КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
М. Ю. Васильева, Д. И. Чернего, Р. Ж. Мухамедрахимов
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ И ДОМАХ РЕБЕНКА
Введение
Согласно существующим в научной литературе данным, в настоящее время количество детей, рождающихся на ранних сроках гестации, имеет устойчивую тенденцию к росту, поскольку совершенствование служб реанимации и интенсивной терапии приводит к снижению летальности и увеличению числа выживших в данной группе новорожденных детей. Впоследствии такие дети воспитываются как в семьях, так и домах ребенка. Недоношенные дети формируют группу с высоким уровнем риска возникновения различных нарушений в развитии. По данным отечественной и зарубежной статистики, среди недоношенных, особенно родившихся с очень низкой массой тела, число случаев детского церебрального паралича, когнитивных нарушений, нарушений слуха, зрения и сопряженных с ними отставаний в психическом развитии значительно больше в процентном соотношении, чем в общей популяции [21]. Между тем большое количество клинических наблюдений свидетельствует о том, что наличие медицинских проблем в пре- и перинатальном периоде не может однозначно предсказать дальнейшее развитие недоношенного ребенка, поскольку важнейшим фактором развития в младенческом возрасте является социальное окружение, внутри которого растет и развивается маленький ребенок, то есть семейные взаимоотношения и, в частности, взаимоотношения между ребенком и близким взрослым.
Изучению детей, проживающих в воспитательных учреждениях, уделяется достаточное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Результаты исследований свидетельствуют о существенном отставании в физическом и психическом развитии данной группы детей [3, 10, 11, 15, 24, 25]. Так, дети, выросшие в неблагополучных сиротских учреждениях, имеют задержку в физическом развитии — недостаточные рост, вес, окружность головы, груди. При этом примерно каждые 5 мес. проживания в учреждении влекут за собой задержку физического развития на 1 месяц [1, 12]. В исследовании Э. Сонуга-Барке с коллегами было установлено негативное влияние раннего опыта проживания в учреждении (6 мес. и более) на развитие головного мозга, о чем свидетельствовал меньший показатель окружности головы у данной группы детей в сравнении с установленными нормами [13]. В исследовании Х. Т. Чугани было выявлено долгосрочное влияние раннего опыта пребывания в учреждении на снижение
© М. Ю. Васильева, Д. И. Чернего, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2010
мозговой активности в областях, связанных с когнитивным, эмоциональным развитием и памятью [5].
В настоящее время в ряде исследований приводятся убедительные доказательства того, что физическая задержка развития имеет в своей основе психологические причины, а именно негативный социально-эмоциональный опыт, получаемый ребенком в раннем возрасте [7, 8, 12, 24]. Пребывание ребенка в сиротском учреждении оказывает негативное влияние и на его психическое развитие. Из исследования, проведенного российско-американской группой ученых в домах ребенка г. Санкт-Петербурга, известно, что по уровню общего психического развития по шкале Баттелл 68% постоянно проживающих в домах ребенка детей имеют развитие ниже 10-го процентиля, а 96% — ниже медианы [12, 24]. При этом особенно сильно дети из домов ребенка отстают по показателям личностно-социального развития.
Причинами, вызывающими такое отставание в развитии, как показало данное исследование, могут быть следующие. Как правило, в доме ребенка удовлетворяются лишь физиологические потребности детей, а психологические отходят на второй план или совсем игнорируются, и тогда ребенок лишается возможности формирования социальноэмоциональных отношений. Персонал сосредоточен в большей степени на своих обязанностях по уходу за детьми, не вступает с ними во взаимодействие и не выражает эмоций, тогда как известно, что эмоциональное общение является важным условием благоприятного коммуникативного и когнитивного развития ребенка. В ходе формирования отношений с близким взрослым развивается крупная и мелкая моторика, адаптивные навыки поведения. Эмпирические исследования влияния благоприятного социальноэмоционального опыта и отношений с постоянным близким взрослым на развитие ребенка известны также из работ М.Руттера, Б. Тизард и Дж. Ходжес, С. Эрнста [6,
10, 15].
Изучению психического развития недоношенных детей, проживающих в домах ребенка, как свидетельствуют известные нам источники, было посвящено лишь одно исследование, проведенное в России [22]. В нем выявлено, что недоношенные дети имеют более глубокое отставание в нервно-психическом развитии по сравнению с их доношенными сверстниками, при этом на первом году жизни большее влияние на их развитие оказывает фактор гестации.
Таким образом, анализ научной литературы позволяет заключить следующее:
1. Изучению различных аспектов развития преждевременно родившихся детей в течение первых лет жизни посвящено достаточно много работ, освещающих как лон-гитюдные исследования, так и результаты изучения развития на отдельных возрастных этапах. Большая часть работ в области психологии преждевременно родившихся детей посвящена сравнению психического развития недоношенных и доношенных детей, воспитывающихся в семьях. Авторы их указывают на отставание недоношенных детей в социально-эмоциональном, когнитивном, моторном развитии [4, 14, 16—
19, 23].
2. Значительное количество исследований были посвящены детям, проживающим в сиротских учреждениях. Авторы рассматривали вопросы физического, психического, эмоционального развития, в том числе у детей с нарушениями в развитии, изучали долгосрочное влияние раннего опыта пребывания в учреждении на последующее развитие ребенка. При этом исследования, посвященные изучению недоношенных детей как детей из группы биологического риска с большим в процентном соотношении числом случаев возникновения нарушений в развитии, воспитывающихся в сиротских учреждениях, до настоящего времени не проводились. Группа недоношенных детей отдельно
не изучалась, не раскрыты особенности психического развития недоношенных детей, проживающих в домах ребенка.
3. Необходимо отметить, что проведенное нами исследование отличается от остальных, посвященных вопросам развития недоношенных детей, тем, что в нем была поставлена цель изучить развитие преждевременно родившихся детей, проживающих в различных социальных условиях. Иными словами, основной областью исследовательского интереса явилось изучение не столько специфики развития недоношенных детей по сравнению с доношенными или в связи со сроком гестации, сколько особенностей развития недоношенных детей, проживающих в различном социальном окружении — депривационном (в обычных домах ребенка) и семейном.
Цель настоящей работы — сравнительное изучение особенностей психического развития недоношенных детей первого года жизни, проживающих в семьях и домах ребенка. Объект исследования — психическое развитие недоношенных детей. Предмет исследования — психическое развитие недоношенных детей первого года жизни, воспитывающихся в семьях и домах ребенка.
Участники исследования. В данном исследовании приняли участие дети, воспитывающиеся в семьях и домах ребенка обычного типа. Группу 1 составили 40 детей (22 мальчика и 18 девочек), воспитывающихся в обычных условиях дома ребенка. Средний гестационный возраст детей — 33,75 ± 2,18 недель. Средний вес детей при рождении — 2068,4 ± 376,6 г. В группу 2 вошли 32 ребенка (16 мальчиков и 16 девочек), воспитывающихся в семье. Средний гестационный возраст детей — 34,00 ± 1,93 недель. Средний вес детей при рождении — 2,184,7 ± 411,8 г. В исследование были включены дети, не имеющие патологической симптоматики развития центральной нервной системы, тяжелых наследственных и соматических заболеваний.
Организация исследования. Процедура тестирования проводилась в специально оборудованной комнате экспертом, прошедшим специальное обучение, в присутствии матери (в случае семейных детей) или группового сотрудника — воспитателя или медсестры (в случае детей из дома ребенка), знавшего ребенка лучше всего, имевшего с ним наиболее близкие отношения и предпочитавшего его другим детям в этой группе. Обследование детей проводилось в возрасте 3, 6, 9 и 12 мес.
Изучение детей в домах ребенка осуществлялось в рамках российско-американского проекта «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребенка», поддержанного грантом № 5R01HD39017-03 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития (National Institute of Child Health and Human Development) и грантом от фонда Ховарда Хайнца (Howard Heinz Foundation). Изучение детей, проживающих в семьях, проводилось в рамках «Программы комплексного психофизиологического исследования и сопровождения недоношенных детей и их матерей», которая осуществляется сотрудниками Научного центра «Психофизиологии матери и ребенка» (кафедра высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета) совместно с врачами отделения новорожденных Детской городской больницы № 22 г. Санкт-Петербурга.
Методы исследования
Исследование психического развития детей осуществлялось при помощи методики Баттелл («Battelle Developmental Inventory») [9]. Методика Баттелл содержит набор стандартизированных тестов, которые объединены в следующие пять разделов: личностно-социальное развитие, адаптация, моторное развитие, коммуникация, позна-
вательные процессы. Методы статистической обработки данных. При парном сравнении средних использовались ^критерий и критерий Манна — Уитни. Для проверки гипотезы о влиянии фактора на значения признаков применялся одномерный дисперсионный анализ ЛМОУЛ. Статистические решения принимались на 5%-ном уровне значимости (р < 0,05). Различия на уровнях значимости в пределах 5-10% рассматривались как тенденции к различию. При использовании малочисленных выборок тенденции к различию могут указывать на то, что увеличение выборки может привести к значимым различиям. Анализ данных проводился с использованием программного комплекса 8Р88 13.0.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Результаты исследования
При оценке уровня развития детей проведено межгрупповое сравнение уровня развития недоношенных детей, проживающих в семьях и домах ребенка, в возрасте от 3 до 12 мес. по основным пяти шкалам и шкале общего развития теста Баттелл (таблица).
Среднегрупповые значения показателей развития недоношенных детей, воспитывающихся в семьях и домах ребенка
Шкалы Группы Возраст обследованных детей
3 мес. 6 мес. 9 мес. 12 мес.
Личностносоциальное развитие Дом ребенка 7,2 ± 4,2 16,5 ± 5,0 20,3 ± 5,1 25,2 ± 4,9
Семья 10,0 ± 2,8* 17,0 ± 4,2 19,9 ± 2,9 29,8 ± 3,2*
Моторное развитие Дом ребенка 7,0 ± 3,2 13,2 ± 3,6 19,2 ± 5,0 31,0 ± 8,8
Семья 6,4 ± 2,9 14,6 ± 2,0 25,0 ± 4,6* 41,7 ± 7,0*
Адаптация Дом ребенка 6,0 ± 2,6 13,6 ± 3,5 18,6 ± 3,6 23,2 ± 3,6
Семья 4,8 ± 2,0 12,9 ± 3,2 17,4 ± 2,9 24,4 ± 3,2
Коммуникативное развитие Дом ребенка 5,8 ± 2,4 8,6 ± 1,8 10,9 ± 2,4 14,8 ± 3,4
Семья 7,1 ± 1,3* 9,9 ± 1,2* 12,0±1,8 + 18,7 ± 2,3*
Познавательное развитие Дом ребенка 2,9 ± 1,7 6,9 ± 2,4 11,4 ± 3,0 15,7 ± 2,7
Семья 2,9 ± 1,7 6,9 ± 3,1 11,8 ± 2,8 18,7 ± 2,4*
Общее развитие Дом ребенка 27,6 ± 11,3 58,9 ± 12,6 80,3 ± 14,4 110,1 ± 18,3
Семья 31,1 ± 7,4 61,0 ± 11,0 86,7 ± 11,3 133,2 ± 13,5*
Примечание: * — уровень значимости различий между группами р < 0,05; ± — тенденции к различию.
Личностно-социальное развитие. Сравнение среднегрупповых значений развития по личностно-социальной шкале показало отставание детей, воспитывающихся в домах ребенка (группа 1) по сравнению с семейными детьми (группа 2) в возрасте 3 и 12 мес. Дети из группы 1, по сравнению с детьми из группы 2, проявляли значимо меньшую компетентность при взаимодействии с взрослым и в выражении своих чувств. В возрасте 3 мес. это проявлялось в том, что недоношенные дети из домов ребенка в ситуациях взаимодействия с взрослым (воспитателем или медицинским работником) значительно меньшее время смотрели на его лицо, реже отвечали вокализациями и улыбкой на внимание говорящего взрослого, менее продолжительное время исследовали лицо взрослого. Кроме того, интенсивность выражения эмоций у этих детей была снижена. В 12 мес. у детей данной группы также наблюдалось отставание в развитии представлений о себе и навыков взаимодействия со сверстниками.
Коммуникативное развитие. При анализе показателей по шкале коммуникативного развития выявлено значимое отставание детей из группы 1 по сравнению с детьми
из группы 2 в возрасте 3, 6 и 12 мес. В возрасте 9 мес. выявлены тенденции к различию. Это свидетельствует о том, в течение первого года жизни у недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, навыки экспрессивной и импрессивной речи формируются более медленными темпами, чем у недоношенных детей того же возраста, воспитывающихся в семьях.
Моторное развитие. Недоношенные дети из домов ребенка демонстрировали значимое отставание в возрасте 9 и 12 мес. по сравнению с семейными детьми. Это указывает на то, что у детей из группы 1 развитие таких крупных моторных навыков, как постуральный контроль и поддержание динамического равновесия при перемещении в пространстве, происходит в более поздние сроки. Те же закономерности отмечены и в отношении умений, отражающих степень функционирования тонкой моторики рук — манипулятивной активности и перцептивной моторики.
Данные шкалы познавательного развития выявили значимое отставание недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, по сравнению с семейными детьми только в возрасте 12 мес. Это предполагает меньшую исследовательскую активность детей из группы 1 в различных ситуациях: при манипуляции с предметами, при организации последовательности действий с предметом, при поиске спрятанного объекта.
Развитие навыков адаптации. По данным шкалы адаптации, дети из домов ребенка значимо не отличаются по уровню развития навыков от детей из семей. В возрасте 3, 6, 9 и 12 мес. не были получены достоверные различия между группами. Это свидетельствует о том, у недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, уровень сформированности навыков внимания, питания и самообслуживания не отличается от такового у семейных детей на протяжении всего первого года жизни.
Общее психическое развитие. Сравнение среднегрупповых значений общего психического развития показало значимое отставание недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка, по сравнению с недоношенными детьми из семей в возрасте 12 мес. В возрасте 3, 6 и 9 мес. не были получены достоверные различия между группами (рисунок).
Таким образом, в возрасте до 9 мес. недоношенные дети из домов ребенка и дети из семей по уровню общего психического развития не различаются.
Основной целью настоящего исследования было сравнительное изучение особенностей психического развития недоношенных детей первого года жизни, проживающих в различном социальном окружении: депривационном (в обычных домах ребенка) и семейном. Как показало данное исследование, при изучении недоношенных детей определенного возраста гестации оказывается, что, в отличие от общепринятого ожидания, недоношенные дети, воспитывающиеся в семьях, не всегда положительно отличаются от недоношенных детей, воспитывающихся в иных условиях социального окружения, например в обычных условиях дома ребенка. Так, на ранних этапах развития, а именно в возрасте до 9 мес., преждевременно родившиеся дети в семьях не отличаются по общему уровню развития от своих недоношенных сверстников из домов ребенка, и только в 12 мес. их развитие становится значимо выше. Таким образом, вне зависимости от того, в каких условиях живут дети, в возрасте до 9 мес. их общее развитие не отличается. Однако проведение межгруппового сравнения недоношенных детей в отдельных областях развития позволило обнаружить, что разные условия жизни по-разному влияют на функционирование детей в тех или иных областях в течение первого года жизни. Иными словами, социальное окружение по-разному влияет на психическое развитие недоношенных детей как в связи со спецификой области развития, так и в зависимости от возрастного этапа.
140 г
120 - *
100 -
80 - |—_
60 “ ГТ”
40 -
20 - Г”
0II 1 1 1 1
3 6 9 12
Дом ребенка [^] Семья
Среднегрупповые величины уровня общего психического развития недоношенных детей, воспитывающихся в семьях и домах ребенка, в течение первого года жизни
Примечание: по оси абсцисс — возраст обследованных детей (мес.);
по оси ординат — уровень развития ребенка, измеренный методикой Баттелл;
* — достоверные различия между группами (р < 0,05).
Так, в течение первого полугодия жизни недоношенные дети, воспитывающиеся в обычных условиях дома ребенка и в семье, имеют одинаковые уровни моторного и познавательного развития и не отличаются по уровню развития навыков адаптации, включающих в данном возрасте, согласно методике Баттелл, навыки внимания и питания. Но при этом уже в возрасте 3 и 6 мес. первые отстают от преждевременно родившихся семейных детей по показателям социально-эмоционального развития, проявляя значимо меньшую компетентность во взаимодействии с взрослым и в навыках ко м муникации.
Следующее полугодие жизни (возраст обследования детей по методике Баттелл — 9 и 12 мес.) выявляет другие закономерности. В возрасте 9 мес. уровень моторного развития семейных недоношенных детей значимо выше, чем у детей из домов ребенка. По шкале коммуникации также выявлена опережающая тенденция. В то же время дети, проживающие в домах ребенка, не отличаются от семейных детей по уровню развития навыков адаптации, познавательному и личностно-социальному развитию. В возрасте 12 мес. дети из домов ребенка значимо отстают от своих сверстников, проживающих в семье, практически во всех сферах развития — в моторной, познавательной, коммуникативной, личностно-социальной — и в общем уровне развития. Исключение составляет шкала адаптации, где по уровню развития навыков дети двух групп не различаются.
Таким образом, можно заключить, что в ранний период жизни (до 6 мес.) проживание недоношенных детей в различных социальных условиях не оказало существенного влияния на уровень их моторного и познавательного развития, а также на развитие навыков внимания и питания. При этом необходимо отметить, что формирование вышеперечисленных двигательных и познавательных ранних навыков в значительной степени находится под контролем врожденных генетических программ и зависит от закономерностей созревания определенных структур мозга, которые у недоношенных
детей столь раннего возраста характеризуются морфологической и функциональной незрелостью. В то же время проживание в депривационных условиях домов ребенка негативно отразилось на социально-эмоциональном развитии недоношенных детей в 3 и 6-месячном возрасте, что подчеркивает важность благоприятного социального окружения для формирования личностно-социальных и коммуникативных навыков уже на самых ранних этапах жизни недоношенного ребенка.
Кроме того, к концу второго полугодия жизни условия семейного окружения, в сравнении с условиями домов ребенка, позитивно отразились практически на всех сферах развития недоношенных детей и на общем уровне развития. Это предполагает, что в возрасте 12 мес. определяющими для психического развития недоношенных детей являются факторы социального окружения, и в случае их позитивного характера развитие недоношенного ребенка протекает более благополучно.
В заключение хочется привести слова Дональда Винникотта о том, что «хорошая легкая окружающая среда на самых первых этапах развития для каждого индивида является условием sine qua поп (лат. — обязательное, непременное условие) ... Некоторые паттерны и тенденции роста могут быть унаследованы генетически, но все равно без хорошей поддержки со стороны социального окружения в эмоциональном развитии индивида не произойдет ничего» (цит. по: 8, с. 211).
Заключение
Настоящее исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Психическое развитие недоношенных детей первого года жизни связано с условиями социального окружения: на ранних этапах жизни (до 9 мес.) недоношенные дети, воспитывающиеся в доме ребенка, не отличаются по уровню развития от своих сверстников, воспитывающихся в семье, а к концу первого года жизни (в 12 мес.) их развитие значимо ниже.
2. Влияние условий социального окружения на уровень развития недоношенных детей в разных областях и возрастных этапах первого года жизни различно: условия семейного окружения, в сравнении с условиями дома ребенка, позитивно отражаются на личностно-социальном развитии в 3 и 12 мес., на моторном развитии — в 9 и 12 мес., на познавательном развитии — в 12 мес., на формировании навыков коммуникации — на всех этапах исследования. На развитие навыков адаптации значимого влияния условий социального окружения обнаружено не было.
3. Выявленное положительное влияние условий социального окружения на развитие недоношенных детей может служить основанием как для внесения изменений в условия жизни детей в домах ребенка, так и для включения недоношенных детей в программы раннего вмешательства и их психологического сопровождения в течение первого года жизни.
Литература
1. Alpers L. H., Johnson D. E., Hostetter M. K., Iverson S., Miller L. S. Health of children adopted from the former Soviet Union and Eastern Europe: Comparison with preadoptive medical records // JAMA. 1997. Vol. 278. N 11. Р. 922-924.
2. Aylward G. P. Cognitive& neuropsychological outcomes: more than IQ scores // MRDD Research Reviews. 2002. Vol. 8. Р. 234-240.
3. Bakwin H. Emotional deprivation of infants // Journal of Pediatrics. 1949. Vol. 35. Р. 512521.
4. Bucher H. U., Killer C., Vaihinger Y. O. S., Fauchere J.-C. Growth, developmental milestones and health problems in the first 2 year in very preterm infants compared with term infants: a population based study // Eur. J. Pediatr. 2002. Vol. 161. Р. 151-156.
5. Chugani H. T., Behen M. E., Muzik O., Juha C., Nagy F., Chugani D. C. Local Brain Functional Activity Following Early Deprivation: A Study of Postinstitutionalized Romanian Orphans // Neurology. 2001. Vol. 14. Р. 1290-1301.
6. Ernst C. Are early childhood experiences overrated? A reassessment of maternal deprivation // European Archives of Psychiatry and Neurological Science. 1988. Vol. 237. P. 80-90.
7. Johnson D. E. Long-term medical issues in international adoptees // Pediatric Annals. 2000. Vol. 29. P. 234-241.
8. Kim P. I., Shin Y. H., White-Traut R. C. Multisensory intervention improves physical growth and illness rates in Korean orphaned newborn infants // Research in Nursing and Health. 2003. Vol. 26. P. 424-433.
9. Newborg J., Stock J. R., Wnek L., Guidubaldi J., Svinicki J. Battelle Developmental Inventory with Recalibrated Data and Norms. The Riverside Publishing Company. 1984. 160 p.
10. Rutter M. Psychological influences: Critiques, findings, and research needs // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P. 265-296.
11. Spitz R. A. Anaclitic depression: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood // The Psychoanalytic Study of the Child. 1945. Vol. 2. P. 313-342.
12. St. Petersburg - USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the development of Young Orphanage Children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73. N 3. 297 p.
13. Stevens S. E., Sonuga-Barke E. J. S., Kreppner J. M., Beckett C., Jenny C., Colvert E., Groothues C., Amanda H., Rutter M. Inattention/Overactivity following early severe institutional deprivation: presentation and associations in early adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. 2008. Vol. 36. N 3. P. 385-398.
14. Sun J., Mohay H. A., O’Callaghan M. J. A comparison of Executive Function in very preterm and term infants at eight month corrected age // Early Human Development. 2009. Vol. 85. Issue 4. P. 225-230.
15. Tizard R., Hodges J. The effects of early institutional rearing on the development of eight-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1978. Vol. 19. P. 99-118.
16. Ungerer J. A., Sigman M. Developmental lags in preterm infants from one to three years of age // Child Development. 1983. Vol. 54. P. 1217-1228.
17. Wolf M. J., Koldewijn K., Beelen A., Smit B., Hedlund R., de Groot J. M. Neurobeha-vioral and developmental profile of very low birthweight preterm infants in early infancy // Acta Pediatrica. 2002. Vol. 91. N 8. P. 930-938.
18. Бурдукова Ю.А., Строганова Т. А., Посикера И.Н., Цетлин М. М. Особенности выполнения фронтальной задачи A-not-В глубоко недоношенными младенцами // Вопросы психологии. 2007. №1. С. 46-53.
19. Васильева М. Ю., Батуев А. С., Вершинина Е. А. Особенности развития недоношенных детей первого года жизни // Психологический журнал. 2009. № 3. С. 52-63.
20. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М., 2008. 240 с.
21. Демьянова Т. Г., Григорьянц Л. Я., Авдеева Т. Г., Румянцева А. Г. Наблюдение за глубоко недоношенными детьми на первом году жизни. М., 2006. 148 с.
22. Иванова Н. Б. Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов». 2003. URL: http://wap.pspu.ru/sci_conf_ janpis_ivanova.shtml (дата обращения — 22.05.2010).
23. Кошелева А. Д., Ворошнина О. Р. Недоношенные дети: проблемы развития ребенка в условиях депривированного окружения // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 22-25 сент. М., 1998. С. 148-150.
24. Мухамедрахимов Р. Ж., Никифорова Н. В., Пальмов О. И., Гроарк К. Я., МакКолл Р. Б. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка М., 2009. 296 с.
25. Пальмов О. И., Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб., 2008. С. 140-156.
Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.