СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Васфиева Альбина Абулгасовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУЛЬФИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены дидактические элементы изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов.
Ключевые слова Сульфиды лития, натрия, калия, рубидия, цезия и их свойства.
Изучение старшеклассниками физических и химических свойств простых и сложных веществ относится к множеству основных дидактических задач современной общеобразовательной школы [1].
В связи с этим рассмотрим учебные элементы освоения учащимися средних общеобразовательных школ свойств сульфидов щелочных металлов лития, натрия, калия, рубидия, цезия.
Учителя химии и физики средней общеобразовательной школы для повышения качества образования [2] в области изучения старшеклассниками физических и химических свойств сульфидов щелочных металлов выделяют перед учащимися нижеследующее.
1. Сульфиды как соли сероводородной кислоты H2S, испытывающей двухступенчатую диссоциацию, с металлами подразделяются на нормальные или двузамещенные Me2S и кислые или гидросульфиды MeHS, где Me - одновалентный металл.
2. Акцепторная способность, вызванная стремлением к достройке s2p4 - конфигурации атома серы до энергетически выгодной конфигурации s2p6, свойственной инертным газам и обладающей минимальной свободной энергией, обуславливает значительную долю ионной химической связи Me-S во многих сульфидах.
3. Понижение ионизационного потенциала щелочных металлов в последовательности литий, натрий, калий, рубидий, цезий увеличивает возможность образования атомами серы в сульфидах ковалентносвязанных группировок в рассматриваемых веществах.
4. В связи с переходом валентных электронов щелочных металлов при образовании сульфидов к атому серы по типу химической связи выделенные вещества являются ионно-ковалентными соединениями с ионным Me-S и ковалентным S-S характером связи между атомами.
5. Сульфиды щелочных металлов состава Li2S Na2S K2S Rb2S2 кристаллизуются в гранецентрированной кубической решетке типа NaCl и представляют собой хорошо растворимые в воде твердые, бесцветные вещества с относительно высокой температурой плавления.
6. Из нормальных сульфидов в водном растворе сульфиды щелочных металлов сильно гидролизуются и поэтому их растворы имеют сильно щелочную реакцию, используемую для реализации ряда технологических процессов.
7. Стандартная технология получения сульфидов щелочных металлов состоит в насыщении раствора гидроокиси щелочного металла сероводородом для образования кислого сульфида или гидросульфида и последующего прибавления в раствор разного количества щелочи для получения нормального сульфида.
8. Непосредственным взаимодействием щелочного металла с серой можно получить сульфиды различных составов, проводя реакцию синтеза в зависимости от сродства элемента к сере либо при
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
комнатной температуре, либо в процессе нагревания металла с серой в эвакуированных запаянных ампулах.
9. Сульфид лития используется для изготовления анодов и твердого электролита литиевых батареек и аккумуляторов, являющихся источниками электрического питания современных микрокомпьютеров и сотовых телефонов.
10. Получаемые в масштабах малотоннажной химии сульфиды натрия и калия применяются как реагенты в аналитической химии, восстановители органических нитросоединений, компоненты светочувствительных эмульсий и используются в кожевенном производстве для удаления наружного слоя шкур.
Дидактический опыт свидетельствует о повышении познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ к учебным предметам химии и физики [3] при изучении ими свойств сульфидов щелочных металлов.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что лекционные, практические и лабораторные занятия по изучению свойств сульфидов щелочных металлов приводят к повышению уровня интеллектуального потенциала старшеклассников средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Васфиева А.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамутдинова Алина Рафитовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Оценено методологическое значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ периодического закона Д.И.Менделеева в выделении описательной, объяснительной и предсказательной функций естественно-математических дисциплин.
Ключевые слова Методология, периодический закон, функции научного познания.