ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДРОРВЬЕ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ
Абеуова О.А., Садыков К.И., Рамашов Н.Р:, Мыктыбаева Р.А.
Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, Караганда, Казахстан
Оценка надежности деятельности и профессионального здоровья работающих в неблагоприятных условиях является одной из актуальных проблем медицины. На сегодняшний день становиться очевидным, что в целях совершенствования существующих гигиенических и физиологических нормативов традиционная регламентация факторов природной и профессиональной среды по уровню изменения отдельных функций организма должна дополняться более конкретными положениями, а именно: уровням изменения надежности деятельности и профессионального здоровья человека.
Физиологическое и гигиеническое нормирование особенно важно для производства с потенциально опасными технологиями, изучение влияния на человека, особенно детского организма, всей совокупности неблагоприятных факторов внешней и профессиональной среды становится очевидным, требующего комплексного подхода. Целью наших исследований было определение количественной зависимости между степенью загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемостью детей при открытых разработках марганецсодержащих руд. При обследавании детей учитывали состояние здоровья, материально-бытовые условия, продолжительность проживания и размещение детского сада.
Состояние здоровья обследуемых оценивали по уровню заболеваемости и биохимическим показателям: в моче определяли содержание гексоз, связанных с белками и гексуроновых кислот; также определяли активность лизосомального фермента.
Полученные исследования показали, что ведущими формами являются заболевания органов дыхания, инфекционные заболевания и др. Среди заболеваний верхних дыхательных путей в промышленном районе наибольший процент приходится на острые респираторные инфекции, бронхиты, среди инфекционных заболеваний - вирусный гепатит. Обращаемость по заболеваемости у детей в зоне экологического неблагополучия в 2 и более раз выше, чем в районе с низким уровнем загрязнения окружающей среды. Изучение метаболических неспецифических реакций организма детей, находящихся в неблагоприятных условиях окружающей среды установлено, что содержание гексоз, связанях с белками, гексуроновых кислот в моче детей, проживающих на растоянии до трех километров увеличино, на растоянии пять километров этот показатель равен 30 % по сравнению с нормой. Изменение количественного состава гликопротеидов, по-видимому, можно расценивать как защитную реакцию клетки, заключающуюся в энзиматическом расщеплении и удалении продуктов обменаб образующихся в процессе контакта с чужеродными образованиями. Для развития острой респираторной инфекции наибольшее влияние оказывают действие пыли и окиси углерода; существенным фактором на показатели заболеваемости бронхитом являются пыль, марганец, формальдегид. Развитию вирусного гепатита, видимо, способствует значительное воздействие на организм выше перечисленных соединений как в отдельности, так и их комплексное сочетание.
В результате проведенных исследований установлена взаимосвязь между содержанием ингредиентов в атмосферном воздухе и отдельными нозологическими формами заболеваний у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев А.Г. О системе «человек-машина» в автоматизированном производстве// Психолог.журнал. -1990. - Т.11. - №4. - С.3-11.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва