Методика
Н. М. Петрухина
Проблемы преподавания и изучения пропедевтического курса русской литературы в контексте теории межкультурной коммуникации
В статье представлена концепция филологического научно-образовательного направления в преподавании русской литературы, связанного с изучением разноуровневых «межлитературных общностей» в контексте как общей теории межкультурных коммуникаций, так и научно-образовательных полиуровневых стратегий. Отмечается, что такой подход актуализирует в образовательной сфере вопросы компаративистского изучения истории, теории и методологии литературы и концептуализирует при разработке научного направления историзм как принцип исследования литературного развития. Поэтому в представленном научном направлении наиболее перспективными являются проблемы сравнительно-исторического, сравнительно-типологического изучения разнонациональных литератур; вопросы развития узбекской, русской и мировой литератур, современные аспекты теоретической истории литературы.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, научно-образовательная стратегия, образовательно-педагогическая сфера, алгоритм диалога культур.
Современные условия реформирования структуры и функциональной содержательности высшего образования диктуют и определенную необходимость трансформировать филологическое образовательное пространство в соотнесении как с глобальными концептуальными аспектами новой образовательной стратегии, так и частными, продиктованными внутренними государственными стандартами. И важнейшую роль в этом играет методология формирования определенных учебных курсов в системе высшего филологического образования, которые бы соотносились со всеми этими ключевыми параметрами. В этом плане, на наш взгляд, показательным является «Пропедевтический курс русской литературы», в системе которого на первом курсе бакалавриата факультета русской филологии начинается практическое включение студентов в структуру литературоведческой специализации с акцентом на механизмах научно-образовательной подготовки специалистов-литературоведов.
«Пропедевтический курс русской литературы» основан на принципах теоретико-практического изучения русской литературы, ее истории
и специфики в объеме программы начального этапа филологического образования. В соответствии с этим целью и задачами курса является не получение студентами знания последовательного развития русского литературного процесса (в соотнесении с хронологией этапов его развития), а, скорее всего, знаний методологического и практического характера - особенностей изучения русской литературы в контексте общетеоретических механизмов становления истории русской литературы, специфики ее художественно-направленческой системы и особенностей авторских систем ключевых писательских фигур.
Однако, учитывая фактор современного развития литературоведческой науки Узбекистана, ориентированной в большей степени на исследование проблем филологической компаративистики и межкультурных коммуникаций в целом, в структуру дисциплины «Пропедевтический курс русской литературы» включены тематические разделы, предполагающие как уровень сравнительного изучения русской литературы в контексте мировой (например, темы «Идейно-тематическое своеобразие рассказов А. Чехова и А. Каххара»; «Метафорика свободы в лирике А. Пушкина и Д. Байрона» и т.д.), так и уровни междисциплинарных межкультурных коммуникаций (например, «Этика любви в повести Куприна “Гранатовый браслет” в контексте религиозно-христианской традиции»).
Такое целенаправленное усложнение курса обеспечивает перспективу выбора студентами на следующих этапах образования бакалавриата (а впоследствии и магистратуры) научно-исследовательского направления, связанного именно с этой парадигмой научного знания. Тем более, что высшее образование Узбекистана сегодня ориентируется на концептуализацию синтетической стратегии научно-образовательной парадигмы, основанной на принципах поэтапной системной подготовки научных кадров высшей квалификации, начиная с самых первых уровней вузовского образования в целом (а в ряде направлений - с лицея).
Кроме того, на наш взгляд, при выработке механизмов научно-образовательного развития тех или иных структур (научных или образовательных), как дифференцированных, так и комплексных, очень важно учитывать многоаспектность трактовки понятия «диалог культур». Поскольку теоретизация научно-образовательной вузовской стратегии в реалиях Республики Узбекистан предполагает учет как многонациональной структуры образовательного пространства, так и непосредственной ориентированности работы вузовских кафедр на синтез научно-исследовательских и образовательно-педагогических направлений, то для нас наиболее актуальными являются два - диалог научной и образовательной культуры, диалог разнонациональных культур.
Филологические
науки
Методика
В связи с учетом специфики иноэтнокультурного пространства филологическое образование в Узбекистане ориентировано на выработку такого научно-методического направления, которое бы учитывало в «диалогическом» соотнесении научной и образовательно-педагогической сферах фактор научных исследований в системе сопоставительного изучения межлитературных общностей (соотносимых с русской (как предмет основной специальности), узбекской (как литература страны проживания) и полисистемой мировой (как предмета ряда сопутствующих специальностей и специализаций) литератур). Несмотря на то, что «Пропедевтический курс русской литературы» призван позиционировать литературную парадигму русской литературы, на наш взгляд, соотнесение в системе отдельных тематических блоков произведений русской, узбекской и мировой литератур способствует более углубленному изучению специфики именно русской литературы (выявляемой в сравнительно-типологическом контексте с явлениями «другой» литературы), а также формированию и развитию навыков критического мышления (на основе компаративистской ментальности), как одной из общих воспитательно-образовательных задач системы образования Узбекистана в целом.
Более того, такой подход позволяет учитывать и междисциплинарный аспект «диалога культур», который, по мнению А. П. Валицкой, определяет устремленность и культуры в целом и образования в частности «к полипарадигмальному (междисциплинарному) диалогу» [1, с. 9]. Именно такая методология во многом определяет основу для выстраивании «диалогической» взаимообусловленности научно-исследовательской работы вузовской кафедры и «организации образовательного процесса в алгоритмах диалога культур» [Там же], соотносимых, в нашем случае, с русской, узбекской «межлитературными» общностями и различными уровнями всемирной литературно-культурной системы.
К началу ХХ1 в. в процессе исторического развития гуманитарной сферы знания в целом и литературной науки в частности, выработалась необходимость актуализации целого ряда вопросов, обусловленных появлением нового типа научно-теоретического мышления, аналитически осложненного современным уровнем диалектико-логического процесса познания, трансформировавшимся в результате общемировых тенденций интеграции и глобализации научного знания. В результате назрела необходимость совершенствования системы научно-теоретических, историко-литературных и методологических направлений в современной науке о литературе. Тем более, что в последние годы в мировой науке наблюдается возрастающее внимание не только к исследованию однонаправленных вопросов истории, теории и методики литературы, но
и к синтетическому процессу обобщения этих вопросов и к разработке проблем, одновременно направленных на историко-литературное, теоретическое и методологическое изучение литературы в контексте общих и частных проблем межкультурной коммуникации.
Проблема межкультурной коммуникации в современной научной и образовательной парадигме актуализируется как следствие процессов глобализации и интеграции, предопределивших становление совершенно нового типа мышления, основанного на восприятии «свое через чужое» (М. Бахтин). Более того, говоря о маргинальном статусе современной культуры в целом, ряд исследователей напрямую связывают с этим и концептуализацию «диалога культур» как основы для научно-исследовательских структур в частности, так и для филологического образования в целом. С. И. Шарина, например, подчеркивает, что «понятие диалога культур стало чрезвычайно модным в современной реальности, причем в самых разных областях знаний - в культурологии, в искусствознании, в литературоведении как пограничной между искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех ее разделах, которые связаны с проблемой “язык и культура”, а также в педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств или учащихся, составляющих многонациональные коллективы, и в школах, и в вузах» [3, с. 511].
Современный этап в развитии образовательного пространства Республики Узбекистан отличается от предыдущих стремлением к модернизации структуры и содержания обучения и воспитания молодого поколения в комплексной системе научно-образовательной парадигмы параллельно с технологизацией процесса обучения. Это означает переход на новые интерактивные педагогические технологии как в процессе подготовки научных кадров в системе вузовского образования, так и в разработке научно-образовательных направлений вузовских кафедр, ориентированных на совмещение научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Связано это, в первую очередь, с тем, что в современном образовании изменились качественные требования к специалисту. Поэтому следует коренным образом пересмотреть теорию и методику преподавания, ориентированного в новых условиях не только на образовательно-информативную стратегию обучения, но, как уже отмечалось, и на научную направленность деятельности обучающихся. В этой связи особую важность приобретают исследования проблем воспитания и обучения в процессе научно-исследовательской деятельности в контексте теории меж-культурной коммуникации. Особенно актуализируются такие основные
Филологические
науки
Методика
педагогические направления в теории и методике образования, как оптимизация и интенсификация процесса обучения русскому языку и литературы в условиях иноэтнокультурной аудитории с использованием современных педагогических и информационных технологий и модульного обучения, синтезирующих образовательную и научно-исследовательскую программы высшего образования на всех ключевых этапах - бакалавриат, магистратура и, как следствие, - аспирантура. Общие и частные вопросы теории и практики научно-образовательной стратегии на сегодня остаются малоразработанными.
В связи с этим наиболее актуальными нам представляются вопросы разработки в системе «Пропедевтический курс русской литературы» именно таких форм новых педагогических технологий, которые позволили бы активизировать три доминантных целевых уровня данной дисциплины: 1) получение теоретических фундаментальных знаний (в первую очередь, связанных со спецификой русской литературы - как первый этап в подготовке аудитории к последовательному историко-литературному изучению курса «История русской литературы»: русское устное народное творчество, древнерусская литература, литература ХУШ в. - 1 курс, три этапа истории русской литературы Х1Х в. - 2 и 3 курсы, история русской литературы ХХ в., современный литературный процесс - 3 и 4 курсы); 2) выработка методологических умений и навыков анализа литературных явлений (с акцентацией как на моноанализ произведений русской классики, так и на актуализацию двух обозначенных выше межкультурных и междисциплинарных аспектов изучения русской литературы в контекстуальном поле); 3) актуализация творческих способностей студентов в области научно-исследовательской работы, предполагающих как умение применить полученные теоретические, методологические и аналитические навыки при изучении русской литературы, так и навыки контекстуального решения актуальных литературоведческих задач в системе межкультурной и междисциплинарной парадигмы), и выработка самостоятельных методов как индивидуальной научно-исследовательской деятельности, так и организации процесса самообучения.
Именно поэтому важный акцент при разработке программы курса делается на уровень практической работы студентов и самостоятельной работы, которая предполагает не только творческое изучение теоретических и методологических источников, но и непосредственно аналитическую работу с текстами русской литературы (например, в комплекс СМРС входят такие задания, как - составить слайд-презентацию по творчеству одного из русских писателей-классиков, сделать целостный анализ одного из произведений русской литературы, составить анализ-комментарий
к одному из прозаических произведений русской классической литературы, написать реферат и т.д.).
Сегодня в структуре высшего образования Узбекистана проводится серьезная работа по реформированию стратегии обучения, основанной на проектировании и реализации целостных образовательных технологий по конкретным учебным предметам. Ученые и педагоги, разрабатывающие подобный учебно-методический комплекс новационных педтехнологий подчеркивают, что новая модель обучения, представленная в авторских образовательных технологиях, базируется на следующем:
- личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход, гуманизация и демократизация отношений субъектов образования;
- изменение роли студента в обучении: он становится равноправным субъектом образовательного процесса, самостоятельно ведущим активную познавательную деятельность;
- изменение роли преподавателя: он выступает уже в качестве организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, их компетентного консультанта и помощника, обеспечивающего не просто контроль знаний и умений студентов, а диагностику их обученности с целью своевременной коррекции намечающихся отклонений;
- изменение способов и средств обучения: 1) становятся традиционными методы активного и интерактивного обучения, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной творческо-исследовательской деятельности, направленной на поиск и решение проблем, применение знаний на практике; 2) коллективная и групповая работы превалируют над фронтальной формой обучения; 3) информационные технологии широко применяются наряду с традиционными средствами обучения; 4) учебные материалы используются студентами для самостоятельного поиска знаний;
- изменение способов и средств педагогического управления: преподаватель становится менеджером, способным выявлять проблемы, регенерировать идеи, принимать решения и нести ответственность за их реализацию, он прогнозирует, проектирует и планирует не только педагогическую, но и учебную деятельность студентов, т.е. разрабатывает структуру и содержание совместной деятельности по реализации поставленной образовательной цели и достижению планируемых результатов учебной деятельности, инициирует и поддерживает обучающихся при прогнозировании, планировании и организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, строит образовательный процесс как учебный диалог и полилог [2].
Филологические
науки
Методика
В связи с этими концептуальными установками в системе «Вводного курса к русской литературе» также разработаны многоуровневые технологические карты, в систему которых структурированы различные формы новационных педтехнологий (инсерт, кластер, Т-схема, диаграмма Вейна и т.д.), призванные реорганизовать процесс обучения в группах, и слайд-презентации по определенным темам и СМРС, нацеленные на индивидуально-творческую работу студентов.
Организация «Пропедевтического курса русской литературы» в контексте инновационных механизмов современных педагогических технологий позволяет на базе даже одной учебной дисциплины создать многоуровневую образовательную модель, которая учитывала бы следующие концептуальные принципы современной образовательной системы.
1. Создать синтетическую научно-образовательную парадигму, позволяющую обеспечить целостность процессов обучения и подготовки научных кадров.
2. Обеспечить актуализацию дидактических целей и задач процесса образования в целом и обучения на уровне конкретной дисциплины.
3. Создать алгоритм формирования и развития механизма самостоятельного процесса обучения-изучения в контексте взаимодействия с педагогом.
Библиографический список
1. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог» // Диалог в образовании: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 22. СПб., 2000. - С. 9-16.
2. Ходиев Б.Ю., Голиш Л.В., Хашимова Д.П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов. - Изд. 2-е, доп. и испр. Ташкент, 2010.
3. Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 29. СПб., 2003. - С. 511-514.