УДК 615.281.014.47.015.144.07
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛИМЕРОВ НА СТЕПЕНЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ РИФАМПИЦИНА
Овчаренко Л.П., Компанцева Е.В., Израилова Г.Г.
Пятигорская государственная фармацевтическая академия, кафедра фармацевтической химии, г. Пятигорск
По данным современной медицинской статистики уровень заболеваемости туберкулезом населения РФ остается высоким. Для лечения этого тяжелого заболевания используют комбинированную терапию, включающую лекарственные средства первого и второго ряда, к которым относятся изониазид и рифампицин.
Целью работы являлось изучение влияния полимеров на скорость высвобождения рифампицина для поиска вспомогательных веществ, обеспечивающих увеличение растворимости и биодоступности лекарственного вещества.
Для достижения поставленной цели провели сравнительную оценку динамики высвобождения рифампицина как из фармацевтической субстанции, так и из модельных смесей (рисунок 1). Предварительно готовили композиции рифампицина с высокомолекулярными соединениями (ВМС) в соотношениях 1 : 0,2; 1 : 0,5; 1 : 1; 1 : 2 соответственно. В работе использовались следующие ВМС: крахмал водорастворимый, пектин цитрусовый, натрий карбоксиметилцеллюлоза (МаКМЦ), комплексный полимерный носитель (КПН-1), р-циклодекстрин (БЦД) с молекулярными массами 37000, 300000, 30000, 570000, 1279. Известно, что вспомогательные вещества, используемые в производстве готовых лекарственных препаратов, существенно влияют на биодоступность лекарственных веществ. Поэтому смеси готовили методом диспергирования с продолжительностью смешения 10 мин. и 2 ч., что позволяет учитывать возможные технологические процессы, такие как смешивание, гранулирование, прессование. Соотношения рифампицина и ВМС были выбраны с учетом технологических приемов использования полимеров в качестве вспомогательных веществ.
Исследование возможного взаимного влияния лекарственных веществ и ВМС проводили методом диализа через полупроницаемую мембрану. В качестве полупроницаемой мембраны использовали отмытый от лака целлофан толщиной 30 мкм. Акцепторной средой служила вода очищенная. Пробы диализата отбирали через 30, 60, 90, 120, 150 мин. Содержание рифампицина в отобранных пробах определяли спектрофотометрически по разработанной нами методике.
Содержание рифампицина в диализате рассчитывали по формуле:
Хг =■
где (1)
Ах - оптическая плотность испытуемого раствора при X = 475 нм;
Е!см - удельный показатель поглощения СО рифампицина в воде при X = 475 нм, равный 163,0;
1 - толщина кюветы, см;
^л - объем аликвоты диализата, взятый для анализа, мл;
V - объем акцепторной среды, равный 50 мл.
После отбора проб в диализат добавляли 5 мл акцепторной среды.
По формуле 1 можно посчитать объективно только результат при отборе первой пробы. В дальнейшем, с учетом невозвращенного вещества, формула расчета приобретает вид:
Сг='
Ах'У
■+Сг_1. (2)
Е^м^ал-г- 100
По полученным результатам строили графики зависимости степени высвобождения рифампицина от времени диализа, приведенные на рисунке 1.
Риф. + крахмал Риф. + ШКМЦ -
Риф. + КПН ' Риф. + пектин
......Риф. + крахмал — — Риф. + КПН
— • «Риф. + ШКМЦ Риф. + пектин
Рифампицин — — — Риф. + БЦД
....Риф. + крахмал — — Риф. + КПН
— • «Риф. + ШКМЦ ^^^Риф. + пектин
«Рифампицин — — — Риф. + БЦД
....Риф. + крахмал — — Риф. + КПН
— • «Риф. + ШКМЦ ^^^Риф. + пектин
Рисунок 1 - Графики зависимости степени высвобождения рифампицина из модельных смесей с ВМС в различных соотношениях - лекарственное вещество : ВМС
Полученные результаты показывают, что степень высвобождения рифампицина из субстанции составляет 5% за 150 мин. Степень высвобождения рифампицина из модельных смесей, время сорастирания которых составило 10 минут, существенно не отличается от таковой для субстанции.
При исследовании модельных смесей, время сорастирания которых составляло два часа, установлено, что в смесях с NaKMU, во всех соотношениях степень высвобождения рифампицина не превышает 3%. Следовательно, NaKMU, замедляет высвобождение антибиотика. Степень высвобождения рифампицина из модельных смесей с крахмалом, КПН-1, БЦД увеличивается и составляет 7,8,15% соответственно.
Пектин в соотношении 1 : 0,2; 1 : 0,5 и 1 : 1 за указанный период времени обеспечивает увеличение степени высвобождения рифампицина от 8 до 20%.
Таким образом, использование пектина в качестве вспомогательного вещества при производстве твердых лекарственных форм в любых соотношениях может обеспечить увеличение биодоступности рифампицина в 2-4 раза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.