Научная статья на тему 'Специфика становления профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих юристов'

Специфика становления профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / LAW STUDENTS OF THE UNIVERSITY / INTERPERSONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL CRISIS / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибисова Ольга Станиславовна

Особенности становления профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих специалистов в статье рассматриваются как два различных психологических феномена, носящих преемственный характер. Автор дает анализ понятия «профессиональная идентичность», определяет условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной идентичности будущих юристов. Отмечается неравномерность протекания данного процесса на протяжении всего процесса становления профессиональной идентичности. Показано, что в нем чередуются латентные и кризисные периоды, наблюдаются стадии с эволюционным и революционным течением. Трудовая деятельность по приобретаемой специальности оказывает влияние на мотивационные и ценностные компоненты личности и способствует становлению профессиональной идентичности выпускников юридических вузов. При этом достигается оптимальный уровень осознанного усвоения профессиональных компетенций студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чибисова Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY IN STUDENTS OF THE LAW HIGHER SCHOOL AND IN LAWYERS

Features of formation of the professional identity in law students of the University and in working professionals are examined as two different psychological phenomena of successive character. The author makes an analysis of the concept "professional identity", and defines the conditions necessary for the effective formation of professional identity of future lawyers. The uneven flow of the process is noted throughout the formation of professional identity. During this process latent and crisis periods are alternated, and there are stages with the evolutionary and revolutionary current. Work in the acquired specialty has an impact on motivation and axiological personality traits and facilitates the development of professional identity of law graduates. At the same time the optimal level of conscious learning professional competences by the student is achieved.

Текст научной работы на тему «Специфика становления профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих юристов»

УДК 159.923.2

ББК 88.47

Ч 58

О.С. Чибисова

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского

государственного университета; E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА И РАБОТАЮЩИХ ЮРИСТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Особенности становления профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих специалистов в статье рассматриваются как два различных психологических феномена, носящих преемственный характер. Автор дает анализ понятия «профессиональная идентичность», определяет условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной идентичности будущих юристов. Отмечается неравномерность протекания данного процесса на протяжении всего процесса становления профессиональной идентичности. Показано, что в нем чередуются латентные и кризисные периоды, наблюдаются стадии с эволюционным и революционным течением. Трудовая деятельность по приобретаемой специальности оказывает влияние на мотивационные и ценностные компоненты личности и способствует становлению профессиональной идентичности выпускников юридических вузов. При этом достигается оптимальный уровень осознанного усвоения профессиональных компетенций студента.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты юридического вуза, межличностное взаимодействие, профессиональный кризис, учебная деятельность, профессиональная деятельность.

O.S. Chibisova

Applicant of the Department of Social Pedagogy and Psychology, the Astrakhan

State University; E-mail: [email protected]

THE SPECIFICITY OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY IN STUDENTS OF THE LAW HIGHER SCHOOL AND IN LAWYERS

Abstract. Features of formation of the professional identity in law students of the University and in working professionals are examined as two different psychological phenomena of successive character. The author makes an analysis of the concept "professional identity", and defines the conditions necessary for the effective formation of professional identity of future lawyers. The uneven flow of the process is noted throughout the formation of professional identity. During this process latent and crisis periods are alternated, and there are stages with the evolutionary and revolutionary current. Work in the acquired specialty has an impact on motivation and axiological personality traits and facilitates the development of professional identity of law graduates. At the same time the optimal level of conscious learning professional competences by the student is achieved.

Keywords: professional identity, law students of the University, interpersonal communication, professional crisis, educational activity, professional activity.

С изучением профессиональной идентичности исследователи связывают возможность решения профессиональных проблем юристов, появляющихся в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как профессионале входит в систему профессиональных действий, диктуя специфику межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанная идентичность позволяет специалисту не только найти свое место в социуме, но и на этой основе сформировать систему ценностей и убеждений, отвечающих требованиям современных социально-экономических условий.

Феномен идентичности является междисциплинарной научной проблемой с давними традициями изучения в философии, социологии, психологии и других областях гуманитарного знания. Введение термина «идентичность» в научную терминологию связывают с именем Э. Эриксона. Но свое исследование идентичности этот исследователь начал, основываясь на работах В. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида и 3. Фрейда [11].

Становление профессиональной идентичности будущих юристов в процессе профессионального обучения отличается определенной динамикой и механизмами, условиями и движущими силами, положенными в основу данного процесса [8; 10]. Исследование данных явлений в психологии представлено в работах В.А. Кенига, А.К. Марковой, Л.М. Митиной; Ю.П. Поваренко-ва, Н.С. Пряжникова, Т.Ю. Скибо, Е.Е. Трандиной, А.А. Шатохина, М.В. Цельминой, Л.Б. Шнейдер и др.

Профессиональная идентичность студента — это система представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, обеспечивающая чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом.

Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности будущего юриста включает представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о собственных возможностях реализации этих целей [12].

На наш взгляд, профессиональная идентичность выпускников юридических вузов развивается в результате целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности и характеризует значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей.

При этом для деятельности профессионального юриста и для студента, обучающегося по данной специальности, значимо наличие очень большого количества качеств. Мы их предлагаем систематизировать следующим образом.

I. Качества личности, опосредованные психическими процессами:

1) вниманием (внимательность, наблюдательность, хорошая пере-ключаемость и др.);

2) мышлением (профессиональное психологическое мышление, умение аналитически мыслить, склонность анализировать, общая интеллектуальность, творческий склад ума, самостоятельность суждений и др.);

3) речью (четкая, ясная, связная речь, умение делать содержание высказывания понятным и др.);

4) памятью (хорошая память и др.).

II. Непосредственно личностные качества (систематизированные по объекту, предмету приложения):

1) по отношению к себе (самообладание, уверенность в себе, спокойствие, воздержанность, эмоционально-волевая стабильность и др.);

2) по отношению к другим людям: качества, направленные на налаживание контакта с другими людьми (готовность к сотрудничеству,

общительность, обходительность, доброжелательность и др.); качества, ориентированные на понимание личности другого (эмпатия, умение сопереживать другому человеку, толерантность и др.);

3) по отношению к профессии (компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность и др.);

4) по отношению к обществу (соблюдение моральных и правовых норм, нравственность, воспитанность, добропорядочность, добросовестность и др.);

5) по отношению к жизни (опти-мистичность, прогностичность, общая активность, интуиция и др.)

Мы рассматриваем профессиональную идентичность студента юридического вуза и профессионал ь-ную идентичность специалиста как два различных психологических феномена, носящих преемственный характер.

Во-первых, различие состоит в том, что студент и работающий специалист занимаются разными видами деятельности (учебно-профессиональной и трудовой), у

этих двух групп реализуются разные потребности (соответственно в учении и в труде), разные цели (соответственно общее и профессиональное развитие личности и производство материальных и духовных ценностей) [9]. Также в названных группах различаются мотивы, действия, средства, предмет и результат деятельности (табл. 1).

Соответственно развитие профессиональной идентичности тех и других происходит в различных условиях. У работающих специалистов - в процессе целеустремленной активности, реализующей потребности субъекта в профессиональной сфере, у студентов - в процессе целеустремленной активности, реализующей потребности субъекта в учебно-профессиональной сфере. Заметно, что потребности не совпадают. Так, потребность в материальном благосостоянии, которая не может быть реализована в учебной деятельности студента, в профессиональной сфере занимает одну из главенствующих позиций [5].

Смена профессии после окончания вуза может быть обоснована

Таблица 1

Различия в содержательном наполнении учебно-профессиональной и профессиональной деятельности будущих юристов

Структурные звенья Учебно-профессиональная деятельность Профессиональная деятельность

Потребность В учении В труде

Мотив Усвоение знаний, формирование готовности к профессиональной деятельности Реализация интеллектуального и духовного потенциала

Цель Общее и профессиональное развитие личности Создание материальных и духовных ценностей

Действия Познавательные, в основном интеллектуальные Практические, теоретико-практические

Средства Экспериментального отражения реальности Преобразования реальной действительности

Предмет Информация как знаковая система Правовая система

Результат Деятельные способности личности, система отношений к окружающему миру, к себе Новые знания, защита законных интересов граждан

многими причинами, среди которых: осознание того, что полученная профессия не может удовлетворить присутствующие у человека потребности (разного плана); смещение акцентов с профессиональной деятельности на семейную жизнь; понимание ошибочности профессионального выбора и специальности и т.д.

Если причины смены профессии выпускников вуза изучены недостаточно, то причины смены профессии работающими людьми отражены во многих исследованиях. Исследователи отмечают три основные причины:

- снижение стабильности в отрасли, где работает специалист;

- стремление к смене образа жизни;

- изначально ошибочный выбор профессии.

Таким образом, можно выявить наличие проблемной ситуации в психологии, связанной с трактовкой термина «профессиональная идентичность», его отношением к понятиям личностной и социальной идентичности, разведением понятий «профессиональная идентичность студента» и «профессиональная идентичность специалиста».

При исследовании особенностей формирования профессиональной идентичности в процессе подготовки будущих юристов большое значение имеет принцип единства профессионального самосознания и профессиональной деятельности (Л.И. Анцыферова, Э.Н. Ахметши-на, С.Л. Рубинштейн), сущность которого заключается в утверждении деятельностной обусловленности формирования личности человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Специфический характер

учебно-профессиональной деятельности будущих юристов приводит к формированию определенного образа жизни, свойственного представителям данной профессии, что в значительной степени определяет

развитие их интересов, установок, ценностей, специальных способностей, манеры поведения, общения и т.д. Под влиянием образа жизни и требований профессии у человека формируются и развиваются специфические профессионально важные качества, необходимые для усвоения специальных профессиональных знаний, умений и навыков, а также для достижения необходимой эффективности в профессиональном труде [2; 7].

Профессиональная идентичность студентов юридических вузов развивается неравномерно. На протяжении всего процесса становления профессиональной идентичности чередуются латентные и кризисные периоды, присутствуют стадии, имеющие революционный и эволюционный характер течения.

При этом переживание различных кризисов (кризис профессионального роста, кризис профессиональной карьеры, кризис социально-профессиональной самоактуализации, кризис социально-психологической адекватности, кризис утраты профессиональной деятельности и др.) приводит к принятию жизненно и профессионально важных решений, обуславливает переход личности на следующий этап развития [4; 3].

Кризисное состояние идентичности (в ситуации нормы, а не патологии) - явление положительное, так как «дает импульс к дальнейшему самосовершенствованию личности в ее развитии» [1].

Профессиональный кризис -это отрицание устаревших неадекватных средств и способов профессиональной активности [6]. Эмоциональная энергия профессионального кризиса необходима для того, чтобы в процессе накопления опыта отделить позитивное от неадекватного, сломать укрепившиеся связи, по-новому взглянуть на привычные стереотипы.

Исследование профессионального развития студентов юридического

вуза позволило выделить два основных кризиса - II и IV курсов.

Первый кризис (кризис II курса) возникает в результате осознания и принятия студентами новой ситуации социально-профессионального развития, в отличие от той, которая имела место в старших классах средней школы. Основным результатом преодоления данного кризиса является формирование академической формы учебной деятельности и личности студента.

Второй кризис возникает в ходе педагогической практики, когда студенты IV курса впервые сталкиваются с реальными профессиональными задачами. В результате преодоления данного кризиса начинает формироваться психологическая система профессионально-юридической деятельности, закладываются основы профессионального интеллекта, профессиональной идентичности юриста и системы профессиональной мотивации.

Важно выделить следующие моменты. Во-первых, аспекты формирования профессиональной идентичности выступают одновременно и как факторы формирования идентичности, и как его показатели, как средство повышения идентичности и как результат формирования, образуя тем самым сложную иерархическую структуру становления профессиональной идентичности студентов-юристов. Во-вторых, уровень сформированности профессиональной идентичности юриста уже на этапе обучения в вузе связан со степенью его знаний в области профессиональной юридической культуры и этики, умением взаимодействовать с представителями профессионального сообщества, а также с уровнем действенного включения студента в сообщество юристов профессионалов.

Механизмами развития профессиональной идентичности студентов юридического вуза и работающих юристов являются идентификация,

рефлексия, самопознание и самопрогнозирование, возможно и присутствие других, локальных механизмов.

К внешним источникам профессиональной идентичности студентов относится профессиональное образование, содержание которого определяется нормативными государственными документами об образовании. Так, обучавшийся на определенном факультете дипломированный специалист воспринимается как профессионально идентичный своей профессии. Кроме того, идентификация не может произойти, если нет образца, эталона, авторитетного лица и т.д., обобщенно называемых Э. Эриксоном «культурно-значимое достижение». Если в мире не существует определенной профессии, то с ней никто не может идентифицироваться. В то же время о существующих профессиях пишут статьи и книги, снимают фильмы, рассказывают на различных мероприятиях, соответственно они являются достоянием нашей культуры, и с ними есть возможность идентифицироваться. Обучаясь в вузе по определенной специальности, студенты с каждым занятием узнают о ней все больше. Содержание специальности, зафиксированное в культуре и социуме, является одним из главных источников профессиональной идентичности студентов. Освоение данного источника идентичности соответствует понятию «интериоризация» в теории Л.С. Выготского.

Признание личности окружающими в качестве будущего профессионала также способствует формированию профессиональной идентичности студента - будущего юриста и является одним из основных «подкрепляющих» внешних источников.

Движущими силами развития профессиональной идентичности юристов выступают противоречия, в числе которых противоречия между содержанием профессиональных

планов студента, с одной стороны, и его стойкими личными качествами - с другой; опытом работы в правовой сфере и новыми требованиями к студентам в вузе; представлениями выпускника юридического вуза о профессии (содержание и условия работы) и ее реальной сущностью и т.д.

Таким образом, трудовая деятельность по приобретаемой специальности, как составляющая профессионализации, влияет на мотивационные и ценностные свойства личности и предопределяет в конечном итоге становление

профессиональной идентичности выпускников юридических вузов. При этом достигается оптимальный уровень осознанного усвоения профессиональных знаний, навыков и умений студента, формирование качеств, необходимых для специалиста - профессионала. Становление профессиональной идентичности может достигаться при наличии качественной системы высшего образования, профессиональной деятельности в правовой сфере, профессионального сообщества и формировании образа «Я» в профессии.

Примечания:

1. Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. 2007. № 6. С. 64-74.

2. Коваль С., Молочкова И. Профессиональные предпочтения выпускников современного вуза // Служба занятости. 2010. № 2. С. 24-30.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 390 с.

4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

5. Прохорова Т.Н. Пушкина Л.Г. Проблемы динамики формирования профессионально-субъектной позиции у будущих юристов в системе ВПО // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 3. С. 123-130.

6. Родыгина У.С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 1. С. 95-98.

7. Сайко Э. В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2004. № 2(38). С. 3-11.

8. Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка развития профессиональной субъектности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 3. С. 157-163.

9. Трандина Е.Е. Профессиональная идентичность как показатель профессиональной пригодности личности // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. Ак-меология образования. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. Т. 12, № 4. С. 219-221.

10. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: Принт, 2000. 128 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 362 с.

12. Investigating the factors influencing professional identity of first-year health and social care students / К. Adams, S. Hean, P. Sturgis [at al.] // Learning in Health & Social Care. 2006. June Vol. 5, Is. 2. P. 55-68.

References:

1. Kenig V.A. Formation of the professional identity of students working in the specialty // Vocational education. A capital. New pedagogical research. 2007. No. 6. P. 64-74.

2. Koval S., Molochkova I. Professional preferences of graduates of the modern University // Employment service. 2010. No.2. P. 24-30.

3. Leontyev A.N. Selected psychological works. In 2 vol. Vol.1. M.: Pedagogika, 1983. 390 pp.

4. Povarenkov Yu.P. Psychological content of the professional formation of a person. M.: URAO publishing house, 2002. 160 pp.

5. Prokhorova T.N., Pushkina L.G. Problems of dynamics of formation of professional and subjective position of future lawyers in the system of professional education // Bulletin of the Russian Academy of Education. 2015. No.3. P. 123-130.

6. Rodygina U.S. Psychological peculiarities of students with different levels of professional identity // Bulletin of Kostroma State University. 2007. No. 1. P. 95-98.

7. Saiko E.V. Identification as a way of social existence and identity as a form of subjective self-realization // World of Psychology. 2004. No. 2(38). P. 3-11.

8. Skudnova T.D. Psychological and pedagogical support of the development of professional subjectivity of students // Bulletin of Adyghe State University. 2015. Vol. 3. P. 157-163.

9. Trandina E.E. Professional identity as an indicator of person's professional suitability // Bulletin of KSU of N.A. Nekrasov: Acmeology of education. Kostroma: publishing house of KSU of N.A. Nekrasov, 2006. Vol. 12. No. 4. P. 219-221.

10. Shneyder L.B. Experimental study of professional identity. M.: Print, 2000. 128 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Erikson E. Identity: youth and crisis. M.: Flinta, 2006. 362 pp.

12. Investigating the factors influencing professional identity of first-year health and social care students / K. Adams, S. Hean, P. Sturgis [etc.] // Learning in Health & Social Care. 2006. June Vol. 5, Is. 2. P. 55-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.