Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 94-101. УДК 391
Ю. А. Лебедева, С. Ф. Татауров
ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТЮРКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ
Рассмотрена история изучения орнаментального творчества сибирских татар за период XVIII-XXI вв. Отмечается создание обширной фактической базы для исследований и основные достижения исследователей, сделанные при изучении традиционной культуры этого народа. Указаны нераскрытые вопросы при изучении, в частности недостаточность сопоставления археологических и этнографических коллекций, что повлекло к отсутствию выделения традиционных элементов, характерных для орнамента сибирских татар. Дается оценка современному состоянию исследований в этом направлении и указывается на отсутствие обобщающих работ по орнаментальному творчеству сибирских татар в последнее время.
Ключевые слова: сибирские татары; Западная Сибирь; история изучения; культура; орнамент.
Yu. A. Lebedeva, S. F. Tataurov
STUDYING OF ORNAMENTAL ART OF THE TURKIC POPULATION OF SIBERIA
There is considered history of studying of ornamental creativity of the Siberian Tatars during the XVI11-XXI centuries. There is noted creation of extensive actual base for researches and the main achievements of the researchers made at studying of traditional culture of these people. There are noted ansolved questions at studying, in particular insufficiency of comparison of archaeological and ethnographic collections that has entailed to lack of allocation of the traditional elements typical for ornament of the Siberian Tatars. In article the assessment is given to a current state of researches in this direction and it is indicated lack of the generalizing works on ornamental creativity of the Siberian Tatars recently.
Keywords: Siberian Tatars; Western Siberia; history of research; culture; ornament.
Сибирские татары являются одним из самых многочисленных народов Западной Сибири и занимают практически всю лесостепную зону этого региона. В процессе своего формирования они вобрали в себя элементы культуры аборигенного и пришлого населения Сибири. Истоки орнаментальных традиций этого народа, поиску которого посвятили свои этнографические сезоны отечественные историки и этнографы, изучает наше исследование.
Орнамент является символическим воплощением культуры народа и выражает не только художественно-эстетические идеалы, но и несет в себе определенную сакральную нагрузку. Многие орнаментальные мотивы почти в неизменном виде сохранялись на протяжении долгого времени, передаваясь из
© Лебедева Ю. А., Татауров С. Ф., 2016
поколения в поколение. Каждая народность, в зависимости от эпохи, социально-экономических и политических обстоятельств, в ходе усиления или ослабления контактов с другими народами создавала свой неповторимый орнаментальный стиль.
По сравнению с другими народами Сибири, в частности селькупами и хантами, изучением которых занимались О. М. Рынди-на, Н. В. Лукина, Н. В. Чернецов [1], орнамент сибирских татар исследован значительно меньше. Особенно это касается вопросов формирования орнаментального искусства. Нераскрытыми остаются многие аспекты происхождения, взаимовлияния сибирских татар и сопредельных народов в процессе формирования их современного облика. Поэтому мы ставим перед собой цель рассмотреть исто-
рию изучения орнаментального искусства сибирских татар и выделить основные проблемы, которые до сих пор существуют в этом разделе традиционной культуры.
Стоит отметить, что одним из первых описал сибирских татар и поднял вопрос об их культурном облике Г. Ф. Миллер в трехтомном труде «История Сибири» [2]. В «Статьях о сибирских древностях» он рассказывает «о памятниках древности татарской, найденных в могильных холмах близ Абаканского и Саянского острогов». Труд Г. Ф. Миллера дополнен таблицами с рисунками вещей, которые он видел или купил, посещая Сибирь [3, с. 511-512].
Сведения об этом народе встречаются в очерках и других путешественников XVII-XVIII вв., материалы которых проанализировали и обобщили Э. П. Зиннер и Н. А. Томи-лов [4]. В своих работах им удалось систематизировать многочисленные источники, содержавшие сведения о сибирском населении и его народной культуре, в том числе орнаменте.
Сведения об орнаменте и декоре различных групп сибирских татар в полевых записках путешественников фрагментарны, часто поверхностны, без подробных рисунков, что, впрочем, можно объяснить тем, что авторы не ставили своей задачей точное и подробное описание изучаемого элемента культуры. Они акцентировали свое внимание, прежде всего, не на узорах, а на описании одежды, на материалах, из которых она была изготовлена, утвари, а также на некоторых ремеслах.
Научное значение орнамента осознавалось представителями русской науки и в дореволюционное время. В 70-х гг. XIX в. В. В. Стасов, говоря об орнаменте вышивки, заметил, что в нем лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон национальности. Также и А. А. Боголюбов утверждал, что туркменские ковры могут служить историческим материалом [5, с. 21].
До 1950-х гг. никаких исследований по изучению традиционной культуры тюрко-язычного населения Западной Сибири не проводилось. Дальнейшему накоплению источников для анализа традиционного орнаментального и декоративно-прикладного ис-
кусства сибирских татар способствовали проводившиеся с середины XX в. этнографические экспедиции, которые позволили расширить источниковую базу.
Сбор этнографической коллекции по сибирским татарам начинается в 1948 г. с экспедиции сотрудника МАЭ В. В. Храмовой в Тюменскую область, Тобольский район. Экспедиция была организована к татарам, живущим в Заболотье. Как отметила сама В. В. Храмова, «татары очень слабо изучены этнографически, а "заболотные" совсем не исследованы». Следующую экспедицию она совершила в 1953 г. в с. Карбана Тюменской области. Результаты своих исследований советский этнограф В. В. Храмова приводит в статье, посвященной описанию вышивки на головных уборах и полотенцах [6, с. 480-482]. По ее мнению, изобразительное искусство западносибирских татар бытовало в основном в виде вышивки на одежде. Однако исследователь не ставила перед собой задачи анализа орнамента сибирских татар и использования его для реконструкции этнической истории.
Рубежной датой в орнаментоведении народов Сибири стали 1950-1960-е гг., когда, благодаря работам С. В. Иванова, была создана научная основа, базирующаяся на сравнительно-историческом методе исследования. В основу своей работы он положил обширные, большей частью не опубликованные коллекции орнамента, хранящиеся в музеях, материалы, собранные во время экспедиций на Амур, а также литературные источники, рисунки и архивные данные, предоставленные в его распоряжение В. С. Ад-риановым, Н. А. Липской, Н. Ф. Прыткиной, А. А. Поповым, Б. О. Долгих.
Проделав огромный труд по выборке сибирского орнаментального материала из музейных коллекций и литературных источников, С. В. Иванов путем его сравнительного изучения выделил двенадцать типов орнамента, характерных для народов Сибири, из которых один - тоболо-иртышский - был присущ бухарцам и сибирским татарам [7, с. 375]. Исследователь характеризует данный тип орнамента как растительный, отличающийся крупными, криволинейными фигурами, главные из которых цветы, листья, гирлянды, спирали.
С 1969 г. начинаются комплексные ис-торико-этнографические экспедиции Томского государственного университета (1969— 1973), Омского государственного университета (1975-1993) под руководством Н. А. То-милова по изучению орнамента, что впоследствии выразилось в работах «Этнография тюркоязычного населения Томского При-обья», «Тюркоязычное население ЗападноСибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX в.», «Этническая история тюр-коязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI - начала XX в.» и др.
В них описаны культура сибирских татар в целом, их орнаментальное и декоративно-прикладное творчество: подробно рассмотрены и проанализированы одежда, головные уборы, обувь сибирских татар и их отдельных групп. В работах автор постарался проследить эволюцию и смену различных форм и видов одежды и обуви. Были показаны орнаменты, выполненные в конце XIX -начале XX в. группами тюркоязычного населения Западной Сибири - татарами, эуштин-цами, чатами и калмыками. Благодаря приведенной характеристике основных мотивов орнамента, приемов нанесения их на различные материалы Н. А. Томилов сформулировал вывод о поэтапном формировании декоративного искусства сибирских татар под влиянием мигрирующих в Западную Сибирь народов - русских, пришлых казанских татар, мишарей, бухарцев, узбеков и отчасти казахов.
Многочисленные предметы, собранные у сибирских татар во время экспедиций Н. А. Томилова, легли в основу научных каталогов МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Хозяйство и средства передвижения татар Западной Сибири, Культура татар Западной Сибири, Одежда татар Западной Сибири) [8].
В 1974 г. свои исследования сибирских татар с поездки к тарским татарам в с. Большие Мурлы Большереченского района Омской области и соседние селения для изучения хозяйства, культуры и быта начал В. Б. Богомолов.
Результаты полевых исследований 1970-х гг. были подробно освещены в его статьях [9]. В. Б. Богомолов выявил народы, которые оказали наибольшее влияние на декоративно-прикладное и орнаментальное ис-
кусство тарских татар. Декоративное искусство бухарцев, казанских татар, но главным образом русских влияло на архитектурный орнамент (наличники). От русских в конце XIX в. была заимствована пропильная резьба, а от казанских татар - часть способов вышивания (растянутый прямой и косой крест, косичка «елочкой», двойная гладь), от сибирских бухарцев - безворсовые ковры, орнамент на которых состоял из лент разного цвета, а иногда из сложных узоров в виде бордюров из прямых линий.
В статье об орнаменте барабинских татар В. Б. Богомолов осветил многообразие материалов, технических приемов и орнаментальных мотивов, изменяющихся в зависимости от материала, из которого изготовлено изделие. Здесь им впервые сделана попытка структурировать типы орнаментов: выделено десять типов, объединенных в три комплекса, каждый из которых связан с определенными материалами, техническими приемами, мотивами и несет информацию о различных периодах этнической истории группы [10, с. 106].
Эта структуризация позволила исследователю выявить общие признаки для орнамента барабинцев, а именно: лаконичность красок и строгость исполнения, а также основные мотивы - прямолинейные геометрические бордюры, сделать вывод о времени складывания преобладающих орнаментальных комплексов - средневековом периоде, и этногенетических связях, которые можно проследить на основе анализа этих комплексов.
Определенный вклад в изучение традиционной культуры сибирских татар внес Ф. Т. Валеев. В монографиях «Сибирские татары: культура и быт», «Татары Западной Сибири. История и культура» приводятся сведения об украшениях и одежде татар [11]. Однако работы носят во многом описательный характер, т. к. практически не затрагиваются вопросы типологизации тех или иных элементов.
Ученые других научных центров также занимаются исследованием западносибирских татар. С. В. Суслова в статье «Западносибирские сарауцы как историко-этнографи-ческий источник» анализирует головные уборы сибирских татар, примерно около 10 са-рауцев, представленные в Тобольском госу-
дарственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Все они имеют специфическое оформление нижнего, прилегающего ко лбу женщины края повязки. Это плотно обвитый золотой нитью жесткий ободок, придающий повязке вид диадемы [12, с. 119]. Кроме того, С. В. Сусловой был представлен уникальный систематизированный корпус историко-этнографических источников по народному костюму татар, проживающих в Татарстане и других регионах России [13]. В атласе были отражены развитие и распространение основных типов и вариантов народного костюма (головных уборов, одежды, обуви, украшений), выявлены его этнотерриториальные, этноконфессиональные и возрастные комплексы, общие и отличительные черты у разных групп народа, внутриэтнические взаимосвязи, в том числе между городом и периферией.
Ф. М. Буреева, ученица Н. А. Томилова, в 2011 г. по материалам своей кандидатской диссертации подготовила первую обобщающую работу по орнаментальному и декоративно-прикладному искусству сибирских татар [14]. В монографии впервые сделана попытка рассмотреть декоративно-прикладное искусство коренного тюркоязычного населения Тарского Прииртышья - тарских татар. К числу произведений декоративно-прикладного искусства этой группы Ф. М. Буреева относит предметы домашнего обихода, ювелирные украшения, одежду, оружие и снаряжения. В этом же ряду находится оформление архитектурного интерьера и фасада.
Ф. М. Буреевой на основе изучения орнаментики выявлены этнокультурные связи тарских татар. Наибольший объем информации по орнаментальному творчеству этой группы населения получен в ходе работы этнографических экспедиций 1970-1980-х гг. -удалось зафиксировать многочисленные узоры на различных изделиях. Экспедиционные данные были дополнены также материалами из музейных коллекций.
Для нас наиболее интересна вторая глава, в которой содержатся данные о композиционном составе орнаментов. Орнамент тар-ских татар композиционно делится на бордюры, розетки, сетки и свободные композиции. Вопрос об этнокультурных связях тар-ских татар затронут Ф. М. Буреевой в треть-
ей главе. В ней же автором были выделены этапы развития орнаментики тарских татар на основе разработки прикладной, изобразительной и отчасти семантической сторон орнаментов с учетом украшаемых предметов.
Информативной для нас является и статья Ф. М. Буреевой, посвященная орнаментированному полотенцу тарских татар [15, с. 54-58]. При его анализе с привлечением некоторых этнографических материалов автором статьи была сделана попытка реконструкции орнаментального комплекса коренного тюркоязычного населения Тарского Прииртышья конца XIX - начала XX в., а также выявления истоков одного из пластов в декоративном творчестве тарских татар. Исследователь пришла к выводу о композиционном и техническом декоре тарских полотенец, их соответствии узорам на изделиях русского и поволжско-татарского населения [16, с. 57]. В статье рассмотрена территория бытования геометрических орнаментов и, что является важным, сделана попытка выявить корни этого явления.
Однако все исследования Ф. М. Бурее-вой построены главным образом на этнографическом материале, в ее работах не привлекаются археологические коллекции и нет попыток сопоставления археологического материала с этнографическими данными.
В связи с этим мы считаем необходимым рассмотреть работы, основанные на археологических исследованиях памятников, соотносимых с сибирскими татарами.
Пик археологического изучения памятников Сибири приходится на последнюю четверть XX в., но еще в дореволюционный период данная территория привлекала многих исследователей. Здесь мы, прежде всего, имеем в виду раскопки, проведенные на городище Искер, или Кучумовом городище.
Так, в статье 1928 г., посвященной Вознесенскому городищу [17], В. П. Левашовой был опубликован археологический материал, собранный с памятника А. М. Жихаревым и Е. А. Клодтом в 1925 г., а также самим автором в 1926 г. Находки с Вознесенского городища состоят преимущественно из обломков керамики и костяного инвентаря, но встречаются и металлические вещи, каменные точильные бруски, поделки из дерева и бересты и др. [18, с. 89].
Стоит отметить, что В. П. Левашовой в статье была приведена классификация элементов орнамента. В основу деления на группы брался способ нанесения орнамента (резной, печатный, штампованный), в основу деления на отделы - инструмент, которым наносился орнамент (веревочка, круглый чекан, фигурный чекан и проч.), в основу деления на типы - сам характер отпечатков [19, с. 92]. В результате ею были выявлены аналогии мотивам с сибирскими и восточно-уральскими памятниками и явное сходство с татарскими памятниками, городищем Искер и могилами Тоянова городка.
Первые комплексные археолого-этно-графические исследования орнамента сибирских татар состоялись в 1980-е гг. Так, например, были предприняты попытки сопоставления декора керамических сосудов позднесредневековой Барабы с этнографическим материалом. Отдельная глава в книге «Бараба в эпоху позднего средневековья» посвящена предметам материальной и духовной культуры [20]. Средневековые памятники коренных жителей Барабы характеризуются большим количеством таких предметов, но их распределение в комплексах, которые можно увязывать с конкретными этническими группами, неравномерно. На археологических объектах, в основном поселениях, оставленных барабинскими татарами, южными хантами и селькупами, преобладает керамика. Однако вывод о точной этнической принадлежности памятников затруднен.
Среди материалов, обнаруженных на памятниках, имеется около 13 тыс. фрагментов сосудов. Анализ керамического материала позволил автору выделить 44 элемента орнамента (наиболее встречаемые из них 19), а также выявить характерные черты оформления различных частей сосуда. Всего было выделено 34 композиции.
Многочисленные сведения об орнаменте встречаются в публикациях различных археологических сборников. В качестве примера можно привести статью С. Ф. Татаурова и С. С. Тихонова, посвященную могильнику Бергамак II [21]. В рамках описания могильных комплексов и коллекций говорится об орнаментации предметов: как керамики, так и найденных украшений и оружия.
Ценный материал приведен в статье В. Б. Богомолова и Б. В. Мельникова о на-косном украшении XVII в. из Черталинского могильника. В погребениях XVIII в., исследуемых на территории Западной Сибири, различные виды украшений встречаются довольно часто. В основном это женские перстни, серьги, нашивные бляшки, браслеты, цепочки, бисер. Накосные украшения найдены в могильниках Томского Приобья и Бара-бы [22, с. 49]. Характерно, что эти украшения декорировались и украшались бисером, а часто и серебром.
В коллективной монографии «Нижне-тарский археологический микрорайон» большое значение для нас имеет раздел Л. В. Татауровой, посвященный керамическому комплексу позднего средневековья -нового времени. Данный раздел в целом представлен посудой с русских и татарских поселений и могильников. Татарская посуда хорошо изучена на памятниках Бергамакско-го микрорайона. Большая часть ее найдена на поселении Бергамак III и могильнике Берга-мак II (XVII-XVIII вв.), где проживала группа тарских татар [23, с. 169].
В данном разделе за основу взят комплекс посуды с поселения Бергамак III как наиболее представительный. Для систематизации материала осуществлена его типологи-зация (для данного региона она ранее не выполнялась). В результате сосуды были разделены на группы, затем выделены подтипы и проанализирована орнаментация. На всей исследованной керамике, таким образом, выделены 21 элемент орнамента и 25 мотивов, образующих композиции, отмечены характерные черты в оформлении орнаментом различных частей сосудов [24, с. 172].
Последующие статьи, посвященные тем или иным коллекциям, найденным в результате археологических раскопок памятников, дополняют наши сведения о культуре населения Среднего Прииртышья [25]. Статья В. Б. Богомолова и М. А. Корусенко «Женский головной убор тюркского населения низовьев реки Тары XVII-XVIII веков» посвящена результатам раскопок курганно-грунтового могильника Чеплярово XXVII и реконструкции найденных там деталей одежды и головных уборов населения Тар-ского Прииртышья в позднем средневековье
[26, с. 142]. В данный ряд стоит включить и совместную статью 2012 г. М. А. Корусенко и Н. С. Барановой [27]. В ней авторы делают вывод о бедности погребений инвентарем и иными находками. Материалы только двух могил позволили уверенно интерпретировать их и реконструировать как фрагменты комплекса украшений и частично одежды позд-несредневекового населения бассейна р. Тары. Уверенно были реконструированы головные уборы, накосники, шейные, ушные украшения и с несколько меньшей степенью уверенности женские и мужские пояса.
В последние годы также не снижается интерес к изучению различных аспектов культуры сибирских татар. Определенный вклад в разработку вопросов о керамике сибирских татар внесли А. В. Матвеев и С. Ф. Татауров. Ими приведена дискуссия о правомерности использования термина «татарская керамика». Исследователи сообщают об осуществленном анализе многочисленных керамических комплексов XIV-XVI вв. Среднего Прииртышья, Приишимья, Прито-болья, Притомья и Барабы, который подтвердил вывод о схожести орнаментальных мотивов [28, с. 233]. Важным оказывается факт фиксации бесконтактного восприятия новых элементов орнамента и, возможно, форм сосудов. Тем самым очевидно, что изменения в керамическом производстве могли происходить не только под влиянием контактов с другим населением, но и путем копирования элементов орнамента со случайных находок более ранней керамики [29, с. 216].
Таким образом, мы видим, что исследователями в их статьях четко отражено многообразие материалов, технических приемов и орнаментальных мотивов. В них затронуты отчасти вопросы, касающиеся происхождения орнамента сибирских татар, его связей с декором других народов.
Тем не менее, несмотря на то, что при разработке проблемы изучения орнамента коренных народов Сибири была создана обширная фактическая база для дальнейших исследований, некоторые материалы до сих пор остаются не введенными в научный оборот. В частности, речь идет о коллекциях археологических памятников Омского Прииртышья, представленных керамикой и теми
украшениями и одеждой, которые имеются в наличии в фондах музеев.
В работах исследователей, строивших свои повествования и выводы на основе археологического материала, не приведено практически никаких данных насчет этно-идентификации археологических комплексов. Определенный сдвиг в этом направлении был сделан только Л. В. Татауровой [30]. Нерешенный вопрос этничности археологических памятников и коллекций значительно затрудняет выделение собственно татарских компонентов орнамента, что является довольно актуальным на сегодняшний день. Возможным это представляется только при анализе и сопоставлении комплексов как археологических, так и этнографических источников.
К тому же в работах авторов, как правило, рассматривались лишь частные элементы исследуемого явления (здесь мы, прежде всего, имеем в виду интерес авторов к орнаментальному творчеству отдельных групп сибирских татар: тарских, барабинских или томских), часто поверхностно, что, несомненно, не могло отразить всей полноты этого объемного по наполнению феномена культуры. И в заключение отметим, что на сегодняшний день при довольно широкой источ-никовой базе отсутствуют какие-либо обобщающие работы по культуре сибирских татар, которые объединили бы все виды их орнаментального и декоративно-прикладного искусства. За последние 5 лет в ведущих научных журналах: «Сибирские исторические исследования», «Этнографическое обозрение», «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий» - ни одной статьи не было посвящено орнаментальному творчеству сибирских татар.
На наш взгляд, важным является дальнейшее изучение орнамента сибирских татар: выявление элементов, присущих татарскому орнаменту, как на археологическом, так и на этнографическом материале, рассмотрение орнаментальных композиций. Значительное внимание следует уделить тому, какие предметы орнаментировались, техническим приемам исполнения орнамента, а также его роли, месту и значению в декорировании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернецов В. Н. Орнамент ленточного типа у обских угоров // СЭ. - 1948. - № 1 ; Лукина Н. В., Рындина О. М. О семантике орнамента восточных хантов // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. - С. 129-142 ; Их же. Криволинейный орнамент восточных хантов // Искусство и фольклор народов Западной Сибири. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1984. -С. 52-66 ; Рындина О. М. Очерки культуроге-неза народов Западной Сибири. - Т. 3 : Орнамент. - Томск : Изд-во ТГУ, 1995. - 640 с. ; Ее же. Комплексная природа орнамента и методика ее исследования // Археология, антропология и этнография Сибири. - Барнаул, 1996. - С. 97-105 ; Ее же. Орнаментальное творчество в пригородных селениях Томска // Труды музея г. Северска. Музей и город. -Томск, 2000. - Вып. 1. - С. 51-55 ; Лукина Н. В., Рындина О. М. Система признаков для описания орнамента // Народы СевероЗападной Сибири. - Томск : Изд-во Том. унта, 2002. - Вып. 10. - С. 53-64.
2. Миллер Г. Ф. История Сибири. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999-2005. - Т. 1-3.
3. Там же. - М., 1999. - Т. 1. - С. 511-512.
4. Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. - Иркутск : Восточно-сибирское кн. изд-во, 1968. - 244 с. ; Томилов Н. А. Поселения сибирских татар в трудах ученых и путешественников конца XVI-XIX в. // Этно-графо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Омск : Наука, 2005. -Т. 8. - С. 21-36.
5. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (По материалам XIX -начала XX в.). - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. - С. 21.
6. Храмова В. В. Западносибирские татары // Народы Сибири. - М. ; Л., 1956. - С. 480482.
7. Иванов С. В. Орнамент // Историко-этногра-фический атлас Сибири. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961. - С. 375.
8. Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. - Новосибирск : Наука, 1999. -258 с. ; Культура татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. -Омск : Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2003. -216 с. ; Смирнова Е. Ю. Одежда татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. - Омск : Наука, 2009. - 139 с. - URL: http://www.library.omsu.ru.
9. Богомолов В. Б. Новые материалы по орнаменту тарских татар // Материалы III отчетной научно-методической конференции Омского государственного университета : тез. докл. и сообщ. - Омск, 1977. - С. 189-190 ; Его же.
Орнамент барабинских татар // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск : Наука, 1978. - С. 123-135 ; Его же. Орнамент тарских татар // Этнокультурные явления в Западной Сибири. - Томск : Изд-во Томского университета, 1978. - С. 159-171 ; Его же. Орнамент барабинских татар как ис-торико-этнографический источник // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. -Омск, 1979. - С. 105-112 ; Его же. Изделия из бересты барабинских татар // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. - Томск : Изд-во Томского университета, 1987. - С. 113-135.
10. Богомолов В. Б. Орнамент барабинских татар как историко-этнографический источник. -С. 106.
11. Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань : Татарское кн. изд-во, 1992. -207 с. ; Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. - Новосибирск : Наука, 1996. - 224 с. (Культура народов России; Т. 2).
12. Суслова С. В. Западносибирские «сарауцы» как историко-этнографический источник // Сибирские татары. - Казань : Институт истории АН РТ, 2002. - С. 119.
13. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX -начало XX в.) // Женские украшения казанских татар середины XIX - начала XX в. - М. : Наука, 1980. - С. 68-87.
14. Буреева Ф. М. Орнамент тарских татар конца XIX-XX веков: к проблеме этнокультурной истории. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. -144 с.
15. Буреева Ф. М. Орнаментированное полотенце тарских татар из собрания Омского государственного историко-краеведческого музея // Труды по археологии и этнографии ОГИК музея. - Омск : Изд-во ОГИК музея, 2006. -С. 54-58.
16. Там же. - С. 57.
17. Левашова В. П. Вознесенское городище // Известия Государственного Западно-Сибирского музея. - 1928. - № 1. - С. 87-97.
18. Там же. - С. 89.
19. Там же. - С. 92.
20. Молодин В. И., Соболев В. И., Соловьев А. Н. Бараба в эпоху позднего средневековья. -Новосибирск : Наука, 1990. - 262 с.
21. Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Могильник Бер-гамак II // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1996. - Т. 1. - С. 58-84.
22. Богомолов В. Б., Мельников Б. В. Накосное украшение XVII века из Черталинского могильника // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. - Т. 2. - С. 49.
23. Нижнетарский археологический микрорайон / отв. ред. В. И. Матющенко. - Новосибирск : Наука, 2001. - С. 169.
24. Там же. - С. 172.
25. Матвеев А. В., Трофимов Ю. В. Исследование городища позднего средневековья Кошкуль IV в Тарском Прииртышье в 2003-2004 гг. // Труды по археологии и этнографии ОГИК музея. - Омск, 2006. - С. 69-86.
26. Богомолов В. Б., Корусенко М. А. Женский головной убор тюркского населения низовьев реки Тары XVII-XVIII веков // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Омск : Наука, 2006. - Т. 9. -С. 142.
27. Корусенко М. А., Баранова Н. С. Опыт реконструкции предметов одежды и украшений позднесредневекового населения бассейна реки Тары (по материалам могильника Чепля-рово XXVII) // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. -Омск : Издатель-Полиграфист, 2012. - Т. 12. -С. 208-227.
28. Матвеев А. В., Татауров С. Ф. «Татарская керамика» Западной Сибири: проблема соотнесения керамической традиции с конкретным этнокультурным образованием // Этнические взаимодействия на Южном Урале : сборник научных трудов. - Челябинск : Рифей, 2013. -С. 233.
29. Татауров С. Ф. Керамика тюркоязычного населения Западной Сибири XII-XVI веков: от поиска к стандарту // Творчество в археологическом и этнографическом измерении : сборник научных трудов. - Омск : Наука, 2013. - С. 216.
30. Нижнетарский археологический микрорайон / отв. ред. В. И. Матющенко. - Новосибирск : Наука, 2001. - 252 с.