DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-60 УДК 316.61
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕНДОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ С ПОЗИЦИИ ДИАХРОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Вагапова А.Р.
Обсуждается проблема детерминации различных трендов социализации в российском обществе. Рассмотрен диахронический подход к изучению процесса социализации. Представлено описание и содержание основных трендов социализации, выделены причины их появления. Применение комплекса методик и методов позволило описать наиболее распространенные тренды в подростковой, юношеской и молодежной среде: 1. социальная успешность самопрезентации (проанализированы представления подростков о социальной успешности (n=40), показано, что подростки используют возможности информационного пространства для поиска эффективных моделей самопрезентации подобно взрослым, ведущих к достижению социальной успешности в последующем); 2. престиж профессионального успеха (рассмотрены представлений студентов-психологов, о перспективах профессионального будущего (n=51), показана высокая восстребованность в обществе профессионально успешной молодежи и возможные пути выхода из сложившихся противоречий, обусловленных как традицией, так и сложностями современной российской действительности); 3. выбор направления самореализации (приведены сравнительные данные о ценности семьи и брака в выборках учащейся и рабочей молодежи (n=56), описаны тенденции в молодежной среде к самореализации в различных сферах жизни, показано, что семья рассматривается только одна из многих возможностей, которая явно уступает по значимости построению успешной карьеры). Автор приходит к
выводу, что значение процесса социализации личности идет в единстве с активностью человека, его самоопределением и самореализацией в обществе. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации процесса социализации.
Ключевые слова: личность; самоопределение; тренды социализации.
THE STUDY OF SOCIALIZATION TRENDS WITH THE HELP OF THE DIACHRONIC APPROACH
Vagapova A. R.
The article studies various socialization trends in the Russian society and the use of the diachronic approach in the study of socialization. It presents a description and the idea of the main socialization trends and studies the reason why they appeared. A number of methodologies and techniques was used to detect the most popular trends and values in teenage, youth and young adult social environment, which are: 1 - social success and self-presentation (the study of the teenagers' ideas of social success (n=40) has shown that like adults teenagers search the information space for successful models of self-presentation, which could lead to good social standing in the future); 2 - professional success (the study of the views of psychology students on their future career (n=51) showed the demand for successful young professionals existing in the society and possible solutions to the controversial problems and difficulties of present-day Russian society); 3 - the choice of the sphere of self-fulfillment (the author presents comparative data on family values among the sampling of students and young workers (n=56), studies the trends of self-fulfillment among the youth in various aspects of life and discovers that family is only viewed as one of the numerous opportunities and is less important than successful career). The author concludes that socialization is inseparable from the person's social activity,
personal identity and self-fulfillment in the society. The results of the study can be of practical use for psychological consultants and for devising socialization programmes.
Keywords: personality; personal identity; socialization trends.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в науке не пропадает интерес к изучению процесса социализации. Исследователи выявляют новые грани, применяют иные подходы и по-новому осмысливают ранее изученные открытия. Интерес объясняется тем, что человек находится в поиске ответа на вопрос, который определяет направление его активности и взаимодействие с социумом.
В отечественной науке социализацию определяют как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Двойственность заключается в том, что для познания себя необходим опыт общения с людьми, вне его это не возможно. Наибольшего успеха, искреннего и длительного признания достигают люди, хорошо знающие себя и во многом благодаря этому понимающие других. Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду [1]. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Ученые подчеркивают двусторонность и активность всех участников процесса социализации, ее динамичный характер. С точки зрения Р.М.
Шамионова, социализация - это усвоение, накопление и воспроизведение социального и индивидуального опыта, репрезентированного в виде всевозможных значений (знаково-символических форм, смыслов, артефактов культуры), социально обусловливающих внутренние инстанции личности в процессе ее включения в общественные связи и отношения с Другими и продуктами социального и индивидуального творчества в различных пространствах события. С позиции разрабатываемого им диахронического подхода, личность в процессе социализации представляет собой динамическую систему со множеством взаимосвязанных подсистем (например, внутренних и внешних инстанций личности, детерминант, критериальных образований социализации, оснований, факторов и т.п.), образующих иерархию (иерархия подсистем определяется не только их значимостью, важностью с точки зрения «вклада» в структуру личности и определения последовательного социального поведения на разных стадиях и уровнях социализации, но и ситуативной (одномоментной) значимостью каждой). При изучении процесса социализации необходимо выявить признаки межуровневой координации различных инстанций (включая их согласование и рассогласование), диахронию и синхронию. Динамика системных изменений связана с несогласованностью различных (как правило, однопорядковых) инстанций, что приводит к неудовлетворенности (собой, своими социальными взаимоотношениями, деятельностью и т.п.). Также необходимо особо отметить, что любое «обретение» в процессе социализации личности проходит проверку на валидность (пригодность) с точки зрения выполнения определенных задач, включая и задачи взаимодействия с Другими и группами. Иначе говоря, принципиальным для изучения социализации выступает анализ взаимодействия системы личности с другими системами, в результате чего происходят соответствующие (порой необратимые) изменения в ней [9].
Говоря о социализации необходимо обратить внимание на неоднозначные условия ее протекания в нашей стране. В настоящее время большое внимание
уделяется фактору успеха, а понятие «успешность» является одним из самых распространённых в языковой культуре современного российского общества. Представление об успешной личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом. Например, средства массовой коммуникации, обращаясь к теме психологических аспектов решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха [4, с. 321]. По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижениях и успехе формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, оригинально решить возникшую проблему [7, с. 52].
Среди особенностей российской ментальности видные русские философы и мыслители выделяют ее антикапиталистический характер, эгалитаризм и антииндивидуализм. Отмечаются также такие черты, как доверчивость, склонность к поиску социальной справедливости, к самоанализу и рефлексии, гипертрофированная терпеливость. Также указывают на особую роль морали и идеологии, склонность к поиску смысла жизни, недостаточное чувство действительности. И.П. Павлов отмечает, что «русский не привязан к фактам», он больше любит слова и ими оперирует», он «нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность», занимается «коллекционированием слов, а не изучением жизни». В данном контексте становится очевидной актуализация проблемы формирования критического мышления. Усвоение норм и культурных ценностей идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в ее процессе личность получает развитие. Развитие личности, в свою очередь, происходит в непрерывном процессе образования и воспитания [6, с.59; 11 с. 128; 15 с. 67;].
Исследователи обращают внимание на роль институтов социализации [13, c.582; 14. с. 119]. На каждом этапе своего развития человек, последовательно проходя их, получает уникальный и очень индивидуальный опыт. Причем его приобретение и усовершенствование идет скорее не линейно, а скачкообразно и не одинаково по разным направлениям социализации. Вероятно, каждое из них будет в тот или иной промежуток времени занимать и привлекать большую энергию, активность самой личности (будет в тренде).
Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. В общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [10, с.199]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современная реальность предлагает человеку разные тренды социализации, которые задают и определяют эффективность личности в оценках значимых Других на разных возрастных этапах. Приведем некоторых их них.
1. Социальная успешность самопрезентации. Современные подростки уделяют большое внимание оценке своих достижений не в узком кругу референтной группы, а в значительных масштабах, что возможно благодаря СМИ и СМК [12, с. 2]. Социализация подростков включает формирование социальных представлений, целостного социального образа мира, компоненты которого все больше подсказываются средствами массовой информации, а
зачастую и формируются через СМИ как институт социализации. Задачи самоопределения и сепарации, построения целостного образа Я ведут к включению подростков во все более широкие пласты информационного пространства, ориентируя на альтернативные источники информации, сопряжение виртуального и реального миров [2]. Например, материалы, полученные в исследованиях О.В. Гребенниковой, Н.А. Голубевой и А.Н. Пархоменко, показали, что молодые люди в большей степени доверяют Интернету и больше им пользуются. Очевидно, что для достижения поставленных целей и привлечения целевой аудитории (сверстники и лица, помогающие утвердится в успехе) он подходит в большей степени. В исследовании Т.П. Авдуловой также показано, что большинство подростков демонстрируют активную позицию во взаимодействии с информационным пространством. Коммуникативная толерантность подростков связана с их готовностью осуществлять выбор в пользу гибких стратегий построения отношений, использованием эффективных моделей самопрезентаций [5]. Таким образом, подростки, у которых новообразованием является чувство взрослости, используют возможности информационного пространства, стремясь не только к поиску эффективных моделей самопрезентации подобно взрослым, но и к достижению социальной успешности в последующем. Социальная успешность в исследованиях характеризуется как определенное состояние человека, связанное с удовлетворением относительно своего положения в социальном окружении, а также как результат интеграции человека в данную социальную среду. В ранее проведенном исследовании именно подростки (14-15 лет) чаще упоминают атрибуты быстрого достижения успеха и соответствующее финансовое сопровождение, чем представители другой возрастной группы (1617 лет) [8, с.70]. Ключевой элемент в самопрезентации подростков - это талант (музыка, спорт, мода и т.д.), при его наличии успехи освещаются целой индустрией. Искусство успешной самопрезентации, ведущей к достижению успеха у значимых Других, шаблонно и представляет набор условных схем,
главное звено - это эпатаж публики. Систему Других привлекает вечная молодость (предпочтение отдаются молодым, старость игнорируется) и неиссякаемая энергия как протест против естественных процессов и циклов человека, страх и не желание принимать конечность существования. Однако, личность ждет разочарование, так как в этой гонке часто происходят потери и смены лидера, соревнование захватывает и неожиданно может прекратиться. Для развития собственной системы личности человек должен для себя решить: либо обслуживать дальше интересы Других и искать новые способы поддержания к себе интереса, либо уйти из данных взаимодействий в ином направлении развития.
Причинами появления данного тренда следует считать динамичность современной жизни и не насыщаемость информационного пространства. Эффектная самопрезентация подменяет истинные и глубинные процессы взросления - самопознание и самоопределение.
2. Престиж профессионального успеха. Этот тренд наиболее распространен в молодежной среде, характеризуется большими временными и финансовыми затратами, который тратятся для получения образования, преследуется цель получение высокооплачиваемой работы (в столице, за рубежом). Причиной для появления послужила отчасти еще со времен Советского Союза безусловная ценность образования, с другой стороны, на нее наложилась зарубежная модель карьерного высокодоходного успеха с жесткой конкурентной борьбой за обладание соответствующим статусом и прибылью.
Оборотной стороной данного тренда часто является игнорирование собственных интересов в угоду обучения модным, престижным, востребованным профессиям. В проведенном нами исследовании среди студентов пятого курса были выявлены и описаны две группы студентов с разным уровнем удовлетворенностью будущей профессиональной перспективой. Для решения исследовательских задач в работе использовался метод сбора эмпирических данных (анкета «Факторы, влияющие на выбор
профессии», опросник «Ориентация» (Д.И. Соломин), «Методика изучения мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильиной), модифицированный опросник «Личностная профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников). Так, у студентов с целостной картиной представления о профессиональном будущем, включающей в себя удовлетворенность перспективой профессионального развития, выявлена высокая степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и самосовершенствования, а так же признания себя в будущем в качестве профессионала. Вторая группа отличается неудовлетворенностью выбранной профессией, отмечает отсутствие перспектив в сфере образования и желанием развиваться в ином направлении. Одной из вероятных причин неудовлетворенности является низкая субъектная позиция или отсутствие субъектной позиции, которая включает ряд свойств и способностей, является главным звеном социальной активности. То есть, при выборе будущей профессии студенты переложили ответственность на других людей, или же на влияние каких-то внешних факторов, например, неполную информированность, СМИ и др. Ответы респондентов о том, что профессия педагог-психолог неперспективная, нежелание работать в сфере образования, позволяют нам предположить, что существует ярко выраженное несоответствие между прошлыми представлениями студента о профессии и существующими реалиями. Это говорит о нежелании студента искать пути достижения приемлемого уровня престижа в рамках выбранной специальности, ему выгоднее получить новую, дополнительную специальность, например, студенты могут поступить в другой вуз для получения второй специальности, пройти различные курсы, связанные с коммерцией, устроиться на работу в частные фирмы и т.д.[3, с.40].
Общество формирует представления об успешной профессиональной самореализации и снабжает его соответствующими атрибутами и ждет отдачи от выпускников вузов, так как произвело много финансовых затрат. Однако, реальность такова, что молодые специалисты остаются не востребованы,
поскольку у них нет опыта работы. Противоречие состоит в том, что при наличии стремления к достижению успехов в профессии у большинства нет возможностей их добиться. Возможными вариантами выхода из тисков данного тренда являются: уход в другую профессию, концентрация всех усилий только на реализации поставленной цели (в угоду этому можно пожертвовать остальным).
3. Выбор направления самореализации. С ситуацией выбора сталкиваются современные женщины. Редко кто может успешно совместить успешную самореализацию в профессиональной сфере и в семье, но средства массовой информации с завидным постоянством приводят образцы для подражания. Причина появления такого тренда - это, с одной стороны, ориентация на высокую планку, поставленную на предыдущих этапах, а с другой - желание реализовать себя, свое природное предназначение. Современная российская семья зачастую, в связи с профессиональной занятостью родителей, не справляется с рядом функций: воспитательной, перекладывает ее на детские образовательные учреждения; досуговой, так как рабочий график родителей не совпадает. На этом фоне вполне понятно, почему такие обороты в нашей стране набирает движение чайлдфри (childfree).
В проведенном пилотажном исследовании с целью изучения ценности семьи и брака в представлении современной молодежи принимали участие 56 человек (не состоят в браке), среди них 28 являются работниками учреждений (рабочая молодежь) и 28 студентов различных специальностей (учащаяся молодежь). В рамках данной статьи приводится часть результатов, полученных с помощью опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина (данные проанализированы с использованием t-критерия Стьюдента). Анализ результатов по сфере «семейная жизнь» позволил обнаружить достоверно значимые различия касательно терминальной ценности «собственный престиж» (t=3,378, P<0,01). Учащаяся молодёжь стремится построить свою семейную жизнь так, чтобы получить призвание со стороны окружающих, в то время как
работающие молодые люди менее заинтересована во мнении других людей о различных аспектах своей семейной жизни. Также выявлены значимые различия по критерию «Креативность». В группе учащейся молодёжи выражено стремление ко всякому рода изменениям в своей семейной жизни, внесению в неё что-то нового, в то время как работающие молодые люди более равнодушны к разнообразию в жизни своей семьи (t=3, P<0,01). Данные, относящиеся к терминальной ценности «Духовное удовлетворение» так же являются достоверно значимыми. В группе учащейся молодёжи более выражено стремление к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними, во второй группе менее заинтересованы к близким отношениям в семье (t=2,876, P<0,01). Таким образом, полученные нами результаты говорят о неких процессах, связанных с изменением отношения к семейной жизни в двух группах достаточно близких по возрасту, но с различным статусом. Столкнувшись с реальностью современной жизнью за пределами достаточно безопасного и в большинстве случаев обеспеченного материального положения, работающая молодежь стремится к независимости и для них в первую очередь является важным реализация себя. В то время как в группе учащаяся молодежь семья и брак обладают большей ценностью, испытуемые готовы к супружеству и относятся более серьезно к выбору будущего партнера.
У современных молодых людей изменилась направленность ценностных ориентаций, касающихся институтов брака и семьи. Появилось стремиться реализовывать себя в различных сферах жизни, и семья только одна из многих возможных, которая явно уступает по значимости построению успешной карьеры.
Возникает противоречие, заключающееся в том, что в жизни современного человека погоня за материальным благом до бесконечности поощряется, но его душевные потребности, природное предназначение (забота о членах семьи, продолжение рода, родительство и т.д.) не удовлетворяются,
они нищенствуют. Исследователи обращают внимание на то, что жизнь становится бесцельной и бесполезной, когда достигается желаемый материальный достаток, у тех людей, кто напрочь забыл об удовлетворении потребностей души. Вероятно, поэтому в СМИ и киноиндустрии популярны идеи о конце света, о неестественном завершении жизни человека как способе прекратить уже бесцельное существование. Или другой вариант выхода из создавшегося положения - это возникновение потребности заниматься благотворительной деятельностью, обращение к религии, а иногда и к политике, то есть к тому, что дает возможность позаботиться о других, о собственном духовном росте, глубинном познании себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках одной статьи были описаны наиболее распространенные тренды социализации. Предположительно возможна их смена, это связанно с изменением образа жизни в связи с жизненными обстоятельствами (несчастные случай, болезнь одного из членов семьи и т.д.), в результате появляется новый вектор и иной путь взаимодействия с социумом.
Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством саморазвития и саморазвертывания личности [2]. Органично эти процессы связаны с таким инстанциями как самопознание и самоопределение личности, гармоничность взаимодействия между ними позволяет лучше реализовать себя. При дисгармоничности отношений в этих инстанциях личность будет развиваться без учета индивидуальных особенностей, саморазвитие будет затруднено. Таким образом, тренд вторичен, первичными являются процессы самоопределения, позволяющие глубже понять себя и определить истинные направления собственного развития, иначе возникают противоречия, требующие разрешения.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. URL: http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt16.htm (дата обращения: 05.06.2013).
2. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.07.2013).
3. Вагапова А.Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Известия СГУ. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т.12. № 4. С.38-43
4. Лабунская В. А. Социальная психология личности (в вопросах и ответах) : учеб. пособие. М.: Изд-во Гардарики, 2000. 397 с.
5. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т.5, № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.08.2013 г.).
6. Медведева М.Е. Гражданское образование как фактор социализации личности // Человек и образование. 2009. № 2. С. 58-62.
7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
8. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: Дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 156 с.
9. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2013).
10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. М.: ВЛАДОС, 1995. 554 с.
11. Bocharova E. To рroblem of research of subjective well-being of person // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013, Beijing, China // Scientific Research Publishihg, USA. P. 182. p.128-132.
12. Curran, J., & Gurevitch, M. Introduction to the fourth edition. Mass media and society. London, 2005. p 1-14.
13. Fowers, B. J., & Davidov, B. J. The virtue of multiculturalism personal transformation, character and openness to the other. American Psychologist. 2006. № 61, p. 581-594.
14. Maton, K. L., Kohout, J. L., Wicherski, M., Leary, G. E., & Vinokurov, A. Minority students of color and graduate pipeline, disquieting and encouraging, 19892003. American Psychologist. 2006. № 61, p. 117-131.
15. Shamionov R. Dynamics and the Relationship between Job Satisfaction and the Emotional Focus of Comprehensive School Teachers // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013, Beijing, China // Scientific Research Publishihg, USA. P. 182. p.67-72.
References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt16.htm (accessed June 5, 2013).
2. Avdulova T.P. Psychological Research 5, no. 13 (2010). http://psystudy.ru (accessed July 7, 2013).
3. Vagapova A.R. Izvestiya SGU. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [SGU News. Education akmeology. Development psychology.], t.12, no. 4 (2012): 38-43
4. Labunskaya V. A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti (v voprosakh i otvetakh) [Social psychology of the personality (in questions and answers)]. Moscow: Gardarika publishing house, 2000. 397 p.
5. Martsinkovskaya T.D. Psychological research 5, no. 26 (2012). http://psystudy.ru (accessed August 4, 2013).
6. Medvedeva M.E. Chelovek i obrazovanie [Person and education], no. 2 (2009): 58-62.
7. Orlov Yu. M. Voskhozhdenie k individual'nosti [Ascension to identity]. Moscow: Education, 1991. 287 p.
8. Tugusheva A.R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i lichnostnoe samoopredelenie yunoshestva [Ideas of social success and personal self-determination юношества]: Dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara, 2007. 156 p.
9. Shamionov R.M. Psychological research 6, no. 27 (2013) http://psystudy.ru (accessed June 10, 2013).
10. Shevandrin N.I. Sotsial'naya psikhologiya v obrazovanii [Social psychology in education]. Moscow: VLADOS, 1995. 554 p.
11. Bocharova E. To рroblem of research of subjective well-being of person // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013, Beijing, China // Scientific Research Publishihg, USA. P. 182. p.128-132.
12. Curran, J., & Gurevitch, M. Introduction to the fourth edition. Mass media and society. London, 2005. p 1-14.
13. Fowers, B. J., & Davidov, B. J. The virtue of multiculturalism personal transformation, character and openness to the other. American Psychologist. 2006. № 61, p. 581-594.
14. Maton, K. L., Kohout, J. L., Wicherski, M., Leary, G. E., & Vinokurov, A. Minority students of color and graduate pipeline, disquieting and encouraging, 19892003. American Psychologist. 2006. № 61, p. 117-131.
15. Shamionov R. Dynamics and the Relationship between Job Satisfaction and the Emotional Focus of Comprehensive School Teachers // Conference on
Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013, Beijing, China // Scientific Research Publishihg, USA. P. 182. p.67-72.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Вагапова Альфия Равилевна, доцент кафедры психологии образования, кандидат психологических наук
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, Саратовская область,410012, Россия e-mail:[email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7123-3350
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vagapova Alfiya Ravilevna, Associate Professor of Educational Psychology, Ph.D.
Saratov State University named after N.G. Chernishevskiy 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, Saratov region, 410012, Russia e-mail:[email protected]
Рецензент:
Никитенко П.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования