ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Болтаева М.Ш.
Болтаева Махбуба Шариповна - преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлена концепция филологического научно-образовательного направления в преподавании русской литературы, связанного с изучением межлитературных общностей в контексте как общей теории межкультурных коммуникаций, так и научно-образовательных стратегий.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, научно-образовательная стратегия, образовательно-педагогическая сфера, алгоритм диалога культур, сравнительное изучение.
Предмет «Пропедевтический курс русской литературы» основан на принципах теоретико-практического изучения русской литературы, ее истории и специфики в объеме программы начального этапа филологического образования. В соответствии с этим целью и задачами курса является получение знания методологического и практического характера - особенностей изучения русской литературы в контексте общетеоретических механизмов становления истории русской литературы, специфики ее художественно-направленческой системы и особенностей авторских систем ключевых писательских фигур.
Такое целенаправленное усложнение курса обеспечивает перспективу выбора студентами на следующих этапах образования бакалавриата научно-исследовательского направления, связанного именно с этой парадигмой научного знания. Тем более, что высшее образование Узбекистана сегодня ориентируется на концептуализацию синтетической
31
стратегии научно-образовательной парадигмы, основанной на принципах поэтапной системной подготовки научных кадров высшей квалификации, начиная с самых первых уровней вузовского образования в целом.
Несмотря на то, что «Пропедевтический курс русской литературы» призван позиционировать литературную парадигму русской литературы, на наш взгляд, соотнесение в системе отдельных тематических блоков произведений русской, узбекской и мировой литератур способствует более углубленному изучению специфики именно русской литературы (выявляемой в сравнительно-типологическом контексте с явлениями «другой» литературы), а также формированию и развитию навыков критического мышления.
К началу ХХ! в. в процессе исторического развития гуманитарной сферы знания в целом и литературной науки в частности, выработалась необходимость актуализации целого ряда вопросов, обусловленных появлением нового типа научно-теоретического мышления, аналитически осложненного современным уровнем диалектико-логического процесса познания, трансформировавшимся в результате общемировых тенденций интеграции и глобализации научного знания.
В результате назрела необходимость совершенствования системы научно-теоретических, историко-литературных и методологических направлений в современной науке о литературе. Тем более, что в последние годы в мировой науке наблюдается возрастающее внимание не только к исследованию однонаправленных вопросов истории, теории и методики литературы, но и к синтетическому процессу обобщения этих вопросов и к разработке проблем, одновременно направленных на историко-литературное, теоретическое и методологическое изучение литературы в контексте общих и частных проблем межкультурной коммуникации.
Проблема межкультурной коммуникации в современной научной и образовательной парадигме актуализируется как следствие процессов глобализации и интеграции,
предопределивших становление совершенно нового типа мышления, основанного на восприятии «свое через чужое» (М. Бахтин) С.И. Шарина, например, подчеркивает, что «понятие диалога культур стало чрезвычайно модным в современной реальности, причем в самых разных областях знаний - в культурологии, в искусствознании, в
литературоведении как пограничной между искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех ее разделах, которые связаны с проблемой "язык и культура", а также в педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств или учащихся, составляющих многонациональные коллективы, и в школах, и в вузах».
Поэтому следует коренным образом пересмотреть теорию и методику преподавания, ориентированного в новых условиях не только на образовательно-информативную стратегию обучения, но, как уже отмечалось, и на научную направленность деятельности обучающихся. В этой связи особую важность приобретают исследования проблем воспитания и обучения в процессе научно-исследовательской деятельности в контексте теории межкультурной коммуникации.
Особенно актуализируются такие основные педагогические направления в теории и методике образования, как оптимизация и интенсификация процесса обучения русскому языку и литературы в условиях иноэтнокультурной аудитории с использованием современных педагогических и информационных технологий и модульного обучения, синтезирующих образовательную и научно-исследователь-скую программы высшего
образования на всех ключевых этапах - бакалавриат, магистратура и, как следствие, - аспирантура. Общие и частные вопросы теории и практики научно-образовательной стратегии на сегодня остаются малоразработанными.
В связи с этим наиболее актуальными нам представляются вопросы разработки в системе «Пропедевтический курс русской литературы» именно
таких форм новых педагогических технологий, которые позволили бы активизировать три доминантных целевых уровня данной дисциплины:
1) получение теоретических фундаментальных знаний;
2) выработка методологических умений и навыков анализа литературных явлений;
3) актуализация творческих способностей студентов в области научно-исследовательской работы, предполагающих как умение применить полученные теоретические, методологические и аналитические навыки при изучении русской литературы и выработка самостоятельных методов как индивидуальной научно-исследовательской деятельности, так и организации процесса самообучения.
Именно поэтому важный акцент при разработке программы курса делается на уровень практической работы студентов и самостоятельной работы, которая предполагает не только творческое изучение теоретических и методологических источников, но и непосредственно аналитическую работу с текстами русской литературы.
Сегодня в структуре высшего образования Узбекистана проводится серьезная работа по реформированию стратегии обучения, основанной на проектировании и реализации целостных образовательных технологий по конкретным учебным предметам. Ученые и педагоги, разрабатывающие подобный учебно-методический комплекс инновационных педтехнологий подчеркивают, что новая модель обучения, представленная в авторских образовательных технологиях, базируется на следующем:
- личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход, гуманизация и демократизация отношений субъектов образования;
- изменение роли студента в обучении: он становится равноправным субъектом образовательного процесса, самостоятельно ведущим активную познавательную деятельность;
- изменение роли преподавателя: он выступает уже в качестве организатора самостоятельной активной
познавательной деятельности обучающихся, их компетентного консультанта и помощника,
обеспечивающего не просто контроль знаний и умений студентов, а диагностику их обученности с целью своевременной коррекции намечающихся отклонений;
Изменение способов и средств педагогического управления: преподаватель становится менеджером, способным выявлять проблемы, регенерировать идеи, принимать решения и нести ответственность за их реализацию, он прогнозирует, проектирует и планирует не только педагогическую, но и учебную деятельность студентов, т.е. разрабатывает структуру и содержание совместной деятельности по реализации поставленной образовательной цели и достижению планируемых результатов учебной деятельности, инициирует и поддерживает обучающихся при прогнозировании, планировании и организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, строит образовательный процесс как учебный диалог и полилог.
В связи с этими концептуальными установками в системе «Вводного курса к русской литературе» также разработаны многоуровневые технологические карты, в систему которых структурированы различные формы инновационных педтехнологий (инсерт, кластер, Т-схема, диаграмма Вейна и т.д.)
Организация «Пропедевтического курса русской литературы» в контексте инновационных механизмов современных педагогических технологий позволяет на базе даже одной учебной дисциплины создать многоуровневую образовательную модель, которая учитывала бы следующие концептуальные принципы современной образовательной системы.
1. Создать синтетическую научно-образовательную парадигму, позволяющую обеспечить целостность процессов обучения и подготовки научных кадров.
2. Обеспечить актуализацию дидактических целей и задач процесса образования в целом и обучения на уровне конкретной дисциплины.
3. Создать алгоритм формирования и развития механизма самостоятельного процесса обучения-изучения в контексте взаимодействия с педагогом.
Список литературы
1. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог» // Диалог в образовании: Сб. материалов конференции. СПб., 2000. С. 9-16.
2. Саидова М.Р., Болтаева М.Ш. Педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины // ББК 74.48 Р76. С. 83.
3. Болтаева М.Ш., Саидова М.Р. Великие мыслители востока о воспитании детей // ББК 74.48 Р76. С. 14.
4. Sharipovna B.M. Studying of a propaedeutic course of the Russian literature in a context of the theory of intercultural communications // Academy, 2020. № 4 (55).
5. Саидова М.Р., Болтаева М.Ш. Обучение профессиональным и общекультурным компетенциям студентов направления «туризм» на занятиях русского языка // Достижения науки и образования, 2020. № 5 (59).
6. Болтаева М.Ш., Тагаева Ф.Э.К. О преподавании русского языка студентам национальных групп вузов // Academy, 2020. № 4 (55).