тических занятий, теоретическое и тренинговое моделирование со встроенной системой ИКТ-технологий как основу этого баланса, преимущественный недирективный стиль обучения с доминантой диалоговых и полилого-вых форм взаимодействия преподавателей и обучающихся.
Таким образом, главным результатом освоения модульного содержания информационнотехнологической подготовки в системе повышения квалификации является «не столько замена или модернизация устаревших профессиональных конструктов на новые, сколько развитие рефлексивных способностей учителя, от уровня и качества которых и зависит эта замена» [5, с. 73]. Специфика разработанной нами технологии построения модульного содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации состоит в том, что она может рассматриваться как технология управления темпом и содержанием профессионального развития педагога и формированием его способности строить собственную педагогическую деятельность как инновационную.
литература
1. Анденко М.А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. Новосибирск, 2002.
2. Башарин В.Ф. Модульная технология обучения физике // Специалист. 2004. № 9.
3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию : учеб. пособие. М. : ВИПК МВД России, 2000. 174 с.
4. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 2004. № 8.
5. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика. 2004. № 2.
6. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : монография.
Н. Новгород, 2005. 258 с.
7. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., 2004.
8. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование : науч.-практ. пособие. М. : РГАТ и З, 2000. 260 с.
9. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной комуникации // Информатика и образование. 2008. № 5.
10. Слободчиков В.И. Aнгропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Изд. отдел Екатеринбург. епархии, 2009. 264 с.
Modular content of informational and technological training of teachers in the system of improvement of professional skills
There is shown the actual problem of establishment the new type of content in the conditions of informational and educational environment of teacher training system. On the basis of the analysis of the modern scientific and technological approaches to the notion "modular content of informational and technological training of a teacher" there are suggested the techniques of building the modular content of informational and technological training of teachers in the system of improvement ofprofessional skills oriented at the professional development.
Key words: modular content of professional education, modular educational programme, situational and positional training of adults, positional selfdetermination.
Е.А. БАрсКАя (ульяновск)
изучение прозы и.с. Шмелёва в школе с учетом специфики автобиографического повествования
Исследуется проблема изучения автобиографических произведений И.С. Шмелёва в средней школе.
На основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, названы основные составляющие понятия об автобиографической прозе, нашедшие отражение в повествовательной структуре произведений писателя. Предлагаемая система изучения его произведений включает в себя несколько структурных элементов и может быть использована при анализе произведений других авторов, в основе которых лежит автобиографическое начало.
Ключевые слова: автобиографические произведения И.С. Шмелёва, особенности повествования, система изучения.
Формирование литературоведческой компетенции является одним из значимых факторов литературного образования школьников,
© Барская E.A., 2010
при этом необходимо отметить те теоретиколитературные понятия, которые следует назвать исходными в системе литературоведческих знаний учащихся, определяющими уровень их читательской грамотности. Справедливо будет утверждение, что такими являются понятия «род» и «жанр». Именно через роды и жанры выражается образная природа произведений художественной литературы, которая определяет эстетическую и воспитательную ценность творения автора.
М.М. Бахтин называл жанр «представителем творческой памяти в процессе литературного развития» [1, с. 179], следовательно, можно утверждать, что жанр произведения художественной литературы определяется жизненным материалом, на котором основывается писатель, и способом его изображения. Отношение литературного произведения к тому или иному роду рассматривается «на основе взаимосвязанных и устойчивых, повторяющихся структурных особенностей основных аспектов художественного целого: тематической сферы (типические свойства хронотопа и сюжета), речевой структуры (место, роль и основные формы авторской речи и речи персонажей) и границы (временной и смысловой) между миром персонажей и действительностью автора и читателя» [3, с. 213]. Поэтому путь изучения автобиографического произведения с учетом его родожанровых особенностей и, следовательно, специфики повествования лежит через наблюдение над идейно-тематическим содержанием произведения, образами, его композиционным, языковым своеобразием и особенностями выражения авторской позиции.
Изучение специфики повествовательной структуры автобиографического произведения, на наш взгляд, должно строиться в тесной связи с работой над основными составляющими понятия об автобиографической прозе, которая должна пронизывать весь курс литературного образования, все его этапы. При таком подходе понятие об автобиографическом повествовании исследуется постепенно и достаточно глубоко: на каждом этапе литературного образования учащиеся получают новые представления, а знания, полученные ранее, углубляются и систематизируются. Исходя из этого, приходим к выводу, что постижение школьниками особенностей автобиографического повествования на материале произведений И.С. Шмелёва должно осуществляться в два этапа.
I этап - 5 - 9-й классы - начальный этап знакомства учащихся с автобиографически-
ми произведениями И.С. Шмелёва. На данном этапе происходит накопление самых общих представлений и некоторых (доступных возрасту школьников-читателей) знаний о художественном своеобразии автобиографических произведений писателя; вводится определение понятия «автобиографическая проза» и устанавливаются самые общие характерные ее признаки. Основными видами деятельности, связанными с чтением, анализом и интерпретацией произведений И.С. Шмелёва, носящих автобиографический характер, могут быть создание сценария к отрывку из произведения, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, выразительное чтение фрагментов текста, написание отзыва в аспекте жанрового своеобразия самостоятельно прочитанного произведения писателя, создание «стенограммы урока», сочинения-стилизации («Моя автобиография», «Памятный день летних каникул», «Как мы играли и др.).
II этап - 10 - 11-й классы - завершающий этап знакомства учащихся с творчеством И.С. Шмелёва. На данном этапе расширяется представление о специфике автобиографического повествования и автобиографической прозе в целом, существенных ее признаках, традициях и новаторстве писателя в разработке автобиографического повествования, а также осуществляются анализ и интерпретация конкретных произведений с применением понятия об автобиографической прозе. Ведущими видами деятельности на данном этапе изучения произведений И.С. Шмелёва с учетом специфики автобиографического повествования являются устные и письменные ответы на проблемные вопросы, связанные с особенностями выражения авторского сознания в автобиографическом произведении (с обязательным цитированием и использованием приемов сопоставительного анализа), сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные анализу идейного содержания произведения и его художественной форме, анализ литературно-критических статей. В этой связи возникает необходимость обозначить те теоретико-литературные понятия, которые являются исходными, определяющими в дефиниции автобиографической прозы и в определенном смысле конструируют данную область, несут в себе ее основные свойства, знание которых открывает определенную перспективу движения в данном материале. «Вычленение» составляющих понятия автобиографической прозы, которые нашли отражение в
произведениях И.С. Шмелёва, осуществлялось нами на основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, и круга теоретико-литературных понятий [2; 6; 7]. К таким составляющим, «доминантам» стиля И.С. Шмелёва мы относим следующие теоретико-литературные понятия: тема, идея, пафос литературного произведения, средства создания образа героя-рассказчика, формы повествования (от 1-го, от 3-го лица), своеобразие развития сюжета (развивающийся динамически, вялотекущий), способы выражения авторской позиции в автобиографическом произведении (реплика, комментарии, моноло-гичная форма повествования), внесюжетные элементы (пейзаж, портрет, заглавие); жанр, композиция, сценичность, сказовая форма повествования, особенности пространственновременной организации текста, язык произведения («цветовая» и «звуковая» лексика, просторечные слова, церковнославянизмы, тропы и др.), интертекстуальные связи. Главное, на что обращается внимание, - это «перебивы» (А. Ланщиков) повествования от лица героя-ребенка повествованием от лица того же героя, но уже взрослого, совмещенных в едином лике героя-повествователя.
Предлагаемая система изучения шмелёв-ских произведений, носящих автобиографический характер, предполагает постижение школьниками некоторых составляющих понятия «автобиографическая проза», а также сопряжена на основе идейно-тематического принципа с творчеством других художников слова, чьи произведения входят в содержание школьной программы. При отборе произведений И.С. Шмелёва для изучения на уроках литературы и внеклассного чтения мы руководствовались следующими критериями: высокие идейно-эстетические достоинства рассказов; доступность для понимания школьниками-подростками; типичность для творчества писателя; позитивное значение для воспитания подрастающего поколения. Выбор произведений отражает также содержание некоторых из действующих программ по литературе [4; 5].
В системе изучения автобиографических произведений И.С. Шмелёва в 5 - 9-м классах мы выделяем несколько подэтапов осмысления школьниками особенностей их повествовательной структуры. С учетом отбора произведений по классам, многогранности и сложности произведений писателя нами определены содержание и задачи каждого подэтапа. Учитывая перегруженность школьной программы
по литературе, а также включение в ее содержание автобиографических произведений других авторов, мы не делаем попытки ввести все предлагаемые нами произведения И.С. Шмелёва в содержание основной программы. Обратиться непосредственно на уроках литературы к текстуальному изучению автобиографических произведений И.С. Шмелёва предлагаем в 5-м и 8-м классах с учетом того, что некоторыми из действующих программ по литературе уже отведено определенное место творчеству И.С. Шмелёва в этих классах [4; 5]. В 6-м, 7-м, 9-м классах мы предлагаем знакомство с творчеством писателя на уроках внеклассного чтения, которые призваны помочь школьникам скорректировать свое восприятие индивидуальной манеры письма автора, постичь некоторые особенности автобиографического повествования, составить элементарное представление о месте Шмелёва-прозаика в отечественном литературном процессе.
Система работы над автобиографическим произведением включает в себя несколько структурных элементов: 1) выявление первичных впечатлений учащихся от прочитанного произведения; 2) анализ произведения и попутное формирование теоретиколитературного понятия, входящего в континуум «автобиографическая проза»; 3) анализ произведения и попутное расширение и обогащение теоретико-литературных понятий, усвоенных в процессе разбора произведений иных жанровых форм или автобиографических произведений; 4) сопоставление произведений одного автора с произведениями (автобиографическими или иной жанровой направленности) других авторов; 5) речевая деятельность в процессе освоения понятия; 6) самостоятельная деятельность на основе переноса в новую учебную ситуацию.
Предложенная структура изучения автобиографических произведений с учетом специфики повествования в 5 - 9-м классах носит универсальный характер и может быть реализована на уроке в полном объеме или в сочетании нескольких его структурных элементов, при этом каждый из них представляет собой отдельный этап урока. Сочетаемость компонентов системы зависит от художественных особенностей автобиографического произведения; степени сложности теоретиколитературных понятий, входящих в континуум «автобиографическая проза» и нашедших отражение в повествовательной ткани произведения; уровня читательской куль-
туры школьников. Некоторые из элементов структуры являются основными, т. е. их реализация необходима на соответствующих этапах урока: «Выявление первичных представлений учащихся от прочитанного произведения», «Речевая деятельность в процессе освоения понятия», «Выявления особенностей автобиографического повествования в процессе самостоятельной деятельности». Остальные элементы носят вариативный характер и могут дополнять основные.
Итак, на начальном этапе (5 - 9-й классы) знакомства с автобиографическими произведениями И.С. Шмелёва, осуществляемого во взаимосвязи литературного и речевого развития школьников, совершенствуются навыки анализа литературного произведения с учетом его родожанровых особенностей, происходит накопление учащимися самых общих представлений и определенных знаний об основных составляющих понятия «автобиографическая проза», что готовит школьников к усвоению на более высоком уровне данного понятия на уроках литературы в старших классах на базовом и профильном уровнях. Особо необходимо подчеркнуть значимость обращения в процессе работы в 5 - 9-м классах к такому теоретико-литературному понятию, как “два лика” одного героя», включенному в континуум «автобиографическая проза», которое формирует у школьников навык анализа языковой структуры произведения, ведет к пониманию авторского замысла и тем самым усиливает эстетическое восприятие текста произведения.
литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы : учеб. пособие. М., 2002.
3. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
4. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 - 11-й классы. / Т.Ф. Кур-дюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев [и др.] ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
5. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 кл. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин [и др.] ; под. ред. В.Я. Коровиной. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
6. Солнцева Н.М. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. М., 2007.
7. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелёва. М., 1994.
Studying the prose by I.S.Shmelev at school with the account of autobiographical narration peculiarities
There is regarded the issue of studying the prose by
I.S.Shmelev at a secondary school. On the basis of the literary research devoted to the writer’s works there are noted out the main components of the notion about autobiographical prose reflected in the narrative structure of the writer’s works. The suggested system includes several structural elements and can be used when analyzing the works of other authors’ with autobiographical background.
Key words: autobiographical works by I.S.Shmelev, narration peculiarities, studying system.
с.а. горелышева
(ульяновск)
формирование креативных способностей учащихся в процессе работы над метафорой
Представлен механизм моделирования метафоры на уроке литературы как системный подход к проблеме обучения работе над творческими заданиями разного уровня сложности. Один из значимых факторов, обеспечивающих развитие креативности обучающихся, - метафорическое творчество, цель которого - решение с помощью метафор проблемных и познавательных ситуаций, позволяющих рассматривать процесс метафоризации как креативный.
Ключевые слова: креативность, креативные способности, креативное мышление, метафора, метафорическое творчество, метафоричность, творческое задание.
Переход к новым экономическим условиям в России изменил характер требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений: на первый план выдвигается цель развития личности творчески активной, мобильной, способной самостоятельно решать проблемы, применять полученные
© Горелышева С.А., 2010