Научная статья на тему 'Изучение русского населения Приенисейской Сибири в трудах политических ссыльных второй половины XIX - начала XX вв'

Изучение русского населения Приенисейской Сибири в трудах политических ссыльных второй половины XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ СИБИРИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ / HISTORY OF SIBERIA / RUSSIAN POPULATION OF SIBERIA / POLITICAL EXILED / SCIENTIFIC ACTIVITY OF POLITICAL EXILED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баймухаметова Вера Петровна

В статье на основе материала научных трудов политических ссыльных в Енисейской губернии рассматривается проблема изучения русского трудового населения Сибири. Прослеживается идейная эволюция участников революционного движения в условиях сибирской ссылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баймухаметова Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF THE RUSSIAN POPULATION OF THE YENISEI SIBERIA IN THE WORKS OF POLITICAL EXILED IN THE SECOND HALF OF XIX-TH-EARLY XX-TH CENTRY

The problem of studying of Russian labor population of Siberia is considered in the article on the basis of the scientific materials of the political exiled in the Yenisei province. Ideological evolution of participants of revolutionary movement in the conditions of a Siberian exile is analyzed.

Текст научной работы на тему «Изучение русского населения Приенисейской Сибири в трудах политических ссыльных второй половины XIX - начала XX вв»

ИСТОРИЯ

В.П. Байжухажетова

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В ТРУДАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛАXX вв.

История Сибири, политическая ссылка, русское население Сибири, научная деятельность политических ссыльных.

Громадный вклад политических ссыльных в изучение сибирского края достаточно основательно изучен в научной литературе. Различные аспекты научно-ис-следовательской деятельности политических ссыльных освещались в трудах советских историков JI.A. Ушаковой, Л.П. Рощевской, В.М. Андреева, Р.Г. Круссера,

Н.Н. Щербакова, М.Б. Шейнфельда, П.Н. Мешалкина и др. Однако тема настолько многогранна как в конкретно-историческом, так и в методологическом формате, что интерес к ней не утрачен и среди современных исследователей.

Особое место в научном наследии деятелей политической ссылки всегда занимало изучение трудовых слоев населения. Проблема народа являлась отправной точкой, определявшей идейные искания революционеров разных поколений и разных идеологических и политических позиций. Нельзя не согласиться с утверждением С. Швецова о том, что политических ссыльных в деле изучения Сибири «привлекала к себе не столько ее внешняя природа, сколько человек в его настоящем и прошлом, в его бытовом, правовом и хозяйственном отношениях...» [Швецов, 1928, с. 61]. Изучение этой проблемы в представленной статье рассматривается на материале научных трудов политических ссыльных Енисейской губернии. Политическая ссылка данного периода выдвинула ряд крупных исследователей, внесших значительный вклад в изучение русского населения Приени-сейского края, среди которых участники народнического движения (А.А. Кропоткин, Д.А. Клеменц, А.С. Уманский, П.А. Аргунов, С.Я. Елпатьевский, И.П. Белоконский, C.JL Чудновский, А.А. Макаренко, B.C. Арефьев, В.П. Арцыбушев) и социал-демократы, большевики (А.Г. Шлихтер, В.Н. Соколов, Я.М. Свердлов, В.А. Ватин, Ф.В. Ленгник, П.Н. Лепешинский).

Обращение в ссылке к теме народа отвечало основам мировоззрения участников революционного движения. Стремление разрешить все общественные вопросы для народа и через народ, быть ближе к нему, понять его насущные нужды, жизненные и духовные потребности, определяло исходные методологические установки, направленность и методы изучения проблемы. До ссылки, как правило, большая

часть революционной интеллигенции черпала знания о народе из трудов своих идеологических вождей, произведений художественной литературы, в которой народ неизменно представлялся несправедливо страдающим, угнетенным, ждущим освобождения. В ссылке столкновение с реальным, а не вымышленным народом стало для многих драматическим испытанием убеждений, избавлением от прежних социальных и политических иллюзий, но в то же время это способствовало формированию основ подлинного демократического мировоззрения.

В сферу научных интересов политических ссыльных входят следующие вопросы, связанные с изучением русского населения края: социально-экономический уклад сибирской деревни, переселенческое движение, рабочий вопрос в Сибири, проблемы формирования социально-культурного типа сибиряка и др.

Научный метод, присущий представителям политической ссылки, отличают черты глубокого реализма, стремление приблизить исследование к среде, в которой протекала жизнь народа. Изучение народной культуры политические ссыльные последовательно увязывали с практическими задачами радикального социального реформаторства, и в этом их метод отличался от научного академизма. Не случайно в научном творчестве ссыльных на первый план выступали социальные аспекты народной жизни. Особенно актуализировалось в исследовательской проблематике политических ссыльных влияние современных исторических процессов на традиционный уклад жизни русского населения в Сибири.

Для народнических авторов это было связано прежде всего с вопросом о судьбе общины. В трудах Д.А. Клеменца, C.JI. Чудновского, В.П. Арцибушева, А.А. Макаренко, B.C. Арефьева, П.А. Аргунова раскрываются факты влияния буржуазных отношений на эволюцию крестьянского землевладения, социальную структуру, хозяйственные занятия и быт крестьянского населения Енисейской губернии. Например, Д.А. Клеменц в работе «Об экономическом положении приисковых рабочих» показывает влияние золотопромышленности на постепенное изменение крестьянского хозяйства в районах, прилегающих к приискам. Народник приходит к выводу, что под влиянием золотопромышленности происходит подрыв крестьянского земледелия и традиционных промыслов, а отход крестьян на прииски неизбежно влечет за собой пролетаризацию крестьянства со всеми негативными социальными и культурными последствиями.

С именем Клеменца связано и проведение масштабного статистического обследования крестьянских хозяйств Енисейской и Иркутской губерний в 1892 г., организованного Восточносибирским отделом РГО. Непосредственное участие в обследовании принимали ссыльные народники Н.М. Астырев и А.П. Буланов. Результаты исследования были обобщены в многотомном издании «Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний» (Иркутск, 1894. Т. 4, вып. 4). Примечательно, что огромный статистический материал, характеризующий влияние капиталистических отношений на крестьянское хозяйство, собранный участниками исследования, использовал В.И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России», над которым он работал в шушенской ссылке. Таким образом, можно говорить о своего рода научной эстафете, принятой им от народников. Конечно, Ленин как марксист давал принципиально иную интерпретацию статистического материала, полемизируя с народническими исследователями по вопросу о значении капитализма, степени его проникновения в сибирскую экономику, но довольно высоко отзывался о «Материалах» как объективном источнике для изучения социально-экономических процессов.

Другим примером преемственности между ссыльными народниками и марксистами в научном изучении социальных процессов в сибирском обществе является творчество В.П. Арцыбушева, высланного в Сибирь за участие в народническом кружке П.Г. Заичневского. Свои наблюдения о жизни сибирской деревни он обобщил в работе «Село Тасеевское Енисейской губернии Канского округа. Сельскохозяйственный обзор 1893 / 4 г.», опубликованной в «Сибирском сборнике» под названием «История одной сибирской деревни» [Арцыбушев, 1895]. Наблюдая реальные экономические и социальные процессы среди крестьянства, Арцыбушев отошел от ортодоксального народнического взгляда на общину как явление, порожденное коллективистским сознанием, которое якобы имманентно присуще российскому крестьянству. Критическая направленность некоторых выводов автора статьи в отношении общинной теории народничества с энтузиазмом была воспринята среди ссыльных марксистов как подтверждение её научной несостоятельности, от которой якобы отказываются даже её сторонники. В действительности само по себе признание факта социального расслоения среди крестьянства, выделения кулацкой верхушки не может рассматриваться как отказ от народничества и переход к марксизму, как это трактовалось в советской историографии. Арцыбушев не был исключением, в этом направлении эволюционировали взгляды подавляющего большинства ссыльных народников. Также выглядит весьма наивным и ссылка на факт знакомства Арцыбушева с «Капиталом» как доказательство его перехода на позиции марксизма. Ведь именно народникам принадлежит заслуга популяризации трудов К. Маркса еще в 1870-е гг.

В пересмотре взглядов на общину народники исходили не из теоретических посылок марксизма, а из наблюдения над реальными процессами, рассматривая общину как постоянно эволюционирующий институт. В отличие от марксистов, которые рассматривали социальное расслоение общинного крестьянства как доказательство необратимой победы капитализма над пережитками феодальных отношений (каковым они и считали общину), народники не соглашались с выводами о том, что община как форма организации общественного производства себя полностью изжила. Даже в Сибири, где общинные традиции были развиты гораздо слабее, чем в центре страны, они отмечали такой странный с точки зрения марксистской ортодоксии факт, как переход сибирских крестьян к переделам, что свидетельствовало не об ослаблении, а, наоборот, об усилении общины в регулировании земельной собственности.

О преемственности идейных установок между народниками и марксистами в научном изучении русского населения Сибири свидетельствует не только тематика исследований, в которой у тех и других преобладали разные аспекты жизни и деятельности трудовых слоев (крестьян, рабочих), но и глубинная общность их социальных позиций. Она проявлялась в самом понимании народности как выражении интересов эксплуатируемых масс в противовес господствующим классам. И эта общность вела к нивелировке острых расхождений по теоретико-методологическим вопросам, создавая предпосылки для своего рода конвергенции народнической и марксистской доктрин, результатом чего являлось преодоление идейной ортодоксии и догматики с обеих сторон. Советская историография традиционно разводила народников и социал-демократов по идейно-теоретическим позициям, упуская из виду, что они были ветвями одного ствола революционной демократии.

В сущности, и народников, и марксистов как исследователей волновали одни и те же вопросы: механизмы социальной и экономической эксплуатации трудового населения, формы народного протеста. Об этом пишет в очерке «Енисейская губер-

ния» народник C.JI. Чудновский, раскрывая картину закабаления старожильческой верхушкой крестьян переселенцев, темных поборов, с помощью которых кулацкая верхушка в союзе с местными чиновниками грабила своих же односельчан. И об этих же процессах говорят в работах социал-демократы, марксисты А.Г. Шлихтер, Я.М. Свердлов.

А.Г. Шлихтер, работая в управлении земледелия и государственных имуществ Енисейской губернии, разработал программу и провел в 1912 г. статистико-эконо-мическое обследование рыбопромысловых крестьянских хозяйств и кустарных промыслов Туруханского края. Надо сказать, что Шлихтер стал пионером в изучении крестьянского хозяйства Енисейского севера, потому что все исследования крестьянского населения, проводившиеся ранее, ограничивались лишь центральными и южными округами Енисейской губернии. Даже сам факт экспедиционного исследования, в ходе которого пришлось объехать территорию протяженностью 1234 версты и дать подворное описание 487 крестьянских хозяйств в чрезвычайно трудных условиях бездорожья, отсутствия сколько-нибудь приличного штата помощников, можно без преувеличения назвать научным подвигом. Шлихтер не только собрал и обработал статистический материал, но и дал блестящий пример научного анализа социально-экономического положения рыбопромысловых хозяйств, результаты которого были опубликованы в книге «Экономическое положение крестьян Туруханского края» (Красноярск, 1916). Он убедительно доказал, что крупный торговый капитал широко внедрился в традиционные крестьянские промыслы, подчинив их себе. Исследователь вскрывает механику закабаления рыбных промыслов торговым капиталом через снабжение населения припасами, ростовщическим кредитом и, как следствие этого, постепенную трансформацию крестьянства в наемных рабочих. Автор подчеркивает противоположность интересов трудовой части крестьян-промысловиков, с одной стороны, и представителей купеческого капитала и крестьянской верхушки, пускавшей капитал в торговые операции, - с другой.

Об аналогичных процессах в среде крестьян Туруханского края писал и Я.М. Свердлов, отбывавший здесь ссылку в 1913—1917 гг. В ряде научных очерков и газетных статей («Туруханский край», «Очерки Туруханского края», «Положение крестьян и инородцев») он раскрывает картину постепенного закабаления русского и коренного населения торговым капиталом: «Местное население пребывает в полной кабале у различных торговцев-скупщиков рыбы и пушнины. Рыцари "первоначального накопления" не брезгуют никакими средствами...» [Свердлов, 1957, с. 47]. Правда, автор отмечает, что эти процессы в силу окраинного положения Сибири сильно отставали от общероссийских, а потому хозяйство местного крестьянства еще сохраняло в значительной степени полунатуральный характер.

Об этих же процессах писал в своих трудах и ссыльный народник B.C. Арефьев. Он исследовал проникновение торгового капитала в приангарские рыбопромыслы, но, в отличие от Шлихтера, изучал не социально-экономические механизмы закабаления крестьянства, а его последствия на социально-культурном уровне. Арефьева как бытописателя интересовали не столько этнографические детали, сколько глубинные деформации в общественном быте и сознании крестьян, вызванные ростом социального неравенства и эксплуатации. Зорким взглядом этнографа и писателя он подмечал то, что не видели экономисты, социологи, оперировавшие новейшими методами научного анализа: раскол в народной среде, который определялся не доходностью крестьянского хозяйства, зависевшей от обеспеченности землей, инвентарем, скотом, а стремительно менявшейся системой социальных и

нравственных ценностей. Разрушительный, регрессивный характер этих изменений в равной степени признавали и народники, и марксисты, невзирая на различие их теоретико-методологических установок.

Общей темой в научных интересах социал-демократов и народников была тема нарождавшегося в Сибири пролетариата. При этом и те и другие рассматривали формирование пролетариата как неизбежное следствие вторжения капиталистических отношений в деревню. В статьях Д.А. Клеменца, C.JL Чудновского,

B.C. Арефьева, А.А. Макаренко, Л.П. Буланова и др. давалась характеристика правового положения рабочих, условий их труда, заработной платы.

Народнические авторы подходили к проблеме труда и капитала с точки зрения несовместимости их интересов, они априори не допускали, что предприниматель и рабочий могут строить отношения на взаимовыгодной основе. Аналогичный подход к проблеме труда и капитала как двух непримиримых начал проявлялся и в газетных публикациях ссыльных марксистов. П.Н. Лепешинский, Ф.В. Ленгник, писавшие о невероятно тяжелом положении рабочих в Сибири, приходят к выводу, что причина этого в самой природе капитализма, а поэтому капиталист никогда не пойдет на добровольные уступки.

В советской литературе всегда подчеркивались принципиальные расхождения между народниками и марксистами в вопросе об исторической роли пролетариата. Но при этом упускалась не менее важная сторона этой проблемы, заключавшаяся в том, что их объединяло: глубокая вера в революционные, творческие силы народа, как бы этот народ не назывался: пролетариатом или крестьянством. Эта фундаментальная черта революционного мировоззрения в равной степени была присуща как народникам, так и радикальным представителям российской социал-де-мократии.

И еще одна общая черта, присущая мировоззрению революционеров: деление мира на противоположные начала добра и зла, справедливости и несправедливости, эксплуататоров и эксплуатируемых. В этом проявлялось своеобразное манихейство, свойственное самой онтологической природе революционного мировоззрения. Поэтому Н.А. Бердяев мог с полным основанием заявлять о том, что вся русская революционная интеллигенция, невзирая на различия в вопросах научной теории и партийной тактики, была народнической, имея в виду культ народа как средоточие высших начал добра и справедливости, которому противостоял несправедливый мир богатства, эксплуатации и социального зла. Эти два мира в представлениях революционеров могли существовать только в борьбе между собой.

Мир народа как сосредоточение высших духовных начал особенно занимал внимание народнических авторов. В трудах Д.А. Клеменца, С.Я. Елпатьевского, А.А. Макаренко, B.C. Арефьева мы находим всестороннюю характеристику духовной жизни сибирского крестьянина, включавшую материал по религиозным обрядам, народной медицине, знаниям о природе, представлениям о социальном идеале, песенный фольклор и т. д. Своими трудами они опровергли распространенное в академической науке мнение об ущербности духовного мира сибиряка. Работа А.А. Макаренко «Сибирский народный календарь», в которой автор впервые ввел в научный оборот сведения по календарной обрядности русских крестьян Енисейской губернии, основанная на изучении фольклорных традиций, стала настоящим открытием многогранной и богатой духовной жизни сибирского крестьянства. Отмечая значение труда Макаренко, один из рецензентов сравнивал «Календарь» с «эпопеей, которая нравится своей величавостью, архаичностью и которую хочется изучать, исследовать как сокровищницу русской народной культуры» [Макаренко, 1913].

Основные выводы ученого о духовно-культурном облике сибиряка кардинально расходились с утверждениями известного сибирского историка А.П. Щапова, подчеркивавшего негативное влияние коренного населения на русских крестьян, которое вело к «осибирячиванию», то есть к утрате исконных национальных культурных традиций. Макаренко не отрицал определенного влияния коренных сибирских народностей на русское население, но считал, что оно не изменило этнический и культурный генотип, а, напротив, даже усилило русский национальный элемент. Синтез различных этнических культур, по мнению ученого, — это проявление не «расслабления, а могучего инстинкта народа», способного интегрировать элементы иной культуры.

Ссыльные революционеры не скрывали те черты народной жизни, которые шли вразрез с традиционными для раннего народничества представлениями о коллективистском альтруизме русского крестьянина. Их не шокировали собственнические инстинкты сибиряка, его стремление «быть щукою в море, чтобы караси не дремали» и другие негативные проявления его социальной и духовной жизни (суеверие, пьянство, невежество и пр.). Потому что главным уроком, вынесенным ими из непосредственного соприкосновения с народом в годы сибирской ссылки, стала укрепившаяся вера в способность народа «выйти, благодаря здоровой и талантливой натуре своей из тьмы обновленным, могучим и сильным». Она и являлась духовным и социальным стержнем идеологии революционной демократии.

Библиографический список

1. Андреев В.М. Научная деятельность ссыльных народников В Сибири // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. - февраль 1917 г.). Иркутск, 1979. Вып. IV. С. 42-72.

2. Арефьев В.С. О прошлом и настоящем сибирских аборигенов // Сибирский сборник. Иркутск, 1902. Вып.1.

3. Арефьев В.С. Рабочие на Сибирской железной дороге // Северный вестник. 1895. № 10.

4. Арцыбушев В.П. История одной сибирской деревни // Сибирский сборник. 1895. Вып. 1.

5. Клеменц Д.А. В Абаканской степи // Сибирская газета. 1884. 8 янв.

6. Круссер Р.Г. Из истории изучения крестьянства политическими ссыльными 70 — начала 90-х гг. XIX в. (С.Л. Чудновский) // Вопросы истории Сибири. Томск, 1982. Вып. 11.

С. 73.

7. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь, Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии / под ред. почетн. чл. И.Р.Г.О. А.С. Ермолова. Спб., 1913. Т. XXXVI.

8. Мешалкин П.Н. Единомышленники: о товарищах В.И. Ленина по сибирской ссылке. Красноярск, 1974. 215 с.

9. Свердлов Я.М. Избранные произведения М., 1957. Т. 1. 395 с.

10. Соловой А. (Буланов А.) Государственная защита приисковых рабочих // Юридический вестник. 1887. №11.

11. Федорова В.И. Изучение коренных народов Сибири в научном наследии ссыльных народников // Межэтнические связи Енисейского региона. Красноярск, 1996. С. 39-42.

12. Чудновский С.Л. Алтайская поземельная община // Северный вестник. 1888. № 10.

13. Чудновский С.Л. К вопросу о Сибирской общине // Сиб. Листок. 1891. № 28-29.

14. Швецов С.П. Культурное значение политической ссылки в Западной Сибири // Каторга и ссылка. 1928. № 3 (40).

15. ТТТейнфелъд М.Б. Историография Сибири (конец XIX- нач. XX вв.). Красноярск, 1973. 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.