REFERENCES
1. Dombrowski, V.V., Salnikov, V.P. and Yangol, N.G. (1988), Know and respect the law: to help the organizers of military legal education, publishing house VPU, Leningrad.
2. Krasavchikov, O.A. (1968), "The main features and significance of the socialist legal culture", Soviet state and law, No. 6, pp. 17.
3. Smolensky, M.B. (2002), "Legal mentality - the factor of formation of legal culture as the foundation of a civil society", Proceedings of the higher educational institutions. The South region, N. 1, pp. 73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2016
УДК 796.835
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КИКБОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, Уссурийск
Аннотация
Недостаточная разработанность проблемы технической подготовки начинающих кикбоксеров, особенности формирования двигательной структуры ударной техники руками и ногами, выдвигают новые требования к организации и совершенствованию учебно-тренировочного процесса на этапе начального обучения. В связи с этим, выявление психомоторных способностей определяющих успешность начального обучения техническим действиям на этапе начального обучения, и их освоение сыграет стержневую роль в процессе обучения техническим действиям, сможет сформировать более совершенную двигательную структуру ударной техники, ускорить и сделать её более эффективной.
Ключевые слова: психомоторные способности, ударные движения, силы одиночного удара, техника, успешность обучения, кикбоксинг.
STUDYING OF CAPABILITIES OF KICKBOXERS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING TO SUCCESS OF TRAINING TO TECHNICAL ACTIONS
Boris Grigoryevich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogics of Far Eastern Federal University, Ussuriisk
Annotation
Insufficient development of problems of technical training of novice kickboxers, especially the formation of motor structures of the kick technique with the hands and feet put forward the new requirements to the organization and perfection of the educational-training process at the stage of elementary education. In this regard, the identification of the psychomotor abilities determining the success of the initial training to the technical actions at the stage of initial learning, and their mastering will play a pivotal role in the learning process of mastering the technical actions, it will lead to forming more perfect skeletal structure of the kick technique, speeding up and making it more effective.
Keywords: psychomotor skills, impacts movements, power of the single kick, success in training, kickboxing.
В настоящее время кикбоксинг является наиболее популярным видом спортивно-боевых единоборств, впитавшим наилучшие компоненты, в первую очередь, восточных боевых искусств - удары ногами в голову, по туловищу и по ногам с внутренней и внешней стороны и, во - вторую очередь, английского классического бокса, сочетающего в себе технику работы руками.
Начальное обучение технике кикбоксера сталкивается с рядом проблем, одной из которых является неоднородность в подготовленности начинающих кикбоксеров. Перед
тренером на начальном этапе обучения техническим приемам и ударной техники возникает дилемма: воспитание, каких физических качеств будет содействовать улучшению технической подготовленности, как среди новичков с разным уровнем физической подготовленностью и психомоторными способностями, распознать перспективных и талантливых на этом этапе. Таким образом, существует актуальная потребность в поиске и обосновании эффективных технологий начальной технической подготовки кик-боксеров.
В исследовании поставлена цель - определить ведущие психомоторные показатели у кикбоксеров 12-13 лет на начальном этапе подготовки, уровень которых играет основную роль в обучении техническим действиям и влияет на эффективность ударных действий рук и ног кикбоксера. Выделение таких показателей, акцентированная работа над повышением их уровня может существенным образом повысить целенаправленность процесса обучения в кикбоксинге, ускорить и сделать его более эффективным. Исследование проходило на базе ЦРТДиЮ в зале единоборств спортивного комплекса «Патриот» г. Уссурийска отделения кикбоксинга. Испытуемыми явились 24 юноши, 12-13 лет, 1-2 года начальной подготовки, не имевшие спортивных разрядов, не участвовавшие в соревнованиях.
Для определения способностей к обучению техническим действиям кикбоксера был разработан комплексный тест, (из учебной программы для ДЮСШ) который оценивает координационно-двигательную функцию вестибулярного аппарата, сложно-координационные движения, оценку быстроты и точности в двигательных действиях. По показателям данных комплексного теста рассчитывался соответствующий индекс успешности обучения (ИУО) техническим действиям (Б.Г. Маньшин, 2011). Показатели индекса (ИУО) сопоставлялись с помощью искусственных нейронных сетей (ИНС), которые позволяют определять значимость тех или иных факторов, прогнозировать и моделировать конечный результат и по компьютерной программы «№шоРго 0.25», с наиболее значимыми показателями физической подготовленности и психомоторными способностями. Были использованы силовые и скоростно-силовые показатели; показатели быстроты и скоростной выносливости; показатели точности воспроизведения параметров движений (усилий, пространственных, временных), быстроты действий, быстроты реакции, коэффициент асимметрии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате нейросетевого прогнозирования определены показатели, существенно влияющие на индекс успешности к обучению (ИУО) техническим действиям кикбоксеров на начальном этапе обучения (таблица 1). ИУО проявил положительную корреляционную связь с показателями быстроты: скоростные удары правой рукой за 10 с (г=0,415; р<0,05), скоростные удары правой ногой (г=0,667; р<0,05), с силовыми показателями: подтягиванием (г=1; р<0,01), приседанием на одной ноге (г=0,883; р<0,01), со скоростно-силовыми показателями: удар правой ногой (г=0,796; р<0,01), удар правой рукой (г=0,769; р<0,01), удар левой рукой (г=0,569; р<0,05), прыжок в длину с места (г=0,542; р<0,05), с показателями скоростной выносливости: челночный бег 2*40 с (г=0,967; р<0,01).
Корреляционное сопоставление ИУО с использовавшимися в нашем исследовании скоростными показателями (бег 20 м, удары левой ногой и левой рукой за 10 с), со ско-ростно-силовыми показателями (удары левой ногой), и показатель гибкости (наклон вперед из исходного положения, сидя) не выявило достоверных связей (таблица 1).
При сравнении среднеарифметических показателей у более и менее способных к обучению технике кикбоксера до исследования, достоверность различий подтвердилась в скоростной выносливости (р<0,05) и индексе успешности обучения (р<0,05). Результаты корреляционного анализа показателей способности обучения техническим действиям кикбоксеров на начальном этапе обучения позволили определить психомоторные спо-
собности в точности воспроизведения параметров движений наиболее существенно влияющие на обучение техническим действиям кикбоксеров (таблица 2). Таблица 1 - Уровень корреляционных связей индекса способностей к обучению техниче-
№ п/п Психомоторные показатели Коэффициенты корреляции (г) Достоверность связей (Р)
Скоростные способности
1. Бег 20 м 0,341 > 0,05
2. Теппинг тест (кол-во раз) 0,303 > 0,05
3. Скорость ударов за 10 с (правая нога) (кол-во раз) 0,677 < 0,05
4. Скорость ударов за 10 с (левая нога) (кол-во раз) 0,259 > 0,05
5. Скорость ударов за 10 с (правая рука) (кол-во раз) 0,415 < 0,05
6 Скорость ударов за 10 с (левая рука) (кол-во раз) 0,258 > 0,05
Силовые способности
7. Подтягивание (кол-во раз) 1 < 0,01
8. Приседание на одной ноге (сумма) (кол-во раз) 0,883 < 0,01
Скоростно-силовые способности
9. Удар ногой (правой) (кгс) 0,796 <0,01
10. Удар ногой (левой) (кгс) 0,341 >0,05
11. Удар рукой (правой) (кгс) 0,769 <0,01
12. Удар рукой (левой) (кгс) 0,569 <0,05
13. Прыжок в длину с места (см) 0,542 <0,05
Гибкость
14. Наклон вперед из исходного положения, сидя (см) 0,348 > 0,05
Способность к скоростной выносливости
15. Челночный бег 2x40 с 0,967 <0,01
Таблица 2 - Уровень корреляционных связей индекса способностей к обучению техническим действиям кикбоксера с различными психомоторными показателями точности воспроизведения параметров движений (п=24)_
№ п/п Психомоторные показатели Коэффициенты корреляции (г) Достоверность связей (Р)
1. Воспроизведение пространственных параметров (с) 0,863 < 0,01
2. Воспроизведение временных отрезков (с) 3 0,706 < 0,05
3. 7 0,309 > 0,05
4. 10 1,0 < 0,01
5. Воспроизведение быстроты действий (с) 0,768 < 0,01
6 Воспроизведение усилий (кг) 0,568 < 0,05
7. Воспроизведение быстроты реакции (Млс) 0,941 < 0,01
8. Коэффициент асимметрии (%) 0,321 > 0,05
Наиболее значимые показатели, влияющие на уровень технической подготовленности кикбоксеров - точность воспроизведения пространственных параметров (г=0,86; р<0,01), точность воспроизведения временных параметров движений 3 с (г=0,71; р<0,01) и 10 с (г=1,0; р<0,01), воспроизведение быстроты действий (г=0,77; р<0,01), воспроизведение усилий (г=0,57; р<0,05) и воспроизведение быстроты реакции (г=0,94; р<0,01). Такие показатели, как воспроизведение временных параметров 7 с и коэффициента асимметрии, достоверных связей не выявили (таблица 2). Сопоставление среднеарифметических психомоторных показателей, связанных с восприятием и памятью, в группах более и менее способных к обучению технике кикбоксера до исследования, достоверность различий не показали. Акцентированное воздействие разработанного нами блока комплексов упражнений, в течение четырех месяцев, для воспитания психомоторных способностей на воспроизведение усилий, воспроизведение временных параметров движений, быстроты действий, пространственных параметров, быстроты реакции, коэффициента асимметрии дало значительные положительные изменения (таблица 3). В воспроизведении пространственных параметров улучшение на 19% (Р< 0,05); воспроизведении временных параметров движений: 3, 7, 10 (с) на 23,7%, 12,7%, 16,6% соответственно (Р<
0,05); воспроизведении быстроты действий на 12% (Р< 0,05); воспроизведении усилий на 37,5% (Р< 0,05); коэффициент асимметрии (КА) улучшился на 25,6% (Р< 0,05). В таком сложно-координационном виде спорта, как кикбоксинг, блок комплексов упражнений развития психомоторных способностей положительно сказался на двигательной асимметрии в экспериментальной группе, за время эксперимента, она уменьшилась на 44,9%. Таблица 3 - Динамика психомоторных показателей, связанных с воспроизведением и па-
№ п/п Тесты Средние показатели В % В ед. Достоверность Различий (Р)
КГ ЭГ
М ±ш М ±т
1. Воспроизведение пространственных параметров (с) 18,03 1,55 22,26 1,42 19 4,2 < 0,05
2. Воспроизведение временных параметров движений (с) 3 2,22 0,1 2,91 0,13 23,7 0,69 < 0,05
7 5,71 0,19 6,54 0,15 12,7 0,83 < 0,05
10 8,04 0,25 9,46 0,13 16,6 1,6 < 0,05
3. Воспроизведение быстроты действий (с) 45,82 1,66 40,3 1,04 12 5,52 < 0,05
4. Воспроизведение усилий (кг) 3,20 0,19 2 0,26 37,5 1,2 < 0,05
5. Воспроизведение быстроты реакции (Млс) 316,7 6,81 290,9 8,11 8,1 25,8 < 0,05
6. Коэффициент асимметрии (%) 6,24 0,62 4,64 0,54 25,6 1,6 < 0,05
Данные таблицы 3 в основном подтверждают результаты корреляционного анализа. В группе с высокими способностями к обучению техническим действиям кикбоксера более высокие, чем в группе с низким уровнем таких способностей: воспроизведение пространственных параметров (р<0,05), показатели воспроизведения временных отрезков (р<0,05), воспроизведение усилий (р<0,05), коэффициент асимметрии (р<0,05).
Сравнительный анализ показателей физических способностей в группах после исследования (таблица 4) показал, что за время проведения исследования произошли значительные изменения скоростных способностях: скорость одиночных ударов правой увеличилась на 8,7%, левой рукой на 11,6% за 10 секунд (Р< 0,05), скорость одиночных ударов правой ногой повысилась на 13,6%, левой на 15,8% за 10 секунд (Р< 0,05). В силовых способностях: количество подтягиваний на перекладине возросло на 30% (Р< 0,05). А также в скоростной выносливости: расстояние пробегания в челночном беге 2 х40 с на увеличилась 6,2% (Р< 0,05).
Таблица 4 - Показатели тестирования силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости кикбоксеров 12-13 лет в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента (п=24)_
№ п/п Тесты Средние показатели В % В ед. Достоверность различий (Р)
КГ ЭГ
М I ±т М | ±т
Скоростные способности
1. Бег 20 м (с) 3,90 0,05 3,75 0,1 3,8 0,15 > 0,05
2. «Теппинг - тест» (кол-во раз): правой рукой; левой рукой. Пр 192,1 2,95 195,0 2,67 1,5 2,9 > 0,05
Лр 171,0 3,11 177 2,49 3,3 6 > 0,05
3. Одиночные удары правой, левой рукой за 10 с (кол-во раз) Пр 13,6 0,33 14,9 0,26 8,7 1,3 < 0,05
Лр 13,0 0,36 14,7 0,25 11,6 1,7 < 0,05
Одиночные удары правой, левой ногой за 10 с (кол-во раз) Пн 19,0 0,4 22 0,51 13,6 3 < 0,05
Лн 19,1 0,37 21,5 0,52 15,8 3,4 < 0,05
Силовые способности
4. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 6,08 0,69 8,66 0,7 30 2,6 < 0,05
5. Приседание на одной ноге (кол-во раз) 12,1 3,15 11,9 1,35 1,7 0,2 > 0,05
Скоростно-силовые способности
6. Сила удара (кгс): правая нога; левая нога; правая рука; левая рука. Пн 268,5 29,87 271 20,8 0,9 2,5 > 0,05
Лн 201,9 19,56 205,3 13,5 1,7 3,4 > 0,05
Пр 183,5 8,28 178,5 7,56 2,7 5 > 0,05
Лр 155,8 8,35 160,8 4,44 3,1 5 > 0,05
7. Прыжок в длину с места (см) 201,5 8,15 194 3,65 3,7 7,5 > 0,05
№ n/n Средние показатели Достоверность различий (P)
Тесты КГ ЭГ В % В ед.
М | ±ш М | ±ш
Гибкость
8. Наклон вперед из И.П. сидя ноги врозь (см) | 15,5 | 2,46 16,9 | 1,7 8,3 1,4 > 0,05
Скоростная выносливость
9. Челночный бег 2*40 с (м) | 325,2 | 5,06 346,6 | 4,74 6,2 21,4 < 0,05
Обозначения: Пр - правая рука; Лр - левая рука; Пн - правая нога; Лн - левая нога
Проведение сравнительного анализа на достоверность психомоторных показателей в способности обучения между учащимися с высокой и низкой обучаемостью проявилась в скоростных способностях - «теппинг тест», левой рукой (P< 0,05), в силовых способностях - приседание на одной ноге (P< 0,05), в скоростно-силовых показателей -прыжок в длину с места (P< 0,05), в гибкости - наклон вперед из положения сидя (P< 0,05), скоростная выносливость - челночный бег 2^40 с (P< 0,05), индекс успешности обучения (P< 0,05), в других случаях достоверных различий получено не было.
Применяя инструментальные методы исследования: компьютерную программу Silicon Coach PRO-6, которая обеспечивала оценку пространственных, временных и ритмических характеристик ударов руками и ногами, воспроизведения амплитуд движений и скоростных параметров, мы смогли выявить технические изменения, происходящие в ударной технике кикбоксеров.
Рисунок 1,2- Одиночный удар левой и правой рукой из основной стойки
Рисунок 3 - Одиночный удар левой ногой из основной стойки
Для измерения показателей силы одиночного удара руками и ногами у кикбоксеров (кгс), нами применялся тренировочный комплекс «СИЛОМЕР КИКТЕСИ - 100». Представляет собой электронное устройство, встроенное в боксерский мешок, запрограммированное на 48 режимов работы, которое позволяет измерить основные показате-
ли ударов.
Мы исследовали удары правой и левой рукой, а так же правой и левой ногой до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группе. В техническом выполнении спортсменами в контрольной группе, абсолютное время ударов левой ногой увеличилось на 13,7%, амплитуда ударов сократилось на 3,2%, скорость возросла на 9,7% (Рисунки 4-5).
А Б
Рисунок 4-5 - График техники удара левой ногой: А - до эксперимента, Б - после эксперимента в контрольной
группе
Удары правой ногой в контрольной группе после эксперимента: абсолютное время ударов сократилось на 9,7%, амплитуда удара увеличилась на 5,1%, скорость возросла на 19,2%.
Слагаемые техники выполнения удара правой ногой в экспериментальной группе после эксперимента изменились: абсолютное время выполнения удара уменьшилось на 29%, амплитуда удара увеличилась на 19,6%, скорость возросла на 40,7% (Рисунки 6-7).
После эксперимента в экспериментальной группе скорость удара левой ногой увеличилась на 14,9%, амплитуда сократилась на 16,9%, время выполнение удара сократилось на 27,1%.
А Б
Рисунки 6-7 - График техники удара левой ногой: А - до эксперимента, Б - после эксперимента
в экспериментальной группе
В техническом выполнении ударной техники руками спортсменами контрольной группе после эксперимента мы наблюдаем изменения показателей: абсолютное время удара правой рукой (Пр) - сократилось на 22,7%, левой рукой (Лр) - увеличилось на 0,7%; траектория удара Пр - уменьшилась на 3,97%, а Лр - на 10,9%; скорость удара Пр - увеличилась на 19,1%, а Лр - на 42,0%. В экспериментальной группе слагаемые техники изменились более значительно: абсолютное время удара Пр - сократилось на 54,4%, Лр - на 57%; траектория удара Пр - уменьшилась на 20,3%, а Лр - на 10,5%; скорость удара Пр - выросла на 37,8%, а Лр - на 23,7% (таблица 5).
Показатели силы одиночного удара руками и ногами у кикбоксеров (кгс) контрольной группы улучшились не значительно: правой рукой на 7,9%; левой рукой на
10,3%; правой ногой на 3,9%; левой ногой на 11,3% при Р>0,05.
В экспериментальной группе показатели силы одиночного удара после исследования превысили контрольную практически в два раза: удар правой рукой увеличился на13,2%; левой на 22,9% при Р<0,05; удар правой ногой на 8,7%; левой ногой на 14% при Р>0,05.
Таблица 5 - Показатели технических изменений ударов руками и ногами в группах испытуемы^_
Показатели психо- Контрольная группа п = 15 Экспериментальная группа п = 15
моторных способностей До После Разница, М±т Р До После Разница, М±т Р
Ед. % Ед. %
Техника удара правой рукой:
- абс. время (с) 0,44± 0,11 0,34±0,0 8 -0,1 -22,7 >0,05 0,44±0,1 8 0,2±0,11 -0,24 -54,5 >0,05
- измерение (м) 1,06±0,08 1,11± 0,0 9 0,04 3,97 >0,05 1,13±0,05 0,9±0,04 -0,23 -20,3 <0,05
- скорость (м/с) 2,24±0,29 2,77±0,3 0,53 19,1 >0,05 2,3±0,27 3,7±0,26 1,4 37,8 <0,05
Техника удара левой рукой:
- абс. время (с) 2,76±0,29 2,78±0,3 3 0,02 0,71 >0,05 2,36±0,3 5 1,01±0,31 -1,35 -57 <0,05
- измерение (м) 1,1±0,11 0,98±0,07 -0,12 -10,9 >0,05 0,95±0,06 0,85±0,09 -0,1 -10,5 >0,05
- скорость (м/с) 2,36±0,33 4,07±0,3 1,71 42,0 <0,05 2,38±0,29 3,12±0,28 0,74 23,7 <0,05
Техника удара правой ногой:
- абс. время (с) - измерение (м) - скорость (м/с) 0,42±0,21 2,74±0,1 17,3±2,33 0,28±0,23 2,89±0,11 21,4±3,26 -0,14 0,15 4,1 -9,7 5,1 19,2 >0,05 >0,05 >0,05 0,54±0,24 1,97±0,1 5 7,25± 1,78 0,38±0,22 2,46±0,12 12,23± 1,6 6 -0,16 0,49 4,98 -29,6 19.6 40.7 >0,05 <0,05 <0,05
Техника удара левой ногой:
- абс. время (с) - измерение (м) - скорость (м/с) 2,26±0,54 2,12±0,43 14,11±0,86 2,62±0,5 6 2,0±0,44 15,53±0,8 7 0,36 -0,07 1,52 13,7 -3,2 9,7 >0,05 >0,05 >0,05 1,4±0,52 2,75±0,19 17,99±0,9 1 1,02±0,5 5 2,19±0,2 1 15,3±0,9 -0,08 -0,56 -2,69 -27,1 -16,9 14,9 >0,05 <0,05 <0,05
Таким образом, акцентированное развитие ведущих психомоторных способностей, которые определяют успешность начального обучения техническим действиям, играет основополагающую роль в освоении технических действий, и сможет ускорить освоение ударной техники кикбоксера и сделать процесс более эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведенное нами, направленное на развитие значимых психомоторных способностей, показало эффективность технической подготовки кикбоксеров 1213 лет на начальном этапе подготовки. Успешность начального обучения техническим действиям кикбоксера во многом связана с уровнем развития скоростных, силовых, ско-ростно-силовых качеств и скоростной выносливости. А так же с различными функциями воспринимать и воспроизводить параметры движений: точностью воспроизведения пространственных параметров, точностью воспроизведения временных параметров движений 3 с и 10 с, воспроизведение быстроты действий и воспроизведение быстроты реакции. Воздействие ведущих психомоторных способностей, в обучении техническим действиям улучшает эффективность ударных действий рук и ног кикбоксера. Оказывает положительные изменения параметров технических показателей ударов: сократилось абсолютное время, уменьшилась амплитуда движений, возросла скорость и сила удара.
Полученные результаты можно использовать для целенаправленного и акцентированного улучшения уровня показателей, определяющих развитие этих качеств и уровня технической подготовленности в учебно-тренировочном процессе кикбоксинга. Кроме этого, они могут быть применены для индивидуализации обучения, развивая у занимающихся отстающих психомоторных качеств, необходимых для успешного обучения технике кикбоксера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головихин, Е.В. Особенности организации учебно-образовательного процесса и построения тренировок со спортсменами высокого класса в полноконтактных видах кикбоксинга : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, С.В. Степанов. - Ульяновск : Беркут, 2006. - 168 с.
2. Клещев, В.Н. Кикбоксинг : учебник для вузов / В.Н. Клещев. - М. : Академический проспект, 2006. - 288 с.
3. Маньшин, Б.Г. Управление технической подготовкой баскетболистов на основе показателей психомоторных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маньшин Борис Григорьевич. - Хабаровск, 2011. - 23 с.
REFERENCES
4. Golovikhin, E.V. and Stepanov, S.V. (2006), Features of the organization of educational and educational process and creation of trainings with high-class athletes in full contact types of kickboxing: educational and methodical benefit, Golden eagle, Ulyanovsk.
5. Kleshchyov, B.H. (2006), Kickboxing: the textbook for higher education institutions, Academic Avenue, Moscow.
6. Manshin, B.G. (2011), Management of technical training of basketball players on the basis of indicators of psychomotor capabilities, dissertation, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2016
УДК 378
РОЛЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АДЪЮНКТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии России; Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрена роль научного руководителя при обучении адъюнктов с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновано что при наличии необходимых профессиональных характеристик (доктор наук, работа по теме исследований соискателя, наличие публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях), он должен строго соблюдать правила и нормы педагогической этики, обладать гуманистической направленностью личности. В процессе обучения придерживаться принципов индивидуализации, уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности, открытости, учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей, т. е. являться тьютором для соискателя.
Ключевые слова: научный руководитель, адъюнкт, требования, тьютор, профессиональные характеристики.
IMPORTANCE OF RESEARCH SUPERVISOR IN SYSTEM OF DISTANCE LEARNING OF GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia, St. Petersburg; Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the importance of the research supervisor when training the graduates of military academy with use of remote educational technologies. The authors have proved that under condi-