_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 37.02.
И.А. Герасимов
учитель физики ГБОУ лицей № 1547, г. Москва, РФ e-mail: [email protected] Г. А. Синицына
Студент, 4-ый курс
ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана"
г. Москва, РФ e-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЙ ФИЗИКИ В ПЯТОМ КЛАССЕ.
Аннотация
В работе рассматривается вопрос о преподавании тем "Дискретное строение вещества" и "Взаимодействие тел" в рамках программы дополнительного образования "Домашний эксперимент по физике". Приводятся планы соответствующих уроков.
Ключевые слова
Дополнительное образование, физико-математический лицей, физика в школе, профильная подготовка.
В предыдущих работах [1, стр. 13] мы приводили описание программы дополнительного образования "Домашний эксперимент по физике", которая была разработана на основе пособия [2] и модернизирована с целью преподавания в шестом классе. Программа дополнительного образования представляет собой начальный этап профориентационной подготовки по физике и направлена на выявление у учащихся потенциала к углубленному изучению точных наук и дальнейшее его раскрытие. В основу объяснения законов физики положены простые наглядные эксперименты, которые учащиеся в состоянии повторить дома. Некоторые эксперименты учащимся предлагается сделать самостоятельно. Все эксперименты коллективно обсуждаются, что на начальном уровне формирует такие навыки, как умение делать выводы на основании полученных экспериментальных данных и умение строить логические цепочки на основании полученных теоретических знаний, а также умение обобщать теоретические знания и результаты эксперимента. С учетом анализа современных исследований в области психологии подросткового возраста [3, стр. 259] было решено модернизировать программу и адаптировать ее к преподаванию и в пятом классе.
Программа дополнительного образования знакомит учащихся со многими вопросами современной физики, в том числе вопросами межатомного взаимодействия. Однако, есть определенная сложность, которая заключается в том, что ребята еще не знакомы со многими элементарными понятиями. Например, понимание основ нанотехнологий невозможно без понимания дискретного строения вещества и понятия того, что такое сила взаимодействия. Таким образом, появилась необходимость проведения уроков, объясняющих на простых примерах, понятных учащимся пятого класса, данные вопросы. В данной статье мы приводим планы уроков по темам "Дискретное строение вещества" и "Сила".
Урок 1. Дискретное строение вещества.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о дискретном строении вещества. Дать историческую справку по данному вопросу.
1. Слово учителя (основные тезисы).
Все вещества состоят из частиц. Между частицами - пустота. Более того, этой пустоты больше чем материи. Первыми, кто это предположил, были древние греки. Согласно учению древнегреческого философа Демокрита Абдерского, существуют только атомы и пустота между атомами. Он считал, что атомы - это мельчайшие неделимые, не возникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) частицы, обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех вещей, свойства
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
которых определяются формой составляющих их атомов. Его последователи называются атомистами. Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности. Сейчас мы знаем, что по-своему правы были и те, и другие.
Однако, после древних греков, глобально вопросом атома, его свойств и строения почти никто не занимался вплоть до 18 века. В 18 веке в России Михаил Васильевич Ломоносов разработал так называемую корпускулярно-кинетическую теорию тепла, согласно которой все вещества состоят из корпускул - молекул, которые являются «собраниями» элементов - атомов. Такое представление о дискретном строении вещества имеет место и сегодня. Кстати, давайте обратим внимание на слово "дискретное". Дискретное означает "состоящее из нескольких частей".
2. Понятие "Диффузия".
Слово учителя (основные тезисы):
Теперь, давайте подумаем о том, что доказывает тот факт, что все мы состоим из отдельных частиц. Одним из доказательств этого является явление диффузии.
Диффузия (лат. diffusio — распространение) — процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого. Рассмотрим 2 цилиндра с разными газами, которые соединены между собой (рис. 1, а). Если между ними есть соединение, например, соединяющая их щель, то молекулы одного газа будут постепенно проникать между молекулами другого (рис. 1, б).Во время демонстрации рекомендуется использовать модель "Диффузия" из мультимедийного образовательного комплекса "1С:Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 класс".
3. Вопрос к аудитории. Где, исходя из ваших личных наблюдений, диффузия идет быстрее, а где медленнее - в газах, жидкостях или твердых телах?
а б.
Рисунок1- К объяснению понятия "Диффузия"
Вопросы к аудитории для проверки обратной связи:
1. Что означает слово «дискретностное»?
2. В чем суть атомистического учения Демокрита Абдерского?
3. Из чего мы состоим согласно корпускулярно-кинетической теории М.В. Ломоносова?
4. Что такое диффузия?
Урок 2. Сила.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «сила».
1. Слово учителя (основные тезисы).
На прошлом занятии мы с Вами уяснили, что все тела состоят из мельчайших частиц - атомов и молекул. Также мы с Вами познакомились с таким понятием как диффузия.
2. Вопрос к аудитории. Что такое диффузия?
3. Слово учителя (основные тезисы).
Как Вы помните, в твердых телах диффузия протекает медленно, а в жидких и газах - быстрее. Во всем виноваты так называемые силы притяжения и отталкивания между молекулами. Они и определяют, куда и как будет двигаться молекула. Давайте возьмем небольшой предмет и попробуем сдвинуть его с места. Предмет движется только, если мы его толкаем. В физике это называется "действовать силой". Сила является
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
мерой взаимодействия тел. Если рукой взять книжку и потянуть ее, то она будет двигаться и сила тяги, действующая со стороны руки на книжку, будет причиной этого движения (рис. 2). Теперь давайте каждый из Вас возьмет книжку или несколько тетрадок сложенных одну на другую и попробует слегка толкнуть их. Сразу ли они будут двигаться?
4. Вопрос к аудитории. Почему книги не сразу двигаются? Какой вывод можно из этого сделать?
5. Слово учителя (основные тезисы). Причина того, что стопка тетрадей или книга стала двигаться не сразу, заключается в том, что есть сила, противодействующая силе тяги.
6. Вопрос к аудитории. Как вы думаете, от чего зависит эта противодействующая сила?
7. Слово учителя (основные тезисы).
Итак, движению всегда противодействует сила трения (рис. 3). Эта сила зависит от структуры и материала соприкасающихся поверхностей, самой силы тяги и веса материала. В скором будущем мы с Вами поймем, что вес и масса - это разные параметры.
Мы с Вами узнали, что сила может не только являться причиной движения, но также и препятствовать ему.
Теперь давайте рассмотрим еще одну силу - силу притяжения. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, согласно которому все тела, имеющие массу, притягиваются. Причем сила притяжения тем больше, чем больше массы этих тел и чем меньше расстояние между этими телами. Так вы, например, притягиваетесь к Земле. Но не только к Земле. Вы притягиваетесь к мебели в кабинете, она тоже притягивается к Вам. Вы притягиваете все планеты Вселенной и они притягивают Вас.
8. Вопрос к аудитории. Почему, если все Вас притягивает, Вы все-таки в первую очередь притягиваетесь к Земле?
Вопросы к аудитории для проверки обратной связи:
1. Как вы поняли, что такое сила?
2. Что такое сила трения. В каких случаях она появляется?
3. Что такое сила притяжения. От чего она зависит?
Список использованной литературы:
1. Герасимов И.А., Курочкина О.Н., Моисеев Б.А. Элементы предпрофильной подготовки в физико-математическом лицее // Роль психологии и педагогики в развитии общества. Сборник статей международной научно-практической конференции (23 апреля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА
///// / 7
Рисунок 2 - Сила тяги
Рисунок 3 - Сила трения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
САИНС, 2015 г. - С. 12-16.
2. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007 г. 207 стр.
3. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. Москва, 2008 // Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса : хрестоматия / Сост. В.Л. Соколов. - Москва : АНО ПЭБ, 2008. - С. 257-302.
© Герасимов И.А., Синицына Г.А., 2016
УДК 378.1; 371.3
Громова В. В.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-
институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ КАК ФОРМЫ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация
В статье описана практика историко-культурного определения важности педагогических конструктов в работе педагога, приведены определения и возможности использования педагогических конструктов.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология, педагогические конструкты.
В процессе историко-культурного обновления, модификации и оптимизации возможностей и условий профессионально-педагогической деятельности появляется термин «педагогические конструкты», используемый в качестве продукта оптимального решения задач, верификации моделей и матриц построения того или иного процесса или процедуры в современной педагогике. Определив работы [1-8] в качестве программно-педагогического обеспечения формирования культуры самостоятельной работы личности, уточним возможности и специфику использования педагогических конструктов в работе педагога.
Педагогические конструкты - модели оптимизации и организации педагогической деятельности в макро-, мезо- и микроуровневой дифференциации педагогической поддержки, определяющей возможность повышения качества решения задач развития личности в системе непрерывного образования на определенной ступени с учетом детерминированных факторов и возможностей образования и личности, включенной в систему образования.
Педагогические конструкты - педагогические средства, обеспечивающие повышение качества абстрактно-деятельностного решения задач в процесс педагогического становления педагога в модели профессионально-трудовых отношений.
К педагогическим конструктам можно отнести те элементы и продукты современного образования, благодаря которым выстраивается реализуемая возможность определения и решения тех или иных задач. Одним из таких явлений определяется педагогическая методология, выбор методологического подхода в уточнении категориального аппарата фасилитирует построение и верификацию реализуемого проекта и продукта деятельности педагога. Другим конструктом в решении задач педагогической деятельности является построение системы принципов педагогического взаимодействия в определенном направлении анализа качества решения проблем педагогической деятельности (социализации, самореализации, воспитания, фасилитации и пр.), конкретизирующей общие, предметные, частно-предметные и частно-