Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 153-161.
УДК 372.016:004+378
ББК 65.9(2)421
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ РЕКЛАМЫ И РЯ
В. В. Смеюха
Ростовский государственныйуниверситет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия
Образовательная программа направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» включает ряд требований, связанных с развитием медиакоммуникационных навыков. Реализация индивидуальных интересов студентов в пространстве социальных сетей, как правило, не связывается ими с базовыми профессиональными компетенциями, вследствие чего изучение специфики деятельности в социальных сетях в рамках учебного процесса может быть использовано для повышения общего уровня медиаграмотности учащихся и приобретения профессиональных навыков организации медиакоммуникаций. Автор предлагает ряд тем, направленных на знакомство студентов с социальными сетями.
Ключевые слова: обучение, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», социальные сети, профессиональные компетенции, медиаграмотность.
Изменение концепций экономического развития общества обусловливает необходимость изучения профессиональной среды и прогнозирования ее трансформаций. В связи с усилением степени значимости коммуникационных технологий обозначились новые характеристики развития сегмента массмедиа, рекламы и РЯ: изменился статус журналистики [26; 14], интегрирование рекламных и имиджевых коммуникаций в медиасреду привело не только к популяризации информации рекламного и имиджевого характера, но и к замещению ею журналистского контента [19; 20; 24], практика повышения эффективности функционирования предприятий за счет использования интегрированных коммуникаций способствовала привлечению в их профессиональные структуры специалистов по рекламе, связям с общественностью. Согласно данным «Атласа новых профессий», разработанному Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», профессия журналиста считается устаревающей и, возможно, исчезнет уже после 2020 г. Что касается профессий, связанных с реализацией рекламных и имиджевых программ, то они останутся в числе перспективных [7; 5], так как сохранится спрос на специалистов, владеющих технологиями формирования ментальных образов, моделирования необходимых поведенческих стратегий на рынке товаров и услуг.
Профессии будущего, связанные с рекламной и PR, предполагают владение коммуникационными технологиями. Так, например, специальность «персональный бренд-менеджер» описывается следующим образом: «специалист, занимающийся формированием персонального имиджа с использованием социальных сетей и других публичных площадок в соответствии с целями и требованиями заказчика»*. Сегодня одним из требований, предъявляемых работодателями к сотрудникам сферы рекламы и связей с общественностью, является умение проводить рекламные и имиджевые кампании с использованием медийных ресурсов, в частности, социальных сетей. Согласно данным социологических исследований, сведениям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, именно социальные сети являются наиболее популярным коммуникационным ресурсом. Молодежная аудитория значительную долю свободного времени проводит в социальных сетях, однако основная часть данного пользовательского сегмента не владеет навыками разработки коммуникационных стратегий на базе социальных медиа. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Реклама и связи
* Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. М., 2014. С. 124. URL: http://www.skolkovo.ru/public/ media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_ SEDeC_Atlas.pdf
с общественностью», не являются исключением (что подтверждает анализ их деятельность в сети Интернет). В связи с чем представляется целесообразным рассмотрение в процессе обучения будущих рекламистов и пиарщиков специфики развития коммуникационных структур, рекламных и имиджевых проектов в пространстве социальных сетей.
Цель данной статьи - выявление ключевых направлений в изучении социальных сетей студентами, обучающимися по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Так как уровень медиаобразования школьников, поступающих в вузы, не является высоким, то обучение коммуникационным технологиям, использующимся в пространстве социальных медиа, необходимо начинать со знакомства с типологией, функциями социальных сетей, основами медиаповедения в сетевом пространстве, формами личностного позиционирования. Изучение данного материала предполагает проведение не только теоретических, но и практических занятий, которые помогут закрепить полученные знания и будут способствовать реализации структурированной (а не стихийной) деятельности учащихся в сети, организации ими успешных коммуникационных концепций в пространстве социальных сетей.
Тема совершенствования обучения будущих сотрудников сферы рекламы и РЯ поднимается в работах ученых, педагогов [27; 3; 17], ряд авторов выделяет проблему повышения медиакомпетентностиучащихся [8; 18].
О. Е. Коханая в статье «О модели подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью в современных условиях» отмечает, что в связи с переходом на двухступенчатую систему образования сократилось количество курсов (и часов) общегуманитарной и профессиональной направленности [21]. Исходя из чего представляются проблематичными разработка и введение в учебную программу новых курсов, спецкурсов. Некоторые вузы апробировали дисциплины, связанные с рекламой и РЯ в сети Интернет. Там же, где подобной возможности нет, темы, посвященные работе в социальных сетях, можно рассматривать в рамках курсов «Основы теории коммуникации», «Основы интегрированных коммуникаций (Теория и практика рекламы)», «Основы интегрированных коммуникаций (Основы связей с общественностью)», «Теория и практика массовой информации» и др.
Появление новых коммуникационных ресурсов трансформировало информационные интересы и формы медиаповедения молодежи, как отмечает И. В. Жилавская, «новая ме-диасреда привела к закреплению в сознании молодежи таких ценностей, как право на свободу общения и самовыражения, на доступ к материальным благам и свободу перемещения, право на уважительное отношение к своим особенностям и потребностям, к личной жизни и личному времени» [13]. Однако включение молодежного сегмента в новейшую коммуникационную среду обозначило как преимущества, так и недостатки данного процесса. К преимуществам следует отнести свободу информационного выбора, формирование медиа-контента в соответствии с информационными интересами индивида, возможность личного участия в коммуникационном процессе, формирование коммуникационных отношений. К недостаткам - возможность использования некачественной, непроверенной, ложной информации, а также сведений, способных нанести вред индивиду (сведения, распространение которых запрещено на территории Российским Федерации на законодательном уровне); сложность самостоятельного поиска информации; неэтичное поведение; неспособность формировать коммуникационные отношения в медийном пространстве и так далее.
Изучение социальных сетей в рамках обучения рекламистов и пиарщиков должно способствовать снижению количества рисков их медиадеятельности, формированию профессиональных навыков.
Обучение коммуникационным технологиям в социальных сетях целесообразно начинать с рассмотрения их типологического многообразия. Наиболее популярной сетью в студенческой среде является «ВКонтакте» (35 % пользователей - граждане в возрасте от 18 до 24 лет*, молодежная аудитория использует ее с целью общения, формирования и поддержания дружеских отношений, развлечения (игры, музыка, просмотр фото-, видеоконтента), самовыражения. Сеть «ВКонтакте», действительно, является самой многочисленной в России (по данным за апрель 2015 г., ежемесячная аудитория достигла 53,6 млн человек**. О том, что есть
* Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс] // Хабра-хабр. 9.06.2015. URL: http://habrahabr.ru/company/ palitrumlab/blog/259903.
** Там же.
другие социальные сети, в частности массовые (такие как «РасеЬоок», «Одноклассники»), студенты осведомлены, но регистрируются в них намного реже, мотивируя это тем, что тематические и функциональные характеристики данных ресурсов им менее интересны. То есть отношение учащихся к социальным медиа можно охарактеризовать как медиапотребительское, студенты не рассматривают данные ресурсы в качестве медиаинструментов, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Исходя из чего представляется необходимым проводить знакомство учащихся с типологией социальных медиа, классификациями социальных сетей, их социологическими характеристиками, структурой [25; 12]. Помимо массовых сегодня функционирует ряд других подтипов социальных сетей, дифференцирующихся по профессиональным, гендерным, возрастным, территориальным и другим критериям. Изучение типологии социальных сетей способствует формированию представлений аудитории об их типовом многообразии, функциях, возможностях реализации задач, связанных не только с рекреативными интересами индивида, но и культурно-просветительскими, образовательными, профессиональными, корпоративными и др.
Процесс изучения типологии социальных сетей включает в себя рассмотрение их типологических параметров, при выявлении которых целесообразно опираться на работы известных исследователей, занимающихся типологией медиа (М. В. Шкондин, Ю. А. Головин [29; 30; 6] и др.).
Изучение социологических характеристик аудитории социальных медиа позволяет сформировать представление об их аудиторном составе. Так, массовые сети («ВКонтакте», «РасеЬоок», «Одноклассники») отличаются друг от друга по возрастным и профессиональным параметрам, что определяет вариативность их тематических, функциональных компонентов. «ВКонтакте», как уже было отмечено ранее, позиционируется как сеть для молодежной аудитории, «РасеЬоок» - для среднего возраста, ее участники ориентированы на реализацию профессиональных интересов, «Одноклассники» - для среднего возраста, преимущественно семейной, женской аудитории (по данным на июнь 2015 г., 69,2 % пользователей сети - женщины*. Каждый из социальных параметров аудитории (возраст, пол, профессия,
* Социальные сети в России, весна2015...
семейное положение, территория проживания, уровень финансовой обеспеченности, социально-политические интересы, конфессия и др.) может находить отображение в пространстве социальных сетей. Например, выделяются социальные сети, разработанные с учетом характеристик детской аудитории, однако детский аудиторный сегмент предпочитает проводить время в массовых социальных медиа, рассчитанных на взрослых пользователей (так, по сведениям «Mail.Ru Group» за 2014 г., 11 % аудитории «ВКонтакте» - подростки в возрасте от11до17 лет**.
Значительную роль в функционировании социальных сетей играет гендерный фактор [10; 9]. Необходимо отметить, что гендерная характеристика аудитории социальных медиа значительно изменилась: первоначально в аудиторном сегменте превалировала мужская группа, постепенно женская группа увеличивалась, и сегодня в социальных сетях больше женщин (например, в «ВКонтакте» 58,1 % аудитории - женщины; в «Facebook» они составляют 56,3 %***. Превалирование женского сегмента отражается на тематике социальных сетей, эмоционализации контента. Кроме того, активное медиаповедение женщин в сети Интернет ведет к развитию женских социальных сетей и сообществ [4], в которых распространяется гендерно ориентированный рекламный и имиджевый контент.
Необходимо отметить увеличение профессионального интереса к социальным медиа. По сведения портала «Ceo.com», руководящий состав компаний все чаще обращается к социальным сетям («Twitter», «Facebook», «Linkedln», «Google+», «Instagram» «YouTube»), причем одной из популярных сетей среди руководителей является «Linkedln». Помимо «Linkedln» российским пользователям доступны и другие профессиональные сети («Профессионалы. ру», «Мой круг» и др.), которые оказывают помощь в поиске работы, сотрудников, повышении профессиональной компетентности.
Интегрирование профессиональной среды и социальных сетей ведет к повышению степени функциональности медиа. В то же время коммуниканты, реализующие в сети личностные интересы и не принимающие во
** Исследование аудиторий социальных сетей (Mail. ru Group, март 2014) [Электронный ресурс]. URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf.
*** Социальные сети в России, весна2015...
внимание тот факт, что социальная сеть - это массовое информационное пространство, рискуют вызвать негативное отношение к себе, своему окружению со стороны массовой аудитории. В связи с чем тему личностного позиционирования в социальных сетях можно рассматривать как одну из важнейших в процессе обучения студентов.
Изучение целей и задач, реализуемых пользователями в социальных сетях, а также технологий личностного позиционирования способствует выявлению типов поведения коммуникантов в сети [11]. Личностное позиционирование индивида осуществляется посредством обнародования данных о пользователе (заполнение личной страницы), размещения фото-, видеоконтента, сообщений, участия в дискуссиях и обсуждениях, а также в группах и сообществах. И именно ложное, стихийное самопозиционирование индивида может спровоцировать конфликтную ситуацию. Потому важно на стадии знакомства учащихся с основами коммуникационного поведения в социальных сетях сформировать их представления о возможностях построения медиаимиджа индивида, медиаэтике.
Медиаповедение индивида в социальных сетях - одна из дискуссионных тем как в практике, так и в теории массмедиа. Спорным, как правило, является вопрос об информационной свободе личности в социальных сетях. Демократизация сетевого пространства позволяет всем пользователям генерировать собственный контент, в результате пространство социальных сетей может использоваться индивидами с целью публикации сведений личностного характера (описание мыслей, чувств, хронологии реальной жизни в форме дневниковых записей), что может восприниматься сетевым сообществом как нарушение его интересов.
В качестве практического материала для выявления ошибок позиционирования пользователей в социальных сетях можно использовать материалы прессы, интернет-порталов, которые в последнее время часто информируют о нарушениях этики в сети Интернет и их последствиях.
Студенты должны приобрести навыки общения, выражения мыслей, суждений, донесения информации до аудитории в соответствующей форме, то есть должны уметь создавать тексты в жанрах, характерных для сетевой среды [15; 16; 28].
И еще одна тема, на которую необходимо обратить внимание, - это повышение степени ответственности в сети. Демократизация пространства социальных сетей ведет к тому, что в ней могут инициироваться ложные информационные сообщения, проекты, программы, что делается с различными целями: получение финансовой прибыли, дискредитация конкурентов, отвлечение внимания аудитории и так далее. Технологии манипулирования пользователями могут быть различными: публикация ложной информации, фабрикация фактов, размещение сведений, вызывающих негативную реакцию аудитории, создание ложных аккаунтов, страниц, групп и так далее. В условиях увеличения объемов недостоверной информации, использования пространства социальных сетей в качестве эффективной платформы ведения информационных войн [1; 2] необходимо вырабатывать навыки верификации информации (сравнивать ее с информацией, публикуемой источниками, вызывающими доверие; проверять личность авторов публикаций и так далее).
После знакомства с основами деятельности в социальных сетях студенты могут переходить к изучению работы компаний в социальных сетях: анализ рекламных и имиджевых стратегий, оценка профессиональных страниц, групп будут способствовать созданию представлений в возможностях формирования организациями интереса аудитории к товару, услуге; синтезирования и корректирования имиджа и так далее [22; 23].
Таким образом, обучение студентов основам деятельности в социальных сетях является важным и актуальным направлением. Владение коммуникационными технологиями в пространстве социальных сетей востребовано на современном этапе, и, как предсказывают исследователи, оно будет высоко оцениваться в будущем. Повышение значимости меди-аресурсов формирует спрос на специалистов, эффективно реализующих рекламные и имиджевые кампании с использованием социальных медиа. Будущие рекламисты и пиарщики в процессе обучения должны приобрести навыки позиционирования в социальных сетях, анализа медиаповеденческих концепций, верификации информационных потоков, создания текстов в соответствующих медиажанрах; без обозначенных базовых навыков успешное проектирование и проведение рекламных, РЯ-акций не представляется возможным.
Список литературы
1. Акопов, Г. Л. Кибервойска как основа информационной безопасности современного государства / Г. Л. Акопов // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д., 2014.- С. 59-67.
2. Акопов, Г. Л. Политико-правовые угрозы распространения социально ориентированных интернет-технологий / Г. Л. Акопов // Нац. безопасность / nota bene. -2012.-№ 2.- С. 60-67.
3. Галимуллина, Н. М. Подготовка бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью»: опыт Республики Татарстан / Н. М. Галимуллина, О. Н. Коршунова // Проф. образование в соврем. мире. - 2014. -№ 2 (13). - С. 141-148.
4. Гнедаш, А. А. Конструктивный и деструктивный потенциал женских социальных сетей и сообществ в решении проблем современной социальной политики в Российской Федерации / А. А. Гнедаш // Женщина в рос. об-ве. - 2012. -№ 3.- С. 58-63.
5. Головин, Ю. А. Востребованные профессии в сфере массмедиа: методика быстрого прогнозирования / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 365-371.
6. Головин, Ю. А. Журнальная периодика: типологические характеристики / Ю. А. Головин // Вопр. теории и практики журналистики. -2012.-№ 2.- С. 72-82.
7. Головин, Ю. А. Медиабудущее: композиции и компетенции / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч-но-практич. конф. - Ростов-н/Д., 2015. - С. 34-44.
8. Горошко, Е. И. Влияние социальных медиа на преподавание в сфере пиара и рекламы / Е. И. Горошко // Рос. школа связей с общественностью. -2015.-№ 6.-С. 193-204.
9. Горошко, Е. И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) / Е. И. Горошко // Вопр. психолингвистики. - 2007. -№ 5.- С. 53-61.
10.Горошко, Е. И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик Интернета / Е. И. Горошко // Образоват. технологии и об-во. - 2008. - Т. 11, № 2. - С. 388-411.
11. Дзялошинская, М. И. Социально ответственное поведение в Интернете: поиски модели / М. И. Дзялошинская // Вопр. теории и практики журналистики. - 2014. - № 5.- С. 32-41.
12.Ефимов, Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования) : монография / Е. Г. Ефимов. - Волгоград, 2015. - 169 с.
13.Жилавская, И. В. Медиаповедение молодежной аудитории в условиях дивергенции / И. В. Жилавская // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 28-30. - URL: http://mic.org.ru/index.php/t-media/1-tm/80-mediapovedenie-molodezhnoj-auditorii-v-usloviyakh-divergentsii.
14.3агидуллина, М. В. Будущее журналистики и журналист будущего: обзор исследовательских мнений / М. В. Загидуллина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - Т. 1. -№7.-С. 34-38.
15.Киуру, К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста / К. В. Киуру // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. - С. 51-55.
16.Киуру, К. В. Новые жанры в медийном пространстве (на примере социальной сети Pinterest) / К. В. Киуру // Восток - Запад: взаимодействие языков и культур : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2015. - С. 132-135.
17.Киуру, К. В. Содержание обучения технологии ньюсмейкинга в профессиональной подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью / К. В. Киуру // Вестн. Юж-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование. Пед. науки. - 2012. - № 14 (273). - С. 61-64.
18.Киуру, К. В. Содержание обучения технологии работы с новыми медиа в профессиональной подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью / К. В. Киуру // Сибир. пед. журн. - 2013. -№ 4.- С. 217-222.
19.Короченский, А. П. Гибридизация журналистики и пиара (пиарналистика): признаки и когнитивные эффекты / А. П. Короченский // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : сб. науч. тр. - Белгород, 2014. - С. 63-67.
20.Короченский, А. П. Гибридизация медиатекстов как тенденция современных СМК / А. П. Короченский // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д., 2014. - С. 25-28.
21.Коханая, О. Е. О модели подготовки специалистов по рекламе по рекламе и связям с общественностью в современных условиях / О. Е. Коханая // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д., 2014. - С. 18-25.
22.Кудинов, В. А. SMO, SMM, PR и брендинг в социальных сетях / В. А. Кудинов, М. О. Иванов // Учен. зап. Электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. - 2012. -№ 1.-С. 87-91.
23.Кузьмина, О. Г. Построение рекламной коммуникации в социальных сетях / О. Г. Кузьмина // Язык. Культура. Образование : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Шадринск, 2015. - С. 29-36.
24.Оломская, Н. Н. Медиапространство: содержательно-функциональная реализация PR-дискурса / Н. Н. Оломская, Р. В. Патюкова // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д., 2014. - С. 295-299.
25.Остапенко, Г. А. Информационные риски в социальных сетях : моногр. / Г. А. Остапенко, Л. В. Паринова, В. И. Белоножкин, И. Л. Батаронов, К. В. Симонов. - Воронеж, 2013. - 160 с.
26.Пасти, С. Современные российские журналисты: отношение к профессии / С. Пасти // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 4. - С. 22-41. - URL: http://library. ua/m/articles/view/%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D% D0%9D%D0.
27.Самойленко, С. А. PR-образование на постсоветском пространстве / С. А. Самойленко, М. Г. Шилина // Бизнес. Общество. Власть. -2014.-№ 20. - С. 45-54.
28.Степанов, В. Н. Пост как инструмент формирования социального капитала в социальной сети (на примере социальной сети Фейсбук) / В. Н. Степанов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. Филология.-2014.-№ 1.-С. 183-191.
29.Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. - М., 2002. - 120 с.
30.Шкондин, М. В. Системные характеристики СМИ / М. В. Шкондин // Средства массовой информации России. - М., 2005. - С. 170-205.
Сведения об авторе
Смеюха Виктория Вячеславовна - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой массовых коммуникаций и прикладной лингвистики, Ростовский государственный университет путей сообщения. Ростов-на-Дону, Россия. [email protected]
Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 153-161.
STUDYING OF SOCIAL NETWORKS AS BASIS OF EFFECTIVE ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE SPHERE OF ADVERTISING AND PR
V.V. Smeyukha
Rostov State Transport University. Rostos on Don, Russia. [email protected]
The educational program of the direction of preparation "Advertizing and public relations" includes a number of the requirements connected with development of media communication skills. The current state of the information environment promotes that pupils start mastering it much earlier, than get a profile education. Realization of individual interests of students in space of social networks, as a rule, doesn't contact them basic professional competences owing to what studying of specifics of activity on social networks within educational process can be used for increase of the general level of media literacy of pupils and acquisition of professional skills of the organization of media communications. Acquaintance to work bases on social networks can include the following subjects: types of social networks and their classification; personal positioning on social networks, ethics of communication on
social networks, dangers and threats in work with social networks, realization of advertizing and image campaigns on the basis of social networks, etc.
Keywords: training, direction of preparation "Advertizing and public relations", social networks, professional competences, media literacy.
References
1. Akopov G.L. Kibervojska kak osnova informacionnoj bezopasnosti sovremennogo gosudarstva [Cybertroops as basis of information security of the modern state]. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovaci [Advertizing and communications with the public: traditions and innovations]. Rostov-on-Don, 2014. Pp. 59-67. (InRuss.).
2. Akopov G.L. Politiko-pravovye ugrozy rasprostranenija social'no orientirovannyh internet-tehnologij [Political and legal threats of distribution of socially oriented Internet technologies]. Nacional'naja bezopasnost' / nota bene [National security / nota bene], 2012, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.).
3. Galimullina N.M., Korshunova O.N. Podgotovka bakalavrov po napravleniju «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju»: opyt Respubliki Tatarstan [Training of bachelors in the "Advertising and Public Relations" direction: experience of the Republic of Tatarstan]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 2014, no. 2 (13), pp. 141-148. (In Russ.).
4. Gnedash A.A. Konstruktivnyj i destruktivnyj potencial zhenskih social'nyh setej i soobshhestv v reshenii problem sovremennoj social'noj politiki v Rossijskoj Federacii [Constructive and destructive potential of female social networks and communities in the solution of problems of modern social policy in the Russian Federation]. Zhenshhina v rossijskom obshhestve [The woman in the Russian society], 2012, no. 3, pp. 58-63. (In Russ.).
5. Golovin Ju.A., Kohanaja O.E. Vostrebovannye professii v sfere massmedia: metodika bystrogo prognozirovanija [Demanded professions in the sphere of mass media: technique of fast forecasting]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university], 2015, no. 5 (360), pp. 365-371. (InRuss.).
6. Golovin Ju.A. Zhurnal'naja periodika: tipologicheskie harakteristiki ovin [Journal periodical press: typological characteristics]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of the theory and practice ofjournalism], 2012, no. 2, pp. 72-82. (In Russ.).
7. Golovin Ju.A., Kohanaja O.E. Mediabudushhee: kompozicii i kompetencii [Mediabudushchy: compositions and competences]. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii [Advertizing and communications with the public: traditions and innovations]. Rostov-on-Don, 2015. Pp. 34-44. (In Russ.).
8. Goroshko E.I. Vlijanie social'nyh media na prepodavanie v sfere piara i reklamy [Influence of social media on teaching in the sphere of public relations and advertizing]. Rossijskaja shkola svjazej s obshhestvennost'ju [Russian school of public relations], 2015, no. 6, pp. 193-204. (In Russ.).
9. Goroshko E.I. Gender i bloggika Interneta (psiholingvisticheskij analiz) [Gender and bloggika of the Internet (psycholinguistic analysis)]. Voprosy psiholingvistik [Psycholinguistics questions], 2007, no. 5, pp. 53-61. (In Russ.).
10. Goroshko E.I. Gendernye aspekty kommunikacij na primere obrazovatel'nyh praktik Interneta [Gender aspects of communications on the example of educational the practician of the Internet]. Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo [Educational technologies and society], 2008, vol. 11, no. 2, pp. 388-411. (InRuss.).
11.Dzjaloshinskaja M.I. Social'no otvetstvennoe povedenie v Internete: poiski modeli [Socially responsible behavior on the Internet: searches of model]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of the theory and practice ofjournalism], 2014, no. 5, pp. 32-41. (In Russ.).
12.Efimov E.G. Social'nye internet-seti (metodologija i praktika issledovanija) [Social Internet networks (methodology andpractice ofresearch)]. Volgograd, 2015. 169 p. (In Russ.).
13.Zhilavskaja I.V. Mediapovedenie molodezhnoj auditorii v uslovijah divergencii [Media behavior of youth audience in the conditions of a divergention]. Media. Informacija. Kommunikacija [Media. Information. Communication], 2012, no. 1, pp. 28-30. Available at: http://mic.org.ru/index.php/t-media/1-tm/80-mediapovedenie-molodezhnoj-auditorii-v-usloviyakh-divergentsii. (In Russ.).
160
B. B. CMernxa
14. Zagidullina M.V. Budushhee zhurnalistiki i zhurnalist budushhego : obzor issledovatel'skih mnenij [Future ofjournalism andjournalist of the future: review of research opinions]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problem field of media education], 2011, vol. 1, no. 7, pp. 34-38. (In Russ.).
15.Kiuru K.V. Internet-zhanrologija kak napravlenie izuchenija zhurnalistskogo teksta [Internetgenres as direction of studying of the journalistic text]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university], 2014, no. 26 (355), pp. 51-55. (In Russ.).
16.Kiuru K.V. Novye zhanry v medijnom prostranstve (na primere social'noj seti Pinterest) [New genres in media space (on the example of the social network Pinterest)]. Vostok - Zapad: vzaimodejstvie jazykov i kul'tur [East - West: interaction of languages and cultures]. Ulan-Ude, 2015. Pp. 132-135. (In Russ.).
17. Kiuru K.V. Soderzhanie obuchenija tehnologii n'jusmejkinga v professional'noj podgotovke bakalavrov reklamy i svjazej s obshhestvennost'ju [The content of training of technology of a nyyusmeyking in vocational training of bachelors of advertizing and public relations]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Southern Ural State University], 2012, no. 14 (273), pp. 61-64. (InRuss.).
18.Kiuru K.V. Soderzhanie obuchenija tehnologii raboty s novymi media v professional'noj podgotovke bakalavrov reklamy i svjazej s obshhestvennost'ju [The content of training of technology of work with new media in vocational training of bachelors of advertizing and public relations]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical magazine], 2013, no. 4, pp. 217-222. (In Russ.).
19.Korochenskij A.P. Gibridizacija zhurnalistiki i piara (piarnalistika): priznaki i kognitivnye jeffekty [Hybridization ofjournalism and public relations (piarnalistik): signs and cognitive effects]. Diskurs sovremennyh mass-media vperspektive teorii, social'nojpraktiki i obrazovanija [Discourse of modern mass media in the long term theories, social practice and education]. Belgorod, 2014. Pp. 63-67. (In Russ.).
20. Korochenskij A.P. Gibridizacija mediatekstov kak tendencija sovremennyh SMK [Hybridization of media texts as tendency of modern SMK]. Reklama i svjazi s obshhestvennnost'ju: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Advertizing and communications with the public: traditions and innovations: Materials of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-Don, 2014. Pp. 25-28. (In Russ.).
21.Kohanaja O.E. O modeli podgotovki specialistov po reklame po reklame i svjazjam s obshhestvennost'ju v sovremennyh uslovijah [About model of training of specialists on advertizing on advertizing and public relations in modern conditions]. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Advertizing and public relations: traditions and innovations: Materials of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-Don, 2014. Pp. 18-25. (InRuss.).
22. Kudinov V.A., Ivanov M.O. SMO, SMM, PR i brending v social'nyh setjah [SMO, SMM, PR and branding on social networks]. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific magazine of Kursk state university], 2012, no. 1, pp. 87-91. (InRuss.).
23.Kuz'mina O.G. Postroenie reklamnoj kommunikacii v social'nyh setjah [Creation of advertizing communication on social networks]. Jazyk. Kul'tura. Obrazovanie [Language. Culture. Education]. Shadrinsk, 2015. Pp. 29-36. (In Russ.).
24. OlomskajaN.N., Patjukova R.V. Mediaprostranstvo: soderzhatel'no-funkcional'naja realizacija PR-diskursa [Media space: substantial and functional realization of a PR discourse]. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii [Advertizing and communications with the public: traditions and innovations: Materials of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-Don, 2014. Pp. 295-299. (In Russ.).
25.Ostapenko G.A., Parinova L.V., Belonozhkin V.I., Bataronov I.L., Simonov K.V. Informacionnye riski v social'nyh setjah [Information risks on social networks]. Voronezh, 2013. 160 p. (In Russ.).
26. Pasti S. Sovremennye rossijskie zhurnalisty: otnoshenie k professii [Modern Russianjournalist: relation to a profession]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University], 2012, no. 4, pp. 22-41. Available at: http://library.ua/m/articles/view/%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%A 0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0. (InRuss.).
27.Samojlenko S.A., Shilina M.G. PR-obrazovanie na postsovetskom prostranstve [PR education in the former Soviet Union]. Biznes. Obshhestvo. Vlast'. [Business. Society. Power], 2014, no. 20, pp. 4554. (In Russ.).
28. Stepanov V.N. Post kak instrument formirovanija social'nogo kapitala v social'noj seti (na primere social'noj seti Fejsbuk) [Post as the instrument of formation of the social capital on a social network (on the example of the social network Facebook)]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Filologiya [Bulletin of the Tver State University. Series Philology], 2014, no. 1, pp. 183-191. (InRuss.).
29. Shkondin M.V. Sistema sredstv massovoj informacii kak faktor obshhestvennogo dialoga [System of mass media as factor of public dialogue]. Moscow, 2002. 120 p. (In Russ.).
30. Shkondin M.V. Sistemnye harakteristiki SMI [System characteristics of mass media]. Sredstva massovoj informaciiRossii [Mass media ofRussia]. Moscow, 2005. Pp. 170-205. (In Russ.).