Научная статья на тему 'Изучение влияния жизненных ориентаций оптимизма/ пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий'

Изучение влияния жизненных ориентаций оптимизма/ пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МАТЕРИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОПТИМИЗМА/ПЕССИМИЗМА / OPTIMISM / PESSIMISM ATTITUDES / COPING BEHAVIOR / COPING / COPING STRATEGIES / STYLE OF COPING BEHAVIOR OF A MOTHER / MENTALLY RETARDED CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Светлана Николаевна

Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния жизненных ориентаций оптимизма/пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моисеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF OPTIMISM/PESSIMISM ATTITUDES ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY MOTHERS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

The article deals with a coping behavior of the mothers raising a mentally retarded child. The author presents research results showing impact of the optimism/pessimism attitudes on the coping strategy choice.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния жизненных ориентаций оптимизма/ пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий»

УДК 316.61

Моисеева Светлана Николаевна Moiseeva Svetlana Nikolayevna

аспирант Шуйского филиала Ивановского государственного университета, педагог-психолог специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида округа Муром

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОПТИМИЗМА/ ПЕССИМИЗМА НА ВЫБОР МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА, КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

PhD student,

Ivanovo State University, branch in Shuya, Educational Psychologist at the Special (Correctional) Boarding School of the 8th type in Murom district

INFLUENCE OF OPTIMISM/PESSIMISM ATTITUDES ON THE COPING STRATEGY CHOICE MADE BY MOTHERS RAISING A MENTALLY RETARDED CHILD

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния жизненных ориентаций оптимизма/пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.

Ключевые слова:

совладающее поведение, копинг, копинг-стратегии; матери, воспитывающие детей с умственной отсталостью; жизненные ориентации оптимизма/пессимизма.

Summary:

The article deals with a coping behavior of the mothers raising a mentally retarded child. The author presents research results showing impact of the optimism/pessimism attitudes on the coping strategy choice.

Keywords:

coping behavior, coping, coping strategies, style of coping behavior of a mother, mentally retarded child, optimism / pessimism attitudes.

Оптимизм и пессимизм не являются противоположными взаимоисключающими личностными особенностями. Для каждой личности характерно определенное соотношение оптимизма и пессимизма [1, с. 14].

Рассмотрение оптимизма и пессимизма как относительно самостоятельных и независимых между собой конструктов означает, что по мере накопления жизненного опыта люди начинают проявлять более дифференцированные ожидания в различных ситуациях и жизненных сферах, поэтому в одном человеке могут одновременно уживаться относительно обобщенные оптимистические и пессимистические ожидания. Т.Л. Крюкова и М.С. Замышляева рассматривают эти понятия как «структурные когнитивные личностные диспозиции, включающие позитивный/негативный объяснительный стиль (как оценка и способ объяснения причин уже произошедших позитивных и негативных событий), надежду/безнадежность (как позитивные/негативные ожидания в конкретной ситуации в будущем, подразумевающие готовность к поведенческому акту для достижения желаемого блага) и самоэффективность (как веру в эффективность собственных действий)» [2].

В исследовании приняли участие матери, воспитывающие детей с олигофренией в легкой степени дебильности (п = 105) и матери, воспитывающие интеллектуально сохранных детей (п = 105).

Для диагностики уровня оптимизма/пессимизма мы использовали методику БЮТ, в адаптации М.С. Замышляевой, Т.Л. Крюковой.

Для диагностики смысложизненных ориентаций матерей мы использовали «Тест смысложизненных ориентаций» (далее - СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым.

Для диагностики стилей и стратегий совладающего поведения родителей мы использовали опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (далее - КПСС), Н.С. Эндлер, Д.А. Паркер (Канада), адаптированный Т.Л. Крюковой и «Опросник способов совладания» (далее - ОСС), разработанный Р. Лазарусом и С. Фолкманом, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.

Для исследования взаимосвязи между переменными мы использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена (где ** - корреляция значима на уровне 0,01; * - корреляция значима на уровне 0,05).

- 13B -

В результате исследования были получены данные, говорящие о том, что у матерей, воспитывающих умственно отсталых детей, наблюдается отрицательная корреляционная связь между высоким уровнем пессимизма и проблемно ориентированным копингом (далее - ПОК) (0,221*), то есть матери с преобладанием пессимистических настроений редко выбирают проблемно - ориентированный копинг.

У матерей, воспитывающих детей с сохранным интеллектом, значимых корреляционных связей между уровнем оптимизма/пессимизма и стратегиями совладания не обнаружено. Это может свидетельствовать о том, что выявленные нами тенденции оптимистичных настроений и меньшей пессимистичности у матерей, воспитывающих детей с сохранным интеллектом, не имеют прямого влияния на поведение родителей данной группы.

Если рассматривать особенности корреляционных связей оптимизма/пессимизма с СЖО, КПСС, ОСС у матерей, воспитывающих одного и двоих детей, то оказалось, что у воспитывающих одного умственно отсталого ребенка преобладают пессимистичные настроения, которые влияют на предпочтение эмоционально ориентированного копинга, на неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, а сам процесс своей жизни воспринимается как безынтересный, эмоционально ненасыщенный.

Низкий уровень оптимизма приводит к тому, что матери данной подгруппы редко используют копинг «планирование решения проблем» (выявлена отрицательная связь между показателями «оптимизм» и «планирование решения проблем» - 0,316*).

Низкий уровень оптимизма влияет на оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. В нашем случае матери, воспитывающие одного умственно отсталого ребенка, убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее: «оптимизм» и «процесс СЖО» 0,384*, «оптимизм» и «результат СЖО» 0,322*; «оптимизм» и «локус контроль жизнь» 0,408*,«оптимизм» и «общий показатель СЖО» 0,351*.

Таким образом, низкий уровень оптимизма коррелирует с большинством характеристик смысложизненных ориентаций: четкостью целей, эмоциональной насыщенностью жизни, результативностью и локусом контроля в восприятии жизни в целом.

У матерей, воспитывающих двоих детей, из которых только один ребенок имеет умственную отсталость, выявлена отрицательная корреляция пессимистичных настроений с «дистанцированием» («пессимизм» и «дистанцирование» - 0,385**), то есть матери, несмотря на пессимистичные настроения, редко используют стратегию «дистанцирование». В ситуации воспитания двоих детей, из которых лишь один имеет умственную отсталость, матери, несмотря на пессимистичные ожидания, не отстраняются от возникающих трудностей, не пытаются отвлечься, забыться, дистанцироваться от имеющихся проблем.

Низкий уровень пессимистичных настроений и средний уровень оптимистичного взгляда в группе матерей, воспитывающих одного ребенка с сохранным интеллектом, заставляет прибегать к положительной переоценке возникающих трудных ситуаций и к эмоционально ориентированному копингу («пессимизм» и «эмоционально ориентированный копинг» (ЭОК) 0,365**; «пессимизм» и «положительная переоценка» 0,329*).

У матерей, воспитывающих 2-х детей с сохранным интеллектом, выявлены значимые корреляции между «пессимизмом» и «ПОК» 0,313*, то есть низкий уровень пессимизма и средне выраженный уровень оптимизма влияет на предпочтение родителями данной группы проблемно-ориентированного копинга.

Таким образом, у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью отмечаются влияние пессимизма на выбор эмоционально-ориентированного копинга. Можно сказать, что пессимизм повышает вероятность неконструктивного совладания путем раздражения, повышенного напряжения. В свою очередь низкий уровень пессимизма и средне выраженный уровень оптимизма у матерей, воспитывающих интеллектуально сохранных детей, влияет на предпочтение родителями проблемно-ориентированного копинга.

Мы считаем, что низкий уровень пессимизма и оптимизм можно рассматривать в качестве ресурса, ограничивающего влияние неконструктивного копинга в общей структуре совладающе-го поведения матерей.

Исследование показало, что жизненные ориентации оптимизма/пессимизма влияют на выбор матерями стилей/стратегий совладания с трудными ситуациями.

Умеренный уровень оптимизма является личностным ресурсом, обеспечивающим выбор продуктивных, проблемно-ориентированных стратегий; преобладание пессимизма способствует выбору стратегий совладающего поведения, ориентированных на принятие и эмоциональное переживание трудностей.

Мы считаем, что в группе матерей, воспитывающих двоих детей из которых только один имеет умственную отсталость, наличие второго ребенка с сохранным интеллектом является копинг-ресурсом, благодаря которому матери пытаются использовать продуктивные проблемно-ориентированные копинг-стратегии.

Ссылки:

1. Сычев О.А. Психология оптимизма: учебн.-метод. пособие к спецкурсу // Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. Бийск, 2008. 69 с.

2. Крюкова Т.Л. Оптимизм/пессимизм в совпадающем поведении субъекта: межпоколенческий аспект // Психологическое исследование: теория, методология, практика: сб. материалов II Сибирского психологического форума. 30 ноября - 1 декабря 2007 г. Томск, 2007. С. 236-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.