вызванных поднятой в песне проблемой, тем самым активируя учащихся к говорению. Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. 165с.
2. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. /Педагогика, Москва, 1991, 133с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. 122c, 167с.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Глосса-Пресс, Москва, 2010. 36 с.
5. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. М.: Мир и Образование, 2015. 730 с.
6. Лексика. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0% BA%D0%B0 (дата обращения 20.03.2018)
© Бароненко Е.А., Мухаметшина К.Р., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Васфиева студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ГИДРОСУЛЬФИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств гидросульфидов щелочных металлов.
Ключевые слова Гидросульфиды лития, натрия, калия, рубидия, цезия и их свойства.
Среди дидактических вопросов школьного курса химии [1] высоким уровнем познавательной значимости выделяется изучение старшеклассниками физических и химических свойств гидросульфидов щелочных металлов лития, натрия, калия, рубидия, цезия.
В начале лекционных, практических и лабораторных занятий [2], посвященных изучению свойств гидросульфидов щелочных металлов учитель химии вместе со старшеклассниками устанавливают причину образования сульфидов и гидросульфидов.
Представляющая двухосновную кислоту сероводородная кислота испытывает со временем двухступенчатую диссоциацию вида:
H2S ~ Н+ + ~ Н+ + S2-.
Наличие двух возможностей замещения атомов водорода в сероводородной кислоте приводит к образованию соли - сульфида с замещением двух атомов водорода в кислоте (например, Na2S - сульфид
натрия) и соли - гидросульфида с замещением лишь одного атома водорода в сероводородной кислоте (например, NaHS - гидросульфид натрия).
Среди физических свойств гидросульфидов, выявленных в ходе информационного поиска старшеклассников под руководством учителя химии или физики средней общеобразовательной школы [3] выделяют следующее.
1. Гидросульфид лития LiHS в отличие от других гидросульфидов щелочных металлов в обычных температурных и барометрических условиях неустойчив и он разлагается при температурах выше - 50 0С.
2. Гидросульфид натрия — кислая соль натрия и сероводорода с формулой NaHS, представляет собой белые кристаллы тригональной сингонии и образует кристаллогидраты NaHS^2H2O и NaHS^3H2O.
3. Гидросульфид калия KHS или кислый сернистый калий существует в виде бесцветных кристаллов тригональной сингонии, плавится при 455 °С и хорошо растворим в воде.
4. Гидросульфид рубидия RbHS с молекулярной массой 118,539 кристаллизуется по типу гидросульфида NaHS получается в виде белых расплывающихся на воздухе игл и слабо растворим в воде.
5. Гидросульфид цезия кристаллизуется по типу хлорида цезия CsCl с одной молекулой в элементарной ячейке и получается на воздухе в виде белых игольчатых образований.
Основными химическими свойствами гидросульфидов щелочных металлов творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ при консультации с учителем химии выделяют следующие научные положения.
1. Образование известных лишь в растворах гидросульфидов характерно только для наиболее электроположительных щелочных металлов лития, натрия, калия, рубидия, цезия.
2. Щелочные металлы при нагревании с сероводородом в обычных атмосферных и барометрических условиях образуют кислые сульфиды — гидросульфиды, хорошо растворимые в воде,
3. Гидросульфиды щелочных металлов или растворимые сульфиды сильно гидролизованы по аниону, вследствие чего их водные растворы имеют стандартную, освоенную старшеклассниками щелочную химическую реакцию.
4. Суспензия гидросульфидов натрия, калия или рубидия в жидком сероводороде взаимодействует с кислотами, что свидетельствует о некоторой ионизации растворенного сероводорода.
5. Основными применениями гидросульфидов щелочных металлов являются: а) в химической промышленности для производства красителей; б) в горнодобывающей промышленности для извлечения металлосодержащего концентрата; в) в кожевенной промышленности для удаления наружного слоя шкур.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что систематическое изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ свойств и приложений гидросульфидов щелочных металлов способствует повышению качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Васфиева А.А., 2018