УДК 659.4
В. В. Смеюха
Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону
ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Автор рассматривает возможности совершенствования профессиональных компетенций специалистов по связям с общественностью в сети Интернет, выявляет преимущества и недостатки технологий профессионального образования и самообразования. Анализируется самостоятельное обучение с привлечением профессиональных интернет-сайтов, адресованных специалистам по связям с общественностью, сайтов профессиональных журналов, профессиональных сообществ в социальных сетях, дистанционных курсов.
Ключевые слова: повышение квалификации, специалист по связям с общественностью, Интернет, самообразование, профессиональные интернет-сайты, дистанционные курсы, недостатки.
Введение
Развитие электронных коммуникаций вносит изменения в характеристики видов профессиональной деятельности, состояние рынка труда, систему образования. Ученые констатируют трансформацию роли и функций профессий, связанных с медиасферой, что мотивируется расширением сегмента интернет-медиа, включением медиакоммуникаций в профессиональные структуры. Однако как аналитики, так и представители профессиональных сообществ не делают прогнозов относительно исчезновения основных специальностей в сфере медиа и настаивают на улучшении образования медиаспециалистов [5, 11, 19], что будет способствовать формированию качественных информационных потоков и их продуктивному использованию.
Профессиональная деятельность специалиста по связям с общественностью также связана с использованием медиакоммуникаций. В связи с модификацией поля профессиональной деятельности меняется перечень функциональных обязанностей сотрудников сферы PR. И сегодня реализация эффективной коммуникации является одной из важнейших задач в данной профессиональной отрасли [20, 1], что предполагает постоянное совершенствование профессиональных навыков, знакомство с новыми технологиями ведения коммуникационного процесса. Обозначившуюся потребность в повышении квалификационных компетенций специалистов по связям с общественностью удовлетворяют вузы и образовательные центры. Например, в МГИМО разработана программа «Связи с общественностью: новейшие коммуникационные технологии», адресованная PR-специалистам, пресс-секретарям, представителям СМИ (очная форма обучения, длительность курса - 5 дней, стоимость - 60 тыс. руб.), в МГТУ имени Н. Э. Баумана - курс «Эффективный PR: стратегии и инструменты» (очная форма обучения, длительность курса - 24 академических часа, стоимость - 12 990 руб., индивидуальное обучение - 40 200 руб. (данные 2018 г.)) и т. д.
На современном этапе популярной формой повышения квалификации специалистов по связям с общественностью являются онлайн-курсы, которые предлагаются в большом количестве на рынке образовательных услуг. Однако существуют и другие варианты совершенствования профессиональных компетенций с использованием интернет-коммуникаций. Целью данной статьи является рассмотрение возможностей повышения уровня профессионализма специалистов по связям с общественностью в сети Интернет, выявление преимуществ и недостатков технологий профессионального образования и самообразования.
В научной литературе вопрос подготовки вузами бакалавров и магистров профиля «Реклама и связи с общественностью» является достаточно разработанным [4, 12, 9, 10]; в теоретических работах уделяется внимание внедрению в образовательный процесс новейших электронных коммуникаций [13, 8, 15]. Тема использования электронных коммуникаций в повышении квалификации сотрудников сферы PR менее изучена, в то же время в научных трудах широко
анализируется интегрирование дистанционных форматов обучения в систему повышения квалификации педагогов [3, 18], а также исследуется сам процесс дистанционного обучения, последствия и перспективы его обязательного введения в систему российского образования [16, 2].
Виды профессионального самообразования специалистов по связям с общественностью
в сети Интернет
Благодаряразвитиюинформационныхтехнологийиактивномувключениюмедиакоммуникаций в жизнедеятельность индивида расширились возможности профессионального образования и самообразования. Презентация деятельности компаний, профессиональных коллективов и сообществ, а также анализ функционирования профессиональных отраслей в сети Интернет позволяют пользователям не только знакомиться с производственной хроникой профильных организаций, но и перенимать их опыт, а также участвовать в развитии профессионального медийного контента. Данный вид обучения относят к информальному образованию, «процессу освоения новых знаний и умений, протекающему вне рамок системы образования как специфического социального института, т. е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других» [17. С. 380], т. е. речь идет о самостоятельном обучении, приобретении недостающих знаний, опыта (см.: Окерешко А. В. [14]). У рассматриваемого вида образования есть ряд преимуществ. Во-первых, оно реализуется в привычной для индивида среде (в данном случае речь идет об интернет-пространстве, где пользователь может успешно совмещать удовлетворение личностных информационных потребностей с профессиональными). Во-вторых, в роли авторов медийного контента выступают профессионалы, задействованные в развитии производственного процесса, демонстрирующие профессиональные навыки, представляющие собственный опыт, результаты деятельности.
Классифицировать ресурсы сети Интернет, участвующие в информальном образовании, можно в соответствии с общепринятой классификацией интернет-ресурсов: сайты, социальные сети, блоги и т. д.
В процессе информального обучения существенную роль играют профессиональные медиаресурсы (интернет-сайты, порталы, сайты профессиональных СМИ). Профессиональная пресса выполняла и продолжает выполнять ряд задач в подготовке специалистов [6, 7]: информирует о развитии профессиональной отрасли, представляет новые технологии работы, содействует обмену опытом. Сотрудникам сферы PR адресованы следующие профессиональные интернет-ресурсы: интернет-сайт всероссийского специализированного журнала «Пресс-служба», интернет-сайт «MediaBitch», интернет-сайт журнала «PR в России», интернет-журнал «PRtoday» и др.
Профессиональные интернет-сайты размещают информацию теоретического и практического характера о технологиях работы в сфере связей с общественностью, интервью с известными PR-специалистами, сообщения об организации профессиональных конкурсов, конференций. Аудиторию подобных изданий составляют, как правило, руководители и сотрудники отделов по связям с общественностью. Так, например, по сведениям редакции журнала «Пресс-служба», потрет ее читательской аудитории следующий: 58 % — руководители профильных организаций и отделов, 19 % — директора по рекламе и маркетингу, 20 % — специалисты по связям с общественностью, маркетологи (Пресс-служба. URL: http://www.press-service.ru/ advert/). Примечательными являются и преимущества издания, сформулированные редакцией: «вы сможете использовать журнал не только как источник информации, но и как практическое пособие в вашей ежедневной работе», «вы сможете не тратить время на обучение сотрудников, достаточно обязать их прочитать выбранные вами статьи» (Пресс-служба. URL: http://www. press-service.ru/), что свидетельствует о том, что главными функциями журнала являются просветительская и образовательная.
Если издание «Пресс-служба» ориентировано, главным образом, на специалистов, состоявшихся в профессиональной деятельности, то сайт «MediaBitch» среди своих читателей выделяет «будущих или нынешних студентов PR-специальностей», а также преподавателей PR-дисциплин, что расширяет и возрастные, и профессиональные характеристики аудиторной группы.
Согласно трудовому кодексу РФ, «необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель» (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Консультант Плюс. URL:http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/d17243696427a3cc7eb092bb37c57021e5f64abe/). Однако благодаря наличию профессиональных интернет-ресурсов сотрудники сферы PR могут заниматься профессиональным самообразованием, независимо от опыта и длительности их профессиональной деятельности.
В этой связи интерес представляет выпускная квалификационная работа студентки Ростовского государственного университета путей сообщения В. Г. Доценко на тему «Возможности повышения профессиональной компетентности специалиста по связям с общественностью в сети Интернет» (бакалавриат, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», 2018 год): студентка разработала типологическую концепцию профессионального интернет-сайта, ориентированного на повышение профессионального уровня сотрудников сферы PR. В целевую аудиторию образовательного ресурса ею были включены школьники (будущие абитуриенты вузов, готовящих сотрудников для сферы PR), студенты и профессионалы. Основными разделами сайта должны стать «О нас», «Библиотека», «Университеты», «Конкурсы», «Блог», «Обучение», «Антиплагиат». Таким образом, автор работы предложила разработать ресурс с целевой направленностью на профессиональное самообразование будущих сотрудников сферы PR и молодых специалистов - сайт должен интегрировать информацию о возможностях получения образования по профилю «Реклама и связи с общественностью» в вузах страны, профессиональную литературу, предложения об участии в профессиональных конкурсах.
Помимо профессиональных сайтов, внимание сотрудников сферы PR привлекают профессиональные сообщества в социальных сетях.
По данным ВЦИОМа за 2018 год, самыми популярными социальными сетями россиян являются «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Facebook. Согласно возрастным характеристикам пользователей, выделяются сети, которые предпочитает молодежь: Instagram (38 % аудитории - молодые люди в возрасте 18-24 лет, 37 % - 25-34 лет), «ВКонтакте» (40% - пользователи в возрасте 25-34 лет). Facebook привлекает аудиторию среднего возраста (28 % - граждане в возрасте 35-44 лет и 26 % - 45-59 лет) (Каждому возрасту - свои сети // ВЦИОМ. 12.02.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691). И именно Facebook зарекомендовал себя в качестве сети, объединяющей пользователей с высшим образованием, задействованных в руководящих структурах, развивающих собственный бизнес, интересующихся политикой, экономикой, информационными технологиями. Наиболее многочисленными сообществами специалистов по связям с общественностью в данной социальной сети являются: «Пиарщики и маркетологи России» (более 54 тыс. участников), PR_Russia (более 24 тыс. участников), «Пиарщики vs журналисты» (более 9 тыс. участников, данные за сентябрь 2018 год) и др. Информация, размещающаяся в группах, касается консультирования в реализации проектов, поиска клиентов и участников мероприятий, сотрудников, профессионального обучения.
Помимо массовых социальных сетей, сообщества специалистов по связям с общественностью организуются в деловых социальных сетях. Так, в социальной сети «Профессионалы.ру» действуют профессиональные группы: «Связи с общественностью» (более 290 тыс. участников), «Бренды и Брендинг» (более 39 тыс. участников).
Обучающий аспект присутствует и в блогах известных специалистов по связям с общественностью, дизайнеров, копирайтеров. Наиболее популярны блоги А. Лебедева, Д. Давыдова, Д. Кота и др.
Несмотря на имеющиеся преимущества использования интернет-ресурсов в целях самостоятельного профессионального образования, оно не лишено недостатков. Как правило, индивидуальное самообразование не характеризуется системностью, в условиях самостоятельного изучения материала индивиду может быть сложно определить, насколько глубоко он освоил темы и т. д. И самое главное - самообразование не дает права на получение диплома, сертификата, наличие которых подтверждает успешное прохождение повышения квалификации.
Документальное подтверждение повышения профессиональной подготовки предоставляют учебные организации, которые предлагают специалистам пройти курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные. Например, РУДН реализует программы повышения квалификации «PR-технологии в интернет-пространстве» (продолжительность курса - 32 ак. часа, стоимость обучения - 3,5 тыс. руб.), «Речи, их написание и произнесение. Копирайтинг» (продолжительность курса - 32 ак. часа, стоимость обучения - 3,5 тыс. руб.); Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова предлагает программу повышения квалификации «SMM. Теория & практика» (формат обучения: офлайн+онлайн, продолжительность курса - 72 часа, стоимость -32 тыс. руб.).
По данным EduMarket, российский рынок онлайн-образования в 2016 году составил 1,1 % от всего объема рынка. При этом доля дополнительного образования, реализуемого в онлайн-формате, составила 6,7 % от всех предлагаемых программ (Онлайн-образование (рынок России) // Tadviser. ru. 31.07.2017.URL:http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%).
Заявление ректора ВШЭ Я. И. Кузьминова на конференции EdCrunch 2018 о выводе из учебного процесса очных лекций и замене их онлайн-курсами вызвало в научных и профессиональных кругах дискуссии, посвященные перспективам и последствиям отказа от традиционных форм обучения. Однако споры о результатах возможного введения онлайн-обучения в качестве обязательного ведутся уже не первый год (см.: Беленов О. Н. [2], Пеккер П. Л. [16]). Преимущества онлайн-обучения сводятся к его дешевизне (в сравнении с очным), возможности выбора программ любых вузов, обучению в удобное для слушателя время. О его недостатках пишут и ученые (отсутствие качества образования, низкая мотивация слушателей к самостоятельной организации образовательного процесса), и практики. Среди работодателей также немало скептиков, ставящих под сомнение эффективность курсов повышения квалификации в формате онлайн, например, М. Энтензон, руководитель направления подбора и развития персонала компании «Связной», отмечает, что «при найме персонала рекрутеры «Связного» в первую очередь обращают внимание на основное образование и очные дополнительные курсы, повышающие квалификацию претендентов. Неважно, претендует кандидат на должность продавца в рознице или на позицию топ-менеджера — онлайн-курсы не являются весомым аргументом в его пользу» (Мнение экспертов: повышают ли онлайн-курсы ценность резюме // Rb.ru. 22.11.2016. URL: https://rb.ru/opinion/online-edu/).
Заключение
Развитие сети Интернет предоставляет сотруднику сферы PR широкие возможности в плане повышения уровня профессиональной подготовки. Можно выделить несколько направлений совершенствования профессиональных компетенций с использованием интернет-ресурсов: самостоятельное обучение и обучение на курсах, инициируемых вузами и центрами профессиональной подготовки и переподготовки.
Самостоятельное обучение (информальное) предполагает включение индивида в профессиональный медиакоммуникационный процесс, реализуемый профессиональными сайтами, сайтами профессиональных изданий, профессиональными группами в социальных сетях и профессиональными блогами. Данный медиаконтент реализует информационные, познавательные и образовательные функции, благодаря чему специалист сферы PR может знакомиться с новыми технологиями ведения работы, обмениваться опытом с коллегами. Однако данный вид повышения уровня профессионализма носит бессистемный характер, не всегда позволяет индивиду самостоятельно найти нужную информацию и освоить в совершенстве необходимый материал.
Курсы повышения квалификации, реализуемые в формате онлайн, разработанные на базе вузов, образовательных центров, с привлечением практиков, отображают основные тенденции развития рассматриваемой профессиональной отрасли. Однако данный формат обучения не гарантирует качественного образования из-за низкой мотивации аудитории к самостоятельному просмотру онлайн-лекций, кроме того, в дистанционной форме довольно сложно оценить степень освоения материала слушателем.
Таким образом, можно заключить, что рассмотренные формы совершенствования профессиональных компетенций специалистов по связям с общественностью могут выступать в
качестве дополнения к очным формам профессионального образования: курсам, конференциям, мастер-классам.
Список литературы
1. Антошина, Т. В. Развитие профессионализма специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Текст] / Т. В. Антошина. - М., 2013. - 23 с.
2. Беленов, О. Н., Морозова, В. Н., Мелкумян, Л. Е. Эффективные практики массовых открытых онлайн-курсов (МООС): опыт зарубежных вузов-партнеров ВГУ [Текст] / О. Н. Беленов, В. Н. Морозова, Л. Е. Мелкумян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2015. - № 3. - С. 98-103.
3. Белоус, Е. С. Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов [Текст] / Е. С. Белоус // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. -2012. - № 1 (120). - С.181-186.
4. Галимуллина, Н. М., Коршунова, О. Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» [Электронный ресурс] / Н. М. Галимуллина, О. Н. Коршунова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - № 4. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf (дата обращения 21.11.17).
5. Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. Медиабудущее: композиции и компетенции [Текст] / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: РГУПС, 2015. - С. 34-44.
6. Гордеева, Е. Ю. Проблемы профессионального медиаобразования на страницах журнала «Журналист»: история и современность [Текст] / Е. Ю. Гордеева // Век информации. - 2018. -№ 1. - С. 184-192.
7. Гринфельд, В. А. Корпоративная медиакритика на страницах профессионального издания [Текст] / В. А. Гринфельд // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.- 2015. - Т. 1. - № 3. - С. 118-126.
8. Евсюков, И. С. Социальные сети как средство формирования профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений (на примере направления «Реклама и связи с общественностью») [Текст] / И. С. Евсюков // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 3. - С. 8.
9. Киуру, К. В., Кривоносов А. Д. Методики и методология преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / К. В. Киуру,
A. Д. Кривоносов. Ч. 1. - Челябинск: Энциклопедия, 2017. - 114 с.
10. Киуру, К. В., Степанов В. Н. Региональные школы рекламы и PR [Текст] / К. В. Киуру,
B. Н. Степанов // Российская школа связей с общественностью. - 2018. - № 11. - С. 149-155.
11. Коханая, О. Е. Тенденции и движущие силы развития индустрии медиа: форсайт-сессия «Образование-2030» [Текст] / О. Е. Коханая // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2017. - № 1. - С. 34-38.
12. Кушваха, Х. Н., Тараненко А. В. К вопросу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте (МАИ) [Текст] / Х. Н. Кушваха, А. В. Тараненко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3. - С. 198-200.
13. Лузан, В. С., Седых Т. В. Опыт использования электронных образовательных ресурсов в процессе практической подготовки бакалавров направлений подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Педагогическое образование» [Текст] / В. С. Лузан, Т. В. Седых // Лучшие практики электронного обучения: матер. II методич. конференции. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2016. - С. 67-71.
14. Окерешко, А. В. Информальное образование: опыт определения понятия [Текст] / А. В. Окерешко // Академия профессионального образования. - 2016. - № 1 (55). - С. 74-49.
15. Паутов, А. Д., Валитова, Н. Р. Роль интернет-технологий в процессе обучения (на примере направления подготовки «Реклама и связи с общественностью») [Текст] / А. Д. Паутов, Н. Р. Валитова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2016. - № 1. - С. 97-99.
16. Пеккер, П. Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов [Текст] / П. Л. Пеккер // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 66-71.
17. Полякова, В. А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы [Текст] / В. А. Полякова // Научное мнение. - 2014. - № 8. - С. 378-382.
18. Путинцева,Л.В.Особенноститехнологиисетевоговзаимодействиядляпрофессионального развития педагога [Текст] / Л. В. Путинцева // Гуманитарный вектор. - 2015. - № 1 (41). -С. 72-76.
19. Симакова, С. И., Топчий И. В. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории [Текст] / С. И. Симакова, И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 226-233.
20. Суворова, Н. Н. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью в области рекламного дискурса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Н. Н. Суворова. - Омск, 2012. - 24 с.
OPPORTUNITIES TO IMPROVE THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PUBLIC RELATIONS SPECIALIST ON THE INTERNET
Smeyukha V. V., Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, [email protected]
In the framework of this article, the author considers the possibility of improving the professional competence of specialists in public relations on the Internet, identifies the advantages and disadvantages oftechnologies ofvocational education and self-education. Self-study with the involvement of professional Internet sites addressed to specialists in public relations, sites of professional journals, professional communities in social networks is analyzed. This type of self-education allows you to get information about the trends in the development of the professional industry, to share experiences. However, in the course ofself-education, there may be problems with finding the necessary information, the organization ofsystematic acquaintance with professional media resources, independent development ofthe necessary material. Universities and training centers offering full-time, correspondence and distance education programs provide assistance in professional development. The latter also do not guarantee quality training for reasons of low motivation of the audience to self-viewing lectures. As a result, the author makes a conclusion about the need to use in the course of training full-time forms of training, andforms of network self-education and distance learning to apply as a Supplement to them.
Keywords: professional development, public relations specialist, Internet, self-education, professional Internet sites, distance courses, shortcomings.
References
1. Antoshina,T.V. (2013), Razvitie professionalizma specialistov po svyazyam s obshchestvennost'yu [=Development of professionalism of public relations specialists]: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.13, M., 23 p. (in Russ.).
2. Belenov, O. N., Morozova, V. N. and Melkumyan, L. E. (2015), "Effektivnye praktiki massovyh otkrytyh onlajn-kursov (MOOS): opyt zarubezhnyh vuzov-partnerov VGU" [=Effective practices of mass open online courses (MOE): the experience of foreign partner universities of VSU], in: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [=Bulletin of Voronezh state University. Series: problems of higher education], № 3, p. 98-103. (in Russ.)
3. Belous, E. S. (2012), "Internet-portal s kursom povysheniya kvalifikacii po informatike kak sredstvo obucheniya pedagogov sozdaniyu ehlektronnyh resursov" [=Internet portal with advanced training course in computer science as a means of teaching teachers to create electronic resources], in: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika. Informatika [=Scientific sheets of the Belgorod state University. Series: Economy. Informatics], № 1 (120), p. 181-186. (in Russ.).
4. Galimullina, N. M., Korshunova, O. N. (2015), "Formirovanie kompetencij bakalavrov napravleniya podgotovki "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" v ramkah discipliny "Organizaciya
raboty otdelov reklamy i svyazej s obshchestvennost'yu"" [=Formation of bachelor's competencies in the field of "Advertising and public relations" within the discipline "Organization of advertising and public relations departments"], in: Internet-zhurnal "Naukovedenie" [=Online journal "Science"], № 4, available at: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf (accessed 21.11.17). (in Russ.).
5. Golovin, Yu. A., Kohanaya, O. E. (2015), "Mediabudushchee: kompozicii i kompetencii" [=Media future: compositions and competences], in: Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: tradicii i innovacii [=Advertising and public relations: tradition and innovation], Rostov-on-don, p. 34-44. (in Russ).
6. Gordeeva, E. Yu. (2018), "Problemy professional'nogo mediaobrazovaniya na stranicah zhurnala "Zhurnalist": istoriya i sovremennost'" [=Problems of professional media education on the pages of the journal "Journalist": history and modernity], in: Vek informacii [=Information age], № 1, p. 184-192. (in Russ.).
7. Grinfel'd, V. A. (2015), "Korporativnaya mediakritika na stranicah professional'nogo izdaniya" [=Corporate media criticism on the pages of the professional publication], in: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [=Vestnik of the Leningrad state University], Vol. 1, № 3, p. 118-126. (in Russ.).
8. Evsyukov, I. S. (2017), "Social'nye seti kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov vysshih uchebnyh zavedenij (na primere napravleniya "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu")" [=Social networks as a means of formation of professional competences of students of higher educational institutions (on the example of the direction "Advertising and public relations")], in: Mir nauki [=World of science], Vol. 5, № 3, pp. 8. (in Russ.).
9. Kiuru, K. V., Krivonosov A. D. (2017), Metodiki i metodologiya prepodavaniya disciplin magisterskoj programmy "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" [=Methods and methodology of teaching disciplines master program "Advertising and public relations"], Chelyabinsk, 114 p. (in Russ.).
10. Kiuru, K. V., Stepanov V. N. (2018), "Regional'nye shkoly reklamy i PR" [=Regional schools of advertising and PR], in: Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [=Russian school of public relations], № 11, pp. 149-155. (in Russ.).
11. Kohanaya, O. E. (2017), "Tendencii i dvizhushchie sily razvitiya industrii media: forsajt-sessiya "Obrazovanie-2030"" [=Trends and driving forces in the development of the media industry: foresight session "Education-2030"], in: Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universitetaputej soobshcheniya [=Proceedings of Rostov State Transport University], № 1, pp. 34-38. (in Russ.).
12. Kushvaha, H. N., Taranenko A. V. (2017), "K voprosu podgotovki bakalavrov i magistrov po napravleniyu "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" v Moskovskom aviacionnom institute (MAI)" [=To the question of preparation of bachelors and masters on direction "Advertisement and public relations" at the Moscow aviation Institute (MAI)], in: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [=Philological Sciences. Theory and practice], № 3, pp. 198-200. (in Russ.).
13. Luzan V. S., Sedyh T. V. (2016), "Opyt ispol'zovaniya ehlektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe prakticheskoj podgotovki bakalavrov napravlenij podgotovki "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu" i "Pedagogicheskoe obrazovanie"" [=Experience of use of electronic educational resources in the process of practical training of bachelors of the directions of preparation "Advertising and public relations" and "Pedagogical education"], in: Luchshie praktiki ehlektronnogo obucheniya [=Best practices of e-learning], Tomsk, pp. 67-71. (in Russ.).
14. Okereshko, A. V. (2016), "Informal'noe obrazovanie: opyt opredeleniya ponyatiya" [=. Informal education: experience definitions], in: Akademiya professional'nogo obrazovaniya [=Academy of professional education], № 1 (55), pp. 74-49. (in Russ.).
15. Pautov, A. D., Valitova, N. R. (2016), "Rol' internet-tekhnologij v processe obucheniya (na primere napravleniya podgotovki "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu")" [=Role of Internet technology in the learning process (for example, the specialty "Advertising and public relations")], in: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [=Herald of the Voronezh state University. Series: problems of higher education], № 1, pp. 97-99. (in Russ).
16. Pekker, P. L. (2015), "Distancionnoe obuchenie: opyt moskovskih vuzov" [=Distance education: experience of Moscow University], in: Chelovek i obrazovanie [=Man and education], № 2 (43), p. 66-71. (in Russ.).
17. Polyakova, V. A. (2014), "Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya: problemy i perspektivy" [=Professional development of pedagogical personnel in the conditions of continuous education: problems and prospects], in: Nauchnoe mnenie [=Scientific opinion], № 8, pp. 378-382. (in Russ.).
18. Putinceva, L. V. (2015), "Osobennosti tekhnologii setevogo vzaimodejstviya dlya professional'nogo razvitiya pedagoga" [=Features of technology of network interaction for professional development of the teacher], in: Gumanitarnyj vector [=Humanitarian vector], № 1 (41), pp. 72-76. (in Russ).
19. Simakova, S. I., Topchiy I. V. (2017), "Rol' sredstv massovoj informacii v vospitanii mediakompetentnoj auditoria" [=Role of mass media in education of media-competent audience], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Znak: problem field of media education], № 4 (26), pp. 226-233. (in Russ.).
20. Suvorova, N. N. (2012), "Formirovanieprofessional'nojkompetentnostibudushchihspecialistov po reklame i svyazyam s obshchestvennost'yu v oblasti reklamnogo diskursa" [=Formation of professional competence of future specialists in advertising and public relations in the field of advertising discourse]: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Omsk, 24 p. (in Russ.).
Смеюха Виктория Вячеславовна - доктор филологических наук, зав. кафедрой «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика», Ростовский государственный университет путей сообщения.