Научная статья на тему 'Изучение профессионального опыта выпускников таможенного вуза в парадигме праксиологического подхода (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии)'

Изучение профессионального опыта выпускников таможенного вуза в парадигме праксиологического подхода (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение профессионального опыта выпускников таможенного вуза в парадигме праксиологического подхода (на примере Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии)»

< г

Стребков П.А. Зайцева С.В.

с^ изучение профессионального опыта

к выпускников таможенного вуза в парадигме

й праксиологического подхода (на примере санкт-

щ петербургского имени в.б.бобкова филиала

Й -

о российской таможенной академии)

о

Е

54 В настоящей работе приведены результаты исследования обратной

^ связи от руководителей структурных подразделений таможен Санкт-Петербурга и Ленинградской области, их оценка качества подготовки выпускников Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии.

В 2005 году на Ученом совете Российской таможенной академии было принято постановление ежегодно оформлять служебные отзывы и проводить анкетирование выпускников Российской таможенной академии и ее филиалов. Анкета включает 25 вопросов, направленных на получение обратной связи о качестве полученного образования и удовлетворенности выпускников своей профессиональной деятельностью. Служебный отзыв направлен на получение оценки профессионально-важных личностных качеств выпускника его непосредственым руководством. Он состоит из двух частей: формализованной и свободной. В первой руководителям структурных подразделений предлагается оценить степень развития профессионально-важных личностных качеств выпускника (относительно средних величин, характеризующих большинство выпускников), используя определенную градацию оценок: значительно ниже, ниже средней, средняя, выше средней, значительно выше. При помощи данной шкалы выпускников оценивают по следующим критериям: отношение к выполнению обязанностей, способность принимать своевременное и правильное решение, способность действовать в сложных условиях, способность добиваться поставленных целей, стремление к профессиональному росту, общий уровень развития, социальная приемлемость в коллективе, культура безопасности профессиональной деятельности, отношение к работе. Во второй части руководители структурных подразделений пишут отзыв, указывая значимые, на их взгляд, личностные особенности, качество подготовки и другие важные аспекты. За период с 2005 по настоящее время в Санкт-Петербургском имени В.Б.Бобкова филиале Российской таможенной академии (далее - филиал) по результатам ежегодных запросов в кадровые службы таможен Санкт-Петербурга и Ленинградской области собран достаточный массив данных, включающих служебные отзывы на выпускников и заполненные ими социологические анкеты.

Было проанализировано 330 отзывов на выпускников филиала 20072010 годов выпуска, из них 44% закончили факультет таможенного дела, 32% - юридический факультет и 24% - экономический факультет. В своих анкетах, кроме ответов на вопросы, выпускники писали пожелания или советы тем, кто учится и будет учиться в филиале. Наиболее содержательные и интересные приведем в данной работе после описания полученных результатов.

Общие результаты по всем показателям представлены в таблице 1, далее они будут рассмотрены более подробно.

Таблица 1

Оценка степени развития профессионально-важных личностных качеств выпускников начальниками структурных подразделений

Критерии Значительно ниже Ниже средней Средняя Выше средней Значительно выше

Отношение к выполнению обязанностей 2 18,5 60,5 19

Способность принимать своевременное и правильное решение 1,2 3,2 26 57,6 12

Способность действовать в сложных условиях 3 32 50 15

Способность добиться поставленных целей 1 3 26 54 16

Стремление к профессиональному росту 0,4 0,6 21 60 18

Общий уровень развития 0,7 1,8 25,5 56 16

Социальная приемлемость в коллективе 0,9 1,8 42 46,5 8,8

Культура безопасности профессиональной деятельности 0,2 0,8 24 60 15

Отношение к работе 0,9 1,1 21 54 23

Первый критерий, по которому оценивали выпускников, - отношение к выполнению обязанностей (самостоятельность, ответственность, добросовестность, дисциплинированность). По мнению руководителей структурных подразделений, данные качества присущи преобладающей части выпускников филиала (используется шкальное значение «выше среднего»), у 19% они выражены «значительно выше». Средние оценки получили 18,5% выпускников. Отношение к выполнению обязанностей оставшихся 2% выпускников оценивается «ниже среднего». Можно отметить значительный процент высоких оценок (79,5%), что говорит об ответственности, дисциплинированности и добросовестности выпускников филиала.

Способность принимать своевременное и правильное решение (творческое мышление, оперативность, умение оценить обстановку, предусмотрительность, способность брать на себя ответственность) присуща, по оценкам руководства, 57,6% выпускников филиала. У 12% данные качества выражены «значительно выше». На «среднем уровне» 26% выпускников. Творческое мышление, оперативность, умение оценить обстановку 4,4% выпускников оценены «ниже среднего» и «значительно ниже». Каждому человеку присущи индивидуальные особенности, возможно данный процент выпускников являются хорошими исполнителями.

50% выпускников филиала свойственна высокая («выше средней») способность действовать в сложных условиях (самообладание, выдержка, уравновешенность). Способности 32% выпускников руководство оценило как «средние». Для 15% - при определении их способности действовать в сложных условиях - выбран критерий «значительно выше», оставшиеся 3% не смогли проявить данные качества перед руководством: их способности оценены «ниже среднего».

Способность добиваться поставленных целей (решимость, настойчивость, инициативность) у 54% выпускников, по мнению их руководителей, «выше средней», у 16% выпускников данные качества развиты «значительно выше» среднего уровня; таким образом, 70% выпускников филиала - целеустремленные, инициативные и настойчивые сотрудники. Способности 26% выпускников - на «среднем» уровне. 4% получили оценку «ниже среднего» и «значительно ниже».

Результаты оценки критерия «стремление к профессиональному росту (совершенствование профессиональных знаний, способность к саморазвитию)» представлены на рисунке 1.

У 60% выпускников филиала стремление к профессиональному росту оценено «выше среднего», у 21% показатели по данному критерию на «среднем» уровне», у 18% - «значительно выше». 1% выпускников, по оценке их руководителей, не заинтересованы в профессиональном росте. При оценке их по данному критерию использованы значения «ниже среднего» и «значительно ниже». Можно отметить, что большинство выпускников и после

окончания обучения стремятся развиваться, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.

Рис. 1. Оценка критерия «стремление к профессиональному росту»

Общий уровень развития (начитанность, кругозор, ораторские способности) у 56% выпускников выше среднего уровня, 1/4 оценена как имеющие «средние» показатели по данному критерию. У 16% начитанность, кругозор, ораторские способности «значительно выше», чем у среднестатистических выпускников. При оценке 2,5% выпускников использованы критерии «ниже среднего» и «значительно ниже».

Социальная приемлемость в коллективе (авторитет, лидерство, активность): оценки по данному критерию в основном распределились между двумя шкальными значениями - «выше среднего» (46,5%) и «средние» (42%). 8,8% выпускников оценены по данному критерию как обладающие более ярко выраженными качествами («значительно выше»), 1,8% - «ниже средней» и 0,9% - «значительно ниже».

Культура безопасности профессиональной деятельности (сознание ответственности за безопасность службы, требовательность и личное выполнение правил безопасности) у 60% выпускников оценена руководством «выше средней», 1/3 получила оценку «средняя», 15% - «значительно выше», то есть большинство выпускников придают значение культуре безопасности профессиональной деятельности, осознают всю степень ответственности.

На рисунке 2 представлены результаты отношения выпускников к работе.

Рис. 2. Оценка отношения выпускников к работе

По данному критерию 54% выпускников оценены «выше среднего», 23% - «значительно выше», у 21% - «средние» оценки. Оставшиеся 2% почти поровну разделились между критериями «ниже среднего» и «значительно ниже». 23% - это самый большой показатель по всем критериям, по шкале «значительно выше». Можно говорить о том, что выпускники филиала ответственно и добросовестно относятся к своей работе, выполняя ее высокопрофессионально.

Это обобщенный анализ результатов; теперь рассмотрим, какие особенности можно выделить, если посмотреть, как оценивают руководители структурных подразделений выпускников разных факультетов.

В таблице 2 представлены оценки отношения к выполнению обязанностей выпускниками разных факультетов.

Таблица 2

Отношение выпускников к выполнению профессиональных обязанностей

Факультет значительно ниже ниже средней средняя выше средней значительно выше

Таможенного дела - 1,8 21 63 14

Юридический 2 2 16 58 22

Экономический - - 17 56 27

Выпускники всех факультетов в большинстве своем по данному критерию оцениваются руководителями выше среднего уровня, при этом у 1/4 выпускников экономического факультета данные профессионально-важные

качества выражены значительно выше по сравнению со средним уровнем. Представители факультета таможенного дела (21%) чаще, по сравнению с выпускниками юридического и экономического факультетов, получают средние оценки (16% и 17% соответственно).

Оценивая способности выпускников принимать своевременные и правильные решения, руководители структурных подразделений проявили единодушие: больше половины выпускников всех трех факультетов оцениваются по этому критерию «выше среднего», 1/4 обладает средним уровнем выраженности данных качеств. 17% выпускников экономического факультета оцениваются по данному критерию «значительно выше», у 14% выпускников юридического факультета - тоже высокие показатели по данному критерию, но 6% представителей данного факультета поставлены оценки «ниже средней», 2% - «значительно ниже». Выпускники факультета таможенного дела ниже всех оценены по данной шкале - всего 9% получили оценку «значительно выше», но и низкие оценки получили всего 3% выпускников.

Способность действовать в сложных условиях представлена в таблице 3. По оценкам руководителей, она в большей мере свойственна экономистам (24% получили оценку «значительно выше»), в то время как у юристов и таможенников - 16% и 12% соответственно. Оценку «выше среднего» получили половина всех выпускников факультетов. Средние оценки получили 1/3 выпускников юридического и факультета таможенного дела, а также 1/4 выпускников экономического факультета.

Таблица 3

Оценка способности выпускников действовать в сложных условиях

Факультет значительно ниже ниже средней средняя выше средней значительно выше

Таможенного дела - 3 35 50 12

Юридический - 2 32 50 16

Экономический - 3 24 49 24

Способность добиваться поставленных целей в большей степени присуща выпускникам юридического факультета (21%), в то время как ее отмечают лишь у 15% экономистов и 14% выпускников факультета таможенного дела. «Выше среднего» по данному критерию оценены 64,4% выпускников экономического факультета, 49% юристов и 53% таможенников.

Стремление к профессиональному росту свойственно выпускникам филиала в значительной степени: это четвертый по величине критерий оценки, набравший большинство высоких баллов. «Значительно выше» по данному критерию проценты распределились следующим образом: 23% - выпускники юридического факультета, 20% - выпускники экономического факультета,

14% - выпускники факультета таможенное дело. «Выше среднего»: 61% - таможенники, 60% - экономисты, 56% - юристы.

Общий уровень развития (начитанность, кругозор) выпускников филиала оценен руководителями «выше среднего» - больше половины выпускников всех факультетов оценены на данном уровне (54%, 57%, 60%). «Выше среднего»: у 22% экономистов, у 18% юристов, у 13% таможенников. «Средний»: факультет таможенного дела - 31%, 21% - у юристов, 19% - у экономистов.

Социальная приемлемость в коллективе: оценки разделись между двумя критериями - «средний» и «выше среднего». ФТД - 43% и 51%, ЮФ - 40% и 44%, ЭФ - 44% и 39%. Лишь 5%, 12% и 14% выпускников факультетов в данном критерии были оценены «значительно выше». Получается, что выпускники филиала по данному показателю попадают в «золотую середину».

Культура безопасности профессиональной деятельности: выше остальных - у выпускников факультета таможенного дела (78%: сумма показателей «значительно выше» и «выше средней»), далее идут выпускники юридического факультета - 76%, на третьем месте - выпускники экономического факультета (70%).

Отношение выпускников к работе представлено в таблице 4.

Таблица 4

Оценка отношения выпускников к работе

Факультет значительно ниже ниже средней средняя выше средней значительно выше

Таможенного дела 0,5 0,5 24 55 20

Юридический 1 22 48 29

Экономический 5 12 61 22

Можно отметить, что именно по данному критерию руководители поставили самые высокие оценки выпускникам. 29% выпускников юридического факультета оценены «значительно выше», высокие оценки и у выпускников остальных факультетов: у 22% экономистов и 20% таможенников. «Выше среднего» оценены половина выпускников, а оставшийся процент - «средние» оценки. 5% - экономистов оценены по данному критерию «ниже среднего».

В целом можно сделать следующие выводы: выпускникам всех факультетов свойственно стремление к профессиональному росту и ответственное отношение к работе (самый большой процент выпускников по данному показателю оценены «значительно выше»), что было отмечено их руководством. Также отмечается способность выпускников филиала принимать своевременные и правильные решения (58%). Экономистов чаще, чем представителей

других факультетов, оценивали, используя самую высокую шкальную оценку (по 6 из 9 показателей), в то время как для оценки таможенников чаще использовался критерий «выше среднего». Выпускники экономического факультета - ответственные, дисциплинированные, уравновешенные, обладают выдержкой и самообладанием, умеют правильно и своевременно принимать серьезные решения, у них высокий общий уровень развития и ответственное отношение к работе (по всем этим показателям они оценены выше, чем представители других факультетов). Юристам, по оценкам руководителей, в большей степени свойственно добиваться поставленных целей, стремление к профессиональному росту и ответственное отношение к работе. А выпускники факультета таможенного дела по всем перечисленным показателям имеют большинство оценок «выше среднего».

Вторая часть отзыва на выпускника менее формализованная: в ней руководители отмечали те аспекты, которые, на их взгляд, значимы при характеристике сотрудника как специалиста. Приведем некоторые из отзывов.

«Постоянно работает над повышением уровня профессиональных знаний, имеет благодарности за личный вклад. Пользуется уважением сотрудников, для решения служебных вопросов с личным временем не считается. Дисциплинарных взысканий не имеет. Является наставницей студентов филиала».

«Знание руководящих документов, а также документов, регламентирующих деятельность в таможенных органах, знает и применяет в полном объеме. Взысканий не имеет, имеет неоднократные поощрения СЗТУ, СЗОТ. Отличает высокая требовательность к себе. Обладает высокими организаторскими способностями. Ответственна за порученное дело, стремится разобраться в возникающих проблемных вопросах, выполняет профессиональные задания точно и в срок. Служебную и государственную тайну хранить умеет».

«Подготовлена к работе по специальности, знает основные руководящие документы; поощрялась по результатам работы за месяц; за 2010 год признана одним из лучшим инспекторов по направлению; взысканий не имеет».

«Уровень готовности по специальности хороший, обладает знаниями основных руководящих документов, была поощрена начальниками таможни и СЗТУ, дисциплинарных взысканий не имеет, умеет строить деловые отношения в коллективе, ротация не планируется. Пожелания для подготовки новых выпускников - больше практики, больше внимания владению различными компьютерными программами, в первую очередь используемыми в местах таможенного оформления».

«За время работы проявил себя инициативным, добросовестным служащим. Умело использует технические средства таможенного контроля. Хорошее знание программных средств позволяет ему быстро осваивать и работу со всеми программными средствами, имеющимися на посту. Поручения руководства выполняет качественно и своевременно. Умело применяет

теоретические знания в практической деятельности, повышает свой профессиональный уровень. К работе относится с энтузиазмом, добросовестно и ответственно. Внимателен. К критике относится адекватно. Проявляет инициативу, участвует в общественной жизни коллектива».

«За время работы зарекомендовал себя исполнительным, грамотным и добросовестным сотрудником, способным выполнять поставленные перед ним задачи. Имеет один из самых высоких показателей в отделе по выявленным нарушениям таможенных правил. В своей работе грамотно руководствуется положениями действующих нормативных актов, способен проанализировать ситуацию и принять правильное решение. Постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства. Умеет сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке и настраиваться на выполнение любой работы, не стремясь переложить ответственность на других должностных лиц, правильно реагирует на критику, прислушивается к ней».

Обобщенные пожелания выпускников тем, кто учится в Санкт-Петербургском имени В.Б.Бобкова филиале Российской таможенной академии:

- учиться, а не ждать, что всему научат;

- при прохождении практики в таможенных органах больше всем интересоваться и вникать в процесс;

- быть требовательным к себе больше, чем к другим, упорным;

- больше принимать участие в студенческой жизни, посещать все мероприятия;

- больше внимания уделять практическим занятиям, так как при выходе на работу наибольшие трудности возникают именно в области практического применения полученных знаний;

- не «гнаться» за отличными оценками (ведь оценки должны соответствовать знаниям), а учиться для себя;

- не бояться ехать к месту прохождения службы в другие регионы;

- ценить время и получать знания. «Дорогу осилит идущий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.