Психологические науки
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
М.М. Мишина
THE RESEARCH OF COGNITIVE ABILITIES IN THE STRUCTURE OF ADOLESCENT AND YOUTH PERSONALITY
Mishina М.М.
The research reveals the problem of cognitive abilities development and determines their place in personality structure of senior pupils studying in physic-mathematical classes. In the context of the modern personality-oriented humanistic paradigm, which ensures pupils' personality self-perfection a forming psychological-pedagogical experiment aimed at the objective correction of cognitive and personal spheres was conducted.
Исследование раскрывает проблему развития познавательных способностей и определяет их место в структуре личности учащихся, обучающихся в старших физико-математических классах. В рамках современной личностно-ориентированной, гуманистической образовательной парадигмы, обеспечивающей личностное самосовершенствование учащихся, был проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на предметную коррекцию когнитивной и личностной сфер.
УДК 159.92
Исследование познавательных способностей и личностного развития во взаимосвязи определяется тем, что эти сферы являются наиболее значимыми в жизни человека, их изучение направлено на создание условий для обучения потенциально талантливых детей в соответствии с их психофизиологическими, когнитивными, аффективными и креативными особенностями.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между запросом науки и практики в объективных сведениях о влиянии уровня познавательных способностей на личностную сферу подростков и юношей и их реальным отсутствием. Научно-обоснованная информация о влиянии определенного уровня способностей на другие личностные структуры, дает возможность осуществлять более качественное обучение и развитие учащихся, удовлетворяющее требованиям традиционной и инновационной образовательной системы.
Цель исследования заключается в изучении влияния уровня развития познавательных способностей на личностные качества подростков и юношей, углубленно изучающих физико-математические дисциплины.
Объектом исследования является влияние уровня развития познавательных способностей на некоторые качества личности подростков и юношей, а его предметом -роль познавательных компонентов способностей (перцептивных, аттенционных, мне-мических, интеллектуальных, креативных) в
развитии мотивационной, эмоциональной, волевой сфер личности.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие познавательных способностей детерминирует характер основных личностных структур и оказывает позитивное влияние на мотивационную, эмоциональную и волевую сферы личности.
Психологический смысл развития личности мы видим в том, чтобы стимулировать ее внутренние силы на развитие когнитивной, творческой, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер. Развитие когни-тивой сферы предполагает целенаправленное развитие перцептивных, аттенционных, мнемических, интеллектуальных, креативных ее компонентов.
Природа современных проблем образования, теоретический анализ обширной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме, показали необходимость системного изучения познавательных способностей в структуре личности подростков и юношей.
Исследование влияния познавательных способностей на личностное развитие подростков и юношей является перспективным подходом и опирается на обобщение всего самого значимого и ценного в русле различных теорий. При изучении данного вопроса, следует вернуться к сфере конкретной реальности, отказавшись от спекулятивных способов ее интерпритации, а значит, так или иначе, обратиться к реалиям самого опыта.
Анализ отечественных и зарубежных психологических концепций, показывает, что наука находится в постоянном движении, в поиске истины природы познавательных способностей, а также различных факторов детерминирующих их развитие.
Настало время изучения интегратив-ных когнитивно-аффективных процессов. Факт «единства аффекта и интеллекта» описан Л.С. Выготским. В рамках культурно-исторической теории высших психических функций С. Л. Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного (в целом психического) развития человека. Выготский отстаивал формулу
«выведение индивидуального из социального», где все высшие психические функции -интериоризованные отношения социального порядка (5).
На глубокое единство теории интеллекта и теории личности указывал Б.Г.Ананьев. По его мнению, потребности, интересы, установки и другие личностные качества, определяют активность интеллекта, а характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта (3).
Интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта рассматривает М.А. Холодная, указывая на один из парадоксов психологии интеллекта, заключающейся в том, что на познавательную деятельность на любом ее уровне (восприятия, памяти, мышления и т.д.) оказывают влияние разнообразные личностные факторы (15).
Анализ личностных факторов развития способностей проходит красной нитью через все творческое наследие Б.М. Теплова. Методологический и личностный аспект способностей рассматривается в работах Т.И. Артемьевой, которая совершенно правомерно призывает исследовать личность и способности в процессе жизнедеятельности, так как личность является «организатором» использования своих способностей и обеспечивает соответствие своих способностей деятельности (3). Личностный подхода к проблеме детерминации способностей реализует В. С. Юркевич (19) и др.
К.А. Абульханова-Славская применила личностный подход в исследовании познавательного отношения человека к миру, в которых акцентировала роль личностных типов мышления, соединяющих в себе личностные и когнитивные характеристики субъекта деятельности (1).
Социальное микроокружение личности, по мнению В.Н. Дружинина, относится к определенной «модели способности», репрезентированной в групповом сознании, поэтому группа оценивает способности лич-
ности в терминах этой модели, влияя как на их проявление, так и на развитие (9).
Использование науки в пределах ее практических достижений и возможность теоретического постижения истины очевидны в работах, посвященных особенностям умственного развития учащихся подросткового возраста М.К. Акимовой. По ее мнению, основой интеллекта является именно активность, а саморегуляция играет вспомогательную роль обеспечения необходимого для решения задачи уровня активности (2). Апеллируя к этому, Э.А. Голубева, выделяя активность, добавляет саморегуляцию и работоспособность как базовые факторы, которые обеспечивают интеллектуальную продуктивность (7).
Фундаментальному изучению генеза познавательных действий у ребенка, а также изучению совместной учебной деятельности в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения посвящены многочисленные научные труды В. В. Рубцова. В качестве аргументации к использованию специально организованного обучения для развития способностей учащихся можно использовать научные труды Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, учитывая динамику интеллектуального и личностного развития, определяющую характер и особенности умственного развития школьников описанную Г.А. Берулава (4).
В.Д. Шадриков большое внимание уделяет формированию в актах жизнедеятельности системы базовых потребностей личности, структуры ее доминирующих мотиваций, развивающих подсистему внутреннего мира человека. Им предложена и реализуется программа создания новой системы школьного образования на основе индивидуально-ориентированных учебных планов и диагностике типа индивидуального интеллекта (17).
Психологические исследования системно-стилевым методом проводились с учащимися 9-11 физико-математических классов, обучающихся в Ставропольском краевом центре для одаренных детей «Поиск». В ходе исследования были определены контрольные и экспериментальные группы
учащихся, которые не имели особых различий по половому и численному составу. В контрольные группы вошли учащиеся, с которыми проводилась психодиагностика познавательных способностей и исследование системно-стилевым методом, а в экспериментальные - учащиеся, с которыми помимо перечисленных психодиагностических процедур была введена развивающая психологическая программа «Техника умственного труда».
Выбор возраста испытуемых в нашем психолого-педагогическом эксперименте определялся следующими обстоятельствами. Учащиеся старших классов (15-17 лет) в интеллектуальном плане достигли уровня взрослых людей. У них уже сформирован относительно устойчивый стиль умственной деятельности и проблема профессионального самоопределения для старшеклассников на данном этапе является наиболее актуальной.
Системно-стилевой метод диагностики личности был предложен Б.Б. Коссовым (8) применительно к познавательной, моти-вационной, волевой и творческой сферам личности. Личность является наиболее обобщенной системой психического отражения жизнедеятельности человека. В качестве основного системообразующего механизма личности выступают процессы обобщения на уровне широких сфер жизнедеятельности человека. При этом личность включает в себя множество свойств, что делает ее многомерной, причем каждое свойство-обобщение связано с иерархиезирован-ной подсистемой видов жизнедеятельности (видов занятий, жизненных задач), в которых эти свойства проявляются. Использованная нами системно-стилевая методика выявляет весь главенствующий потенциал человека и сопоставляет личностные свойства между собой, представляя иерархическую взаимосвязь отдельных характеристик личности, в том числе и познавательных способностей.
В процессе психодиагностического исследования учащимся было предложено заполнить «Карту самооценок личности», представляющую собой список различных
видов деятельности. При этом учащимся необходимо было проявить умение оценивать себя, свои особенности в различных видах занятий - от учебной деятельности до отдыха, включая общение с друзьями, занятия спортом и т. д.
При проведении диагностики, мы мотивировали старшеклассников на точность оценивания себя для усиления продуктивности методики. Учащимся было сообщено, что от точности самооценки зависит многое в жизни человека: его взаимопонимание с другими людьми, успешность деятельности и самосовершенствование.
Далее была проведена диагностика с помощью «Карты экспертных оценок», где учащиеся оценивали степень выраженности тех или иных личностных свойств у своих одноклассников. Экспертное оценивание выступило в качестве внешнего критерия валидности методики.
Данные, полученные в ходе психологической диагностики, были обработаны с помощью компьютерной программы 88М3. Эта программа на основе ввода индивидуальных данных обследуемых и экспертов позволила представить обработку результатов в виде нескольких типов отчетов: отчет по каждому обследуемому, отчет по экспертному оцениванию и интеркорреляции средних оценок.
С помощью системно-стилевого метода выявлена такая связь и определены существенные различия у лидеров и аутсайдеров по критерию «Познавательные способности».
Результаты исследования определили максимальный корреляционный путь лидеров по критерию «Познавательные способности», что позволило учащимся проводить индивидуальный самоконтроль и определить возможности коррекции собственного развития.
Максимальный корреляционный путь матрицы лидеров показывает, что центром группирования личностных характеристик в системе жизнедеятельности по критерию
«Познавательные способности» являются волевые качества, которые тесно связаны с мотивацией (0,82). Мотивация тесно связана с двигательными и психомоторными способностями (0,54) и образует кластер с «творчеством» (0,53).
Словесно-логическая память связана с затратами времени и умением выделять главное (0,61). Теоретические склонности образуют кластер с воображением (0,52) и тесно связаны с эмоциональной устойчивостью (0,63). Организованность связана с познавательными потребностями (0,55).
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у лидеров по критерию «познавательные способности» наблюдается сложная дифференцированная личностная структура, которая влияет на продуктивность познавательной деятельности. Стержневым показателем познавательной сферы лидеров являются волевые качества, которые коррелируют на достоверном статистически значимом уровне с мотивацией и творчеством. Следует обратить внимание на высокое положение в иерархии личностных особенностей словесно-логической памяти, теоретических склонностей, организованности и эмоциональной устойчивости.
Максимальный корреляционный путь матрицы лидеров
Разностный критерий: Познавательные способности
===>10 Волевые качества +—(0,829)—> 9 Мотивация | +—(0,769)—> 13 Словесно-логическая память | | +—(0,717)—> 5 Теоретические склонности | | |--+—(0,631)—> 7 Эмоциональная устойчивость | | | +—(0,609)—> 4 Организованность | | | | +—(0,615)—> 12 Образные представления | | | —|—+—(0,614)—> 8 Выделение главного | | | | +—(0,602)—> 2 Интерес | | | +—(0,553)—> 14 Познавательные потребности | | | +—(-0,550)—> 11 Выносливость | | +—(0,524)—> 3 Воображение | +—(0,497)—> 1 Затраты времени +—(0,548)—> 15 Двигательные и психомоторные способности
|+----(0,530)--- > 6 Творчество
+----(0,201)---- > 16 Исполнительность
Максимальный корреляционный путь матрицы аутсайдеров выявил, что кластерным центром группирования характеристик для аутсайдеров выступает интерес, который тесно связан с исполнительностью (0,85) и затратами времени (0,84). Существует взаимосвязь между воображением (0,78) и мотивацией (0,69). С затратами времени на учебную деятельность связаны и все остальные характеристики, между которыми наблюдаются высокие корреляционные зависимости.
Полученная модель аутсайдеров по критерию «познавательные способности» показывает, что высокие корреляционные связи образуют по существу одну группу и представленные качества являются слабо дифференцированными, а успех познавательной деятельности в большей степени определяется интересом, исполнительностью и затратами времени на учебную деятельность.
Представленные модели выявляют существенные различия свойств личности лидеров и аутсайдеров по критерию «познавательные способности». Именно отсутствие четкой структуры во взаимосвязях личностных характеристик, их рассредоточение на менее связанные друг с другом совокупно-
сти, у аутсайдеров показывает, что способности представляют некоторое абстрактное образование, возвышающееся над многими другими особенностями. Что касается лидеров, то их способности выступают как одно из ряда других условий успешности: волевые качества, мотивация, словесно-логическая память, теоретические склонности и эмоциональная устойчивость.
Таким образом, исследование личностной структуры системно-стилевым мето-показало, что личностный потенциал лидеров по критерию «Познавательные способности» включает в себя доминирующие устойчивые характерологические особенности личности. Главное их отличие от аутсайдеров состоит в том, что личностная структура лидеров является более дифференцированной и имеет высокие и многообразные корреляционные связи. Личностные особенности аутсайдеров образуют всего одну группу, стержневым показателем которой являются интерес, исполнительность и затраты времени. В отдельный кластер выделяются при этом только волевые качества личности. Полагая, что за каждым исследованным личностным свойством стоит индивидуальный опыт жизненной активности личности, ее функционирование, можно констатировать, что представленные модели лидеров и аутсайдеров являются структурно-функциональными и отражают в целом жизненный стиль личности.
Проведенное психолого-педагогическое исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Проблему способностей необходимо рассматривать в широком личностном плане, изучая при этом особенности не только когнитивной сферы, но и мотиваци-онной, эмоциональной, волевой сфер, а также индивидуально-типологических качеств подростков и юношей.
2. Способы измерения и научного анализа качественных особенностей и количественных изменений познавательных способностей в процессе развития могут быть
дом,
Максимальный корреляционный путь матрицы аутсайдеров Разностный критерий: Познавательные способности
===>2 Интерес +—(0,851)—>16 Исполнительность +—(0,842)—> 1 Затраты времени | +—(0,804)—> 3 Воображение | | +—(0,801)—> 6 Творчество | | +—(0,798)—> 14 Познавательные потребности | | +—(0,841)—> 11 Выносливость | | | +—(0,756)—> 13 Словесно-логическая память | | | +—(0,722)—> 7 Эмоциональная устойчивость | | | +—(0,789)—> 12 Образные представления | | +—(0,654)—> 5 Теоретические склонности | | +—(0,748)—> 4 Организованность | | +—(0,706)—>15 Двигательные и психомоторные способности
| | +----(0,703)---- > 8 Выделение главного
| +—(0,690)—> 9 Мотивация +—(0,231)—> 10 Волевые качества
применены для выявления характера основных личностных структур подростков и юношей.
3. Личностные структуры подростков и юношей многообразны: у учащихся, имеющих высоко развитые познавательные способности личностная структура сложно дифференцированная, в которой доминируют мотивация к успеху, устойчивость эмоциональных и волевых компонентов; у учащихся, имеющих средний и низкий уровень развития познавательных способностей, личностная структура слабо дифференцирована, в ней показатели личностных качеств распределены на менее связанные друг с другом совокупности, которые представляют собой некое абстрактное образование, где в центре локализации характеристик выделяется интерес и исполнительность, а волевые качества выделяются в отдельный кластер.
4. Установление соотношения между проявлениями способностей и основными личностными характеристиками является одним из путей решения вопроса эффективного формирования познавательных способностей.
5. Повышение уровня и качества когнитивной деятельности влияет на характер личностных структур, актуализируя эмоциональный и волевой компоненты, понижая уровень тревожности личности и трансформируя направленность личности в пользу доминирования делового мотива, что усиливает значимость профессионального выбора подростков и юношей.
Ориентируясь в своей работе на достижение такой значимой психологической цели как максимальное развитие познавательных способностей учащихся, мы создавали условия для развития и саморазвития профессионально важных личностных качеств. Используя системно-стилевой метод психодиагностики, мы провели глубокий анализ личностных факторов развития способностей, получив при этом достаточно большой объем эмпирического и экспериментального материала, который позволил изучить не только способности, но и личностные особенности старшеклассников, уг-
лубленно изучающих физико-математические дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Методологический аспект проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 170-173.
2. Акимова М.К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. -1988. - № 5. - С. 145-151.
3. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 93-96.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. -189 с.
5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984 гг. Т. 1 - 487 с. Т.2 - Т. 3. -368 с. Т.4. - 432 с.
6. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. - Новосибирск: НГПИ, 1990.
7. Голубева ЭА. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. - 1986. -№ 5. - С. 18-31.
8. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
9. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. -М.;СПб., 2001. - 224 с.
10. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. -1997. - № 6. - С. 58-68.
11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - №3. - С.3-15.
12. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. - 1986. Т. 7. - № 4. -С. 23-35.
13. Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. - 1995. - № 5. -С. 12-23.
14. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. -272 с.
16. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 78-89.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация Логос, 1996. - 320 с.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. - 555 с.
Об авторе
Мишина Марина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии СГУ, докторант СГУ. Область научных интересов - психология, педагогическая психология, психология способностей развития одаренности и творчества. Автор более 30 статей..