СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
и объективными) [4, с.42].
В истории педагогической практики познавательный интерес обычно рассматривается как нечто внешнее, а именно как побуждение к познавательной деятельности школьников. То есть учитель может сделать процесс обучения более интересным, привлекательным, не скучным. То есть познавательный интерес рассматривается исключительно как инструмент оживления процесса обучения в школе, особенно в младшей школе [3, с. 46].
Обоснование такого подхода, безусловно, есть. Ведь если человек из всего окружающего мира выбирает именно то, что считает значимым и интересным, то в учебном процессе нужно это использовать. То есть представлять знания в удобной для учеников форме. И таким образом развить познавательную активность на всех школьных предметах. Ведь не секрет, что обычно ученики уже с младшей школы выбирают учебные предметы по принципу: интересно-скучно. И мотивы познавательной деятельности лежат в плоскости познавательного интереса. Почему именно познавательный интерес имеет преимущества перед другими мотивами деятельности?
Во-первых, познавательный интерес осознается школьниками достаточно рано, уже в младших классах. Обычно, если спросить первоклассника «что тебе нравится в школе?», то в большинстве случаев мы получим ответ: «интересно узнавать что-то новое».
Во-вторых, познавательный интерес яснее всего осознается, точно отражает мотивацию учащегося. В-третьих, познавательный интерес легко наблюдаем. Учитель может быстро определить, есть ли познавательный интерес у учеников, и вызвать познавательный интерес при необходимости. А если это можно выявить и вызвать, значит им можно управлять [5].
В-четвертых, в младшей школе познавательный интерес прочно связан с другими мотивами учащегося, например, с мотивом долга (перед родителями) или самоутверждения (перед одноклассниками). И эта взаимосвязь положительно влияет на развитие личности ученика в систематическом обучении в школе. Совершенствуется работа головного мозга, развивается нервная система, формируется интеллект личности ребенка в целостном педагогическом процессе. Список использованной литературы:
1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,- 1986.
2. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
3. Немов Р.С. Психология М.: Просвещение. 1995.
4. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А.Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
5. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Л.,2002.
© Колесов В.И.. 2018
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Комарова У.А. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Приведены элементы дидактики изучения студентами младших курсов высших учебных заведений объектов, процессов и явлений механической действительности на лекционных и практических занятиях.
-( 85 J-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Ключевые слова
Информационное моделирование действительности, модели механики.
Метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], является одним из основных способов проектирования и реализации учебной и научной деятельности студентов высшей профессиональной школы [2].
Началом систематического и регулярного изучения студентами младших курсов высших учебных заведений метода информационного моделирования действительности служит постановка и решение задач механики в курсах общей физики, технической или теоретической механики.
Преподаватели - ученые высшей школы на лекционных и практических занятиях четко выделяют перед студентами нижеследующие модели механической действительности.
Материальная точка - это тело, размерами и строением которого можно пренебречь при информационном моделировании выделенного фрагмента механической действительности.
Система материальных точек - это совокупность взаимодействующих между собой материальных точек, выделенных в данной задаче.
Абсолютно твердое тело - это система материальных точек, расстояния между которыми не изменяются при движении тела.
Деформируемое тело - это система материальных точек, расстояния между которыми меняются при движении тела или при воздействии на него других тел.
Сплошная среда - это заполняющая всю рассматриваемую область система материальных точек, расстояния между которыми меняется при движении среды.
Изучение ядра информационного моделирования механической действительности - законов механики имеет дидактическую эффективность при сочетании основного теоретического материала по механике с кратким историческим материалом о жизни и творческой деятельности выдающихся отечественных и зарубежных ученых - механиков [3].
При переходе от физической модели фрагмента механической действительности к соответствующей математической модели объекта, процесса или явления студентам высшей школы следует применять матричную форму записи основных законов и уравнений механики, что способствует ясности и компактности решения задачи при разработке и исполнении её алгоритма, выполняемого студентом либо вручную с авторучкой на бумаге, либо с помощью компьютерных технологий [4].
В этой связи успешность выполнения студентами высших учебных заведений этапов построения модели механического объекта, процесса или явления, разработки и исполнения соответствующего алгоритма решения учебной или научной задачи зависит от установления и развития на занятиях преподавателем-ученым междисциплинарных связей физики, математики и информатики [5].
Систематическое математическое моделирование объектов, процессов и явлений, рассматриваемых на теоретических и практических занятиях по механике, оказывает положительное влияние на качество освоения студентами положений, теорем и правил высшей математики [5].
Дидактический опыт изучения студентами высшей школы информационных моделей механической действительности посредством выполнения требований принципов научности, историчности и системности обучения показывает при этом повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высших учебных заведениях.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на дидактических принципах научности, историчности и системности обучения естественно-математическим дисциплинам изучение студентами высшей информационного моделирования механической действительности приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высших учебных заведениях.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
5. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Комарова У.А., 2018
УДК-37
Лапшина В.С.
Студентка ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского
Г. Липецк, РФ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация
В настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально - волевой.
Ключевые слова:
речь, дети дошкольного возраста, развитие, проблема.
Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный период для развития. Чем раньше начнется родной язык, тем свободнее ребенок будет использовать его в будущем. Освоение языка, его грамматическая структура дает детям возможность свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать различные связи между объектами и явлениями.
Освоение навыков и способностей различных видов речевой деятельности является предпосылкой полного овладения любыми предметами обучения, которые являются частью содержания дошкольного, начального, среднего и высшего образования.
В процессе образовательной деятельности детей речевая деятельность включает, с одной стороны, восприятие и обработку информации (прослушивание, чтение), с другой стороны, обработку извлеченной или полученной информации (речь, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре типа речевой деятельности занимают большое место, поскольку процесс взаимодействия основан на взаимодействии, общении между учителем и детьми и детьми друг с другом, поэтому становится необходимым определить уровень речи готовность старших дошкольников к обучению.
-( 87 )-