несет серьезный воспитательный потенциал, который напрямую связан с основополагающей доктриной в образовании. Ведь основным документом, регламентирующим цели и задачи современного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). Тема нашего исследования непосредственно связана с его реализацией, при этом через реализацию результатов ФГОС будет происходить воспитание и формирование гармонично развитой личности. Реализация доктринальных положений ФГОС позволит нам сформировать ценностное и научно-обоснованное понимание трудовой деятельности как базового фактора общественного развития. Знание разнообразия трудовой деятельности, в частности кооперативной, как формы самоорганизации людей с целью обогащения в период 1920-1960-х гг., будет способствовать более широкому восприятию советской эпохи, которое основано на историко-на-учном представлении о происходящих процессах в прошлом. Это лишит учащихся возможности воспринимать события и процессы прошлого с устаревших и политизированных позиций, позволит увидеть многообразие и сложность Российской 307 истории. Таким образом, автором сформулированы рекомендации педагогам по изучению материала, предложены дополнительные исторические источники.
Ключевые слова: промысловая кооперация, артель, методические рекомендации, ФГОС, исторический опыт, освоение, развитие, процесс, эффективность, учитель, учащиеся, проектная деятельность, социально-экономическое развитие России в XX веке.
Для цитирования: Аплеснин А.П., Мусифуллин С.Р. Изучение вопросов «Промысловая кооперация в СССР (1920-е - 1960-е годы)» в курсе истории // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 2. С. 367-376. БО!: 10.31862/2073-9613-2024-1-367-376
© Аплеснин А.П., Мусифуллин С.Р., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
THE STUDY OF THE ISSUES OF "FISHING COOPERATION IN THE USSR (1920S-1960S)" IN THE COURSE OF HISTORY
■ A.P. Aplesnin, S.R. Musifullin
I Abstract. The article deals with the methodological recommendations for the research of the problem of studying the history of industrial cooperation in the USSR (1920s-1960s) in the history course. The importance of studying these issues for the formation of the foundations of entrepreneurship is substantiated. Within the framework of the study the main personal and professional results, which the students receive in the process of studying the formation and development of industrial cooperation, were emphasized. Among other things, this topic has a serious educational potential, which is directly related to the fundamental doctrine in education. After all, the main document that regulates the goals and objectives of modern education is the Federal State Educational Standard (hereinafter FGOS). The subject of research is directly related to its implementation, while through the realization of the results of the Federal State educational standards the education and formation of a harmoniously developed personality will be achieved. The implementation of the doctrinal provisions of the FSES will allow us to form a valuable and scientifically based understanding of labor activity as a basic factor of social development. Knowledge of the diversity of labor activity, in particular cooperative activity, as a form of self-organization of people for the purpose of enrichment in the period of 1920s-1960s, will contribute to a broader perception of the Soviet era, which is based on a historical and scientific view of the processes taking place in the past. This will deprive students of the opportunity to perceive the events and processes of the past from outdated and politicized positions, and will allow them to see the diversity and complexity of Russian history. Thus, the author formulated recommendations for teachers to study the material, suggested additional historical sources.
Keywords: industrial cooperation, artel (cooperative association), methodological recommendations, Federal State educational standards, historical experience, mastering, development, process, efficiency, teacher, students, project activities, socio-economic development of Russia in the XX century.
368
Cite as: Aplesnin A.P., Musifullin S.R. The Study of the Issues of "Fishing Cooperation in the Ussr (1920s-1960s)" in the Course of History. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 1, part 2, pp. 367-376. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-367-376
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выхода гуманитарных дисциплин из рамок предметного содержания и формирования междисциплинарного подхода в изучении истории. История как универсальная дисциплина формирует общую картину мира, в том числе и понимание основ развития предпринимательства как одной из ключевых компетенций выпускников.
Изучение истории промысловой кооперация имеет ряд основополагающих значений и связей, которые можно установить с современной действительностью и воспитанием гражданской идентичности, а также основами предпринимательства. Выявляя ее сложность и многофакторность в истории, она может стать прекрасным дополнением в части более широкого анализа социально-экономических, исторических процессов нашего прошлого и их влияния на современное общество. При этом уроки прошлого должны стать наглядным примером при формировании социально полезных навыков,
которые связаны с производственными отношениями, оказанием услуг и творческой инициативностью граждан.
Необходимо отметить, что представляла собой кооперация в СССР периода 19201960-х гг. Начнем с того, что кооперация — это совокупность организационно оформленных самодеятельных добровольных объединений предприятий взаимопомощи рабочих, мелких производителей, в том числе крестьян, служащих для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности [1]. Кооперацию в СССР в период 1920-1960-х гг. фактически можно разделить на две составляющие: потребительскую — т. е. добровольное объединение, создаваемое для закупки и продажи потребительских, товаров; основывается на паевом участии его членов [2]; и промысловую — т. е. вид кооперации, существовавшей в советской экономике в 1917-1960 гг., система кооперативных предприятий (промысловых артелей), осуществлявших деятельность в производстве товаров массового спроса и бытовом обслуживании населения [3].
Обобщая все выше сказанное, можно провести условное разделение, что кооперативная деятельность в СССР в период 1920-1960-х гг. делилась на торговую и производственную. В рамках нашего исследования мы уделяем внимание промысловой (сегодня это можно сравнить с предпринимательской деятельностью, которая занимается обеспечением населения товарами и услугами широкого потребления) как части более сложной производственной, просуществовавшей достаточно долгое время и дававшую 80% товарного разнообразия в сегменте конечного потребления. Именно поэтому в современных реалиях, когда рост отечественной экономики напрямую связан с энергичностью и целеустремленностью производственного предпринимательства, важно воспитывать учащихся на устойчивых примерах и их разнообразии нашего прошлого, где большую роль в повседневной жизни играла как раз промысловая кооперация, что в современных условиях можно назвать предпринимательством.
Можно выделить пять ключевых аспектов, которые изучение этой темы в курсе истории делают особенно ценным и несут в себе практическое значение для истории как дисциплины:
1. Роль в историческом контексте. Промысловая кооперация была важной частью социально-экономической истории не только СССР, но и многих других стран. Изучение этой темы позволяет учащимся понять, какие экономические и политические факторы влияли на развитие кооперативных движений в разные исторические периоды.
2. Современные аналогии. Изучение промысловой кооперации может помочь студентам понять современные кооперативные движения и их роль в современной экономике. Это может быть полезно при анализе современных проблем и вызовов.
3. Социокультурный аспект. Промысловая кооперация также оказывала влияние на социокультурные аспекты общества, включая изменения в образе жизни и ценностных ориентациях. Это может быть полезным для анализа социокультурных изменений в разные исторические периоды.
4. Междисциплинарный подход. Методические рекомендации для педагогов могут включать в себя использование промысловой кооперации как кейс-стадии для развития навыков исторического анализа, а также для интеграции с другими дисциплинами, такими как экономика, социология, политология и даже литература.
5. Историческая перспектива. Изучение промысловой кооперации может помочь учащимся понять, какие уроки можно извлечь из прошлого, чтобы избежать повторения
361
ошибок или, наоборот, воспользоваться успешными стратегиями для решения современных проблем.
Включение темы промысловой кооперации в СССР в курс истории может быть полезным для учителей при изучении эпохи 1920-1960 гг. по следующим причинам:
• во-первых, она позволит помочь ученикам понять сложные и многогранные изменения, происходившие в СССР в этот период;
• во-вторых, она поможет проиллюстрировать социально-экономические преобразования, связанные с коммунистическим проектом, и дать ученикам возможность провести анализ и сделать выводы о роли и значимости кооперации в процессе строительства социализма.
Педагоги также могут использовать эту тему для создания интерактивных уроков, включая групповые проекты, дебаты и ролевые игры, чтобы стимулировать учеников к более глубокому пониманию материала. Помимо всего прочего в свете освящения данной темы учителям нельзя не обойтись без серьёзного методического инструментария, который послужит опорой в их преподавательской деятельности. Это важная часть истории СССР, которая может дополнить и обогатить учебный процесс. Анализ методической литературы и федеральной рабочей программы позволили сформулировать ряд подходов по изучению истории промысловой кооперации в рамках школьного курса истории и внеучебной деятельности:
1. В рамках школьного курса истории. Необходимо рассматривать внедрение данной темы в учебную программу старших классов (10-11 классы), где ученики уже обладают базовыми знаниями по истории. Также можно рассматривать данную тематику как на уровне профессионального образования (СПО), так и высшей школе.
Материал может быть включен в разделы курса истории. Включение темы промысловой кооперации в школьный курс истории может помочь в раскрытии смежных проблем, связанных не только с ролью кооперации в экономических трансформациях, но и в контексте общей истории Советского Союза. В качестве примера мы взяли со-370 держательное ядро в 10 [4] и 11 классах [5] единого учебника по истории России В. Мединского:
• Экономическое и социальное развитие в годы НЭПа
В частности, показать, какую политику проводило государство для поддержания кооперации в стране, гносеологию кооперативного движения в целом и видение партийной элиты в вопросе места и роли промысловой кооперации в структуре народного хозяйства.
• «Великий перелом». Индустриализация
Сделать упор на положение промысловой кооперации в индустриальном строительстве в СССР. Важно рассказать о реформах и изменениях, связанных с промысловой кооперацией в это время, показать, как кооперативное движение развивалось и адаптировалось к изменяющимся обстоятельствам. Показать роль государства как ключевого бенефициара в роли основного покупателя продукции. Промысловая кооперация может быть представлена как один из важных элементов экономических изменений, происходивших в период индустриализации. Учащиеся могут изучать промысловую кооперацию в контексте других форм экономической организации, таких как частная собственность и государственное вмешательство, чтобы понять ее уникальные характеристики и преимущества.
• Коллективизация сельского хозяйства
Отметить факт коллективизации как естественного развития промысловой кооперации в роли сельскохозяйственных артелей. Показать специфику деятельности колхозов в народнохозяйственном комплексе и сопоставить с ключевыми принципами кооперации; указать на их законодательное закрепления в уставе колхозного строителя, где четко определяется, что из себя представляет сельскохозяйственная артель.
• Повседневная жизнь населения в 1930-е гг.
В рамках данной темы можно осветить большой аспект, связанный с промысловой кооперацией в повседневной жизни советских людей. Рассказать, какие услуги выполняла кооперация по удовлетворению потребностей простых граждан (в которые входили парикмахерские, обувные мастерские, ювелирное ремесло, производство мебели, телевизоров, игрушек и т. д.). Также можно проследить, какими средствами владела промысловая кооперация, какой объем товаров и услуг поставляла на рынок. Отдельно можно рассмотреть социальную сферу и те преимущества, которые давала промысловая кооперация для своих членов (кооперативные санатории и пансионаты; пенсионное обеспечение; создание инфраструктуры для подготовки специалистов — вузы, втузы, исследовательские институты и лаборатории; жилищные фонды; детские и школьные заведения и проч.). Развитие темы «Повседневная жизнь населения» должно быть продолжено и в другой теме — «Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг.».
• Единство фронта и тыла (в разделе изучения Великой Отечественной войны)
Относительно данной темы, можно привести достаточно много интересных фактов
и деталей, которые подчеркнут особый вклад в победу над фашистскими захватчиками промысловой кооперации. В частности, показать, какие виды вооружений производились на мощностях промысловой кооперации, удельный вес произведенного за четыре года войны. Привести примеры кооперативных объединений (героев труда) и факт крупных финансовых пожертвований со стороны кооперативов. Также можно осветить правовой статус данного сектора экономики после начала Великой Отечественной войны.
• Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг. 371
В данном разделе можно продолжить освещение темы «Повседневная жизнь населения в 1930-е гг.», показав динамику развития промысловой кооперации на потребительский сектор. В частности, актуальным будет приведение номенклатурной продукции кооперации в единицах и ее сопоставление с государственной номенклатурой товаров. Увидев существенную разницу, установить характер и влияние промысловой кооперации на экономику в целом, что поможет более точно оценить ее влияние на развитие народного хозяйства. Также рекомендуется разобрать причины свертывания промысловой кооперации в СССР, выявить и связать ряд первичных (события в Новочеркасске)
и системных последствий, которые кардинальным образом сказались на дальнейшей деформации народно-хозяйственного комплекса.
1. В рамках внеучебной деятельности. Стоит отметить, что на всех уровнях обучения данная тема не включена в обязательную программу, однако она может быть реализована посредством внеучебной деятельности или факультативного курса по следующим направлениям:
• участие в историческом кружке или клубе;
• участие в конкурсах и олимпиадах по истории;
• экскурсии в музеи и организация выставок;
• участие в лекциях и беседах с историками;
• участие в литературных обсуждениях;
• самостоятельные исследования.
Остановимся на некоторых формах подобнее.
Проектная работа. Отдельным видом деятельности в отношении организации учебной деятельности представляется внедрение проектных заданий и исследований, по следующим направлениям:
• создание архивной хроники: поставить ученикам задачу создать архивную хронику, включающую анализ архивных документов, фотографий и других материалов, связанных с промысловой кооперацией. При этом необходимо попробовать установить сотрудничество с местными кооперативами, историческими обществами или с историками и экспертами в области кооперации для предоставления дополнительной информации и организации лекций для учеников. Это может предоставить ученикам доступ к реальным архивным материалам и экспертным знаниям. Все это позволит им систематизировать информацию и создать ценный исторический ресурс;
• исследование кооперативных инициатив современности: предложить ученикам исследовать современные кооперативные инициативы, связанные с промысловой сферой. Они могут провести сравнительный анализ между прошлыми и современными практиками, выявив изменения и сходство;
• создание видеороликов и презентаций: поручить ученикам создание видеороликов и презентаций, иллюстрирующих исторические аспекты промысловой кооперации. Эти мультимедийные материалы могут быть использованы для обучения и популяризации темы. При этом содействовать в организации выставки, на которой ученики смогут представить свои проекты и исследования по промысловой кооперации. Это сделает процесс обучения более интерактивным и привлекательным;
• сравнительное исследование разных регионов: поставить перед учениками задачу провести сравнительное исследование промысловой кооперации в разных регионах
372 СССР по мере работы с историографией и научными исследованиями в это области. Это позволит проследить региональный компонент в истории России и проследить различия в подходах и результатах промысловой деятельности в зависимости от географического контекста;
• креативные задания: они представляют собой эффективный метод обучения. При освещении темы учитель должен создавать условия и иметь собственное желание в разработке разнообразных креативных задач: написание эссе, создание презентаций с использованием мультимедийных средств, а также организацию театральных постановок, где ученики могут вживую воплотить изучаемый материал. Такой подход не только обогатит учебный процесс, но и существенно улучшит понимание и усвоение темы.
Вся совокупность представленных направлений говорит о том, что у темы исследования большой потенциал при ее использовании в проектной деятельности. Все эти направления проектной работы помогут ученикам активно вовлекаться в изучение истории промысловой кооперации и развивать исследовательские навыки, а также придадут урокам большую интерактивность и практическую значимость.
Поддерживая креативные методы обучения и внедряя проектные работы, педагоги смогут вдохновить учеников к более глубокому пониманию исторических процессов.
Эти рекомендации не только обогатят образовательный опыт, но и будут содействовать формированию компетенций, заложенных в ФГОС.
Для подготовки занятий ключевую роль играют источники по указанной теме. Рекомендуется использовать аутентичные исторические документы, а также архивные материалы, связанные с этой темой. Они дают наиболее наглядное представление о событиях и процессах, происходивших в то время. Кроме того, стоит обратить внимание на статьи и монографии, посвященные промысловой кооперации в СССР.
В частности, можно использовать широкий спектр нормативно-правовых актов [6-8], а также резолюции [9-11] партийных структур. Выбор данного вида источников связан с их ключевой ролью в области реконструирования политико-государственного процесса по упрочению и развитию промысловых кооперативов в советской действительности, а также разграничить процесс огосударствления промысловой кооперации на этапы, и показать ключевые черты в смене экономического курса партии и правительства. Также можно использовать внутренние документы, регламентирующие принципы организации промысловых артелей [12; 13], и сочинения современников, возглавлявших партию и правительство того времени [14-16]. Помимо прочего, существуют специализированные и обобщённые исследования в области достижений промысловой кооперации в СССР периода 1920-1960-х гг. [17], которые при корреляции с рассекреченными статистическими данными [18; 19] можно считать достоверными и использовать как непосредственный источник знания.
Эти источники предоставляют более систематизированную информацию и могут помочь углубить знания. Рекомендуется также изучить хронику и воспоминания людей, переживших этот период. При этом важно проводить сравнительный анализ различных источников, поскольку это помогает развивать аналитические навыки и оценивать достоверность информации. После изучения источников мы рекомендуем проводить обсуждение, которое позволит анализировать информацию, выделять ключевые моменты и формировать свои собственные выводы. Также можно организовать классные дискуссии и дебаты, чтобы ученики могли высказать свое мнение и аргументировать 373 свою точку зрения на тему промысловой кооперации, основываясь на источниковой базе. На наш взгляд, работа с источниками и литературой является важнейшим этапом в изучении данной темы, т. к. способствует более глубокому пониманию промысловой кооперации в контексте истории.
Таким образом, изучение промысловой кооперации в СССР с 1920 по 1960 годы приобретает особую актуальность в контексте современных образовательных требований. Изучение промысловой кооперации имеет широкое значение как в историческом, так и в методическом контексте, углубляя знания учащихся о сложных аспектах исторического развития, связанных с социальными и экономическими процессами в СССР. Это также отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта, который уделяет внимание формированию гармонично развитых личностей. Исходя из этого, мы утверждаем, что применение методов и рекомендаций, представленных в статье, может значительно обогатить образовательный процесс, сделав его более информативным и привлекательным как для преподавателей, так и для учащихся. Это содействует не только накоплению знаний у учащихся, но также способствует развитию их междисциплинарных навыков, что имеет критическое значение для современной системы образования и формирования гражданской идентичности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.374
1. Кооперация. URL: ЬИр8://туе81:теп18.асаёетк.ги/1073/Кооперация (дата обращения: 09.10.2023).
2. Потребительская кооперация в СССР // Историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973-1982. URL: кПр8://0к.асаёетк.ги/0к.шШе/13931/ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ (дата обращения: 09.10.2023).
3. Кооперация промысловая // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. URL: кар8://ак.асаёетк.ги/ак.п8!/ги'шЫ/1309620 (дата обращения: 09.10.2023).
4. Шубин, А.В., Мягков, М.Ю., Никифоров, Ю.А. и др. История России. Начало XX - начало XXI века. Базовый уровень. 10 класс. Учебник / под общ. ред. В.Р. Мединского. М.: Просвещение, 2023. 497 с.
5. Мединский, В.Р., Торкунов, А.В. История России. Начало XX - начало XXI века. Базовый уровень. 11 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2023. 448 с.
6. Положение о Всесоюзном совете промысловой кооперации «Всекопромсовет». Москва. Кремль. 10 августа 1933 г. № 1700. URL: ЬИр8://181:та1:.о1^/поёе/37232 (дата обращения: 09.10.2023).
7. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об организации Банка финансирования капитального строительства торговли и кооперации». Москва. Кремль. 17 августа 1936 г. № 70/1509. URL: кИрБУ/е-есо^.га/ёосБ/ Уеах^гаетУНЕ^п12УЬ (дата обращения: 10.10.2023).
8. Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик: издание Управления делами Совета Министров СССР. М., 1917-1949, 1957-1991.
9. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 2-4. 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983.
10. Партия о кустарно-промысловой кооперации. М., 1928. 53 с.
11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т. Сборник документов за 50 лет. Т. 1-3. М.: Политиздат, 1967.
12. Постановление от 19 января 1932 года «О работе кустарно-промысловой кооперации по производству предметов широкого потреблении и развертыванию торговли» // Известия. 1932. 20 января.
13. Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный Совнаркомом Союза ССР и ЦК ВКП(б). 17 февраля 1935 года. URL: ЬПр8://181:та1:.о^/поёе/23472 (дата обращения: 10.10.2023).
14. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 1-55. М.: Госполитиздат, 1958-1965.
15. Рыков, А.И. О кооперации. М.: Гудок, 1925. 29 с.
16. Сталин, И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1-18. М.: Тверь, 1946-2006.
17. Яковлев, П.И. Промысловая кооперация СССР за 40 лет. М., 1957. 51 с.
18. Народное хозяйство СССР за 1913-1956 гг. // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 33. Д. 2310. Л. 1-250. URL: ЬПр8://181:та1:.о1^/поёе/36699 (дата обращения: 15.10.2023).
19. Статистические динамические ряды за 1913-1951 гг. // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 65. URL: ЬПр8://181:та1:.о1^/поёе/40054 (дата обращения: 15.10.2023).
REFERENCES
1. Kooperaciya [Cooperation]. Available at: https://investments.academic.ru/1073/Kooperaciya (accessed: 09.10.2023). (in Russ.)
2. Potrebitelskaya kooperaciya v SSSR [Consumer Cooperation in the USSR]. In: Istoricheskaya enciklopediya [Historical Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya enciklopediya, 1973-1982. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/13931/POTREBITELSKAYA (accessed: 09.10.2023). (in Russ.)
3. Kooperaciya promyslovaya [Commercial Cooperation.]. In: Bolshaya sovetskaya enciklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya enciklopediya, 1969-1978. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1309620 (accessed: 09.10.2023). (in Russ.)
4. Shubin, A.V., Myagkov, M.Yu., Nikiforov, Yu.A. i dr. Istoriya Rossii. Nachalo XX - nachalo XXI veka. Bazovyj uroven. 10 klass. Uchebnik [The History of Russia. The Beginning of the XX -the Beginning of the XXI Century. The Basic Level. 10th Grade. Textbook], ed. by V.R. Medinsky. Moscow, Prosveshchenie, 2023, 497 p. (in Russ.)
5. Medinskij, V.R., Torkunov, A.V. Istoriya Rossii. Nachalo XX - nachalo XXI veka. Bazovyj uroven. 11 klass. Uchebnik [History of Russia. The Beginning of the XX - the Beginning of the XXI Century. The Basic Level. 11th Grade. Textbook]. Moscow, Prosveshchenie, 2023, 448 p. (in Russ.)
6. Polozhenie o Vsesoyuznom sovete promyslovoj kooperacii "Bcekopromsovet". Moskva. Kreml. 10 avgusta 1933 g. № 1700 [Regulations on the All-Union Council of Industrial Cooperation "Vsekopromsovet". Moscow. Kremlin. August 10, 1933, No. 1700]. Available at: https://istmat. org/node/37232 (accessed: 09.10.2023). (in Russ.)
7. Postanovlenie Centralnogo Ispolnitelnogo Komiteta i Soveta Narodnyh Komissarov "Ob organizacii Banka finansirovaniya kapitalnogo stroitelstva torgovli i kooperacii". Moskva. Kreml. 17 avgusta 1936 g. № 70/1509 [Resolutions of the Central Executive Committee and the Council of People's Commissars. «On the Organization of the Bank for Financing Capital Construction of Trade and Cooperation». Moscow. Kremlin. August 17, 1936, No. 70/1509]. Available at: https://e-ecolog.ru/docs/VeQxrZgrdemVHEJQn12Yb (accessed: 10.10.2023). (in Russ.)
8. Sobranie postanovlenij Pravitelstva Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik: izdanie Upravleniya delami Soveta Ministrov SSSR [Collection of Resolutions of the Government of the Union of Soviet Socialist Republics: Publication of the Department of Affairs of the Council of Ministers of the USSR]. Moscow, 1917-1949, 1957-1991. (in Russ.)
9. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah sezdov, konferencij i plenumov CK (1898-1986). T. 2-4 [The Communist Party of the Soviet Union in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenums of the Central Committee (1898-1986), vols. 2-4]. Moscow, Politizdat, 1983. (in Russ.)
10. Partiya o kustarno-promyslovoj kooperacii [The Party on Handicraft and Industrial Cooperation]. Moscow, 1928, 53 p. (in Russ.)
11. Resheniya partii i pravitelstva po hozyajstvennym voprosam: v 5 t. Sbornik dokumentov za 50 let. T. 1-3 [Decisions of the Party and the Government on Economic Issues: in 5 vols. Collection of Documents for 50 Years, vols. 1-3]. Moscow, Politizdat, 1967. (in Russ.)
12. Postanovlenie ot 19 yanvarya 1932 goda "O rabote kustarno-promyslovoj kooperacii po proizvodstvu predmetov shirokogo potreblenii i razvertyvaniyu torgovli" [Resolution of January 19, 1932 "On the Work of Artisanal Trade Cooperation for the Production of Consumer Goods and the Deployment of Trade"], Izvestiya = Izvestia, 1932, January 20th. (in Russ.)
375_
13. Primernyj ustav selskohozyajstvennoj arteli, prinyatyj Vtorym Vsesoyuznym sezdom kolhoznikov-udarnikov i utverzhdennyj Sovnarkomom Soyuza SSR i CK VKP(b). 17 fevralya 1935 goda [The Approximate Charter of the Agricultural Artel, Adopted by the Second All-Union Congress of Collective Farmers and Approved by the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b). February 17, 1935]. Available at: https://istmat.org/node/23472 (accessed: 10.10.2023). (in Russ.)
14. Lenin, V.I. Polnoe sobranie sochinenij. T. 1-55 [Complete Works, vols. 1-55]. Moscow, Gospolitizdat, 1958-1965. (in Russ.)
15. Rykov, A.I. O kooperacii [On Cooperation]. Moscow, Gudok, 1925, 29 p. (in Russ.)
16. Stalin, I.V. Polnoe sobranie sochinenij. T. 1-18 [The Complete Works, vols. 1-18]. Moscow, Tver, 1946-2006. (in Russ.)
17. Yakovlev, P.I. Promyslovaya kooperaciya SSSR za 40 let [Fishing Cooperation of the USSR for 40 Years]. Moscow, 1957, 51 p. (in Russ.)
18. Narodnoe hozyajstvo SSSR za 1913-1956 gg. [The National Economy of the USSR for 19131956]. Russian State Archive of Economics, fund 1562, inventory 33, file 2310, sheets 1-250. Available at: https://istmat.org/node/36699 (accessed: 15.10.2023). (in Russ.)
19. Statisticheskie dinamicheskie ryady za 1913-1951 gg. [Statistical Dynamic Series for 1913-1951]. Russian State Archive of Economics, fund 1562, inventory 41, file 65. Available at: https://istmat. org/node/40054 (accessed: 15.10.2023). (in Russ.)
Аплеснин Антон Петрович, магистрант, кафедра отечественной и всеобщей истории, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, [email protected]
Anton P. Aplesnin, Postgraduate Student, Russia and World History Department, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, [email protected]
.376
Мусифуллин Салават Ришатович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра обществозна-ния, права и социального управления, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, [email protected]
Salavat R. Musifullin, PhD in Education, Associate Professor, Social Studies, Law and Social Management Department, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, musifullinsalavat@ gmail.com
Статья поступила в редакцию 18.10.2023. Принята к публикации 08.12.2023
The paper was submitted 18.10.2023. Accepted for publication 08.12.2023