О ВЛИЯНИИ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ Сайфулин М.Х.
Астраханская государственная медицинская академия, кафедра общественного здоровья и здравоохранения
С помощью сертифицированного детского опросника PedsQLTM (Pediatric Quality of Life Inventory), версия 4.0 проведена оценка качества жизни 60 школьников, больных туберкулезом, проходивших стационарное лечение. Исследовалось качество жизни до начала курса лечения и сразу после его окончания. В качестве контрольной группы были взяты 60 детей того же пола и возраста с проблемами в социальной сфере, находящиеся на учете и наблюдающиеся в городских учреждений социальной реабилитации и относящиеся к 1 и 2 группам здоровья Установлено, что заболевание ребенка туберкулезной инфекцией негативно отражалось на всех видах его жизнедеятельности. Низкие уровни физического развития и особенности течения заболевания заметно ограничивали физическую активность, а в ряде случаев и физическую независимость ребенка. Необходимость длительного нахождения в больничных условиях, монотонность и замкнутость существования, присутствие неприятных, зачастую болезненных медицинских манипуляций заметно влияли на эмоциональную сферу ребенка, появлялись признаки неврозов, депрессий, угнетенного состояния и повышенной тревожности. Специфическое однообразное окружение - медицинский персонал, необходимость медицинского вмешательства угнетали психологическое состояние обследуемых детей. Длительный перерыв в обучении, связанный с заболеванием, либо необходимость учиться в условиях стационара, по ограниченной программе, общее тяжелое состояние, влияющее на способность к запоминанию и восприятию информации, затормаживал интеллектуальное развитие ребенка, снижал его успеваемость. Все эти неблагоприятные влияния на жизнедеятельность несовершеннолетних отражались на субъективных оценках физического, эмоционального, психоэмоционального функционирования и данных шкалы «Жизнь в школе», которые у больных детей были ниже, чем в контрольной группе (ФФ: основная группа - 53,8±2,3 балла, контрольная - 55,1±5,8 баллов; ЭФ: основная группа - 52,2±4,7, контрольная - 57,2±4,7; ПСФ: основная группа - 48,5±2,1, контрольная - 53,0±3,4; ЖШ: основная группа - 44,4±2,1, контрольная - 53,8±3,5). Вместе с тем, у детей, больных туберкулезом, оценки их социального функционирования были несколько выше показателей здоровых детей из социально неблагополучной среды (СФ: основная группа - 49,0±3,2 баллов, контрольная - 48,0±3,5 баллов). Диагноз тяжелого хронического заболевания, ряд ограничений, вызванный им, необходимость кардинальных перемен образа жизни, нивелировали остроту «чисто» социальных проблем и отодвигали их на задний план. Кроме того, зачастую, увеличение объема общения родителей с больным ребенком, внимания, уделяемого ребенку, приводит к видимости налаживания взаимоотношений и мнимому повышению социального благополучия.
На фоне прохождения курса стационарного лечения показатели всех шкал опросника улучшились (р<0,001). Анализ динамики показателей суммарной шкалы качества жизни (СШ: до лечения - 48,5±3,3, после лечения -50,1±3,1 балла) позволил установить, что длительное проведение лечебно-оздоровительной деятельности и направленного противотуберкулезного лечения значительно улучшают субъективные характеристики физической деятельности, психологической и социальной адаптации, социально-гигиенического функционирования и субъективных оценок своего здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [317]