Научная статья на тему 'Изучение орнамента как способ формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов'

Изучение орнамента как способ формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / ORNAMENT / FINE ART / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Аманжолов Сейткали Абдикадырович, Скворцов Константин Алексеевич

Изучение орнамента выступает средством достижения определенных результатов в процессе развития творческой активности будущих преподавателей изобразительного искусства. Раскрытые в статье аспекты и функции орнаментального искусства позволяют применять его изучение в образовательном процессе педагогических вузов в качестве эффективного способа построения у будущих педагогов целостной картины окружающего мира и развития художественно-творческой активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Аманжолов Сейткали Абдикадырович, Скворцов Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Ornament as a Way of Creating Students’ Artistic and Creative Activity in Graphic Arts Faculties of Pedagogical Universities

The study of ornament is a means of achieving certain results in the development of creative activity of future teachers of fine arts. The article reveals the aspects and functions of ornamental art which makes it possible to apply its study in the educational process of pedagogical universities as an effective way to build a complete picture of the world and the development of students’ artistic and creative activity.

Текст научной работы на тему «Изучение орнамента как способ формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов»

1УДК 372.874 ББК 74.268.51

ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

К. М. Зубрилин, С. А. Аманжолов, К. А. Скворцов

Аннотация. Изучение орнамента выступает средством достижения определенных результатов в процессе развития творческой активности будущих преподавателей изобразительного искусства. Раскрытые в статье аспекты и функции орнаментального искусства позволяют применять его изучение в образовательном процессе педагогических вузов в качестве эффективного способа построения у будущих педагогов целостной картины окружающего мира и развития художественно-творческой активности студентов.

Ключевые слова: орнамент, изобразительное искусство, художественно-творческая активность, художественно-графические факультеты.

THE STUDY OF ORNAMENT AS A WAY OF CREATING STUDENTS' ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY IN GRAPHIC ARTS FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

K. M. Zubrilin, S. A. Amanzholov, K. A. Skvorcov

Abstract. The study of ornament is a means of achieving certain results in the development of creative activity of future teachers of fine arts. The article reveals the aspects and functions of ornamental art which makes it possible to apply its study in the educational process of pedagogical universities as an effective way to build a complete picture of the world and the development of students' artistic and creative activity.

Keywords: ornament, fine art, artistic and creative activity, artistic and graphic faculties.

Анализ научных публикаций по проблеме влияния изучения орнамента как формы искусства народов мира на художественно-творческую активность студентов, а также накопленный ценный практический опыт преподавания орнаментальной композиции в педагогических вузах позволяет прийти к выводу о педагогической значимости этой проблемы.

Для предметного понимания того, как орнамент может выступать средством достижения определенных результатов в процессе развития творческой активности будущих преподавателей изобразительного искусства, необходимо рассмотреть весь механизм этого процесса.

Принято различать несколько содержательных аспектов в искусстве орнамента. Остановимся на них подробнее.

Аксиологический аспект - понимание орнамента в качестве носителя определенной ценности. Это положение крайне важно для раскрытия сущности орнаментального искусства. Именно ценностное отношение к объекту, действительности выступает чаще всего как побуждающий мотив к действию, творчеству. В данном контексте ценности, возникающие в сознании студентов в процессе изучения орнаментального искусства, являются одновременно и средством, и критерием в развитии их художественно-творческой активности.

Исследование ценностных систем в конкретно-историческом подходе служит базовым методом изучения общества и культуры в их генезисе. Постольку поскольку взаимосвязь ценностного аспекта, познания и акта действия являются сутью структуры человеческой активности. Общество посредством аксиологических категорий определяет границы области интересов разных групп общества и отдельных его представителей.

Если говорить о ценностных ориентациях личности, таких как убеждения, вера, представления, принципы, интересы, то именно они и позволяют дистанцироваться в обществе отдельному человеку или группе за счет уникальности характеристик. Отношение к миру, основанное на предпочтениях и взглядах, выраженных в определенной системе ценностей, побуждает к изменению окружающей реальности через действие, творчество и иные формы проявления активности.

Гносеологический аспект. Изучение орнамента народов мира базируется на развитии творческого мышления. Особенностью процесса является то, что речь идет о варианте действенного познания - на основе живого созерцания объекта, применения эмоциональных и эстетических компонентов сознания. В контексте гносеологии орнамент уникален: он универсален и неисчерпаем по своему содержанию.

Человек в процессе восприятия окружающего мира познает его через образы, и знания его о мире находят свое выражение в образном мышлении. Как пишет Ю. И. Романов, на любом уровне бытия человека и в процессе становления человеку свойственно образное отражение [1, с. 25]. Эти же мысли прослеживается в рабо-

тах И. Ф. Смолянинова. Он пишет, что воспроизведение образного мира выступает результатом духовного переживания, переосмысления действительности посредством передачи этих переживаний в образности искусства, смысл которой - в самой жизни [2, с. 33].

Семиотический аспект. Орнамент - это, прежде всего, система символов, знаков и образов в прикладном творчестве народов мира. Для этой области искусства свойственна передача окружающего мира в материальной форме: наглядной и осязаемой. Сущность орнамента кроется в его структуре, в отношении образов, символов, знаков. С их помощью фиксируется информация о восприятии окружающего мира людьми определенной эпохи. В орнаменте зашифрована система аксиологических значений, раскрывающих эстетические, идеологические, культурно-этические нормы общества.

Образное восприятие - это установление целостной картины образа воспринимаемого нами объекта. Согласно теории Юнга, символ выступает в качестве архетипа. Он уподобляет психический процесс создания образов в человеческом сознании процессу образования соцветия растения [3, с. 122].

В художественном творчестве культовая символика передается в орнаментах, это свойственно народам всего мира. Широко известно магическое обозначение божественной сущности через геометрические формы (квадрат, круг, ромб, треугольник), символическим значением наделялись природные образы и явления (деревья, животные, стихии). Растительные мотивы, архетипический образ Древа Жизни символизирует эволюцию, изображение женщины - Великую Мать, прародительницу всего живого на земле. Орнаменты народов Востока и сегодня имеют особое значение. Культовое значение природных явлений особенно характерно для орнаментального искусства Китая и Японии.

Примером символики, характерной для орнаментов русского народа в декоративно-прикладном творчестве, является мезенская роспись, наполненная геометрией знаков и загадочными образами. Она выполнялась мастерицами на прялке. Здесь сама пряжа выступает емким символом живой Вселенной. В образах

орнамента переданы зашифрованные обозначения всего Божественного мира: небесной тверди с солярным божеством, полетом птиц и стихий, мира земного с вечным движением солнечных коней и оленей, а также подземного мира, таящего образы, таинственно связанные и взаимодействующие друг с другом.

По определению Г.В.Ф. Гегеля, символ - это посредническое звено между изобразительностью и условностью, выраженной через знак. Символы, по его мнению, играют важную роль в искусстве, поскольку служат не только средством передачи художественного содержания, но и обозначают форму условности.

Историк культуры, специалист по символике античности Алексей Федорович Лосев многие свои исследования посвятил анализу символов. По мнению ученого, знаки в искусстве могут выполнять изобразительную и неизобразительную функции, то есть выступать неким индексом, служащим для передачи условности. В труде «Знак, символ, миф» он раскрывает природу символа: это не нечто аморфное, мертвое, - символ олицетворяет мощь действительности [4, с. 62]. Важным выводом в работе является мысль о том, что в результате процесса познания образ очищается от всего лишнего и воспроизводится в силе своей сущности, как результат внутренней бытийной закономерности, а не просто обманчивой поверхностности реального мира.

При анализе орнаментального искусства следует отметить, что образ, символ и знак являются формами человеческого сознания. В народном искусстве мастер создает определенный порядок гармонии узора, стремясь запечатлеть магические обереги. Тем самым он создает в рисунке орнамента зашифрованную защиту, оберег от злых природных сущностей для сохранения семьи, дома, близких. Используя в орнаментальном искусстве символические образы и знаки как способ магического освоения мира, народный художник всегда интуитивно осознавал духовную сила орнамента.

Гедонический аспект. Эта особенность орнамента заключается в определяющей роли чувств и эмоций, в силе переживаний человека, символически транслируемого из реального мира в творческое произведение автора. Большая советская энциклопедия [5, с. 180] трактует

гедонизм как стремление к наслаждению. Это стремление признается главенствующим и определяющим в действиях человека. Древнегреческий философ Эпикур вносит важное дополнение о необходимости духовного начала в наслаждении. Эта ремарка вполне справедлива в отношении орнаментального искусства. Процесс его изучения позволяет студенту получить эстетическое наслаждение, которое является одним из основных факторов в развитии художественно-творческой активности студентов.

Познавательный аспект. Изучение искусства орнамента народов мира расширяет границы знаний о культуре, истории, содержании мировоззрения людей. Ознакомление студентов с основами орнаментального искусства включает в себя разные сферы как гуманитарного, так и точного знания: мировая культура, художественное творчество народов мира, декоративно-прикладное искусство, математика. На стыке разных областей знания развивается не только их способность глубоко освоить основы художественной деятельности, но и творческая активность, позволяющая применять многогранные знания в творческой практике.

Воспитательный аспект. Изучение искусства орнамента решает целую палитру воспитательных задач. Оно основано на познании непреходящих ценностей, таких как добро, красота, истина. Познание этих начал напрямую влияет на формирование духовно-нравственных основ зрелой личности.

Воплощенная в орнаменталистике духовная культура общества складывалась веками, она сумела запечатлеть в себе массу подлинно народных традиций и обычаев, которые формировали его нравственную культуру в определенные исторические периоды развития. Орнаментальное искусство передает нравственные смыслы и ценности народной педагогики, вобравшей в себя лучшие черты и формы поведения: почтение к старшим, любовь к труду, высокую нравственность. Культура поведения, гостеприимство, искренность, скромность, забота о ближнем - все это нашло отражение в орнаментах народных умельцев через запечатленные в них образы и символы.

Идеологический аспект орнамента - крайне важный для формирования творческих основ деятельности будущего преподавателя

изобразительного искусства. Он показывает связь художника, мастера и общества. В творческой деятельности человек всегда выступает как представитель определенного слоя общества, носитель его культуры, взглядов и норм. Желание народа выразить в творчестве свою самобытность позволило сохранить в его орнаментальном искусстве традиции и ценности, сформированные веками в его культуре. Национальное своеобразие - это одна из граней общечеловеческой культуры, путь к освоению которой лежит через использование народных традиций, глубоко отраженных в искусстве орнамента, в сочетании с прогрессивными современными формами эстетического воспитания молодежи, стимулирующих ее к творческой активности.

Эстетический аспект присутствует фактически в любом из видов орнаментального искусства как формы народного творчества. Эстетическая составляющая при изучении орнаментального искусства неразрывно взаимосвязана с другими аспектами: воспитательным, гедоническим, идеологическим. Вполне закономерно, что орнамент как сфера искусства направлен на формирование стремящихся активно проявить себя духовных начал в человеке: его нравственности, художественного чувства, эстетической культуры как неотъемлемых атрибутов художественно зрелой личности.

Важно отметить также главные функции орнамента как социально значимой сферы человеческой практики - эстетическую и утилитарную.

Эстетическая функция удовлетворяет общество в потребности красоты. Можно говорить в этом контексте об определенном арт-терапевтическом эффекте воздействия орнамента на человека: орнамент в силу своих вышеперечисленных аспектов формирует благотворную среду, оказывающую позитивное воздействие на эмоциональный и чувственный фон человеческой психики.

Утилитарная функция орнамента предопределена спецификой творчества. Он традиционно воспринимался в народной культуре как оберег. В нем содержится зашифрованная

информация, которая имела большой смысл для древних цивилизаций. Сегодня мы воспринимаем орнамент не столь непосредственно -как декор, оформление, как предмет изучения культуры народов мира.

Таким образом, раскрытые выше аспекты и функции орнаментального искусства позволяют применять его изучение в образовательном процессе педагогических вузов в качестве эффективного способа построения у будущих педагогов целостной картины окружающего мира и развития художественно-творческой активности студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романов Ю. И. Образ, знак в искусстве. Научное издание. Философско-методологиче-ский анализ. - СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 1993. - 130 с.

2. Смолянинов И. Ф. Природа художественного образа. - М.: Знание, 1982. - 64 с.

3. Юнг К. Г. Человек и его символы. - М., 1998. - 367 с.

4. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 480 с.

5. Гедонизм // БСЭ. Т. 6. - М., 1976. - 435 с. -С. 180.

6. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2011. - 187 с.

REFERENCES

1. Romanov Yu. I. Obraz, znak v iskusstve. Nauch-noe izdanie. Filosofsko-metodologicheskiy analiz. St. Petersburg: In-t im. I. E. Repina, 1993.130 p.

2. Smolyaninov I. F. Priroda khudozhestvennogo obraza. Moscow: Znanie, 1982. 64 p.

3. Jung C. G. Chelovek i ego simvoly. Moscow. 1998. 367 p. (in Russian)

4. Losev A. F. Znak. Simvol. Mif. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1982. 480 p.

5. Gedonizm. In: BSE. Vol. 6. Moscow, 1976. 435 p. P. 180.

6. Lomov S. P., Amanzholov S. A. Metodologiya khudozhestvennogo obrazovaniya: ucheb. poso-bie. Moscow: Prometey, 2011. 187 p.

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий Кафедрой живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Chairperson, Painting Department, Graphic Arts Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Аманжолов Сейткали Абдикадырович, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Amanzholov Seytkali A., ScD in Education, professor, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Скворцов Константин Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор Кафедры живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета

e-mail: [email protected]

Skvortsov Konstantin A., ScD in Education, professor, Painting department, Graphic Arts Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.