тернальности, чем и подтверждают положение о том, что психологическую готовность к лидерской деятельности можно формировать через развитие параметров структуры и повышение показателей по факторам интернальности в пределах нормы.
Таким образом, технология показала свою эффективность при формировании психологической готовности к лидерству как особому виду деятельности через развитие его структурных компонентов.
Список литературы
1 Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. - Москва : Наука, 1981. - С. 3-19.
2 Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - Москва : Смысл; Академия, 2002. -416 с.
3 Битянова Н. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. -Москва : Международная педагогическая академия, 1995. -64 с.
4 Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. - Москва, 1960. - С.53.
5 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. -Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 320 с.
6 Евтихов О. В. Практика психологического тренинга : учеб.-метод. пособие для начинающих тренеров. -Красноярск : РИО КГПУ, 2003. - 220 с.
7Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -Москва : Политиздат, 1979. - 304 с.
8 Овчарова Р. В. Технологии работы практического психолога образования : учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - Москва : Сфера, 2000. - 528 с.
9 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 713 с.
10 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - Москва : Прогресс, 1993. - 368 с.
11 Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /под науч. ред. Л. А. Обуховой. -Москва : Вако, 2005. - 240 с.
12 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. - Москва : Народное образование, 1998. - С. 14-29.
УДК 371.78 Хромов А.Б.
Кособродский профессиональный техникум, Кособродск
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА, ПОЛУЧЕННОГО ПРОЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ В СОПРЯЖЕНИИ С ЛИЧНОСТЬЮ
Аннотация. В статье представлены результаты сравнения структуры связей элементов визуального образа, полученные с помощью двух родственных диагностических инструментов -
проективных тестов Роршаха и SIS-I Касселя с психометрическим тестом MMPI. Особенностью методики Касселя является то, что многозначные стимулы с чернильными пятнами содержат в себе легко или трудно идентифицируемые испытуемыми многозначные соматические образы, которые позволяют преодолеть механизм психологической защиты и извлечь вытесненный на неосознаваемый уровень психики, травмирующий материал.
Ключевые слова: проективная психодиагностика, телесно-ориентированная диагностика, тест MMPI, Роршах, SIS-I, Кассель, визуальная перцепция, соматическое вытеснение.
Khromov A.B.
Kosobrodsk professional College, Kosobrodsk
THE STUDY OF THE BODY-BASED PERCEPTUAL IMAGE STRUCTURE OBTAINED BY THE PROJECTIVE METHOD IN CONJUNCTION WITH PERSONALITY
Abstract. This article presents the results of correlation studies that compared the features of the structure relations of the visual image elements from the two related diagnostic tools - projective tests of Rorschach and SIS-I Сassell, with the psychometric MMPI test. A feature of the SIS-I Сassell technique, in contrast to the widely known Rorschach technique, is that multivalued ink spot stimuli contain easily or difficultly identifiable multivalued somatic images, by subjects who have certain psychosomatic problems.
Keywords. Projective psychodiagnostics, body-oriented diagnostics, test MMPI, Rorschach, SIS-I, Kassel, visual perception, somatic displacement.
Концепция соматического образа: верификация на практике некоторых положений психоаналитической теории Зигмунда Фрейда
Основные принципы теории соматических представлений, на которые опирается телесно-ориентированная диагностическая техника Уилфреда Касселя, изложены в его книге «Body Symbolism and Somatic Inkblot Series» (Символизм тела и соматическая серия чернильных пятен) [1]. Автор предполагает, что каждый человек имеет уникальную и высоко персонифицированную систему психологических установок телесного восприятия, в равной степени как осознаваемых, так и неосознаваемых, спроецированных в телесный гештальт, представляющий собой сложный комплекс вторичных взаимодействий источников обратной связи и внутренней чувствительности. Разрозненные психологические представления, возникающие как сигналы, идущие от специфических соматических регионов, существуют относительно независимо друг от друга, постоянно со-
ревнуясь за право наиболее полным образом быть представленными в сознании. Благодаря сенсорной системе у человека формируется общее представление о своём теле. Предполагается, что психологическое представление образа тела стирается на периферии сознания, но оно всегда присутствует на неосознаваемом уровне. Некоторые незначительные изменения в организме, возникающие на самой ранней стадии проявления болезни, не позволяют сознанию субъективно интерпретировать проблему, разрешая патофизиологическому процессу латентно существовать и прогрессировать. Ощущения обостряются в регионах высокой приоритетности и формируются в устойчивый телесный гештальт, который представлен в сознании лучше, чем тот, что формируется на основе сенсорно молчащего региона. Телесные ощущения субъективно воспринимаются отклоняющимися от нормы в тех случаях, когда неудовлетворена какая-либо витальная потребность, что регистрируется сознанием индивида изменением (повышением) понимания специфической области тела. Чувствительность человека к соматическому образу, его яркость и интенсивность в этом случае апперцептивно коррелирует с телесным опытом, предшествующим актуальному процессу.
На когнитивную оценку измененного состояния тела влияют различные факторы, такие как пол, возраст, сексуальный опыт, социальный и экономический статус человека, пережитые в прошлом инфекционные болезни, генетическая наследственность. Так, например, в ряде исследований было подтверждено, что негативные эмоциональные состояния снижают пороги чувствительности, перемещают внимание человека на себя, уводя сознание от внешней среды, сосредотачивая его на теле [2; 3; 4].
В любых ситуациях нарушения гомеостаза в структуре соматического образа наблюдается временное повышение анатомического содержания. «Симптомы» сообщают сознанию информацию о ранних стадиях развития дисфункции органа. На уровне сознания образ проблемы представлен в форме вербальной связи, которая содержит специфические ссылки на парциальные сигналы, идущие от органа, находящегося внутри тела. Образная информация содержит в себе отражение измененного анатомического понимания, связанного с убеждением пациента, что данная область тела имеет некоторую дисфункцию. Все эти извлеченные из глубин психики сигнальные детерминанты состояния тела имеют диагностическое значение для консультирующего врача [5, Р.15].
Начало научного изучения телесной перцепции с помощью телесной проекции в современной психологической науке связывают с именами Зигмунда Фрейда и Германа Роршаха.
Г. Роршах (рисунок 1), автор диагностического проек_т и в н о г о т е с_т а с_ч и т а л , ч т о ор га н и ч е с к и е или
функциональные проблемы анатомического органа могут стимулировать телесно-ориентированные ответы, которые являются механизмом проекции кинестезических ощущений в мускулатуре [6].
Зигмунд Фрейд отмечал, что «Собственное тело и, прежде всего его поверхность, являются тем местом, из которого одновременно могут исходить внешние и внутренние восприятия. Оно (тело) воспринимается как другой объект, но на ощупывание реагирует двумя видами ощущений, из которых одно важно приравнять к внутреннему восприятию» .... «"Я", прежде всего, - телесно; оно не только поверхностное существо, но и само -проекция поверхности» .... «в конечном счете, Я возникает из телесных ощущений, преимущественно тех, что рождаются на поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться одновременно и как психическая проекция поверхности тела, и .. как поверхность психического аппарата». .. «подобные утверждения предполагают, что инстанция Я основана на реальном психическом действии, на "проекции" организма на психику.. В психофизиологии достаточно объяснялось, каким образом собственное тело человека выделяет себя из мира. Боль, по-видимому, тоже играет в этом определенную роль, а способ, каким при болезненных заболеваниях приобретается новое знание о своих органах, может, вероятно, служить примером того, каким способом человек вообще приобретает представление о собственным теле» [7, 79].
Рисунок 1 - Герман Роршах
Уилфред Кассель (рисунок 2), разрабатывая свою проективную телесно-ориентированную методику диагностики SIS-1, ссылается на теоретические представления Зигмунда Фрейда, которые, как он считает, имеют принципиальное значение в анализе взаимоотношения личности (Я) и соматического образа.
'105
Телесно-ориентированная методика SIS-I разработана У. Касселем в середине прошлого века на Аляске в США. В оригинальном виде стимулы проективного теста представляют собой набор из 20 карт с чернильными пятнами, напечатанных на белом картоне размером 16,5 на 20,5 см, в черно-белых, красных и серых тонах. Восемь из них сочетают черную и красную цветовую гамму; три стимула красного цвета и девять - ахроматических тонов. Стимульный материал теста SIS-I содержит в себе достаточно очевидную анатомическую структуру, способную вызвать соматические представления и спонтанные вербальные высказывания у реципиентов при восприятии многозначных стимулов, одновременно ограничивая и направляя их содержание для обозначения частей тела или цвета [8].
Рисунок 2 - Уилфред Кассель
В таблице 1 представлен пример ответов испытуемого на стимулы телесно-ориентированной методики Касселя SIS-I, полученный в судебной практике для диагностики отклоняющегося поведения подростка, уличенного в систематической краже велосипедов у своих сверстников, которые он затем за бесценок продавал другим подросткам.
Во время тестирования проективной телесно-ориентированной методикой Касселя испытуемый дал следующие ответы, которые согласно представлениям Фрейда и в терминах проективной психологии могут свидетельствовать об анальном типе характера испытуемого. Так, в ответах испытуемого получены близкие по семантике персеве-рирующие анальные образы:
- "Таз", "Унитаз", "Задница", "Бугры", "Камни", которые упоминаются пять раз на Картах 10, 11,13, 17, 18 и свидетельствуют об озабоченности функционированием определенной области тела;
- "Глаза", "Уши" на Картах 5,7,9,14,16,20 -шесть раз, что говорит о проявлениях паранои-дальности личности испытуемого;
- Отсутствие ответов с образами движения и краткость ответов также подчеркивает возможную психиатрическую патологию испытуемого [9].
Резул ьтат ы те ст и р о в а н ия тесто м М М Р I допол-106-
няют общую психологическую характеристику акцентуированной личности. Испытуемый получил высокие балльные значения по следующим клиническим шкалам: Шизофрения - 109, Паранойя
- 96, Психастения - 89, Гипомания - 89, Депрессия
- 80, Психопатия - 78.
Дополнительный анализ собранного диагностического материала и характеристик позволил выявить следующие особенности личности испытуемого: чувство агрессивности и враждебности превышает чувство обиды. В поведении доминируют капризность и упрямство. Психопатическая акцентуация характера испытуемого может проявляться в недостаточной чувствительности к другим людям, в слабо выраженной потребности в понимании, помощи, теплых отношениях и поддержке со стороны значимых взрослых, в стремлении компенсировать свои личностные особенности враждебностью и агрессивностью. Депрессия и психастения у испытуемого проявляется в общем беспокойстве, тревожности, сопровождается повышенной утомляемостью, сниженной продуктивностью, низкой инициативностью, общей асоциальной направленностью поведения. Поведение слабо поддается коррекции. Все эти личностные и поведенческие особенности осложняют общение подростка со сверстниками и затрудняют его социальную адаптацию.
Зигмунд Фрейд в своем эссе «Характер и анальный эротизм» выделил особую группу лиц с обостренным анальным пониманием своего тела, которую он относил к анальному типу личности, так как они имеют особые характерологические черты, некоторые из которых связаны с различиями полов и агрессивностью. Фрейд установил, что .... «люди, которых я собираюсь описывать, примечательны комбинациями трех следующих характеристик: дисциплинированность, экономность и упрямство. Каждое из этих определений фактически составляет небольшую группу или ряд взаимосвязанных символичных черт. "Дисциплинированность" вмещает в себя понятие абсолютной чистоты, а также совестливости и честности. Противоположной была бы характеристика "неопрятный" и "необязательный". "Экономность" может появляться у человека в преувеличенной форме жадности и настойчивости, легко переходящую в "Упрямство", в котором соединены энергия и мстительность. Далее Фрейд предполагает, что такие формы поведения представляют защиту против необычно сильной
"анальной эротичности"»..... «Если собрать у
людей их ранние детские поведенческие характеристики, то окажется, что эти люди длительное время преодолевали инфантильную экскреторную несдержанность, и что даже в более позднем подростковом возрасте они страдали из-за эпизодических случаев отказа этой функции». Фрейд приводит пример формирования анального характера, когда дети в раннем возрасте могли произвольно отказы ваться освобожд ать кишеч н и к (н а-
зло мамочке) даже тогда, когда сидели на горшке, так как получали дополнительное удовольствие от самого процесса дефекации. Со временем они закрепляли полученный опыт, превращая его в устойчивый набор черт, характерный для анального типа характера [9; 10].
Фрейд дал описание анального характера как типа личности, которая переполнена враждебностью, способна проявлять агрессивные импульсы с садистскими или мазохистскими наклонностями. Он также указывал, что для индивида с анальным характером большую роль играют эротические аффективные ассоциации, связанные с анальными образами, что мы наблюдаем в представленном примере в ответах на проективные стимулы телесно ориентированной методики.
Кассель считает, что визуальные образы, возникающие в ответ на восприятие стимулов телесно-ориентированного теста, используют тот же символический язык - базовую форму мышления, на который опираются сновидение и воображение. Этим же языком пользуется механизм вытеснения, который за метафорическими визуальными образами пытается скрыть в глубинах психики то, что находится ближе к бессознательному, чем к осознаваемому психическому. Так как проективный телесно-ориентированный метод основан на перцепции визуальной информации, а не на вербальной коммуникации, то он способен более эф-
фективно проникать через «внешнюю оболочку» психологической защиты личности и облегчает процесс извлечения из глубин психики на уровень сознания вытесненный болезненный для личности материал.
Соматическая серия чернильных пятен SIS-I имеет относительно простой принцип обработки результатов диагностики. Исследователь может оценить соматический гештальт в терминах времени реакции на стимул, типичный это ответ или необычный, анатомический или неанатомический, а также определить содержащиеся в ответе аффективные психологические элементы. Точность определения проблемы личности, её локализации, как органической, так и психологической, зависит от общего количества ответов, в которых упоминается соматический регион, конкретный анатомический орган или психосоматическая проблема. Первоначальная оценка результатов диагностики телесно-ориентированной методики состоит из обзора ответов - реакций на многозначные стимулы, в которых присутствует обострённое понимание специфических областей тела. В SIS-I, как правило, применяется метод контент-анализа для фиксации частоты повторяемости определенных тем и образов в ответах, отображающих специфическое восприятие тела, или определения особенностей анатомических ответов, полученных на многозначные рисунки, имеющих низкие значения
Таблица 1 - Пример ответов испытуемого на стимулы SIS-I
1 - Лицо;
2 - Клоун, руки, ноги;
3 - Две женщины танцуют;
4 - Дорога и солнце;
5 - Птицы и маленькие птички, глаза;
6 - Чертик и птички (выделил красное пятно);
7 - Страус и животное стоят с ушами;
8 - Туловище, ребра, почки;
9 - Уши;
10 - Унитаз;
11 - Таз;
12 - Туловище с руками;
13 - Задница;
14 - Глаза;
15 - Хребет;
16 - Нос и глаза;
17 - Ребра и таз;
18 - В горах бугры;
19 - Двое сидят на камнях;
20 - Рот и глаза.
анатомического содержания. Для определения исследуемых проблем используют 17 категорий и шкал, часть из них такие же, как и в тесте Роршаха (R, Sex, M, D, HA), или совершенно оригинальные шкалы (например, шкала патологической анатомии или шкала соматического вытеснения). Тест имеет нормы для здоровых людей. Если реакции на стимулы очень сильно отличаются от нормативных, то это может свидетельствовать о наличии клинических признаков.
Изложение и обсуждение результатов исследования
В данной статье представлены результаты корреляционного исследования, показывающие психодиагностические возможности проективной телесно-ориентированной методики SIS-I У. Касселя. Основная цель работы заключалась в изучении структуры элементов перцептивного образа как результата перцепции стимульного материала телесно-ориентированого теста (то есть изучались устойчивые закономерности продукта перцепции на репрезентативной выборке).
Методики и процедура исследования. В исследовании сравнивались две бланковые проективные диагностические методики: проективный тест Роршаха и телесно-ориентированная методика Касселя SIS-I. Для достижения поставленной цели применялась математическая статистика: а) корреляционный анализ значимых связей (коэффициенты связей в статье не показаны) параметров сравниваемых двух проективных методик, со шкалами компьютерного варианта стандартизированного личностного теста; б) факторная структура компонентов структуры перцептивного образа как продукта визуального восприятия каждого из сравниваемых проективных тестов.
Для описания структуры перцептивного образа и всех его компонентов, зависящих как от психосоматических характеристик состояния личности, так и от особенностей диагностического инструментария применялась процедура формализации данных, в основу которой была положена интегративная система Экслера [11; 12]. Формализация, т.е. шифровка вербальных реакций и приписывание числовых значений всем значимым компонентам перцептивного образа, проводилась следующим образом: если выявлялся компонент, соответствующий признакам инте-гративной системы Экслера, то он оценивался в 1 балл, если нет - 0 баллов. Шифровке и формализации подвергались все ответы испытуемых на многозначные стимулы обоих тестов (20 проективных карточек для SIS-I Касселя и 10 карточек теста Роршаха) по 55 пунктам, составляющие следующие укрупненные категории: Локализация ответа, Детерминанты, Определение уровня формы, Содержание образа, Оценка оригинальности-популярности. В соответствии с процедурой форм а л и з а ц и и в с е п о л у ч е н н ы е ц и ф р о в ы е 108-
значения элементов перцептивного образа всех стимулов каждого проективного теста суммировались (возможная сумма баллов от 0 до 20 для теста Касселя и от 0 до 10 для теста Роршаха). Формализованные диагностические данные каждого испытуемого заносились в отдельные матрицы для каждого проективного теста и в дальнейшем подвергались процедурам статистического анализа.
Практической целью исследования ставилось получение итоговой таблицы толкований ответов на стимулы SIS-I на основе корреляционного анализа выборочных значимых связей компонентов перцептивного образа с личностными характеристиками, полученными на основе компьютерной диагностики тестом MMPI, поддающихся логической интерпретации. Предполагалось, что полученные в исследовании результаты структуры связей и аналитическое описание компонентов перцептивного образа всех стимулов проективной телесно-ориентированной методики SIS-I Касселя позволят исследователям и практикующим психологам в дальнейшем проводить прогностическую диагностику личности, используя телесно-ориентированную методику [13; 14].
Выборку исследования составили 180 человек, здоровых лиц обоего пола из студентов курганских вузов.
Рассмотрим сначала фактурную структуру компонентов перцептивного образа, его специфику, полученную с помощью проективных диагностических инструментов: тестами Касселя SIS-I и Роршаха.
Тест SIS-I
Первый фактор теста SIS-I (Патологические признаки) содержит следующие переменные (компоненты) перцептивного образа: перцептивный образ построен с опорой на белое пространство, а само пятно выступает в качестве фона (S); деталь в образе первична, а белое пространство воспринимается только в комбинации с ним (DS); плохая форма (F-) - неточные и неопределенные образы (например, облако, какое-то животное, какая-то карта и т.п.); ахроматические ответы, т. е. образ опирается на черные, белые, серые фрагменты пятен, которые также могут выступать в комбинациях с формой (с); предметы, выполненные из животного материала (Ао^); плохие оригинальные ответы (O-).
Второй фактор (Движения человека) составляют: движения человека (М); Человеческие фигуры (Н+); анатомические органы животного (Аа^; Детерминанта «цвет» включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна (С); географическая карта, которая не соотносится с какой-либо конкретной страной, или рентгеновский снимок, который не указывает на определенное анатомическое образование (kF); пища (за исключением фруктов и овощей) (Food); растения, деревья, части растений , ово щи , ф рукт ы , пл од ы (РО ; обл а ка (С1) .
Третий фактор (Движения животных): кон-фабуляторный целостный ответ, в котором при построении образа - деталь первична (DW); белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, (WS) и все пятно также учитывается; в ответе присутствует перечисление цветов, но отсутствует содержание (Сп); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры, детали фантастических человекоподобных фигур (Hd); предметы (О^); наиболее редкие (оригинальные) и хорошие ответы ).
Четвертый фактор (Движение животных и объекты неопределенной формы, относящиеся к природе): движения, свойственные животным ^М); ответ передает описание поверхности или текстуры, либо ответ вместе с поверхностными, текстурными качествами передает конкретную форму (например, «женщина в прозрачной юбке») ^с); поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован, а объект неопределенной формы вторичен ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, разница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объекты, находящиеся один перед другим) ^К); карта, острова ^ео); детский рисунок без конкретного содержания (АЛ).
Пятый фактор (Целостные образы определенных объектов).
Целостный ответ Целостным считается такой образ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются; движения неодушевленных предметов, абстрактных и символических сил (т); ответы, передающие впечатление поверхности или текстуры ^с); ответы, в которых передаются образы определенных объектов (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны) (Рк); фрагменты тела животных (Аd); огонь (^).
Шестой фактор (Плохая форма, мифологический человек).
Усеченный ответ от целого образ ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное (К) (например, туман, дымка, мгла); ответ «рентгеновский снимок» - образ, который не подразумевает идентификацию какой-либо нормальной формы, кроме патологии (к); человеческие фигуры, нереальные персонажи, карикатуры, шаржи, или мифологические, сказочные существа, чудовища, ведьмы и т.п. образы (Н-); пейзаж, ландшафт, вид с высоты (М); архитектурные объекты (Агс^.
Тест Роршаха
Первый фактор (Неопределенная форма) составляют следующие пункты, переменные перцептивного образа: необычные детали (Dd) и редко воспринимаемые фрагменты; деталь как основная детерминанта образа, а белое пространство воспринимается только в комбинации с ней (DS); детерминанта «цвет» - в образе акцентируется внимание на цвете пятна (С); оттенки ( с ) хроматиче ски е и л и ахром атически е , благод а-
ря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу; ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное (туман, дымка, мгла) (К); абстрактные понятия, такие как «власть», «любовь», «красота» и т.п. ^bs); кровь (В1).
Второй фактор (Предметы неопределенной формы) составляют: реагирование на белое пространство в ответе в качестве фигуры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пятно выступает в качестве фона; ахроматические ответы, т. е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (С'), которые также могут выступать в комбинациях с формой; ответы типа «рентгеновский снимок» (k), которые не подразумевают наличие формы; предметы (О^); предметы, выполненные из животного материала (Ао^); растения, деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды (Р1).
Третий фактор (Движение животных): целостные ответы (W), когда отдельные небольшие части пятна игнорируются; движения, свойственные животным ^М); поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован и сочетается с объектом неопределенной формы (eF); фигуры животных (А+); карта географическая, острова ^ео); наиболее популярные ответы (P).
Четвертый фактор (Образ человека) составляют такие ответы: ответы движения человека (М), в которых передается человеческая деятельность; человеческие фигуры, целые или почти целые (Н+); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических человекоподобных фигур (Hd); анатомические (внутренние) органы человека (А^; пейзаж, ландшафт, вид с высоты (N). Пятый фактор (Мифология) Белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, и учитывается все пятно (WS); определенная форма включена в концепцию диффузии (пример, облака, похожие на людей) ^F); фигуры мифологических зверей, чудовищ, карикатуры зверей (А-).
Шестой фактор (Мелкие детали и архитектура)
Ответы на мелкие обычные детали (d); ответы, передающие впечатление поверхности или текстуры (Fe) (пример: женщина в прозрачной юбке, плюшевый медведь); архитектурные объекты ^rch); наиболее оригинальные хорошие ответы (O+).
Сравнение связей компонентов перцептивного образа в ответах на стимулы проективных методик Роршаха и Касселя c тестом MMPI
В таблице 2 представлены усредненные коэффициенты корреляций двух проективных методик с тестом MMPI. Из матриц данных 180 испытуемых [14] мы видим, что средний коэффициент связи компонентов перцептивного образа у SIS-I выше, чем у теста Роршаха.
'109
Таблица 2 - Средние значения всех коэффициентов корреляций в двух матрицах с проективными методами Касселя (SIS-I) и Роршаха со шкалами стандартизированного теста ММР1
^^-~^^Мроективные тесты Психометрический тест SIS-I Роршах
Усредненный коэффициент корреляции для всей матрицы значений, каждого проективного теста 0.113 0.111
Структура связей компонентов перцептивного образа, полученного методикой SIS-I Касселя ^ шкалами теста MMPI
Ниже представлены 89 пар содержательно интерпретируемых статистически значимых корреляций из матрицы размерностью 180х55 (коэффициенты корреляций не показаны). Парные взаимные связи содержат, с одной стороны, компоненты перцептивного образа в виде формализованных на основе интегративной системы Экслера ответов испытуемых, полученных при восприятии рисованных стимулов проективной методики Касселя (выделены курсором), и с другой - основные психометрические шкалы стандартизированного личностного теста ММР1 (выделены прописным шрифтом):
- если для создания перцептивного образа реже используется всё пятно, то наблюдается положительная корреляция со шкалой ПСИХОПАТИЯ;
- если перцептивный образ строится с опорой на одну какую-нибудь деталь (конфа-буляторный целостный ответ), то повышаются значения по таким шкалам теста ММР1, как НЕИСКРЕННОСТЬ и эмоциональность, но в то же время снижается уровень по шкалам ГИПОМАНИЯ, импульсивность, совестливость, коммуникабельность и потребность в лечении;
- если испытуемый при построении перцептивного образа чаще обращает внимание на мелкие детали, то наблюдается положительная корреляция с основными шкалами личностного теста: НЕВАЛИДНОСТЬ, ПАРАНОЙЯ, ПСИХАСТЕНИЯ, ШИЗОФРЕНИЯ, ГИПОМАНИЯ, а также с более высокими значениями тревоги, мнительности, совестливости, зависимости, импульсивности, интеллектуального показателя и коммуникабельности; также у такого испытуемого чаще наблюдаются половые отклонения и ниже социальный статус;
- если в образе указывается на белое пространство в комбинации с черным пятном, то выше значения по шкалам ГИПОМАНИЯ и коммуникабельность;
- плохая форма коррелирует со шкалой ИНТРОВЕРСИЯ;
- меньше в ответах присутствуют образы движения - выше медицинская симуляция и ниже показатели самообладания;
- чаще отмечаются образы движения свой-
ственные животным - выше значения по шкале ИПОХОНДРИЯ;
- больше упоминаний образов движения, приписываемых неодушевленным предметам - выше значения у шкал ГИПОМАНИЯ, импульсивность, совестливость, враждебность и искренность;
- в случае, когда отмечается хорошая форма, а цвет упоминается только в подчиненной роли, то наблюдается корреляция со шкалами ПСИХОПАТИЯ, НЕВАЛИДНОСТЬ и с высокой самооценкой;
- если в перцептивном образе отмечается цвет, а форма присутствует на втором плане, то выше значения таких шкал, как ИПОХОНДРИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ;
- чаще используются оттенки цвета - выше ИНТРОВЕРСИЯ, интеллект и воля;
- если при описании пятна чаще упоминается поверхность или текстура объекта, то у испытуемого с большей вероятностью могут быть половые отклонения, враждебность, выражена ИНТРОВЕРСИЯ, выше эмоциональность и социальный статус, но ниже показатель интеллекта;
- в тех случаях, когда реже отмечаются объекты неопределенной формы, наблюдается повышение уровня акцентуации характера и значения по шкале ФЕМИННОСТЬ;
- если дается ответ «рентгеновский снимок», то наблюдается корреляция со шкалами ДЕПРЕССИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, ШИЗОФРЕНИЯ, НЕВАЛИДНОСТЬ, интеллект, чувствительность, тревога, зависимость, и ниже коммуникабельность;
- реже образ напоминает рентгеновские снимки определенных анатомических органов, выше ПСИХОПАТИЯ, враждебность и ниже самоконтроль;
- если упоминаются образы, содержащие человеческие фигуры, выше самообладание и ниже медицинская симуляция;
- если же человеческие фигуры изображаются карикатурно, то выше значения шкалы ИПОХОНДРИЯ и ниже совестливость;
- если пятна идентифицируются как анатомические внутренние органы человека или животного, то выше ДЕПРЕССИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, мнительность, но ниже социальный статус испытуемого;
- реже отмечаются неодушевленные предметы - выше совестливость;
- если для построения визуального образа используются предметы, выполненные из животного материала, то выше значения шкал ИПОХОНДРИЯ и интеллект;
- чаще упоминается пейзаж, ландшафт -выше значения шкалы ГИПОМАНИЯ;
- чаще в ответе называется карта, острова, географические объекты - выше совестливость;
- чаще идентифицируются образы растений, деревьев, овощей - выше ригидность, но ниже значения шкалы ДЕПРЕССИЯ;
- если образы напоминают детсккй рисунок -
лучше выражены волевые качества;
- чаще возникают образы, в которых упоминается кровь - выше значения по шкалам ИНТРОВЕРСИЯ, НЕВАЛИДНОСТЬ, интеллект и тревога, но ниже коммуникабельность;
- если при оценке стимулов даются популярные ответы, то выше мнительность и враждебность;
- чаще даются хорошие и оригинальные ответы - выше значения шкал ИПОХОНДРИЯ И ПСИХАСТЕНИЯ;
- плохие оригинальные ответы коррелируют со шкалами ПАРАНОЙЯ, НЕВАЛИДНОСТЬ и самоконтроль.
Структура связей компонентов перцептивного образа, полученных при восприятии стимулов методики Роршаха со шкалами теста MMPI
Ниже представлены парные, содержательно интерпретируемые 93 статистически значимые корреляции из матрицы размерностью 180х55 (коэффициенты корреляций не показаны) компонентов перцептивного образа - формализованных, на основе интегративной системы Экслера, из ответов испытуемых, полученных при восприятии многозначных рисованных стимулов проективной методики Роршаха и основных шкал стандартизированного теста ММР1 (курсором показаны компоненты перцептивного образа, полученные на стимулы Роршаха, а прописным шрифтом выделены шкалы теста ММР1):
- если для создания проективного образа используется целое пятно, то по тесту ММР1 наблюдается корреляция с совестливостью;
- если перцептивный образ строится преимущественно с опорой на одну какую-либо деталь (конфабуляторный целостный ответ), то у испытуемого ниже значения по шкалам ГИПОМАНИЯ, импульсивность и совестливость;
- если на стимульных пятнах Роршаха отмечаются хорошо воспринимаемые обычные детали, то наблюдаются корреляции с основными шкалами теста ММР1: НЕВАЛИДНОСТЬ, ПАРАНОЙЯ, ПСИХОПАТИЯ, ПСИХАСТЕНИЯ;
- чаще отмечается белое пространство -выше показатели шкал ШИЗОФРЕНИЯ и ГИПОМАНИЯ;
- если же белое пространство отмечается в комбинации с чёрным пятном, то имеются корреляции со шкалам ПСИХОПАТИЯ и НЕВАЛИДНОСТЬ;
- ответы с хорошей формой имеют положительные корреляции со шкалой ПАРАНОЙЯ, а неопределенные образы - с высокой чувствительностью;
- если в ответах на стимулы отмечаются образы движения свойственные животным, то выше коммуникабельность;
- образы движений неодушевленных предметов положительно коррелируют с характеристи-
ками зависимости;
- если испытуемый отдает предпочтение цвету, а форму ставит на второй план, то хуже развита воля, самоконтроль и самообладание;
- если же в стимуле подчеркивается хорошая форма, а цвет упоминается только в подчиненной роли, то наблюдается положительная корреляция со шкалами ДЕПРЕССИЯ, ПАРАНОЙЯ, ПСИХАСТЕНИЯ и отрицательная - с социальным статусом испытуемого;
- ахроматические цвета отрицательно коррелируют с импульсивностью и совестливостью;
- если же ахроматические цвета сочетаются с формой, то у испытуемого понижаются значения по шкалам ДЕПРЕССИЯ и ПСИХАСТЕНИЯ, но повышается эмоциональность;
- если в стимуле опознается «рентгеновский снимок», то у испытуемого меньше проявляется враждебность и мнительность;
- «Рентгеновские снимки определенных анатомических органов» отрицательно коррелируют с коммуникабельностью;
- если в ответах опознаются человеческие фигуры, а также образы человека в карикатурной форме, то выше совестливость и зависимость;
- чаще опознаются в стимулах фигуры животных - ниже показатели воли и совестливости, и выше значения корреляций по шкале ПСИХОПАТИЯ;
- фигуры мифологических животных положительно коррелируют с волей;
- если в пятнах идентифицируются фрагменты (части) тела животного, то у испытуемого наблюдаются более выраженные половые отклонения и выше значения по шкале ПСИХАСТЕНИЯ;
- чаще упоминаются анатомические органы человека, ниже импульсивность и выше самообладание;
- когда в пятне идентифицируются анатомические внутренние органы животного, то наблюдается положительная корреляция с потребностью в лечении, со шкалами ПСИХАСТЕНИЯ, ФЕМИННОСТЬ и ригидность;
- если в пятне идентифицируются образы пищи, то испытуемый отмечает потребность в лечении, у него выше интеллект, ригидность, а также более выражен ФЕМИННОСТЬ;
- если проективный визуальный образ по описанию напоминает детский рисунок - у испытуемого выявляются более высокие значения по шкалам ФЕМИННОСТЬ, ИНТРОВЕРСИЯ, КОРРЕКЦИЯ, НЕИСКРЕННОСТЬ, медицинская симуляция, потребность в лечении, более высокий интеллектуальный показатель и ригидность;
- образы крови коррелируют со шкалами ПАРАНОЙЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, ШИЗОФРЕНИЯ, тревога, эмоциональность и коммуникабельность;
- много оригинальных ответов - ниже значения по шкалам НЕВАЛИДНОСТЬ и НЕИ С К РЕ Н Н ОС Т Ь и вы ш е - м е д и ц и н с к а я симу-
111
ляция, потребность в лечении, ИПОХОНДРИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, ФЕМИННОСТЬ, ригидность.
Таблица 3 - Количество корреляций проективных методик с основными шкалами теста ММР1
^„.Проективные тесты тест SIS-I Касселя тест
Шкалы ^^^ патологии теста ММР1 ^ Роршаха
Интроверсия 7 2
Гипомания 6 2
Невалидность 5 3
Психостения 2 5
Ипохондрия 5 1
Психопатия 3 2
Феминность 1 4
Паранойя 2 3
Депрессия 3 2
Шизофрения 2 2
Неискренность 1 2
Коррекция 1 0
Сумма связей 38 28
Обсуждение результатов исследования, выводы и заключение
Уилфред Кассель, используя в начале своей терапевтической практики для целей диагностики и терапии тест Роршаха, обратил внимание на то, что многие люди, страдающие какими-либо физическими, психическими или психосоматическими проблемами, воспринимают свои телесные недуги когнитивно, на уровне сознания, как отклоняющиеся от нормы. Люди также часто чувствуют различные болевые телесные ощущения и из-за этого неосознанно проецируют свои соматические проблемы на многозначные чернильные пятна проективного теста и приписывают им наличие абнормальной анатомической структуры. Эта тенденция проявляется как в форме анатомической сенсибилизации (в увеличении числа анатомических ответов на стимулы), так и в форме полного вытеснения из сознания образа, даже если в пятне автором предполагается присутствие телесного содержания. Последнее чаще происходит при сильном психологическом, витальном или болевом стрессе. В результате этих наблюдений у Касселя появилась идея создать в своем телесно-ориентированном диагностическом инструменте шкалу соматического вытеснения.
Результаты нашего сравнительного исследования двух родственных тестов показывают, что в перцептивном образе обоих тестов присутствуют многочисленные ссылки на анатомические и психологические признаки, но в тесте SIS-I Касселя они имеют не только количественные, но и качественные отличия от признаков, выявленных в тесте Роршаха. Так, суммарное количество связей компонентов перцептивного образа проективного теста с основными шкалами методики MMPI у SIS-I равно 38, а у теста Роршаха только 28, что говорит о большей вовлеченности психосоматического и патологического содержания в процесс созд а н и я перцепт и в н о г_о об раза п р и и с п о л ь зова-112-
нии в диагностике телесно-ориентированных стимулов методики SIS-I.
Факторный анализ позволил выделить обобщенные компоненты (факторы) теста SIS-I, причем характерно, что в телесно-ориентированном тесте Первый фактор составили пункты, содержащие патологические перцептивные образы (например, ответы, построенные с опорой на белое пространство, что является диагностическим признаком патологии восприятия при шизофрении; ответы с плохой формой; ответы с неточными и неопределенными образами; ахроматические реакции; предметы, выполненные из животного материала; плохие оригинальные ответы) - все эти первичные детерминанты дают основания для определения обобщенного фактора как фактора Патологических признаков. Такие ответы, содержащие образы типа «рентгеновский снимок», подтвержденные в исследовании корреляцией со шкалами ДЕПРЕССИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, ШИЗОФРЕНИЯ, также указывают на наличие признаков патологии. В результате исследования было получено подтверждение, что проективный тест SIS - I Касселя - это метод, позволяющий для целей интерпретации продуктов диагностики не только применять содержательный анализ и количественные характеристики вербальных ответов на стимулы (контент-анализ), но и учитывать полученные в данном исследовании корреляционные закономерности.
Таким образом, полученные в исследовании связи компонентов перцептивного образа со шкалами психометрического личностного теста MMPI позволяют расширить диапазон толкования результатов тестирования проективной методикой, переводя данное исследование в практическую плоскость. Результаты исследования существенно облегчают процесс интерпретации, повышая полезность применения проективной соматической серии стимулов для целей диагностики проблем личности.
Исследование показало, что диагностика проективным телесно-ориентированным инструментом SIS-I может быть предназначена, в первую очередь, для выявления соматических нарушений и психологических проблем. Телесно-ориентированную методику можно использовать как для оценивания актуальных психосоматических проблем, но с еще большим успехом для выявления латентных психосоматических проблем личности. Очевидно, что применение телесно-ориентированных стимулов методики для целей диагностики проблем личности может быть особенно эффективено в качестве способа преодоления механизмов психологической защиты, так как проективный характер метода помогает извлекать из глубин психики вытесненный телесный образ (хорошо работает шкала соматического вытеснения), позволяя психотерапевту заглянуть в подсознание личности пациента, и исследовать более глубокий, «бессознательный уровень» его психики.
Стимульные карты SIS-I можно также использовать в качестве инструмента психотерапии. C этой целью проективная методика неоднократно предъявляется на разных этапах психотерапии. Сначала психотерапевт проводит детализированное обследование акцентированного телесного образа, содержащего характеристики изменённого представления о теле, выявляя проблемные зоны. Затем помогает пациенту «увидеть» действительное содержание пятна, что может стать эффективным методом углубленного понимания пациентом своего уникального способа вытеснения из сознания телесного образа, и таким образом можно помочь пациенту повысить степень осознания своей проблемы.
Список литературы
1 Cassell W. A. (1980). Body Symbolism and Somatic Inkblot Series. - Aurora Publihing Co. Anchorage, Alaska, 224 p.
2 Pennebaker, J. W. (1982). The psychology of physical symptoms. New York: Springer.
3 Salovey, P., & Rodin, J. (1985). Cognitions about the self: Connecting feeling states and social behavior. In P. Shaver (Ed.), Self, situations and social behavior: Review personality and social psychology (Vol. 6, pp. 143-166). Beverly Hills, CA: Sage.
4 Salovey, P. (1992). Mood induced self-focused attention. Journal of Personality and Social Psychology, 62, 699-707.
5 Wilfred A. Cassell and B. L. Dubey (2003). Interpreting Inner World Trough Somatic Imagery: Manual of the Somatic Inkblot Series, Published by Somatic Inkblot Center, Anchorage, Alaska (USA).
6 Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия. - Москва : Когито-Центр, 2003.
7 Зигмунд Фрейд. Избранное: в 2 т. Книга 1. «Я» и «ОНО». -Москва : Московский рабочий, Вся Москва, 1990.
8 Кассель У. А., Хромов А. Б. Телесно-ориентированная методика диагностики личности : учебно-методическое пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 171 с.
9 Анатолий Хромов (Интернет ресурс) Анальный характер в проекциях на стимулы соматической серии и агрессивность. URL: http://www.b17.ru/article/43338/
10 Фрейд Зигмунд. О превращении влечений в особенности анальной эротики. URL: http://mir-knigi.org/author/ freid-zigmund/o-prevrashchenii-vlechenii-v-osobennosti-analnoi-erotiki/2/
11 Exner J.E., Jr. (1993). The Rorschach: A comprehensive system: in 3 vol. - New York: Wiley, 1991 - 1993. - vol. 1: Basic foundations. - 3rd ed. - 450 p.
12 Ассанович М. А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты //Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - №4.
13 Сравнение психометрических характеристик проективных тестов Роршаха и Касселя. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С. 66-68.
14 Anatoly, B. Khromov (2009) Comparison of Psychometric Characteristics of Rorschach and Cassell's Projective Techniques. SIS Journal of Projective Psychology & Mental Health Volume 16, Number 1, January 2009, pages 32-36.