УДК 374.33
Т. Н. Гущина
Изучение социально-педагогического сопровождения становления субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей
Опираясь на рефлексивно-средовой подход, автор статьи обосновывает значимость мониторинга социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей. Предлагается алгоритм изучения такого вида сопровождения. В статье представлены авторские критериальные базы оценивания субъектности старшеклассника и социально-педагогического сопровождения ее развития, разработанные в процессе эксперимента.
Ключевые слова: субъектность, старшеклассник, дополнительное образование детей, развитие, субъектная позиция, социально-педагогическое сопровождение, рефлексивно-средовой подход, мониторинг, диагностика, функция, субъектная доминанта, тьюториал.
Т. N. Gushchina
Studying a Social-Pedagogical Support of Forming a Senior Pupil's Subjectivity in Children's Further Education
The author of the article proves the importance of the monitoring of a senior student's socio-pedagogical support in further education with the reference to the reflective-environmental approach. The algorithm to study this type of support is presented. The article contains the author's criterion bases to evaluate the senior student's subjectivity and socio-pedagogical support being developed during the experiment.
Key words: subjectivity, a senior pupil, further education, development, subjective position, socio-pedagogical support, a reflective-environmental approach, monitoring, diagnostics, a function, a subjective dominant, tutorial.
Изучение социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников в дополнительном образовании детей необходимо, прежде всего, для становления субъектности самих обучающихся.
Организация исследования и результаты изучения социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников дают толчок активизации этих процессов, ибо содействуют осознанию ситуации личностного развития самим обучающимся, способствуют педагогическому осмыслению потенциалов и ограничений становления его субъектности, а также анализу педагогическим сообществом ситуации развития образовательного учреждения в целом. В свою очередь осознание потенциалов и ограничений социально-педагогического сопровождения, освоение соответствующих знаний, умений и навыков помогают педагогам профессионально реализовывать диагностическую функцию социально-педагогического сопровождения по выявлению причин, проблем и затруднений обучающихся, по организации мониторинговых исследований
индивидуального развития субъектности каждого ребенка.
Как же изучать и объективно оценивать социально-педагогическое сопровождение развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей?
Опираясь на рефлексивно-средовой и реф-лексивно-деятельностный подходы, разрабатываемые в научной школе М. И. Рожкова [2], мы акцентируем свое внимание именно на решении задачи диагностики субъектности старшеклассника и рефлексивных механизмов ее развития, к которым, прежде всего, относим социально-педагогическое сопровождение развития субъ-ектности старшеклассника в среде дополнительного образования детей. Безусловно, такое сопровождение нельзя оценить чисто количественными показателями. Многое в тьюториале зависит от индивидуально-личностных особенностей всех субъектов сопровождения. Поэтому в целях определения содержательных ориентиров для оценки социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника нам видится наиболее адекватной
© Гущина Т. Н.., 2011
задача представления конкретного опыта его исследования в условиях деятельности федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) Учреждения «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования по теме «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности ребенка в дополнительном образовании детей», которая работает в течение двух последних лет под нашим научным руководством.
Алгоритм изучения социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника, критериальная база и методики оценивания этого вида сопровождения и развития субъектности старшеклассника, приведенные ниже, были апробированы в Ярославской области в семи образовательных учреждениях с развитой подсистемой дополнительного образования - 2 учреждения дополнительного образования детей, гимназия малого города, 2 сельские школы, городская школа, детский дом (всего - более 300 старшеклассников).
Разработанный нами алгоритм изучения этого вида сопровождения развития субъектности старшеклассника предполагает определение цели и задач изучения; создание критериальной базы оценивания сопровождения; выбор и разработку методик изучения; подготовку диагностического инструментария; проведение исследования по заданным параметрам, организацию внутренней и внешней экспертизы; обработку и интерпретацию результатов исследования; анализ, оценку и обсуждение результатов изучения.
Основная цель изучения социально-педагогического сопровождения развития субъ-ектности старшеклассника в условиях работы ФЭП - содействовать выявлению потенциалов и рисков сопровождения в развитии субъектности старшеклассников. Исходя из этого, нами в режиме разработческих семинаров с командой экспериментаторов была создана критериальная база оценивания этого вида сопровождения. В основу обоснования критериального ряда положена идея его соотнесения с функциями педагога дополнительного образования по социально-педагогическому сопровождению становления и развития субъектности обучающихся.
Системно-функциональный подход
(Н. М. Таланчук) рассматривает педагогическую деятельность как процесс реализации педагогом системы педагогических функций. В рамках этого подхода [4, 2] система рассматривается с позиции ее отношений с другими, ле-
жащими вне ее объектами, то есть со средой. Исходя из этого, функцией системы можно назвать все то, что можно узнать о системе, абстрагируясь от ее внутреннего содержания. Последовательно опираясь на функциональный принцип, мы рассматриваем целое как результат взаимодействия системы со средой, как свойство отношения между системой и средой [2], вне которого разрушается целостность системы.
К основным функциям, выполняемым педагогом в процессе решения любой педагогической задачи, относятся следующие - диагностическая, целевой ориентации, планирования, организаторская, мобилизационно-побудительная, коммуникативная, формирующая, контрольно-аналитическая, оценочная, координации и коррекции, совершенствования [4].
Представленные функции в отношении социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей предполагают:
1. Мониторинг индивидуального развития субъектности каждого ребенка и социально-ценностного развития детского объединения;
2. Развитие рефлексивных способностей обучающихся в выбранных видах деятельности и общении;
3. Совместное с обучающимися выстраивание и сопровождение их индивидуальных маршрутов развития субъектности;
4. Создание ситуаций осуществления «социальных проб», ситуаций разрешения противоречий на основе выбора;
5. Разворачивание педагогической деятельности по передаче детям организаторских функций, чтобы они становились субъектами деятельности;
6. Создание благоприятной атмосферы в группе, вовлечение обучающихся в гуманистические взаимоотношения, содействие преобразованию группы в коллектив как высший уровень развития группы;
7. Обеспечение благоприятного преломления влияний воспитательной системы учреждения в целом на субъектность каждого обучающегося.
Для операциональности работы с критериальной базой оценивания социально-педагогического сопровождения развития субъ-ектности старшеклассника в дополнительном образовании детей мы объединили перечисленные направления деятельности в 3 группы функций и назвали их так - аналитико-рефлексивная (1 и 2 направления из перечня),
Изучение социально-педагогического сопровождения становления субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей
прогностико-проектировочная (3 и 4 направления), организационно-коррекционная функции (5, 6 и 7 направления). Первые 2 функции педагога дополнительного образования по социально-педагогическому сопровождению становления и развития субъектности обучающихся определили критерий «Уровень реализации анали-тико-рефлексивной функции социально-
педагогического сопровождения»; критерий «Уровень реализации прогностико-
проектировочной функции социально-педагогического сопровождения» определен 3-й и 4-й функциями; 5-я, 6-я и 7-я функции определили критерий «Уровень реализации органи-зационно-коррекционной функции социально-педагогического сопровождения» (таблица 1).
Таблица1
Критериальная база «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности»
(Разработана на ФЭП «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности ребенка
в дополнительном образовании детей»)
Критерии Показатели эффективности Формы, методы отслеживания Ответственные Сроки
Уровень реализации аналити-ко-рефлексивной функции социально-педагогического сопровождения - Готовность субъектов к аналитико-рефлексивной деятельности; - Умения анализировать и рефлексировать; - Системность в аналитической и рефлексивной деятельности - Анкетирование; - Беседа; - Наблюдение; - Портфолио; - Анализ диагностических материалов; - Методика В. В. Понамаревой - Педагог - Педагог-психолог 2-3 раза в год
Уровень реализации прогно-стико-проектировочной функции социально-педагогического сопровождения - Понимание возможностей развития субъектности; - Проектировочные умения; - Способность к целепола-ганию и проектировочной деятельности; - Наличие индивидуальных проектов развития и сопровождения развития субъект-ности - Анкетирование; - Беседа; - Наблюдение; - Портфолио; - Кейс-метод; - Анализ продуктов проектировочной деятельности; - Интервью - Педагог - Ребенок 2 раза в год
Уровень реализации организа-ционно-коррекционной функции социально-педагогического сопровождения - Конструктивное взаимодействие субъектов сопровождения; - Наличие «поля» социальных проб; - Наличие системы управления СПС - Социальные пробы; - Методика «Диагностика образовательной среды» (см. критериальную базу оценивания образовательной среды) [1, с. 1722]; - Анализ документации; - Деловая игра; - Круглый стол - Педагог - Ребенок 2 раза в год
Результаты мониторинга социально-педагогического сопровождения развития субъ-ектности старшеклассников могут быть представлены в форме пакета диаграмм, отражающих развитие субъектности каждого старшеклассника; пакета самоотчетов и диаграмм педагогических работников, отражающих характеристики социально-педагогического сопровождения; портфолио обучающегося; портфолио или дневника тьютора. Полезно и соотнесение оценок социально-педагогического сопровождения различными субъектами образовательно-
го процесса, которое позволяет выявить наиболее выраженные его характеристики и особенности, а значит - понять потенциалы и риски этого вида сопровождения в развитии субъект-ности старшеклассников.
Проведенное нами исследование показало, что целенаправленное качественное социально-педагогическое сопровождение развития субъ-ектности старшеклассника, позволяющее ему проявить субъектность, расширяет поведенческий диапазон ее проявления, понимание своих
возможностей и разделение детьми ценности субъектности.
Так, в ходе исследования проводился анкетный опрос в трех образовательных учреждениях среди старшеклассников ФЭП и контрольных групп подобных образовательных учреждений,
не участвовавших в экспериментальной деятельности. Результаты проведенного опроса позволили провести качественный анализ развития субъектности. Сравнительные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные результаты опроса
Параметры сравнения Ответы старшеклассников образовательных учреждений РЭП Ответы старшеклассников «контрольной группы»
Понимание содержания субъектно-сти Активная гражданская позиция, дела на благо других людей, желание изменить что-либо в обществе и в себе Участие в общественных мероприятиях, участие в выборах, помощь пожилым людям
Формы проявления субъектности Детские общественные организации, проекты, лагеря, школьное самоуправление, различные акции Субботники, участие в школьных предметных олимпиадах, школьных мероприятиях, политические акции
Привлека-тельные стороны субъектной позиции Возможность проявить себя, саморазвитие, новые умения и навыки, общение, новые знакомства, польза окружающим людям Субъектная позиция обладает меньшей привлекательностью; из привлекательных сторон называются: расширение круга общения, возможность проявить себя
Оценка собственной субъектности Большинство оценивают себя достаточно активными в социуме Большинство оценивают себя достаточно активными в социуме
Оценка наличия у себя качеств субъекта Могут назвать достаточно качеств и умений (такие как общительность, ответственность, лидерские и организаторские качества, творческие способности, самостоятельность) Затрудняются назвать свои качества субъекта (иногда звучат такие качества как общительность, приспособляемость, умение проводить праздники, хорошая успеваемость и т. п.)
Препятствия в развитии собственной субъектности Отсутствие времени Отсутствие времени, отсутствие интереса, слабая информированность о возможностях реализации своей субъектности
Таким образом, диагностика особенностей развития субъектности старшеклассников экспериментальных и контрольных групп показала, что старшеклассники, включенные в ФЭП, а значит - в целенаправленное социально-педагогическое сопровождение развития субъ-ектности, более широко представляют ее потенциалы в образовательной среде. Старшеклассники знают в себе те качества и умения, которые помогают им проявить себя, и готовы проявлять себя не только на уровне участия в каких-либо социально значимых делах, но уже и на уровне организаторов подобных акций и мероприятий. Старшеклассники контрольных групп оценивают себя достаточно активными, но репертуар проявления субъектности у них ограничен тем опытом, который предоставляет им их образовательная среда. Зачастую старшеклассники, не включенные в экспериментальную деятельность, не понимают социальной значимости субъектной позиции, ценностных
основ субъектности, ее направленности на среду, на благо окружающих людей.
Результаты социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников позволяют видеть, каким образом развивается и проявляется их субъектность в детском объединении образовательного учреждения и за его пределами, какие особенности и формы проявления она приобретает. Кроме того, оформление результатов изучения социально-педагогического сопровождения предоставляет возможность и обучающимся, и их тьюторам получить достоверную информацию об уровне развития субъектности старшеклассника, его проблемах, трудностях, достижениях.
В ходе мониторинга социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника все субъекты сопровождения имеют возможность проанализировать свои цели и оценить усилия по их достижению, а значит - развиваться.
Изучение социально-педагогического сопровождения становления субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей
Библиографический список:
1. Гущина, Т. Н. Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника [Текст] / Т. Н. Гущина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2.
2. Марков, Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании [Текст] / Ю. Г. Марков. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1982. - 255 с.
3. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33).
4. Таланчук, Н. М. Введение в неопедагогику [Текст] : пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. - М. : АПН СССР, Ассоциация «Профессиональное образование», 1991. - 181 с.